Консультация для родителей и воспитателей "Развитие связной речи детей 4-5лет"
консультация по развитию речи (средняя группа)

Курникова Наталья Владимировна

В средней группе детей продолжают учить диалогической речи. Они отвечают на разнообразные вопросы воспитателя. Анализируя ответ, следует давать оценку его содержанию и речевому оформлению. Если ответ верен по существу, а фраза построена неудачно, воспитатель хвалит ребёнка за активность и сообразительность и тотчас же даёт образец правильного построения фразы. Затем предлагает повторить его. Осваивая причинно-следственные зависимости, дошкольники в ответах на вопросы воспитателя (Зачем? Когда? Как получилось? и. т. п) часто употребляют конструкции, начинающиеся союзом "потому что".Если это оставлять без внимания, к старшему дошкольному возрасту данная ошибка станет типичной. Со средней группы начинается целенаправленная работа по обучению монологической речи, предусматривающая специальные занятия по обучению рассказыванию. У детей воспитывается умение составлять описание игрушек и предметов, сюжетных картин, пересказывать художественные тексты. В начале года следует провести 2-3 подготовительных занятия. Цель их - помочь ребёнку осознать, что описание проводится по определённому плану, и на интуитивном уровне освоить этот план. Эту задачу удобнее всего решать на занятиях типа "Я начну, а вы продолжайте".Для описания выбираются 2 одинаковых по названию, но различных по внешнему виду предметов (куклы, игрушечные медвежата, автомобили и др.).Воспитатель рассказывает об одном предмете, а дети, следуя образцу, дают описание другого объекта. Например:

Воспитатель:"Моя кукла с толстой светлой косой".

Дети:"Наша кукла с короткими тёмными волосами".

Воспитатель:"У моей куклы синие глаза и длинные, тёмные реснички".

Дети:"У нашей куклы чёрные глаза, а реснички тоже длинные и тёмные".На последующих занятиях у дошкольников формируют умение составлять описательные рассказы по одному объекту, имеющему ярко выраженные и доступные восприятию ребёнка черты индивидуальности, и по двум объектам (поочерёдный разбор).Затем можно проводить дидактические игры на самостоятельное рассказывание по любому из предложенных 4-5 предметов, типа "Ушастик, угадай мою игрушку". На данном этапе успех занятий во многом обуславливается подбором предметов. Игрушка должна привлекать ребёнка своей необычностью, образностью. Например, заводная игрушка-крупная жар-птица, которая поднимает хохолок и распускает хвост, напоминающий павлиный; розовощёкий малыш в ползунках с протянутыми ручонками, заяц, который чем-то огорчён и вот-вот заплачет; трогательный, наивный, неуклюжий с широко открытыми на мир глазами утёнок Кряк. Игрушку целесообразно показать детям за 5-7 минут до начала занятий. Тогда они получают возможность хорошенько рассмотреть предмет, открыть для себя его возможности (мягкая, пушистая, гладенькая, толстый и пр.).На занятиях по описанию игрушек, целесообразно проводить короткие (на 4-5 минут)игры-инсценировки. Приёмы обучения, используемые в данных играх, очень разнообразны и вместе с тем все они направлены на то, чтобы обратить внимание ребёнка на особенности предмета, обогатить и активизировать его словарь. Например, ока воспитанники готовятся к занятию, педагог прячет неваляшку, которая стояла на столе и которую дети рассматривали самостоятельно. "Дети, не видели ли вы неваляшку в красном пальтишке с белыми пуговицами"-спрашивает воспитатель. "Видели,- отвечают дети, - она только что стояла на столе".-Убежала должно быть, давайте позовём её"-предлагает педагог. Дети хором и по одному зовут:"Неваляшка в красном пальтишке с белыми пуговицами, где ты?".Образец описательного рассказа педагога, завершающий игру-инсценировку воспринимается детьми с радостью, как приятное и знакомое. Концовка рассказа должна предусматривать эмоциональное общение с игрушкой (подвигать утёнка, дать зайцу морковку и. т. д. Это вызывает у детей желание рассказывать и воспитывать нравственные качества. Ввиду того, что на 5 году жизни ребёнок ещё не может надолго удерживать в памяти мотив действия, их последовательность, педагог должен использовать различные формы подсказок и напоминаний. В некоторых случаях бывает целесообразно предложить ребёнку помощь ("Хочешь, мы тебе поможем?").Желательно, чтобы после дополнений ребёнок повторил свой рассказ ещё раз. В большинстве случаев повторный рассказ оказывается содержательней первого, паузы между фразами становятся менее длительными. Нужно следить, чтобы число подсказок-дополнений не превышало 3,иначе ребёнок не запомнит их.

Рассказывание по картине. Для рассматривания и рассказывания следует использовать картины из серии "Наша Таня"(авто О. И. Соловьёва,"Мы играем"(автор Батурина, а также некоторые картины из серии"Домашние животные"(автор Веретенникова):"Таня не боится мороза","Чья лодочка?","Играем в поезд","Собака со щенятами"и др. Картины должны быть просты по композиции и доступны детям по содержанию. Количество персонажей и предметов невелико 2-3. Это позволяет ребёнку выделить и охарактеризовать главное, установить связи между объектами, понять (при соответствующем объяснении взрослого)намерения и действия персонажей и его отношение к окружающему. При обучении рассказыванию по картине ведущим приёмом является образец. Рассказ воспитателя должен состоять из 7- предложений (в конце года из 10-13 предложений) и отражать соответственное содержание картины, быть интересным, эмоциональным и образным. Первые самостоятельные рассказы детей, как правило содержит 2-3 предложения. В одних случаях это попытка, ориентируясь на образец, передать главное("У чёрной собаки два щенка. Один около собаки лежит, а другой стоит около собаки, в других, также ориентируясь на образец, воспроизвести то, что наиболее интересно самому ребёнку("Хозяйка принесла собаке миску с едой. Воробьи клюют, и не боятся собаки").Умением составлять описательные рассказы по картине дети овладевают довольно легко. К концу года их рассказы могут состоять из 5-8 предложений и отличаться последовательностью изложения.

Пересказ. При подборе художественных произведений для пересказа воспитателю необходимо руководствоваться такими требованиями: небольшой объём; чётко выраженная последовательность действия; доступный детям словарь; несложный синтаксис (короткие фразы, простые формы прямой речи и. т. п).В средней группе дети могут пересказывать следующие произведения: РНС"Курочка Ряба";немецкая сказка"Заяц и ёж";Л. Толстой"Хотела галка пить";К. Д. Ушинский "Уточки"; Сутеев "Цыплёнок и Утёнок"и др. Беседа по тексту должна включать не только вопросы по содержанию произведения, но и упражнения по выразительному пересказу диалогов. Отрабатывая у воспитанников интонационную выразительность речи, педагог облегчает им запоминание текста. Пересказывая, ребёнок нуждается в помощи воспитателя (особенно в начале года.).Рассказам детей свойственны длительные паузы. Это утомляет слушателей, доставляет огорчение рассказчику. Отвечая, дети волнуются, часто меняют позу (переступают с ноги на ногу. теребят одежду, вздыхают и. т. п).Снять напряжённость пауз позволяет приём отражённой речи воспитателя. Например:

Ребёнок: В магазине было. (пауза)

Воспитатель: В магазине было много разных игрушек.

Ребёнок: Было много игрушек: куклы, зайцы, кубики. (пауза)

Воспитатель: Куклы, зайцы, кубики и много мишек. И все очень-очень красивые! и. т. д. Благодаря этому приёму для ребёнка и его слушателей паузы почти не ощущаются и пересказ звучит плавно. Кроме того, многие дети рассказывают тихо. Попытка заставить их говорить громче-мера временная, так как она обеспечивает громкость произнесения лишь следующей фразы. Слушать же не совершенный рассказ сверстника, да ещё говорящего тихо, детям очень трудно. Отражённая речь воспитателя"Срабатывает",как приём и здесь: фразу, тихо произнесённую ребёнком, педагог повторяет более громко и выразительно. В тех случаях, когда ребёнок забывает текст, принято предлагать ему наводящий или подсказывающий вопрос. Но, как правило, дети данного возраста ограничиваются односложными ответами. Поэтому в первой половине года, а иногда и позже, целесообразнее прибегать не к вопросам, а подсказывать всю фразу или её начало.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_svyaznoy_rechi_detey_4-5_let.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:

В средней группе детей продолжают учить диалогической речи. Они отвечают на разнообразные вопросы воспитателя. Анализируя ответ, следует давать оценку его содержанию и речевому оформлению. Если ответ верен по существу, а фраза построена неудачно, воспитатель хвалит ребёнка за активность и сообразительность и тотчас же даёт образец правильного построения фразы. Затем предлагает повторить его. Осваивая причинно-следственные зависимости, дошкольники в ответах на вопросы воспитателя (Зачем? Когда? Как получилось? и. т. п) часто употребляют конструкции, начинающиеся союзом "потому что".Если это оставлять без внимания, к старшему дошкольному возрасту данная ошибка станет типичной. Со средней группы начинается целенаправленная работа по обучению монологической речи, предусматривающая специальные занятия по обучению рассказыванию. У детей воспитывается умение составлять описание игрушек и предметов, сюжетных картин, пересказывать художественные тексты. В начале года следует провести 2-3 подготовительных занятия. Цель их - помочь ребёнку осознать, что описание проводится по определённому плану, и на интуитивном уровне освоить этот план. Эту задачу удобнее всего решать на занятиях типа "Я начну, а вы продолжайте".Для описания выбираются 2 одинаковых по названию, но различных по внешнему виду предметов (куклы, игрушечные медвежата, автомобили и др.).Воспитатель рассказывает об одном предмете, а дети, следуя образцу, дают описание другого объекта. Например:

Воспитатель:"Моя кукла с толстой светлой косой".

Дети:"Наша кукла с короткими тёмными волосами".

Воспитатель:"У моей куклы синие глаза и длинные, тёмные реснички".

Дети:"У нашей куклы чёрные глаза, а реснички тоже длинные и тёмные".На последующих занятиях у дошкольников формируют умение составлять описательные рассказы по одному объекту, имеющему ярко выраженные и доступные восприятию ребёнка черты индивидуальности, и по двум объектам (поочерёдный разбор).Затем можно проводить дидактические игры на самостоятельное рассказывание по любому из предложенных 4-5 предметов, типа "Ушастик, угадай мою игрушку". На данном этапе успех занятий во многом обуславливается подбором предметов. Игрушка должна привлекать ребёнка своей необычностью, образностью. Например, заводная игрушка-крупная жар-птица, которая поднимает хохолок и распускает хвост, напоминающий павлиный; розовощёкий малыш в ползунках с протянутыми ручонками, заяц, который чем-то огорчён и вот-вот заплачет; трогательный, наивный, неуклюжий с широко открытыми на мир глазами утёнок Кряк. Игрушку целесообразно показать детям за 5-7 минут до начала занятий. Тогда они получают возможность хорошенько рассмотреть предмет, открыть для себя его возможности (мягкая, пушистая, гладенькая, толстый и пр.).На занятиях по описанию игрушек, целесообразно проводить короткие (на 4-5 минут)игры-инсценировки. Приёмы обучения, используемые в данных играх, очень разнообразны и вместе с тем все они направлены на то, чтобы обратить внимание ребёнка на особенности предмета, обогатить и активизировать его словарь. Например, ока воспитанники готовятся к занятию, педагог прячет неваляшку, которая стояла на столе и которую дети рассматривали самостоятельно. "Дети, не видели ли вы неваляшку в красном пальтишке с белыми пуговицами"-спрашивает воспитатель. "Видели,- отвечают дети, - она только что стояла на столе".-Убежала должно быть, давайте позовём её"-предлагает педагог. Дети хором и по одному зовут:"Неваляшка в красном пальтишке с белыми пуговицами, где ты?".Образец описательного рассказа педагога, завершающий игру-инсценировку воспринимается детьми с радостью, как приятное и знакомое. Концовка рассказа должна предусматривать эмоциональное общение с игрушкой (подвигать утёнка, дать зайцу морковку и. т. д. Это вызывает у детей желание рассказывать и воспитывать нравственные качества. Ввиду того, что на 5 году жизни ребёнок ещё не может надолго удерживать в памяти мотив действия, их последовательность, педагог должен использовать различные формы подсказок и напоминаний. В некоторых случаях бывает целесообразно предложить ребёнку помощь ("Хочешь, мы тебе поможем?").Желательно, чтобы после дополнений ребёнок повторил свой рассказ ещё раз. В большинстве случаев повторный рассказ оказывается содержательней первого, паузы между фразами становятся менее длительными. Нужно следить, чтобы число подсказок-дополнений не превышало 3,иначе ребёнок не запомнит их.

Рассказывание по картине. Для рассматривания и рассказывания следует использовать картины из серии "Наша Таня"(авто О. И. Соловьёва,"Мы играем"(автор Батурина, а также некоторые картины из серии"Домашние животные"(автор Веретенникова):"Таня не боится мороза","Чья лодочка?","Играем в поезд","Собака со щенятами"и др. Картины должны быть просты по композиции и доступны детям по содержанию. Количество персонажей и предметов невелико 2-3. Это позволяет ребёнку выделить и охарактеризовать главное, установить связи между объектами, понять (при соответствующем объяснении взрослого)намерения и действия персонажей и его отношение к окружающему. При обучении рассказыванию по картине ведущим приёмом является образец. Рассказ воспитателя должен состоять из 7- предложений (в конце года из 10-13 предложений) и отражать соответственное содержание картины, быть интересным, эмоциональным и образным. Первые самостоятельные рассказы детей, как правило содержит 2-3 предложения. В одних случаях это попытка, ориентируясь на образец, передать главное("У чёрной собаки два щенка. Один около собаки лежит, а другой стоит около собаки, в других, также ориентируясь на образец, воспроизвести то, что наиболее интересно самому ребёнку("Хозяйка принесла собаке миску с едой. Воробьи клюют, и не боятся собаки").Умением составлять описательные рассказы по картине дети овладевают довольно легко. К концу года их рассказы могут состоять из 5-8 предложений и отличаться последовательностью изложения.

Пересказ. При подборе художественных произведений для пересказа воспитателю необходимо руководствоваться такими требованиями: небольшой объём; чётко выраженная последовательность действия; доступный детям словарь; несложный синтаксис (короткие фразы, простые формы прямой речи и. т. п).В средней группе дети могут пересказывать следующие произведения: РНС"Курочка Ряба";немецкая сказка"Заяц и ёж";Л. Толстой"Хотела галка пить";К. Д. Ушинский "Уточки"; Сутеев "Цыплёнок и Утёнок"и др. Беседа по тексту должна включать не только вопросы по содержанию произведения, но и упражнения по выразительному пересказу диалогов. Отрабатывая у воспитанников интонационную выразительность речи, педагог облегчает им запоминание текста. Пересказывая, ребёнок нуждается в помощи воспитателя (особенно в начале года.).Рассказам детей свойственны длительные паузы. Это утомляет слушателей, доставляет огорчение рассказчику. Отвечая, дети волнуются, часто меняют позу (переступают с ноги на ногу. теребят одежду, вздыхают и. т. п).Снять напряжённость пауз позволяет приём отражённой речи воспитателя. Например:

Ребёнок: В магазине было. (пауза)

Воспитатель: В магазине было много разных игрушек.

Ребёнок: Было много игрушек: куклы, зайцы, кубики. (пауза)

Воспитатель: Куклы, зайцы, кубики и много мишек. И все очень-очень красивые! и. т. д. Благодаря этому приёму для ребёнка и его слушателей паузы почти не ощущаются и пересказ звучит плавно. Кроме того, многие дети рассказывают тихо. Попытка заставить их говорить громче-мера временная, так как она обеспечивает громкость произнесения лишь следующей фразы. Слушать же не совершенный рассказ сверстника, да ещё говорящего тихо, детям очень трудно. Отражённая речь воспитателя"Срабатывает",как приём и здесь: фразу, тихо произнесённую ребёнком, педагог повторяет более громко и выразительно. В тех случаях, когда ребёнок забывает текст, принято предлагать ему наводящий или подсказывающий вопрос. Но, как правило, дети данного возраста ограничиваются односложными ответами. Поэтому в первой половине года, а иногда и позже, целесообразнее прибегать не к вопросам, а подсказывать всю фразу или её начало.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию связной речи детей

Консультация для родителей по развитию связной речи детей. Как общаться с ребёнком....

Консультация для родителей по развитию связной речи детей

Уважаемые родители! Больше разговаривайте со своими детьми. Спрашивайте у них, как прошёл день в детском саду, как ему понравилась прогулка с вами, поход в гости… Не удовлетворяйтесь односложными отве...

Консультация для родителей по развитию связной речи детей

Краткая консультация для родителей по развитию связной речи детей.Прездназначено для старшего возраста....

Консультация для родителей по развитию связной речи детей

Консультация для родителей по развитию связной речи детейУважаемые родители! Больше разговаривайте со своими детьми. Спрашивайте у них, как прошёл день в детском саду, как ему понравилась прогулка с в...

Консультация для родителей по развитию связной речи детей с ОНР в домашних условиях

  В материале консультации имеются рекомендации по развиию связной речи детей с ОНР  в повседневной жизни....

Консультации для родителей по формированию связной речи детей с ОНР

В консультации включены сведения об особенностях  формирования связной речи детей с ОНР, важности коррекционно-развивающей работы в данном направлении и методике работы....

Консультация для родителей «Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста»...