Главные вкладки

    Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "Звук "И" (ЗКР).
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

    Ручкина Анна Сергеевна

    Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе общеразвивающей направленности по теме "Звук И" (звуковая культура речи).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_ood_po_razvitiyu_rechi_zkr_zvuk_i.docx21.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе общеразвивающей направленности.

    Тема: «Звук И»

    Цель: произносят отчетливо звук «И»

    Задачи:

    Образовательные: определять звук «И» в словах.

    Развивающие: учить правильно и отчетливо произносить звук «И» (изолированно, в звукосочетаниях, словах)

    Воспитательные: воспитывать у детей умение слушать взрослого и сверстников.

    Материалы и оборудования: Куклы (мальчик и девочка), предметы (иголка, изюм, инжир, ириски, музыкальные инструменты), картинки (ива, деревья в инее, искры, иволга), игрушки (избушка, индюк), буквенные кассы, демонстрационные буквы, Красный замок, хозяйка замка Анна, палочки.

    Вид деятельности: Коммуникативная,  игровая.

    Ход образовательной деятельности.

    1.        Оргмомент

    Развитие слухового и зрительного внимания. Угадайте, на чем я играю.

    Звук музыкальных инструментов воспроизводится перед детьми, а потом — за ширмой. Затем детям предлагают имитировать игру на каком-либо инструменте. Воспитатель угадывает, на чем они играют.

    2.        Сообщение темы занятия

    Выставляются куклы: мальчик, девочка и хозяйка Красного замка Анна.

    - Сегодня с Анной пришли гости — Иван и Ия. Повторите, как их зовут. (Иван, Ия.) Какой первый звук в их именах? (Звук и). Что вам напоминает звук и? Как кричит ослик? (И-а, u-а, и-а.)

    - Сегодня мы будем произносить много слов со звуком и и узнаем букву и.

    3.        Характеристика звука и по артикуляционным и акустическим признакам

    - Посмотрите, ваш рот улыбается, губы раздвигаются, за нижние зубы язык опускается. Произнесите звук и протяжно, долго, спойте его. Вы догадались, какой это звук? (Гласный звук.) Каким кружочком обозначим звук и? (Красным кружочком.)

    Показывается окошко в Красном замке, где поселился звук и.

    4.        Развитие слуховой памяти

    Запоминание и воспроизведение звукового ряда а-у-и. Определение количества и последовательности звуков.

    - Какой звук исчез из ряда?

    Обозначение звуков символами.

    - Сосчитайте, сколько звуков я произнесла, и отложите столько же кружочков.

    5.        Произношение звука и в словах. Определение его позиции. Развитие логической памяти. Падежное управление

    Выставляются картинки и предметы: деревья в инее, иволга, ива, искры, игрушки, инструменты, избушка, индюк, изюм, ириски, иголка.

    - Как зовут наших гостей? (Иван и Ия.) Они принесли вам угощение. Это — ... (изюм), это — ... (инжир), а это — ... (ириски). А вот любимый цветок Ии — ирис. Какие вы услышали похожие слова? (Ирис, ириски.)

    Показывается набор мелких игрушек.

    - Назовите одним словом эти предметы. (Игрушки.) А это — ... (инструменты). Это дерево называется ... (ива). Назовите домашнюю птицу. (Индюк.) А это — иволга. Что здесь острое, металлическое? (Иголка.) Чем покрыты деревья? (Инеем.) Когда горит бенгальский огонь, вокруг сыплются ... (искры). Как по-другому называется такой домик? (Избушка, изба, избенка.)

    На столе отмечается метка — начало слова. Дети произносят слова и «ловят» звук и, нажимая пальцем на эту метку.

    - Дети, будьте внимательны, сейчас вы должны сказать нужное слово. Попрошу соблюдать такое правило: «Внимательно слушай, другим не мешай, когда тебя спросят, тогда отвечай». Деревья в ... (инее). Мы не боимся ... (индюка). Детей угощали... (изюмом, ирисками, инжиром). Мама шьет ... (иголкой). Лисичка сделала ледяную ... (избушку). Мы играли на музыкальных ... (инструментах). У нас в группе много ... (игрушек).

    6.        Подбор родственных слов

    - Что можно делать с игрушками? (Играть.) Эта машинка ... (игрушечная). У нас есть много ... (игрушек). Сейчас я приглашу вас на ... (игру). Со мной вы будете ... (играть). Слова игра, играть, игрушки, игрушечная называются родственными. Это семья слов.

    7.        Физминутка. Игра «Подарки».

    Принесли мы вам подарки,

    Кто захочет, тот возьмет.

    Вот вам кукла с лентой яркой,

    Конь, волчок и самолет.

    Один из детей изображает действие заводной игрушки, а другие — повторяют.

    8.        Закрепление понятий «длинные и короткие слова»

    - Дети, назовите самое короткое слово со звуком и. (Ива, Ия.) Назовите самое длинное слово. (Инструменты.) Отхлопаем ритм этих слов. Какое слово длиннее — игра или игрушки? (Игрушки.) Почему вы так думаете?

    9.        Согласование местоимений с глаголами. Многозначность глагола идет

    Демонстрируется шагающая кукла.

    - Что делает Ия? (Идет.) Оля, подойди к нам. Оля тоже ... (идет). Идите ко мне. Что вы делаете? (Идем.) Я иду к вам. Что я делаю? (Вы идете.) Скажем вместе: Я ... (иду). Мы ... (идем). Вы... (идете). Ты ... (идешь). Они ... (идут). Ответь на вопросы: Что идет? (Дождь идет. Снег идет. Поезд идет.) Кто идет? (Ия идет. Иван идет. Индюк идет. Медведь идет. Петух идет.)

    Слова сопровождаются показом действий.

    10.        Знакомство с буквой и

    - Ия и Иван просят вас найти букву и в Красном замке. Эта буква обозначает звук и. Что она вам напоминает?

    Демонстрируются строчная и заглавная буква и.

    - Чем они различаются? Послушайте стихотворение о букве и.

    Молоток я раздобыл,

    из дощечек букву сбил.

    Сколько здесь дощечек? —

    Три! — А какая буква? — И.

    Е. Тарлапан

    Выкладывание буквы и из палочек.

    11.        Закрепление гласных букв а, у

    - Какие буквы вы знаете? (а, у.)

    Выставляются и называются картинки: улитка, аист, ива. Дети соотносят буквы с услышанным первым звуком и подставляют буквы к картинкам.

    12.        Итог занятия

    - Что вам понравилось больше всего? В чем испытывали затруднения? Что запомнилось?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе. "Хорошо и плохо".

    Развивать лексический словарь детей; развивать зрительную память; внимание; чувство товарищества, взаимопомощи, взаимоконтроля...

    "Зимушка-зима" Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе

    Цель: Повышение качества речевого развития у детей.Задачи: Образовательная: - Учить подбирать прилагательные к существительным; составлять предложения по сюжетным картинкам; обогащать лексику род...

    Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе по теме «Зимушка-зима»

    Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи  в старшей  группе  по теме «Зимушка-зима»...

    Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Транспорт»

    Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Транспорт»Составила:Воспитатель Коломеец Л.М.Задачи:-расширять словарный запас детей;-учить давать о...

    Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи для старшего дошкольного возраста 5-6 лет «Фантазии карандаша»

    Форма организации: совместная деятельность педагога с детьми. Материалы и оборудование: картинки с изображением тучки, мальчика, собаки, кошки, девочки, дерева машины, цветка, зонтика большой мул...

    Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Ромашка» на тему: «Игра. Игрушки»

    Цель:  расширение и активизация словаря. Задачи: - образовывать множественное число существительных; - учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами...