Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе общеразвивающей направленности (технология Т.А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко)
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Горобец Екатерина Васильевна

 «Составление загадок про фрукты и овощи »

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе общеразвивающей направленности (технология Т.А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко)

Выполнил: воспитатель Горобец Е.В

Тема: «Составление загадок про фрукты и овощи »

Цель: составляют загадки про фрукты и овощи.

Задачи:

- развивать умение составлять сравнение по двум – трём признакам;

- побуждать детей к созданию двух – трёхстрочных загадок по разным моделям;

- совершенствовать структуру и грамматическую правильность предложений в речи детей;

- развивать творческое мышление, память, внимание;

- воспитывать доброжелательность и отзывчивость, умение сотрудничать со сверстниками

Вид деятельности:

- коммуникативная;

- игровая

Материал: игрушка кукла Катя, конверт с загадкой, магнитная доска, картинки с изображением овощей и фруктов, карточки-схемы.

Ход:

I. Вводная часть.

 Дети в кругу проводиться социо-игра  «Доброе утро всем!»

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

С добрым утром, глазки! (Указательными пальцами поглаживают веки.)

Вы проснулись? (Соединяют указательный и большой пальцы обеих рук, делают из пальцев «бинокль» и смотрят в него.)

С добрым утром, ушки! (Ладонями поглаживают уши.)

Вы проснулись? (Расставляют пальцы рук, прикладывают растопыренные ладони к ушам.)

С добрым утром, ручки! (Гладят то одну, то другую руку.)

Вы проснулись? (Хлопают в ладоши.)

С добрым утром, ножки! (Гладят коленки.)

Вы проснулись? (Топают ногами.)

С добрым утром, солнце! (Поднимают руки вверх.)

Я проснулся! (Смотрят вверх.)

Сюрпризный момент

Воспитатель: Ребята, кто в гости к нам пришёл?

Дети: Кукла Катя

Мишка: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй, Катя!

Кукла  Катя держит конверт.

Воспитатель: Катя, а что ты нам принесла?

Кукла Катя: Я нашла это письмо. Читала, читала его, но ничего не поняла.

Воспитатель: Ребята, поможем  кукле Кати прочитать письмо? (Достаем письмо, а там загадка)

Корешок оранжевый под землей сидит,

Кладезь витаминов он в себе хранит,

Помогает деткам здоровее стать,

Что это за овощ, можете сказать?

Дети: это морковь

II. Основная часть

Воспитатель: Ребята, что я сейчас прочитала?

Дети: Загадку

Воспитатель: Катя – это загадка. Они бывают разные и могут быть обо всем на свете.

Кукла Катя: Ой, как интересно! А вы любите отгадывать загадки? (Да.)

Кукла Катя: А, умеете сами их загадывать? (Да.)

Кукла Катя: Расскажите мне, пожалуйста, где можно найти загадки?

Дети: Загадки можно найти в книгах. Можно вспомнить загадки, которые учили. А можно попросить маму (папу и др.), чтобы загадали. А можно самим составить загадки.

Кукла Катя (удивляется): Самим составить загадки?! А как это сделать?

Воспитатель: Ребята, поможем кукле Кате? (Да) Давайте научим ее составлять загадки.

Кукла Катя: Ой, а я случайно захватила картинки с разными овощей.

Составите об них загадки?

Дети: Да!

Воспитатель вывешивает на магнитную доску картинки овощей

(Модель составления загадок с использованием сравнения - символическая аналогия)

1. Выбираем объект - огурец.

- выделяем его свойства, какой: зеленый, хрустящий, пупырчатый

- находим аналогичные свойства у других предметов.

Данные заносим в таблицу.

Какой ?

Что такое же?

зеленый

трава

хрустящий

сухарик

пупырчатый

крокодил

Воспитатель: Ребята, разделим каждую пару выражениями «но не» получаем фразы сравнения с элементом загадки: 

«Зеленый, но не трава»,

«Хрустящий, но не сухарик»,

«Пупырчатый, но не крокодил»

Воспитатель: Ребята, разделим каждую пару выражением «как» получаем фразы сравнения с элементом загадки: 

«Зеленый, как трава»,

«Хрустящий, как сухарик»,

«Пупырчатый как крокодил»

Физкультминутка. Хватит спать!
Вот и утро! Хватит спать!
Перед тем, как вылетать,
Надо крылышки размять.
Вверх крыло, вниз крыло,
А теперь наоборот! (Одна прямая рука поднята, другая опущена, рывком руки меняются.)
Крылья в стороны разводим,
А лопатки вместе сводим. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)
Вправо-влево наклонились,
И вперёд-назад прогнулись. (Наклоны влево-вправо, вперёд-назад.)
По команде приседаем —
Раз-два-три-четыре-пять.
Упражненье выполняем.
Чур, друзья, не отставать! (Приседания.)

Воспитатель предлагает составить свои загадки детям.

2. Выбираем объект - яблоко.

- выделяем его свойства, какой: красное, сладкое, круглое

- находим аналогичные свойства у других предметов.

Данные заносим в таблицу.

Какой ?

Что такое же?

красное

закат

сладкое

конфета

круглое

мяч

Разделяем каждую пару выражениями «но не» получаем фразы сравнения с элементом загадки: 

«Красное, но не закат»,

«Сладкое, но не конфета,

«Круглое, но не мяч»

Разделяем каждую пару выражением «как» получаем фразы сравнения с элементом загадки: 

«Красное, как закат»,

«Сладкое, как конфета,

«Круглое, как мяч»

Воспитатель обращается к кукле Кати: Катя, тебе понравились наши загадки?

Кукла Катя: Да! Составлять загадки – это так интересно! А можно я тоже попробую загадать вам загадку? По данной схеме кукла Катя придумывает загадку:

3. Выбираем объект - помидор.

- выделяем его свойства, какой: красный, мягкий, круглый

- находим аналогичные свойства у других предметов.

Данные заносим в таблицу.

Какой ?

Что такое же?

Красный

Пламя

Мягкий

Подушка

Круглый

Мяч

Разделяем каждую пару выражениями «но не» получаем фразы сравнения с элементом загадки: 

«Красный, но не пламя»,

«Мягкий, но не подушка,

«Круглый, но не мяч»

Разделяем каждую пару выражением «как» получаем фразы сравнения с элементом загадки: 

«Красный, как пламя»,

«Мягкий, как подушка,

«Круглый, как мяч»

Кукла Катя: дети вы такие молодцы научили меня загадывать загадки. Пойду домой и буду загадывать их своим подружкам.

III. Рефлексия

Воспитатель: Ребята, встаньте в круг. Скажите, что мы делали сегодня с вами.

Дети: учились составлять загадки.

Воспитатель: вам понравилось?

Дети: Да.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе общеразвивающей направленности."Звук [у]" (ЗКР)

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе общеразвивающей направленности."Звук [у]" (ЗКР)...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе общеразвивающей направленности (технология Т.А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко)

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе общеразвивающей направленности (технология Т.А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко)...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ «СКАЗКИ ВОЛШЕБНОГО СУНДУКА»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9» КОНСПЕКТОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕС ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛ...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе комбинированной направленности (технология Т.А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко)

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе комбинированной направленности (технология Т.А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко)...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе общеразвивающей направленности. Звук [и] (ЗКР)

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе общеразвивающей направленности. Звук [и] (ЗКР)...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе комбинированной направленности (технология Т.А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко)

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе комбинированной направленности (технология Т.А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко)...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе общеразвивающей направленности.

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе общеразвивающей направленности....