Главные вкладки

    Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе общеразвивающей направленности."Звук [у]" (ЗКР)
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

    Кирильцева Мария Владимировна

    Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе общеразвивающей направленности."Звук [у]" (ЗКР)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_ood_po_zkr_v_starshey_gruppe_zvuk_u.docx20.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе общеразвивающей направленности.

    Тема: «Звук [У]»

    Цель: произносят отчетливо звук [у].

    Задачи:

    Образовательные: определять звук [у] в словах.

    Развивающие: учить правильно и отчетливо произносить звук [у] (изолированно, в звукосочетаниях, словах)

    Воспитательные: воспитывать у детей умение слушать взрослого и сверстников.

    Материалы и оборудования: Красный замок и его хозяйка, кукла Уля, красиво оформленная коробочка для картинок, картинки (улей, ужи, улица, укроп, усы, удод), игрушки (поезд, утка с утятами, утюг, удочка), буквенные кассы, демонстрационные буквы.

    Вид деятельности: 

    - коммуникативная;

    - игровая

    Ход образовательной деятельности.

    1.        Оргмомент

    Психогимнастика. Релаксация.

    Вносится кукла. Это — Ульяна. Послушайте, что с ней произошло.

    Шла Ульяна с огорода,

    Повстречала там урода.

    А урод стоит на палке

    С бородою из мочалки.

    Что это было? (Огородное пугало.) Покажите, как испугалась Уля. Изобразите огородное пугало. Ой, какое оно страшное!

    Логопед и дети изображают испуг.

    Огородное пугало долго стояло, всех птиц испугало. Почувствуйте напряжение шеи, рук, туловища, ног. Изобразите летящих птиц. Ваши руки и тело расслаблены. Вы смелые, никого не боитесь. Я хочу посмотреть, какие вы смелые.

    2.        Сообщение темы занятия

    Каким именем мы назвали куклу? (Уля.) Какой первый звук вы услышали в слове Уля? (Звук у.) Где мы можем услышать звук у? Кто воет у-у-у? (Воют волки.) Зимой ветер воет ... (у-у-у). Звук у произносится с усилением и ослаблением голоса.

    Сегодня мы будем произносить много слов со звуком у, познакомимся с буквой у.

    3.        Характеристика звука у по артикуляционным и акустическим признакам

    Выставляется игрушка или картинка — поезд.

    Какой сигнал подает машинист? (У-у-у.) Поезд гудит ... (у-у-у). Произнесите звук у. Что стало с вашими губами? (Они вытянулись в трубочку.) Попробуем спеть звук у. «Растяните ниточку». Что вы можете сказать об этом звуке? (Он поется, тянется.) Какой это звук? Звук у тоже называется гласным.

    Выставляется Красный замок. Хозяйка Анна показывает, в каком окошке будет «жить» звук у.

    Сколько гласных звуков поселилось в замке? (Два звука.) На первом этаже живет ... (звук а.) На втором этаже живет ... (звук у). Звук у будем обозначать красным кружочком, как и звук а. Как мы назовем оба звука? (Гласные звуки.) Их можно долго, долго тянуть, петь.

    Для пения гласные звуки важны, Они и напевны и очень нежны. Летят, как птицы, эти звуки в синеву — А-у, а-у, а-у.

    1. Выделение звука у из ряда гласных. Игра «Поймай звук»

    1. Произношение звука у в словах. Словоизменение

    Выставляется красиво оформленная коробочка. Уля принесла вам такую красивую коробочку. В ней — картинки и предметы. Отгадайте загадки, и вы узнаете, что в коробочке.

    Что это у Галочки?

     Ниточка на палочке.

    Палочка в руке,

    Ниточка в воде.

    (Удочка.)

    Имитация ловли рыбы.

    Чем мы ловим рыбу? (Удочкой.) Где вы услышали звук у — в начале, середине или в конце слова? (В начале слова.)

    Дети нажимают пальчиком на полоску. Слева на ней нанесена метка, обозначающая начало слова.

    Слушайте другую загадку: «Сама ползет, на себе дом везет». Это ... (улитка). У кого глаза на ногах, а дом на спине? (У улитки.) Покажите пальчиками, как она высовывает рога, прячется в раковину. Какой первый звук в слове улитка? (Звук у.)

    Давайте с вами договоримся: если будем слышать звук в начале слова, наши пальцы будут ловить его слева, если звук будет звучать в середине слова, пальцы поймают его перед глазами, если звук зазвучит в конце слова — значит, он «попадает» в вашу ладошку справа.

    Слушайте еще одну загадку: «Ходит вперевалочку, плавает, ныряет, на пруду и в речке пищу добывает». Кто это? (Утка.) Поймайте пальцами звук у. Где вы его произносили? (Вначале слова.) Утка здесь не одна, с кем она? (С утятами.) У нее много... (утят). Сосчитайте, сколько их. (Три утенка. Пять утят.)

    5.        Физпауза

    Покажите, как ходят утята, как они загребают воду, как ищут корм. В сундучке остался еще один предмет, угадайте, что это?

    По реке Простыне

    Плывет пароход.

    А за ним такая гладь —

    Ни морщинки не видать.

    (Утюг.)

    Имитация работы с утюгом.

    Чем ты гладишь? (Утюгом.)

    6.        Развитие речевого внимания

    Выставляются картинки: улей, улица, усы, ужи, удод. Дети называют картинки. Определяется позиция звука у и место символа звука у в Звуковом домике. Игра «Подскажите словечко».

    Жи-жи-жи, ползут ... (ужи). Сы-сы-сы, у папы выросли ... (усы). В названии какой части тела есть звук у? (Уши.) Мы слушаем усами? (Нет, ушами.) У ужей нет ... (ушей). А у нас два ... (уха). Ха-ха-ха, из рыбы варится... (уха). Какие похожие слова вы слышали? (Уха и уха.) Послушайте, какие слова «заблудились». Ловили рыбу уточкой. (Удочкой.) Ныряли вместе с удочкой. (Уточкой.)

    Улитка просит удочку:

    — Закинь-ка в реку уточку.

    Удочка закинула,

    Уклейку-рыбку вынула.

    Г. Сапгир

    Повторение исправленного стихотворения.

    Пчелки летели, в утюг залетели. (В улей залетели.)

    7.        Физминутка

    А сейчас вы — пчелки.

    Пчелки в ульях сидят,

    На цветы они глядят,

    Пчелки, с ульев вылетайте!

    Мед скорее собирайте!

    8.        Выделение слов со звуком у

    Психогимнастика. Дети, послушайте стихотворение:

    Удод у дороги                А уж зашуршал

    Увидел ужа,                И уполз в камыши,

    Удод улетел,                Над глупым удодом

    От испуга дрожа.        Смеясь от души.

    И. Костарев

    Я еще раз прочитаю стихотворение, а вы изобразите удода и ужа.

    9.        Образование приставочных глаголов

    Уля спрашивает, кто из вас запомнил слова со звуком у из стихотворения про ужа и удода. (Уполз, увидел, улетел, удод, уж.) Что сделал удод? (Улетел.) Удод улетает, а уж ... (уползает). Пчелки улетают или уползают? (Улетают.) Улитка... (уползает). Утка ... (уплывает).

    10.        Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Знакомство со звуковой линейкой

    Мы с Улей будем произносить слова правильно и неправильно. Хлопните в ладошки, если слово сказано правильно: улитка, лилитка, малитка, вулитка, улитка; утюг, мутюг, витюг, утюг. Вы заметили, что в некоторых словах есть «чужие» звуки. Если хоть один звук «заблудился», слово уже становится непонятным. Лилитка — правильное слово или нет? (Нет.)

    Есть длинные и короткие слова. Слова, в которых мало звуков, — короткие слова.

    Демонстрируется звуковая линейка.

    Скажем слово уж и посмотрим, сколько окошек открылось. (Два окошка.) Скажите слово утка.

    Слова произносятся медленно, с выделением каждого звука.

    Произнесите слово умывальник. Какое это слово? (Длинное.) Почему вы так считаете? (В нем много звуков.) А сейчас посмотрите, как я могу отхлопать ритм разных слов. У-ли-ца (три хлопка), у-жи (два хлопка), уж (один хлопок), у-мы-валь-ник (четыре хлопка). По количеству хлопков тоже можно догадаться, какое слово — длинное или короткое.

    11.        Знакомство с буквой у

    Сейчас Уля покажет вам свою любимую букву.

    Демонстрируются буквы у, У (строчная и заглавная). Уточняются сходства и различия.

    На что похожа буква у?

     Ответы детей.

    У — сучок.

    В любом лесу

    Ты увидишь букву У.

    В. Степанов

    12. Итог занятия

    - Что вам понравилось больше всего? В чем испытывали затруднения? Что запомнилось?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе. "Хорошо и плохо".

    Развивать лексический словарь детей; развивать зрительную память; внимание; чувство товарищества, взаимопомощи, взаимоконтроля...

    Конспект непрерывно- образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе. Тема: «Автоматизация звука "Ш" в слогах, словах, фразовой речи"»

    Уважаемые коллеги, известно, что зачастую  автоматизация звука в речи занимает куда больше времени, чем его постановка. Поэтому, занятия по автоматизации должны быть интересными и увлекательными....

    "Зимушка-зима" Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе

    Цель: Повышение качества речевого развития у детей.Задачи: Образовательная: - Учить подбирать прилагательные к существительным; составлять предложения по сюжетным картинкам; обогащать лексику род...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе комбинированной направленности для детей ОВЗ (нарушение речи) «Бал комнатных растений»

    Выявить уровень сформированности связной речи через составление описательных рассказов по схеме (употреблять предложения разных конструкций, четко проговаривать все автоматизированные звуки в речи). Р...

    Конспект Непосредственной образовательной деятельности по Развитию речи в младшей группе общеразвивающей направленности. Тема: Заучивание стихотворения «Петушки распетушились»

    Конспект Непосредственной образовательной деятельности по Развитию речи в младшей группе общеразвивающей направленности. Тема: Заучивание стихотворения «Петушки распетушились»  Ц...

    Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "Звук "И" (ЗКР).

    Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе общеразвивающей направленности по теме "Звук И" (звуковая культура речи)....

    Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе общеразвивающей направленности (технология Т.А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко)

    Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе общеразвивающей направленности (технология Т.А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко)...