«Заюшкина избушка»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Смирнова Вера Олеговна

Конспект речевого занятия с элементами драматизации по сказке «Заюшкина избушка» с показом теневого театра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект речевого занятия  с элементами драматизации по

сказке «Заюшкина избушка» с показом теневого театра.

Тема: «

В гостях у сказки

»

Цель:

Продолжать знакомить детей с жанром «сказки»

.

Задачи:

Обучающие

:

Формировать умение

правильно подб

ирать

слов

а

при

описании характера и внешности героя сказки.

Обогащать словарный запас

детей,  активизировать  его.  Совершенствовать  диалогическую  речь.

Формирова

ть умения

правильно  и вовремя вставлять реплики по сценарию

сказки

.

Развивающие:

Развивать  жела

ние  участв

овать  в  театрализации.

Развивать  элементы  логического  мышления  через  отгадывание  загадок;

развивать память, мышление.

Развивать умение соотносить образ героя и его

признаки.

Развивать умение образовывать существительные множественного

числа, существительны

е с

уменьшительно

-

ласкательными суффиксами.

Воспитательные:

Воспитывать  эмоционально

-

положительное

отношение детей к театрализованной деятельности, дружеским отношениям между собой.

Прививать любовь к сказкам и чтению.

Предварительная работа:

Беседа о видах театра с детьми.

Чтение и рассматривание иллюстраций к сказке «Заюшкина избушка»,

отгадывание загадок, разыгрывание сказки с показом настольного театра.

Интеграция  образовательных  областей:  «Художественно

эстетическое  развитие»,  «Социаль

но

-

коммуникативное  развитие»,

«Физическое развитие».

Материалы и оборудование: коробка

посылка,

ноутбук,

иллюстрации

к сказке, записка с загадками, теневой театр с плоскостными фигурами.

Ход образовательной деятельности:

Дети заходят в группу.

В: Ребя

та проходите, посмотрите, сколько у нас гостей, давайте с ними

поздороваемся  и  подарим  каждому  из  них  свою  улыбку  и  хорошее

настроение!

Для этого давайте встанем в круг:

Здравствуй, Небо! (Руки поднять вверх)

Здравствуй, Солнце! (Руками над головой описать

большой круг)

Здравствуй, Земля! (Плавно опустить руки на ковер)

Здравствуй,  наша  большая  семья!  (Все  ребята  берутся  за  руки  и

поднимают их вверх)

Собрались все дети в круг,

Я

твой друг и ты

мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с

улыбкой).

В:

Молодцы! Ребята,

се

йчас

я вам предлагаю отправиться в сказку.

Хотите?

Тогда п

овторяйте за мной волшебные слова!

Хлопну, топну, повернусь

В сказке тотчас окажусь.

(Дети повторяют за воспитателем)

в это время включается музыка

.

В

: Вот мы и в сказке,

а я буду сказочницей,

присаживайтесь на стульчики.

-

Ребята, а вы любите читать сказки?......

-

А кто вам рассказывает сказки чаще всего?....

-

Ребята, а вы знаете, что

в старину, того кто

рассказывал сказки называли

сказочник,  или  сказитель,  или  баюн.  Запомните,  пожалуйста  это  слово

-

БАЮН

, хотя оно и старое, но для нас оно новое, давайте повторим вместе:

«баюн». Молодцы!

-

Что именно вам нравится в сказках?....

(там  все  волшебное,  происход

ят  разные  чудеса  и  приключения,  даже

животные в сказках умеют разговаривать, оживать)

.

-

все верно, но в сказках не только необычные приключения, сказка

это

мудрость народа, его мечты и желания. Ведь часто говорят «Сказка ложь, да

в  ней  намек

-

добрым  мол

одцам  урок».  Почему  так  говорят?

Как  вы

думаете?

.....

Сказка пробуждала и воспитывала лучшие качества в людях.

-

правильно, ребят

а, в сказках есть хорошие герои. Чему мы у них

учимся

?

(

доброте,  любви,  честности

)

,  а  есть  плохие,  поступкам  которых  нельзя

подражать.

-

Откуда

русские

народные

сказки

к

нам

при

шли

?

Кто

их

сочинял

?

....

-

Молодцы, вы какие. А теперь проверим ваши знания русских народных

сказок в викторине. Слушайте внимательно вопросы:

Викторина.

1.

Был похож на мяч немножко и катился по дорожкам.

Укатился ото всех, кроме «рыжей», вот так смех!

(Колобок)

2.

Красна девица грустна, ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко, слезы льет бедняжка.

(Снегурочка)

3.

Как иногда называют в сказках лису?

(Патрикеевна)

4.

В небесах и на земле скачет баба на метле,

Страшная и злая, кто она такая?

(Баба

-

Яга)

5.

Летела стрела и попала в болото,

А в этом болоте поймал ее кто

-

то.

Кто распростившись с зеленою кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей?

(Царевна Лягушка)

6.

Гуси

-

лебеди летят, унести детей хотят.

Кто полог сестри

це с братцем от Яги домой добраться?

(Печка, кисельные берега, яблоня)

7.

Какое мужское имя чаще всего дают героям русских народных

сказок?

(Иван)

8.

Какая цифра чаще всего встречается в сказках?

(Три)

9.

Кто  жил  в  теремке?

(Мышка,  лягушка,  зайчик,  лисичка,  волк,

медведь)

10.

Кто пришел на помощь внучке, чтобы вытащить репку?

(Жучка)

11.

Какая  рыба  способна  выполнять  человеческие  желания,  кроме

золотой?

(Щука)

12.

Смерть  какого  сказочного  героя  находится  в  яйце?

(Кощея

Бессмертного)

13.

Возле леса на опушке, трое их живет в избушк

е.

Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?

(Три медведя)

-

Какие  вы  хорошие  знатоки  русских  народных  ска

зок.  Видно,  что  вы

любите слушать

сказки и знаете их. Просто, молодцы.

Я вам предлагаю

сейчас поиграть в игру

-

импровизацию:

«угадай

сказочного героя и повтори», для этого встаньте на ножки, выходите кто

-

нибудь в центр круга. Тому, кто в центре нужно загадать сказочного героя и

изобразить  его  жестами,  а  остальным  угадать  и

повторить  движени

я  за

водящим

(игра повторяется несколько раз)

.

-

Ребята, а что это здесь на столе

появилось?

Дети:

Коробка

В

: Интересно, что же в ней?

А вам интересно?

Да

, здесь письмо. Сейчас я вам

его

прочитаю.

Что в коробке кроется, вмиг для вас откроется!

Если друж

но

все ребятки отгадаете загадку

!

Послушайте внимательно:

От кого мои друзья

Убежать никак нельзя

Неотвязно в ясный день

Рядом с нами бродит .... (Тень)

В:

Отгадали

загадки, молодцы. Вот коробочка

и открылась!

Но как то слишком быстро вы разгадали загадку, а в сказках героев

всегда ждут различные приключения и встречаются препятствия! ну, ка,

давайте догадайтесь, что в коробке! Вы мне задавайте, наводящие вопросы, а

я буду говорить «да» или «нет». И с этим задан

ием вы справились!

(воспитатель достает из коробки фигурки теневого театра чёрного цвета)

.

В

:  Ребята,

что  это?  (фигурки  теневого  театра),

какого  цвета  фигурки?

(Чёрного)

В

:

ребята, да

вайте вспомним, почему фигурки

черного цвета?

(п

отому

что

это фигурки теневого театра, если они будут цветными, то тень

проявится

нечетко

, а если белыми

то не проявится

)

.

Ребята, а что необходимо, чтобы

показать теневой театр? С помощью чего?...

Воспитатель

: Ребята, какие персонажи у нас?

...

-

а вам не каже

тся, что здесь герои нескольких сказок?.....

каких?.........

(

«Заюшкина избушка»

, «теремок»

).

Помогите мне пожалуйста разобраться

какие герои к какой сказке относятся!.

Я буду вам их показывать по одному,

а вы называйте сказку из которой эти герои

...

-

все верно, молодцы!

В

:

сегодня мы подробнее поговорим о сказке «Заюшкина избушка».

В: Ребята, посмотрите, у меня в руках одна...(избушка),

-

а это.. (избушки)

-

Здесь много (избушек)

-

какие  избушки  могут  быть?..(лубяная,  ледяная,  деревянная,  прочная,

холодная, теплая, хрупкая).

Как вы думаете, что значит «ледяная»?... Лубяная?....

Ребята, кто главные герои этой сказки?... (в сказках есть главные герои и

помощники)

В:

Ребята,

давайте

подберем слова, которые помогут нам передать образ

главных

героев из с

казки «заюшкина избушка».

-

Скажите,  пожалуйста,  какими  словами  можно  описать  главного  героя

сказки

-

Лису

? (

хитрая,

лукавая, рыжая

),

а если ласково, то как мы назовем

лисичку?(....хитренькая,  рыженькая),

каким  голосом  она  будет  говорить?

(ласковым

,

пытается обмануть

)

. И в жизни тоже встречаются такие люди,

которые с помощью ласкового голоса могут нас обмарнуть.

-

Ребята, а какими словами можно описать зайца

?  (

трусливый

,

маленький,

длинноухий, пугливый

)

, каким он голосом говорить будет?

(

т

оненьким

,

плачущим)

.

А зайца как ласково назовем?  (трусишка)

-

Ребята, а вы о

брати

ли

внимание, что когда мы описываем лису мы говорим:

хитрая,  рыжая,  плутовка

,  а  когда  описываем  зайчика:

маленький,

беленький,  трусишка

!  Почему

мы  так  делаем?

....словами  мы  пы

таемся

передать характер героя. Все верно! Молодцы!

-

давайте немного отдохнем:

Физминутка:

Зайчик в домике сидел

Песню весело он пел (кивают головой)

Но лисичка постучала (стучат кулачком о кулачок)

Зайца нашего прогнала (хлопают в ладоши)

Теперь зайчишк

а грустный ходит (кружатся)

Себе места не находит (вздыхают и разводят руки в стороны)

И собаки и медведь (виляют «хвостиком», затем качаются из стороны в

сторону)

К зайцу нашему подходят (подходят друг к другу)

И не с чем они уходят (расходятся)

Лишь Петя

-

петушок (машут руками вверх

-

вниз)

Зайцу нашему помог

И теперь живут в дому (руки над головой, пальцы соединены между собой в

виде домика)

Припеваючи в ладу (обнимают друг друга)

Практическая часть:

В

: ребята,

пока

жем

сказку

«Заюшкина избушка »

нашим

гостям?(да!)

В

: Я буду расск

азчицей, а ребята будут

артистами.

Показ детьми сказки «Заюшкина избушка»

(по окончании сказки артисты выходя и кланяются, дети хлопают артистам)

В

:

Как вы думаете.

Почему никто из героев не смогли выгнать лису из

домика? ... они

ведь все сильные, большие...

Эта сказка показывает

,

что

силой зло не всегда можно одолеть, и тот, кто привык побеждать за счет

мускулов, тоже способен бояться чего

-

либо (например, что «полетят клочки

по закоулочкам»).

А п

очему петушок смог выгнать лису из д

омика?

Дети

: Потому, что он был смелый, голосистый, храбрый.

Воспитатель:

Правильно,  петушок  смелый.  Можно  петушка  назвать

настоящим другом?

К этой ситуации очень подходит

Пословица

«

Друг

познается в беде

».

Как вы ее понимаете?,......молодцы, все верно, я

вам

желаю чтобы у вас были верные друзья, всегда готовые прийти вам на

помощь, и чтобы вы были хорошими друзьями своим товарищам.

Воспитатель

:

ну вот, ребятки п

ора нам возвращаться в детский сад. Давайте

скажем волшебные слова:

Хлопну, топну, повернусь

Тот

час в детском саду окажусь.

Рефлексия:

Ребята, вам понравилось

и запомнилось

в сказке?

Какой вид театра мы использовали сегодня?

Сложно вам было быть артистами?

С какими новыми словами мы познакомились сегодня? (баюн).

Какие новые пословицы мы сегодня

узнали? («друг познается в беде»,

«сказка ложь, да в ней намек

добрым молодцам урок»).

Молодцы, ребята, вы настоящие артисты! А те кто не поучаствовал в показе

обязательно это сделают!

(Звучит тихая музыка)

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по конструированию из бумаги в старшей группе детского сада «Заюшкина избушка»

Конспект занятие по конструированию из бумаги в старшей группе детского сада.Изготовление избушки путем скручивания квадрата в трубочку....

"Новый год" "Заюшкина избушка"

Сценарий на Новый год для младшей группы....

Конспект занятия "Заюшкина избушка"

Комплексное занятие по закреплению знаний о зимних явлениях природы, расширяет и обогащает словарный запас детей, воспитывает любовь к живому....

СЦЕНАРИЙ НОВОГОДНЕГО УТРЕННИКА 2 МЛАДШАЯ ГРУППА.. "ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА".

ВЕДУЩИЙ, ДЕД МОРОЗ – ВЗРОСЛЫЕ.1,2, СОСУЛЬКА, ЛИСА, ЗАЯЦ, МИШКА – КУКЛЫ БИ-БА-БО.         « Заюшкина избушка ». Дети входят в зал под веселую му...

занятие по математике для средней группы "Заюшкина избушка"

занятие с использованием персонажей сказки. цель занятия - упражнять в порядковом счете, формировать умение соотносить количество предметов с цифрой, находить закономерности в ряду. Закреплять знания ...

Конспект занятия по аппликации во второй младшей группе Тема: «Построим избушку для лисички» по русской народной сказке «Заюшкина избушка».

Цель: развитие продуктивной деятельности через аппликацию, формирование целостной картины мира.Задачи:- воспитывать аккуратность в работе при пользовании клеем;- закреплять названия геометрических фиг...