Рассматривание картины Фредерика Моргана "Сборщики яблок"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Павлова Елена Валерьевна

Технологическая карта НОД. Цель: Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_sborshchiki_yablok.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД

«Рассматривание картины Фредерика Моргана «Сборщики яблок»

Автор-разработчик:

Павлова Елена Валерьевна, воспитатель ГБДОУ детского сада №45 Приморского района Санкт-Петербурга

Возрастная адресованность:

6-7 лет

Длительность мероприятия:

30 минут

Цель:

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Задачи:

1.Воспитывать заботливое отношение к малышам, учить помогать им; формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.

2.Учить ориентироваться на ограниченной территории, отражать в речи пространственное расположение объектов, предметов (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.). Учить пользоваться в речи временными понятиями: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время». Формировать элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), игру и продуктивные виды деятельности. Закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности. Учить замечать приметы осени (зимы, весны, лета).

3.Обогащать словарь детей: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, наречия. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.

4.Расширять знания детей об изобразительном искусстве, развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства. Продолжать знакомить детей с произведениями живописи. Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания. Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей.

Предварительная работа:

Образовательная деятельность по лексическим темам «Фрукты» и «Овощи»; дидактические и лексико-грамматические игры: «Кто о чем говорит?», «Что было, что будет?»; рассматривание иллюстраций на темы «Труд взрослых в селе», «Сбор урожая»; чтение художественной литературы.

Материалы:

Картина Фредерика Моргана «Сборщики яблок», белая простынь, корзина с яблоками, проектор, клип «Падают, падают яблоки»

Предполагаемый результат:

Дети узнают, что одежда немного отличается от одежды, которую мы сейчас носим; узнают, как раньше проходил сбор яблок; научатся отражать в речи пространственное расположение объектов предметов.

Дальнейшая работа:

Познакомить детей с другими картинами этого автора на тему: «Счастливое детство в картинах Фредерика Моргана».

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

  1. Вводная часть

Организационный момент

Воспитатель привлекает внимание детей, показывая яблоки в корзине и разворачивает белую простынь.

Дети отвлекаются от игры, подходят к воспитателю

1 мин.

Проблемная ситуация (или мотивация), постановка и принятие детьми цели занятия

Мотивация: Расскажу я вам сегодня сказку, про то, как В Англии жил был художник, звали его Фредерик Морган. Однажды поздним летом он вышел во двор и увидел как кто-то собирает яблоки с деревьев. Его так заинтересовало то, что он увидел, что Ф. Морган решил нарисовать картину. Хотите узнать, что у него получилось?

(Показ картины)

Дети включаются в деятельность

2 мин.

  1. Основная часть

Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний или начало выполнения действий по задачам НОД

Воспитатель, используя диалог, организует образовательную деятельность: Скажите, ребята, а как нам попасть внутрь этой картины, кто мне скажет? (Предложения детей)

А давайте с вами «поколдуем» и очутимся внутри картины. У меня и волшебная палочка есть».

Воспитатель читает закличку:

В руки палочку возьму

Волшебство я призову,

Чудо в гости к нам придет,

В старину нас унесет.

И так, мы вошли в картину: и представим, о чем могли бы говорить или думать люди, изображенные на этой картине? А где бы вы хотели оказаться, на каком месте в картине?

Чем пахнет?

- Какое время года происходит действие на картине? Как ты догадался? Какое время суток? Когда происходит действие? В наши дни?

- Как можно понять, что погода очень теплая?

- Чем заняты люди, нарисованные на картине?

- Почему к яблоне приставили лестницу и зачем мальчик (Давайте дадим мальчику имя, например: Василий) забрался на лестницу?

- А зачем он трясет ветку яблони?

- А сколько и кто стоят в низу? (Дадим им тоже имена)

- Зачем они под яблоней растянули полотно ткани?

- А кто помогает собирать яблоки, которые упали мимо полотна?

- А как девочка (Имя) придумала собирать яблоки с земли? У нее быстро получается?

- А кто помогает другой маленькой девочке, которая держит полотно слева?

- А почему он ей помогает? (Имя)

- Как вы думаете, почему справа на заднем плане люди не используют полотно для сбора яблок? А как ты догадался до этого? На их яблоне много яблок? Они могли бы вдвоем использовать такой способ для сбора яблок?

Какое у вас возникает настроение, когда вы смотрите на эту картину?

Диалог детей с воспитателем

8 мин.

«Открытие» детьми новых знаний, способа действий

Воспитатель, используя подводящий диалог, организует построение нового знания, которое четко фиксируется им вместе с детьми в речи:

 «В саду необыкновенно тепло, золотисто: лето сухое, жаркое. Обширный фруктовый сад, который разведен сзади дома. Лестница скрипит под ногами у Василия. Слышен звук падающих яблок в полотно и более отчетливый при ударе яблок о землю. Начинает желтеть листва под ногами и на яблонях от парящего солнца. Люди бережно относятся к урожаю, ни одно яблочко не должно пропасть. А теперь придумаем, что будет потом, когда люди соберут яблоки».

Есть такой праздник, он называется «Яблочный спас». Яблочным спасом этот праздник называется в России потому, что он проходит в тот же день, что и старинный земледельческий праздник, с которого начинается уборка яблок в садах. Люди трудятся с таким удовольствием, что хочется поработать с ними вместе.

Презентация клипа к празднику «Яблочный спас» - «Падают, падают яблоки».

Подводящий диалог воспитателя с детьми

Дети внимательно слушают воспитателя

Просмотр клипа

 5 мин.

3 мин.

Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений (выполнение работы)

А давайте, ребята, с вами «оживим» картину, попробуем разыграть эту сценку у нас в группе. Растянем простынь и попробуем! (Желающие дети разыгрывают сценку, затем в сценке участвуют другие дети).

Вместе с детьми воспитатель обыгрывают ситуацию.

Самостоятельная игра детей в сценке по картине.

7 мин.

3.Заключительная часть. Итог занятия. Систематизация знаний.

В завершение, воспитатель совместно с детьми фиксирует новое знание в устной речи и организует осмысление их деятельности на занятии с помощью вопросов: «Где были?», «Что увидели?», «Чем занимались?», « Что почувствовали?», «Что узнали?»

Диалог детей с воспитателем

3мин.

4.Рефлексия

Воспитатель предлагает детям самим оценить свою деятельность, при этом задает вопросы: « А что, вы, ребята, расскажите сегодня вечером маме и папе?, Что вы узнали сегодня в детском саду? Вам понравилось?»

Подведение итогов воспитателем: вы сегодня старались, ...(оценка) деятельности детей. Спасибо вам за работу!

Активный диалог детей с воспитателем

1 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по художественно-эстетическому и речевому развитию детей "Рассматривание картин русских художников.Составление рассказов по картинам".

Пособие представляет из себя полную подборку рассматриваемых по программе картин русских художников (с учетом тематики НОД и возраста детей) с подобранными и распечатанными к каждой картине конспектам...

Формирование целостной картины мира. Рассматривание картины "Кошка с котятами" (2 мл. группа).

Тема: Рассматривание картины "Кошка с котятами".Цели:  Учить рассматривать картину, называть персонажей, их действия, понимать причинно-следственно связи.Уточнить знание названий детены...

Конспект НОД по работе с картинами с детьми 2-3 лет Рассматривание картины «Собака со щенятами»

Задача: закрепить знание детей имени и значения признака «рельеф» и умение определять значение этого признака с помощью анализатора - рука; ввести в словарь детей слова «т...

Картотека рассматривания картин в младшей и средней группах с приложением сюжетных картин.

В картотеке даны примеры организаций занятий по рассматриванию картин с детьми младшего и среднего возраста с приложением сюжетных картинок....

Конспект занятия по развитию речи — рассматривание картины «Коза с козлятами» (Рассматривание картины художника В. Д. Калганова «Коза с козлятами»)

Конспект занятия по развитию речи — рассматривание картины «Коза с козлятами» (Рассматривание картины художника В. Д. Калганова «Коза с козлятами»)...