Главные вкладки

    Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста "Международный день родного языка"
    методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

    Международный день родного языка достаточно молодой праздник – отмечается с февраля 2000 года с целью привлечения внимания к родному языку. Это актуально уже в дошкольном возрасте, особенно у детей, имеющих нарушения речи.

    Данное мероприятие позволит вызвать интерес к родному языку, воспитывать любовь и желание осваивать всё многообразие и богатство родной речи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл den_rodnogo_yazyka_moy.docx98.31 КБ
    Файл den_rodnogo_yazyka_1.pptx1.51 МБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад №2» «Золотой ключик» п. Энергетик Новоорского района Оренбургской области

    Международный день родного языка

    Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста

                                                                                           Подготовила и провела:

                                                                                                                воспитатель I квалификационной

                                                                                                                категории,

                                                                                                                Проскурнова Н.Г.

    2021 год

    Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста «Международный день родного языка».

    Международный день родного языка достаточно молодой праздник – отмечается с февраля 2000 года с целью привлечения внимания к родному языку. Это актуально уже в дошкольном возрасте, особенно у детей, имеющих нарушения речи.

    Данное мероприятие позволит вызвать интерес к родному языку, воспитывать любовь и желание осваивать всё многообразие и богатство родной речи.

    Цель: Воспитание уважения и любви к родному языку через знакомство с праздником  «Международный день родного языка»

    Образовательные задачи:

    -дать понятие, что такое родной язык и почему его так называют;

    - расширять знания детей о культуре и языке русского народа;

    -способствовать повышению интереса к родному языку, звучанию слов на языках разных народов;

    -обогащать речь детей пословицами и поговорками, учить объяснять их смысл;

    - продолжать знакомить с творчеством поэта Сергея Есенина.

    Развивающие задачи:

    -развивать у детей нравственно-патриотические чувства, национальное самосознание;

    -развивать выразительность речи через театрализованную деятельность;

    -развивать смысловую сторону речи через закрепление антонимов;

    - способствовать формированию художественно - эстетических, интеллектуальных способностей;

    -развивать любознательность, стремление к новым знаниям и интереса к языкам.

    Воспитательные задачи:

    - воспитывать у детей чувство гордости за свой народ, за свой родной язык, за свою Родину;

    -ориентировать детей на общечеловеческие ценности и толерантность.

    Интеграция образовательных областей:

    - Социально-коммуникативное развитие: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая нравственные ценности.

    - Познавательное развитие: формирование представлений о малой Родине и Отечестве, о многообразии стран и народов мира.

    - Речевое развитие: владение речью, как средством общения и культуры.

    - Художественно – эстетическое развитие: восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам театрализованных представлений.

    - Физическое развитие: овладение подвижными играми с правилами.

    Формы работы

    -групповая

    -подгрупповая

    -индивидуальная

    Формы  организации деятельности детей

    -беседа

    -рассказ

    -заучивание потешек, стихов, поговорок, пословиц

    -разучивание хоровода, танца, песни

    Методы и приемы:

    - стимулирующие вводная беседа;

    - организационные: словесные, наглядные, практические, аудиовизуальные;

    - контроля: взаимоконтроль, взаимопроверка.

    Ход праздника

    Ведущий: Сегодня, ребята, мы отмечаем замечательный праздник - Международный день родного языка.   Слайд 1 

    Мы живем на планете Земля (показ на экране). Её населяют люди разных национальностей, и все они говорят на разных языках. Слайд 2

    Например, во Франции живут французы и говорят они на французском языке. А в Англии - англичане, они говорят на английском языке, в Китае - китайцы, они говорят на китайском языке.

    А это – наша страна Россия. Страна у нас большая и очень красивая. В ней тоже проживают люди разных национальностей. Слайд 3, 4

    Ведущий: Ребята, а на каком языке разговариваем мы с вами?

    Дети: на русском

    Да, ребята, мы живем в России, наш родной язык - русский,  и поэтому мы отмечаем с вами праздник русского языка!   

    Ульяна и Глеб прочитают стихотворения о родном языке.

    Ребенок 1:

    Всем известна сила слова

    И как богат язык людей.

    Один вопрос тревожит снова:

    Какой язык считать важней?                 Ульяна

    Кого не спросишь, без сомненья,

    Хоть это финн, словак, казах,

    Ответят, не вступая в прения:

    Вся красота в родных словах!

    Ребенок 2:

    Язык наш прекрасный

    Богатый и звучный,

    То мощный и страстный,

    То нежно-певучий.

    В нем есть и усмешка,   Глеб

    И мягкость, и ласка.

    Написаны им

    И рассказы, и сказки.

    Страницы волшебных,

    Волнующих книг!

    Люби и храни

    Наш великий язык!

    Ведущий: 

    Мы с вами, наши мамы и папы, бабушки и дедушки разговариваем, поём песни, читаем стихи, рассказываем сказки на нашем родном русском языке.

    1. Игра: «СЛОВА – РОДСТВЕННИКИ»

    В русском языке как и у нас тоже есть слова-родственники. Они похожи по звучанию и по смыслу.               Слайд 5

    На экране появилось слово «Снег». Давайте вместе придумаем семью слов к слову «СНЕГ».

     Отгадайте загадки и увидите на экране телевизора отгадки.

    1.Лепит детвора зимой

    Чудо с круглой головой:

    Ком на ком поставит ловко,

    Рот – дуга, и нос морковка,

    А два глаза – угольки,

    Да из веток две руки.

    Солнце вышло, он и сник.

    Кто же это? (Снеговик)        Слайд 6

    2.С неба звезды падают,

    Лягут на поля.

    Пусть под ними скроется

    Черная земля.

    Много-много звездочек

    Тонких, как стекло;

    Звездочки холодные,

    А земле тепло! (Снежинки)      Слайд 7

    3.Чудо-дворник перед нами

    Загребущими руками

    За одну минуту сгрёб

    Преогромнейший сугроб.

    Что же это? (Снегоход, снегоуборочная машина)  Слайд 8

                                 Русская народная игра «Гори, гори ясно»                                

    Гори, гори ясно

    Чтобы не погасло.

    Глянь на небо -

    Птички летят,

    Колокольчики звенят.

    Раз, два, три – беги!

    (Играющие становятся парами. Впереди колонны стоит ведущий. После слова «беги» дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны, стремясь встретиться, и берутся за руки. Если водящий поймает одного из них, он образует с пойманным пару и становится впереди колонны)

    Ведущий:

    Любовь к родному языку приходит к нам с детства, с того времени, когда мама ласкает своего малыша, поёт ему колыбельную песню, бабушки рассказывают сказки. Спрятана мудрость народная ещё и в пословицах и поговорках.

    У меня есть шкатулка пословиц и поговорок: вы их слушайте, да на ус мотайте. Веками русский народ сочинял и копил пословицы. Предлагаю вам поиграть в игру.

    1. Игра – кричалка «Мы тебя знаем».      Слайд 9

    Я кричу начало пословицы, а вы её продолжаете.

    •        Поспешишь - …людей насмешишь.

    •        Не спеши языком - … торопись делом.

    •        Что посеешь - … то и пожнёшь.

    •        Без труда … не выловишь и рыбку из пруда.

    •        Семь раз отмерь - … один отрежь.

    •        Глаза боятся - … а руки делают.

    •        С кем поведёшься … от того и наберёшься.

    •        Сам пропадай - … а товарища выручай.

    •        В гостях хорошо - … а дома лучше.

              •         Кто много читает …тот много знает.

                                  (Дети договаривают пословицы, объясняют смысл)

    А сейчас ребята познакомят вас ещё с одной пословицей.

    1. Сценка «Кончил дело - гуляй смело!»

                                             Девочка рисует

    -Светит в окошко весеннее солнышко, так и зовёт на улицу погулять.

    Солнышко: Смотри, какое я яркое да  весёлое, выходи гулять!

    Девочка: Некогда мне! Мне надо рисунок для мамы нарисовать!

    -А за окошком ручеёк весенний журчит, льётся, как песенка!

    Ручеёк: Смотри, какой я весёлый, выходи  кораблики будем пускать!

    Девочка: Некогда мне, ручеёк, мне ещё посуду надо помыть, маме помочь!

    -А за окном птицы поют, весне радуются.

    Птичка: Выходи гулять, послушаешь мою весеннюю песенку!

    Девочка: Некогда мне! Мне в комнате подмести пол надо.

    -А за окошком подружки веселятся, игры затеяли.

    Подружки: Пойдём с нами гулять!

    Девочка: Я как раз со всеми делами справилась, можно и погулять!

    Все: Кончил дело – гуляй смело!

    А теперь всем предлагаю поиграть (русская народная хороводная игра).

                                    Хоровод-игра «Шёл козёл по лесу»

    4) Ведущий: - Богат и красив наш русский язык. В нём столько слов,  с помощью которых мы можем составлять рассказы, сочинять стихи и просто общаться!

    А, сейчас я хочу, чтобы вы послушали стихотворения великих русских поэтов.

    1. Чтение стихотворений детьми

    Стихотворение Сергея Александровича Есенина «Белая берёза».

               (во время чтения на видеоэкране появляется портрет писателя, берёза).

                                                                     Слайд 10

    Белая берёза

    Под моим окном

    Принакрылась снегом,

    Точно серебром.

    На пушистых ветках

    Снежною каймой

    Распустились кисти

    Белой бахромой.

    И стоит береза

    В сонной тишине,

    И горят снежинки

    В золотом огне.

    А заря, лениво

    Обходя кругом,

    Обсыпает ветки

    Новым серебром. 

    Стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева «Зима недаром злится…».                                                  Слайд 11

    Зима недаром злится,

    Прошла ее пора —

    Весна в окно стучится

    И гонит со двора.

    И все засуетилось,

    Все нудит Зиму вон —

    И жаворонки в небе

    Уж подняли трезвон.

    Зима еще хлопочет

    И на Весну ворчит:

    Та ей в глаза хохочет

    И пуще лишь шумит

    Спасибо, ребята, за прекрасное исполнение. В этих стихотворениях поэтами описывается красота нашей русской природы.

    Ведущий: Русские писатели и поэты называют наш родной русский язык красивым и  богатым. И с этим нельзя не согласиться! А сейчас мы поиграем в игру, и вы убедитесь, что он ещё и очень интересный!

    4) Речевая игра «Скажи наоборот» (подбор антонимов)

    - Я буду говорить вам различные слова, а вы должны назвать слово, противоположное по смыслу, например: большой - маленький.  (Слова: широкий, толстый, горячий, длинный, высокий, громкий, холодный, весёлый)                 

                                 

    Ведущий: Много на свете разных языков и все они прекрасны. Но мы с вами живем в России, разговариваем на русском языке. Давайте любить, уважать свой родной русский язык и дарить друг другу добрые слова.

    Дарите добрые слова

    От сердца чистого дарите!

    Ведь наша жизнь так коротка…

    Вы дальше жить всем помогите!

    Дарите тем, кто одинок

    И тем, кто счастлив, жизнь проходит…

    А вечной ДОБРОТЫ урок

    Всегда признание находит.

    5)Выставка «Коллекция добрых слов»

    Предлагаю собрать коллекцию добрых слов, для того, чтобы они всегда были рядом с нами в группе. Я беру карточку с добрым словом «Дружба» и приклеиваю на плакат. А теперь вы, пожалуйста.

    (После того как ребенок покажет и расскажет о своей карточке, ему предлагается подойти к большому листу и приклеить ее скотчем. По окончании занятия всю «Стену добрых слов» вывешивают  для просмотра в группе)

    - Рассмотрите нашу газету, сколько слов мы придумали на нашем родном языке.  

    Ведущая:

    Ведь, правда, друзья, хорошо на планете,

    Когда на планете дружат все дети.

    Давайте за руки друг друга возьмем,

    Споем и попляшем на шаре земном!

    Все участники встают в круг и исполняют песню

    «Дружат дети всей земли»

    (Слова В. Викторова, музыка Д. Львова-Компанейца)

    Ведущая:

    Вот и подошел к концу наш праздник, посвященный Международному Дню родного языка. Любите свой язык! В нем наше прошлое, настоящее и будущее!

    - Я думаю, что нам стоит гордиться тем, что мы говорим с вами на великом русском языке. Давайте, любить свой язык, уважать, беречь его!


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста"День Земли или космический подарок планете.

    Данный праздник ставился для детей старшей логопедической группы. Рсосбенность его в том, что в нем объединились два праздничных мероприятия: день Земли и день Космонавтики....

    Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста "День родного языка"

    Конспект развлечения старшего дошкольного возраста "День родного языка"...

    Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста " День матери 2016 г.

    Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста " День матери 2016 г....

    Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста "День Победы"

    Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника "день Победы" для двух групп: старшей и подготовительной, с участием родителей и воспитателей....

    Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста "День матери.Обереги"

    Конспект семейной гостиной ко Дню матери "Обереги".Для каждого человека важно слово: "Мама" Мама - символ добра, заботы и внимания.  В каждом доме мама создает уют,...

    Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста: «День России»

    Цель: Прививать любовь к Родине, воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, чувствовать свою причастность к её жизни....