Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе общеразвивающей направленности (технология Т.А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко)
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Кирильцева Мария Владимировна

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе общеразвивающей направленности (технология Т.А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе общеразвивающей направленности (технология Т.А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко)

Тема: «Составление загадок о животных»

Цель: составляют загадки о животных.

Задачи:

- развивать умение составлять сравнение по двум – трём признакам;

- побуждать детей к созданию двух – трёхстрочных загадок по разным моделям;

- совершенствовать структуру и грамматическую правильность предложений в речи детей;

- развивать творческое мышление, память, внимание;

- воспитывать доброжелательность и отзывчивость, умение сотрудничать со сверстниками

Вид деятельности:

- коммуникативная;

- игровая

Материал: игрушка Мишка, конверт с загадкой, магнитная доска, картинки с изображением диких и домашних животных, карточки-схемы.

Ход:

I. Вводная часть.

Социоигра «Улыбка»

Сюрпризный момент

Воспитатель: Ребята, кто в гости к нам пришёл?

Дети: Мишка

Мишка: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй, Мишка!

В лапах Мишка держит конверт.

Воспитатель: Мишка, а что ты нам принес?

Мишка: Я нашел это письмо. Читал, читал его, но ничего не понял.

Воспитатель: Ребята, поможем Мишке прочитать письмо? (Достаем письмо, а там загадка)

Кто с высоких тёмных сосен

В ребятишек шишку бросил?

И в кусты через пенёк

Промелькнул, как огонёк?

Дети: это белка!

II. Основная часть

Воспитатель: Ребята, что я сейчас прочитала?

Дети: Загадку

Воспитатель: Мишка – это загадка. Они бывают разные и могут быть обо всем на свете.

Мишка: Ой, как интересно! А вы любите отгадывать загадки? (Да.)

Мишка: А, умеете сами их загадывать? (Да.)

Мишка: Расскажите мне, пожалуйста, где можно найти загадки?

Дети: Загадки можно найти в книгах. Можно вспомнить загадки, которые учили. А можно попросить маму (папу и др.), чтобы загадали. А можно самим составить загадки.

Мишка (удивляется): Самим составить загадки?! А как это сделать?

Воспитатель: Ребята, поможем Мишке? (Да) Давайте научим его составлять загадки.

Мишка: Ой, а я случайно захватил картинки с разными животными.

Составите об них загадки?

Дети: Да!

Воспитатель вывешивает на магнитную доску картинки домашних и диких животных.

(Модель составления загадок с использованием сравнения - символическая аналогия)

1. Выбираем объект - цыпленок.

- выделяем его свойства, какой: желтый, пушистый, легкий

- находим аналогичные свойства у других предметов.

Данные заносим в таблицу.

Какой ?

Что такое же?

желтый

солнышко

пушистый

мех

легкий

пух

Воспитатель: Ребята, разделим каждую пару выражениями «но не» получаем фразы сравнения с элементом загадки: 

«Желтый, но не солнышко»,

«Пушистый, но не мех»,

«Легкий, но не пух»

Воспитатель: Ребята, разделим каждую пару выражением «как» получаем фразы сравнения с элементом загадки: 

«Желтый, как солнышко»,

«Пушистый, как мех»,

«Легкий как пух»

Физминутка «Будем прыгать и скакать!»
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)

Воспитатель предлагает составить свои загадки детям.

2. Выбираем объект - котенок.

- выделяем его свойства, какой: ласковый, теплый, усатый

- находим аналогичные свойства у других предметов.

Данные заносим в таблицу.

Какой ?

Что такое же?

ласковый

солнышко

теплый

свитер

усатый

сом

Разделяем каждую пару выражениями «но не» получаем фразы сравнения с элементом загадки: 

«Ласковый, но не солнышко»,

«Теплый, но не свитер,

«Усатый, но не сом»

Разделяем каждую пару выражением «как» получаем фразы сравнения с элементом загадки: 

«Ласковый, как солнышко»,

«Теплый, как свитер»,

«Усатый как сом»

Воспитатель обращается к Мишке: Мишка, тебе понравились наши загадки?

Мишка: Да! Составлять загадки – это так интересно! А можно я тоже попробую загадать вам загадку? По данной схеме Мишка придумывает загадку:

3. Выбираем объект - белка.

- выделяем его свойства, какой: полосатый, сильный, клыкастый

- находим аналогичные свойства у других предметов.

Данные заносим в таблицу.

Какой ?

Что такое же?

полосатый

зебра

сильный

богатырь

клыкастый

волк

Разделяем каждую пару выражениями «но не» получаем фразы сравнения с элементом загадки: 

«Полосатый, но не зебра»,

«Сильный, но богатырь,

«Клыкастый, но не волк»

Разделяем каждую пару выражением «как» получаем фразы сравнения с элементом загадки: 

«Полосатый, как зебра»,

«Сильный, как богатырь,

«Клыкастый, как волк»

Мишка благодарит детей за помощь и прощается.

III. Рефлексия

Воспитатель: Ребята, встаньте в круг. Скажите, кто к нам приходил в гости? (медвежонок).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе общеразвивающей направленности."Звук [у]" (ЗКР)

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе общеразвивающей направленности."Звук [у]" (ЗКР)...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ «СКАЗКИ ВОЛШЕБНОГО СУНДУКА»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9» КОНСПЕКТОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕС ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛ...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе комбинированной направленности (технология Т.А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко)

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе комбинированной направленности (технология Т.А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко)...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе общеразвивающей направленности. Звук [и] (ЗКР)

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе общеразвивающей направленности. Звук [и] (ЗКР)...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе комбинированной направленности (технология Т.А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко)

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе комбинированной направленности (технология Т.А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко)...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе общеразвивающей направленности.

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе общеразвивающей направленности....