Конспект организованно-образовательной деятельности по развитию речи детей старшей группы "Терем-теремок"
план-конспект занятия по развитию речи на тему

Шемякова Татьяна Викторовна

\\

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи детей старшей группы

«Терем-теремок»

Цель: активировать, обогащать словарный запас детей.

Задачи:

  • Познакомить с устаревшими народными словами и их значением;
  • Формировать умение описывать предмет, обогащать словарный запас ребенка;
  • Развивать внимание, творческие способности детей, эмоциональность, чувство прекрасного, связанную речь;
  • Воспитывать любовь и интерес к русскому народному творчеству (сказке);
  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, способствовать развитию терпеливости, усидчивости.

Оборудование: домик из фанеры, стол, скатерть, самовар, скамья, сундучок, игрушки по сказке.  

Ход занятия

Занятие проводится в комнате, дети стоят возле стульчиков и повторяют за воспитателем.  

1.Словестная игра «Слушаем, смотрим и думаем»

Уши слушают – и все слышат, (показывают на ушки)

Глаза смотрят – и все видят.(показывают на глазки)

Ноги не мешают, руки помогают.(дети садятся, руки на колени)

А голова – хорошо думает.

2.Работа с загадками.

- Посмотрите, что это такое? (воспитатель показывает на сундук)

- Это сундук, он не простой, а волшебный. В нём спрятались герои сказки, но сундучок откроется только тогда, когда вы отгадаете загадки. Хотите открыть волшебный сундучок? (Да) Тогда первая загадка:

Под полом таится,

Кошки боится. ( Мышка.)

         - А какая мышка? (Мышка маленькая, серенькая.)

- Молодцы, отгадали первую загадку. Давайте посмотрим, может наш волшебный сундучок откроется? (Сундучок открывается, воспитатель достаёт игрушку мышку.) Сундучок открылся, но там есть что-то ещё. И для того, чтобы узнать что там, вы должны отгадать ещё загадки. Согласны? (После каждой отгаданной загадки достается игрушка-персонаж.)

На  лугу по кочкам    

Прыгают листочки

Выпуклые глазки

И кривые лапки

Только где же ушки

Кто это? …(Это лягушка)

- Где живет лягушка? (Лягушка живет в  болоте.)

Длинное ухо,

Комочек пуха,

Прыгает ловко,

Грызёт морковку (Заяц.)

- Какой зайка? (Зайка пушистый, длинноухий, трусливый…)

Хитрень(Волк)                   ко взглянула                                        

Хвостиком махнула                                                

И исчезла -чудеса                                                    

Где ты, рыжая …(Лиса)                                            

- Какая лиса? (Лиса рыжая, хитрая…)

Ой, зайчишкам не до смеха                      

От его клыков и меха    

В зайцах с детства знает толк                      

Злой, зубастый, серый …

         - Какой волк? (Волк серый, злой, голодный.)

Кто большой и косолапый                          -

Мёд достал из улья лапой?

Скушал сладость - и реветь

Как зовут его? … (Медведь)                        

         - Какой медведь? (Медведь большой, косолапый…)

- Молодцы, все загадки отгадали. А вы догадались, из какой сказки все эти герои? («Теремок»)

- Верно! Ребята что - то засиделись наши ножки, заскучали наши ручки. Не пора ли нам размяться, физкультминуткой заняться?

3. Физкультминутка (Дети выполняют действия в соответствии слов)

"Стульчик"

Я иду, иду, иду,

Вокруг стула обойду,

Я за спинку подержусь,

Я за ножки подержусь

Я иду, иду, иду,

Вокруг стула обойду,

Я иду, иду, иду,

Вокруг стула обойду.

Я на стульчике сижу

И на ребят я погляжу

Раз шажок!

Раз шажок! Два шажок!

Левый! Правый сапожок!

Ножками потопали: Топ-топ-топ!

Ручками похлопали: Хлоп-хлоп-хлоп!

Сели! Встали! Сно-васе-ли!

4. Беседа

- Как вы думаете, почему  так называется сказка? (В сказке рассказывается о домике, где жили разные животные). Теремок, терем – так в Др. Руси называли дома. А кто-нибудь знает, как по- другому называли  в старину дома (Избы, хаты). Названия были такие, потому что делались они из …. (Дерева). И обычно терема украшались резьбой. Скажи, Данила, а какой теремок был по сказке? (Он не низок не высок)

- Давайте сейчас представим из чего мог бы быть сделан наш теремок (Из дерева). Ярослав, скажи,  из чего еще делают дома (Из кирпича, камня). Значит, какой у нас дом, если он сделан из дерева - …(Деревянный). Если из кирпича – то … (Кирпичный), и если из камня то – … (Каменный). Раз говорим мы о старинном тереме, то и предметы в нем будут не совсем обычные, точнее, они будут называться не так, как мы их именуем сегодня.

- Давайте заглянем   в наш терем. Посмотрим на убранство нашей горницы. Кто знает, что такое горница? (Это одна комната – горница, она является и кухней, и гостиной, и спальней. А что же в этой комнате есть?  

- Ребята, перед вами пустая горница, сейчас  мы расставим в комнате различные предметы, и получится интерьер русской избы.

- Ульяна, скажи, что я поставила у окна? (Лавочку). Правильно, сегодня мы этот предмет называем лавочкой, а кто знает, как назывался он в старину ? (Скамья или лавка). На ней люди спали, работали, ели, готовили и встречали гостей. Она была прибита к стене, и ее нельзя было передвигать. Переносная лавка называется – скамья. Лавку мастерил сам хозяин из толстых и широких досок. У каждого члена семьи было свое место. Хозяин сидел под иконами, а хозяйка с краю, чтобы никому не мешала, подавая на стол. Позже появились стулья, и табуретки для сидения.

- Алена, скажи, что стоит у нас рядом со скамьей? (Сундук). А как ты думаешь, для чего нужен он в избе? (В нем хранили вещи). Верно, сундуки — обязательная принадлежность избы. В них хранили одежду, холсты и другую домашнюю утварь. Сундуки делали большие  и маленькие.

- Никита, а чем застелен стол? (Клеенкой) Или можно сказать скатертью. Ткалась она саморучно на прялке, и вышивалась хозяйкой вручную.

- На столе стоял…..(Самовар). Верно, скажи, Полина,  на какое слово мы заменили самовар? (Чайник, термопот).

- Ребята, как вы думайте, что это (Воспитатель показывает бублики). Бублики или сушки, так называли их на Руси, выпекались из теста в русской печи. А для чего еще нужна была печь? (Чтобы готовить пищу, отапливать избу, сушить валенки, спать на ней.)  Во многих избах она делась обычно из глины, перемешанной с камнями. Печь – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Не случайно печь распространенный персонаж, часто встречающийся в русских сказках. Назовите сказки, которые вы знаете (Гуси-лебеди  и др.). 

- Вот в таких избах жили наши предки. С тех пор много что изменилось. Но мы должны знать и помнить культуру нашего народа (Воспитатель угощает детей бубликами)

5. Итоги занятия.

Ребята, сегодня мы только начали знакомиться со сказкой  «Теремок». Впереди нас ждет увлекательное путешествие по страницам сказки. Мне интересно, что вам наиболее сильно запомнилось на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе комбинированной направленности для детей ОВЗ (нарушение речи) «Бал комнатных растений»

Выявить уровень сформированности связной речи через составление описательных рассказов по схеме (употреблять предложения разных конструкций, четко проговаривать все автоматизированные звуки в речи). Р...

Конспект организованной образовательной ситуации по речевому развитию для детей второй группы раннего возраста (1-2 года) на тему: «В гостях у петушка»

Вашему вниманию представлен конспект занятия для детей раннего возраста. Данное занятие знакомит детей с новой игрушкой- петушком!...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке «Цветик-семицветик» в рамках педсовета на тему: «Общность усилий специалистов и воспитателей ДОУ в речевом развитии детей".

Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.Цель: Вос...

Сценарий организованной образовательно-развлекательной деятельности по логоритмике для детей старшего дошкольного возраста с ТНР. «Путешествие в весенний лес или как ребята помогли разбудить медведя». (В СОАВТОРСТВЕ С ЕВТУХОВИЧ А.С. - МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВО

Логоритмика – это комплекс двигательных упражнений, в которых разные движения туловища, головы, рук, ног сопровождаются произношением специального языкового материала с музыкальным сопровож...