Доклад для педагогов "Звуковая культура речи"
консультация по развитию речи

Хомушку Ирина Байыровна

Доклад для педагогов "Звуковая культура речи"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Чечек» комбинированного вида

с.Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва

Консультация для педагогов:

«РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ»

 

Учитель русского языка Хомушку И.Б

2019 – 2020 учебный год.

Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для развития звуковой культуры речи. Однако, несмотря на огромное значение этой работы для формирования гармоничной личности, установления детьми социальных контактов, для подготовки к школе, детские сады не используют все возможности с тем, чтобы каждый ребенок уходил в школу с чистой речью. По материалам обследований 15-20% детей поступают в школу из детских садов с несовершенным звукопроизношением, в пятилетнем возрасте таких детей около 50%. Несовершенство звукопроизношения младших дошкольников принято рассматривать как естественную закономерность, которая изживается сама собой. Поэтому в практике работы не уделяется должного внимания развитию звуковой стороны речи в младшей и средней группах детского сада.

Правильное звукопроизношение является ведущей линией развития речи детей младшего дошкольного возраста. Содержание работы включает воспитание правильного произношения гласных (как подготовка к артикуляции более сложных звуков), произношение твердых и мягких согласных звуков: м, б, п, т, д, н, к, г, х, ф, в, л, с, ц (подготовка к произношению шипящих и сонорных звуков), развитие речевого дыхания, слухового внимания и фонематического слуха, моторики речевого аппарата. 

Ведущей формой обучения в младшем дошкольном возрасте

являются коллективные (а не индивидуальные) занятия с детьми. Исследователями доказано, что в коллективных занятиях по звуковой культуре речи продуктивность работы повышается, а утомляемость уменьшается. Огромное значение имеет и время начала обучения. Наибольший эффект дает обучение, которое начинается на более ранних этапах дошкольного детства.

Со средней группы необходимо осуществлять индивидуальную работу с детьми, имеющими дефекты в произношении звуков. В этой работе важны планомерность, систематичность, соответствие этапам обучения звукопроизношению (1 -подготовительный, 2 - постановка звука, 3 - закрепление и автоматизация звука, 4 - дифференциация смешиваемых звуков), учет индивидуальных особенностей детей.

В старшем дошкольном возрасте основной задачей является совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, выразительной речи.

Необходимо учить детей дифференцировать пары звуков, упражнять в различении свистящих, шипящих и сонорных звуков, а также твердых и мягких звуков изолированных в словах, во фразовой речи. Такие упражнения целесообразно сочетать с подготовкой к звуковому анализу речи.

Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи хорошо использовать чистоговорки, загадки, стихи, скороговорки. Произносить их, например, шепотом, вполголоса, громко или медленно, умеренно быстро. Через специальные упражнения побуждать дошкольников пользоваться вопросительной, восклицательной и повествовательной интонацией.

Взаимосвязь между обучением на занятиях и упражнениями вне их должна определяться этапом работы над звуком. Так постановку звука целесообразнее давать на специальных занятиях; упражнения на закрепление и на занятиях и вне их; подготовительную работу по постановке звука удобнее проводить не на занятиях. В утренние и вечерние часы, на прогулках хорошо организовать разнообразные игры и упражнения для развития речевого слуха и слухового внимания, дыхания и моторики артикуляционного аппарата.

Литература

1.  Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников - М.: Изд. Академия, 1997.

2.  Сохин Ф.А. Основные задачи развития речи /Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Ф.А. Сохина - М. 1984.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Чечек» комбинированного вида

с.Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва

Консультация для педагогов:

«РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО СЛОВАРЯ»

Учитель русского языка Хомушку И.Б

2019 – 2020 учебный год.

Одной из важнейших составлявших работы по развитию речи является словарная работа. Особенность развития лексической стороны речи состоит в том, что она связана со всей образовательной работой, обогащение словаря происходит в процессе ознакомления с окружающим и во всех видах детской деятельности.

Однако, организуя детскую деятельность и осуществляя ознакомление с окружающим, педагоги не всегда используют в полной мере все имеющиеся здесь возможности для обогащения словаря детей словами, обозначающими материальную культуру, природу, человека, его деятельность, способы деятельности, и выражающими эмоционально - ценностное отношение к действительности. Задачи словарной работы, как бы являются второстепенными для педагога (в лучшем случае словарь детей обогащается словами-существительными), идет простое обговаривание увиденного. Педагоги не осознают, что речевой материал усваивается не путем простого воспроизведения, а в условиях решения мыслительных задач. В силу этого нарушается принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.

Для того чтобы избежать подобных ошибок, необходимо чаще включать в систему работы методы непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря (рассматривание и обследование предметов, наблюдения, осмотры, целевые прогулки и экскурсии) и методы опосредованного ознакомления с окружающим (рассматривание картин, чтение книг, рассматривание игрушек, дидактические игры и упражнения, загадывание загадок). При этом необходимо большое внимание уделять названиям предметов и явлений, их свойствам, рассказыванию об этих свойствах в процессе игры и предметной деятельности, развитию умения сравнивать, противопоставлять, обобщать.

Большой удельный вес приобретает решение проблемных речевых задач. Целесообразно задавать дошкольникам вопросы типа: "Можно ли так сказать? Почему? Как сказать по другому?".

Говоря о содержании словарной работы необходимо особо подчеркнуть, что словарь дошкольника нуждается не только в

Развитые детского словари количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнение значений слов, семантическая точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений), в развитии образной стороны речи.

В конечном итоге необходимо выработать у детей умение отбирать для связного высказывания те лексические средства, которые точно отражают замысел говорящего. Для решения этой задачи нужно постоянно проводить специальные лексические игры и упражнения на подбор смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов, игры на словоизменение и словообразование.

Подбор антонимов: предложить детям закончить предложение, начатое педагогом: дождик вымочит, а солнышко... (высушит); один теряет, а другой... (находит); если что-нибудь забудешь, то потом может быть, и ... (вспомнишь).

Подбор синонимов к отдельным словам и словам в сочетаниях. Детям дается задание найти синонимы к глаголам: отыскать - найти, зябнуть - мерзнуть, шалить - баловаться и т.д.

Более сложное задание - закончить предложение, выбрав близкое по значению прилагательное: мальчик молчаливый, а девочка... (неразговорчивая); вчера день был теплый, а сегодня ... (жаркий).

Усложнить задание можно за счет подбора синонимов к прилагательным в словосочетаниях: искусный мастер (хороший, умелый); отважный солдат (храбрый, смелый); верный друг (преданный).

Подбор синонимов к многозначным словам (прилагательным и глаголам) и словам с переносным значением. Например: мальчик бежит, лошадь бежит, вода бежит, время бежит; горячая вода, горячий привет, горячее время; жаркий день, жаркий спор (объяснить их значение, составить с ними предложение).

Эти речевые упражнения хорошо сочетать с заданиями по подбору к многозначным глаголам и прилагательным существительных, например: кто и что бежит, ползет, летит, растет, плывет; кто и что может быть горячим, жарким, тяжелым, легким, крепким и т.д. Надо отметить, что эти задания вызывают у старших дошкольников особый интерес.

Организуя речевые игры и упражнения, необходимо стремиться к тому, чтобы они были непродолжительными, вызывали интерес, развивали реакцию на речевую ситуацию и формировали навыки контроля за своей и чужой речью.

Литература:

1.  Колунова Л.А. Работа над словом в процессе развития речи дошкольников. Методические рекомендации. Ростов н/Д: Изд. РГПУ, 1995.

2.  Колунова Л.А., Ушакова О.С. Работа со словом в процессе развития речи старших дошкольников /Дошкольное воспитание.-1994-9. с. 11-14.

3. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослым /Под ред. М.И. Лисиной-М„ 1985.

4.   Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников /Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: Просвещение. 1996.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Чечек» комбинированного вида

с.Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва

Консультация для педагогов:

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА НА ЗАНЯТИЯХ»

Учитель русского языка Хомушку И.Б

2019 – 2020 учебный год.

В образовательном процессе ДОУ велика роль обучающих занятий, особенно специальных занятий по обучению родной речи. Теория и практика дошкольного образования доказала необходимость специально организованной деятельности по развитию речи, развивающих занятий по формированию речевых умений и навыков, развитию смысловой стороны слова, усвоению полисемических отношений, овладению связной монологической речью и др.

При организации занятий следует помнить, что занятия с дошкольниками — это не школьный урок. Форма занятия должна соответствовать его содержанию: дети могут свободно передвигаться по комнате, сидеть на стульях или на ковре, переходить от столика к столику и т.д. Нельзя переносить в детский сад школьные методы и школьное содержание обучения.

Основные направления работы с детьми на занятиях -подбор языкового материала и весь методический инструментарий должны способствовать развитию коммуникативно-речевых способностей. Коммуникативный подход меняет методы обучения, выдвигая на первый план методы формирования речевого высказывания. Обучение важно проводить в системе, на высоком уровне трудности, с учетом возможностей детей, применять дифференцированный подход в работе с детьми разного уровня речевого развития и подготовленности.

Наблюдения показывают, что в процессе занятий нередко исчезает естественность общения, снижается естественная коммуникативность речи: педагог предлагает ответить на вопрос, повторить, пересказать... и не всегда учитывает, есть ли у ребенка потребность это делать. Не продумываются мотивы речевой деятельности детей, от которых зависит качество речи. Очень важно создание педагогом положительной мотивации для каждого действия ребенка в процессе обучения.

Например: "Расскажем про куклу, которая так хочет поиграть с детьми", "Незнайка просит научить его рассказывать...", "Придумай сказку для малышей", "Самые интересные сказки запишем и составим книгу".

В настоящее время во всех возрастных группах детского сада можно проводить разные по структуре занятия:

•   занятия, посвященные решению определенной речевой задачи (пересказ, заучивание стихотворения, экскурсия, занятия по звуковой культуре и т.п.)

•  занятия, состоящие из 2-3 частей, на которых решаются разные программные задачи и на разном речевом материале (Гербова В.Н.).

К сожалению, работа по этой схеме ставит перед педагогом ряд вопросов: как обеспечить речевую активность? Переключать внимание детей с одного содержания на другое? Обеспечить решение всех речевых задач? и др.

•  комплексные занятия, где решаются различные, но взаимосвязанные задачи, охватывающие разные стороны речевого развития: фонетическую, лексическую, грамматическую и на их базе - основную задачу развития связной речи.

Преимущество данных занятий - в обеспечении системы работы по формированию речевых способностей ребенка на протяжении всего дошкольного возраста. Комплексное решение речевых задач приводит к существенным сдвигам в речевом развитии детей, у ребенка формируется поисковая активность в сфере языка и речи. Обучение стимулирует саморазвитие языковой способности, проявление словесного творчества детей. Данные занятия разработаны коллективом ученых под руководством О.С. Ушаковой.

•   интегративные занятия строятся по принципу объединения нескольких видов детской деятельности (игровой, театрализованной, изобразительной и др.) и разных средств речевого развития. При этом можно использовать разные виды искусства, самостоятельную речевую деятельность и интегрировать их по тематическому принципу. Например: 1. Чтение самостоятельной деятельности рассказа об осени. 2. Коллективная аппликация осени. 3. Составление детьми описательных рассказов об осени.

В настоящее время ряд педагогов отдают предпочтение именно этим занятиям, однако, это не всегда оправданно. Данные занятия целесообразно использовать как итог определенной работы, когда необходимые речевые умения уже сформировались.

Выбор структуры занятий определяется рядом факторов, но прежде всего программой, по которой работает ДОУ. Так, программа "Радуга" предполагает проведение 2-3 частных занятий, разработанных Гербовой В.Н.; а программы "Детство" и "Истоки" (Алиева Т.Н., Антонова Т.В., Арноутова Е.П., и др.) ссылаются на комплексные занятия, разработанные О.С. Ушаковой.

Развитие речи ребенка осуществляется не только на речевых занятиях, но и на занятиях других видов, построенных на речевом общении детей со взрослыми и сверстниками (обращение детей с вопросами, суждениями, высказываниями, ответы на вопросы и высказывания других детей и т.д.) Организация разнообразных по структуре и видам занятий обеспечивает формирование личностных черт - общительности, доброжелательности, эмпатии (сопереживание другому человеку), рефлексии (самопознания), понимания, доверия, дружелюбия и других.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ В НЕРЕГЛАМЕНТИРОВАННОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Речь используется ребенком как средство общения в ситуации, которая возникает при необходимости и при желании вступить в речевое взаимодействие.

Необходимо отметить, что практические работники не всегда готовы в полной мере к осуществлению речевого общения с детьми в повседневной жизни. Общение носит еще формальный характер, лишено личностного смысла. Многие высказывания воспитателя не вызывают ответной реакции детей, не хватает ситуаций, способствующих развитию объяснительной речи, речи-доказательства, рассуждения.  Неумение организовать\z

постоянное содержательное речевое общение, учитывающее потребности и интересы ребенка приводит подчас к недоразвитию речи.

Задача воспитателя - стимулировать содержательное, продуктивное общение ребенка со взрослым и другими детьми в различных видах деятельности. Организация ситуаций, вызывающих потребность речевого взаимодействия в игре, труде, продуктивной, бытовой деятельностях в процессе обучения является профессиональной обязанностью каждого воспитателя детского сада. Овладение культурой, демократическим стилем общения, при котором собеседники взаимодействуют как равные партнеры, во многом определяет успех работы.

Для младшего дошкольника наиболее эффективным является индивидуальное общение ребенка со взрослым на основе совместной деятельности. Например, совместное составление рассказа на тему, предложенную ребенком с одновременным элементарным рисованием сюжета: действий, персонажей, предметов. В такой ситуации ребенок чувствует себя равноправным партнером: он может в любой момент включиться как в рассказывание, так и в рисование.

Очень важно стимулировать детей к комментированию (сопровождению речью) своих действий в предметной деятельности и постепенно упражнять в умении планировать свою деятельность (проговаривать вслух последующие действия).

На прогулке, в группе, во время одевания, умывания, в игре взрослый использует любую возможность правильно и четко назвать предмет, части предмета, охарактеризовать его признаки, качества, действия с ним. При этом необходимо четко формулировать задание в правильной грамматической форме, без лишних слов и дополнительных объяснений, точно ставить вопросы, особенно четко называть движения.

Например: "наклонитесь", "положите", "повернитесь", "похлопайте" и т.д.

С детьми 5-7 лет воспитатель является активным участником и организатором общения: разъясняет правила и содержание игры, называет и объясняет смысл новых слов; предлагает ребенку рассказать о своих новостях другим детям,

Развитие речи Остей в нерегламентированной и самостоятельной деятельности спрашивает, нет ли затруднений у ребенка. Он предоставляет ребенку возможность рассказать об увиденном на прогулке, по дороге в детский сад. Используя вопросы, побуждения, наблюдения воспитатель активно откликается на проявления словотворчества, игры ребенка со словом. В беседе с ребенком педагог обращает внимание на содержание и форму сообщения, исправляет в случае необходимости грамматические ошибки (неправильное согласование существительных с прилагательными и глаголом, изменение слов по числам и падежам); проводит речевые упражнения на словообразование и словоизменение. Педагог поощряет доброжелательные и разнообразные формы речевого поведения ребенка со взрослыми и детьми, оценивая его высказывания.

Динамика речевого развития ребенка во многом зависит от умения педагога связывать воедино работу в повседневной жизни и на занятиях. Время занятия не всегда позволяет сформировать прочные речевые умения у каждого ребенка, да и уровень речевого развития у детей одного возраста может значительно отличаться. Поэтому в повседневной жизни работа, начатая на занятии, должна продолжаться в специальных речевых играх и упражнениях. Так, в младшем дошкольном возрасте в утренние или вечерние часы педагог может проводить упражнения (индивидуально или с группой детей) с целью развития речевого и слухового аппарата (произнесение гласных и согласных звуков), звукоподражательные игры и упражнения, направленные на развитие фонетической стороны речи "Угадай;"", "Кто назвал", "Кто как кричит", "Эхо", "Подуй на снежинку" и другие. Кроме того, в свободное от занятий время можно индивидуально позаниматься с ребенком, развивая ту сторону речи, которая вызывает у ребенка затруднения.

Результатом речевого развития ребенка дошкольного возраста является овладение нормами и правилами родного языка и становление коммуникативных качеств, определенных для каждого возрастного этапа. Достижению результативности деятельности ДОУ по речевому развитию ребенка способствует создание психолого-педагогических условий, соответствующих требованиям (критериям) стандарта дошкольного образования.

Литература

1.  Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников - М.: Изд. Академия, 1997.

2.   Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М,: АПН РСФСР, 1961.

Литература

3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. - М.. 1937.

4.  Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1988.

5.  Диагностика речевого развития дошкольников: Научно-методическое пособие. /Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: изд. РАО, 1997.

6.  Занятия по развитию речи в детском саду. /Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: "Совершенство", 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: Развитие звуковой культуры речи средствами малых форм устного народного творчества

Непременным условием для всестороннего развития ребёнка является общение его со взрослыми. Важнейшее средство человеческого общения – это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения дет...

Доклад на тему: «Формирование культуры речи у детей старшего дошкольного возраста»

доклад о формировании культуры речи у детей старшего дошкольного возраста...

Доклад "Звуковая культура речи"

Доклад для педагогов ДОУ в рамках семинара по речевому развитию дошкольников....

Доклад "Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников."

Задачи по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников....

Доклад «Воспитание звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста»

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии неуклонно ...

Доклад на тему: "Формирование культуры речи у детей старшего дошкольного возраста."

К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полн...

Доклад "Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи у младших дошкольников"

Мастер класс "Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи у младших дошкольников"...