Конспект по развитию речи "День матери- казачки"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Краснова Юлия Александровна

Конспект НОД по развитию речи в средней группе по теме: "День Матери- казачки".

 

Программное содержание:

-познакомить детей с новым общественным праздником «День матери»;

-учить детей составлять рассказы о людях, используя их портреты и фотографии;

-развивать монологическую связную речь;

-воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление ей помогать, радовать ее;

-учить отвечать на вопросы, правильно строить предложения в рассказе о маме;

-вызвать желание рассказывать о взаимоотношениях с мамой, поделиться своими мыслями и чувствами о своей маме.

Предварительная работа:

-заучивание с детьми стихотворений о маме;

-изготовление газеты "Наши милые мамочки"

-чтение произведений о маме.

Материалы:

- презентация "день Матери- казачки"

-газета с фотографиями мам;

-макеты овощей и фруктов

Воспитатель: Ребята, я хочу вам загадать загадку Е. Благининой. "Я вам загадаю загадку, А вы отгадайте ее Кто ставит на пятку заплатку Кто гладит и чинит белье? Кто дом по утру прибирает, Кто ставит большой самовар? Кто с младшей сестренкой играет И водит ее на бульвар Кем коврик бахромой вышит (Сестренке – видать по всему)? Кто письма подробные пишет Солдату, отцу моему . Чьи волосы снега белее, А руки желты и сухи? Кого я люблю и жалею О ком сочинила стихи?" Дети: Мама. 

Воспитатель: Мама – самый дорогой человек на свете. От маминой улыбки нам становится тепло, радостно, спокойно на душе. Ребята, а вы всегда бываете добрыми, ласковыми, послушными детьми? (Ответы детей). Воспитатель: - Вы помогаете своим мамам? (Ответы детей). Воспитатель: А какие вы знаете праздники для мам? ( 8 Марта, День Матери, День рожденья и т.д.) Воспитатель: А какой скоро будет мамин праздник? Дети: День Матери.

Воспитатель: Правильно, ребята. Этот праздник появился во время войны, в 1944 году, когда страна уже знала, что скоро победа, был учрежден орден "Мать- героиня". Первого ноября он был вручен жительнице Подмосковья Анне Алексахиной. В 1997 году президент принял Указ об учреждении Дня Матери, который решили отмечать в последнее воскресенье ноября. А так как мы с вами живем на Кубани, мы поговорим о наших мамах - казачках.

Воспитатель: Ребята, а чем занимаются ваши мамы дома?

Дети: Готовят, стирают, убирают, гладят, работают на огороде и т.д.

Воспитатель: Правильно. Сейчас у наших мам есть помощники- это бытовая техника. Назовите технику, которая помогает нашим мамам в быту.

Дети: Пылесос, утюг, стиральная машина, мясорубка, блендер и т.д.

Воспитатель: Видите сколько помощников у ваших мам. Но давным-давно, когда ваши бабушки и прабабушки были маленькими, ничего этого не было. Жизнь текла совсем иначе. Сегодня мы с вами посмотрим, как проходил мамин день много-много лет тому назад.

Просмотр презентации "День матери- казачки"

(Слайд 1, изображение казачки с коромыслом)

На заре, на зорюшке, только рассветет,

Матушка - казаченька по воду пойдет.

На плечах у матушки тяжко коромысло.

Матушка - казаченька, дай воды напиться.

(Слад 2, изображение казачки, стирающей белье)

Ой. Быстра ты реченька, реченька-Кубань.

Вышла к речке матушка в утреннюю рань.

Не боится матушка ледяной воды.

Постирает в реченьке белы рушники.

(Слайд 3, изображение казачки, накрывающей на стол)

Борщ на стол поставила,

Крынку с молоком.

Хлеб накрыла матушка

Чистым рушником.

Воспитатель: Давайте мы с вами немного отдохнем и поможем матери - казачке сварить компот и борщ.

Дети играют в игру "Компот- борщ".

(Слайд 4, изображение казачки в поле)

Ох, истерты рученьки

Да грубы мозоли.

До темна-то матушка

Все трудилась в поле.

(Слайд 5, изображение казачки у прялки или ткацкого станка)

Вечером у прялочки

Поучает дочь.

Оглянется матушка:

За окошком ночь.

Воспитатель: Видите, ребята, как тяжело раньше проходил день кубанской матери. Потому как, казаки часто уходили в походы, и всю работу приходилось делать женщинам-казачкам. Кроме того, если селению грозила опасность, казачки брали в руки оружие и вставали на защиту своих близких. (Слайд 6, изображение казачки с оружием в руках).

Как же не восхищаться силой и смелостью кубанских казачек? Именно в честь таких славных матерей и повелось на Кубани в ноябре месяце отмечать праздник – День Матери-казачки.

Воспитатель: Вот мамочка устала и решила отдохнуть, а ребята ей стихи расскажут.

Заранее подготовленные дети читают стихи.

Посидим в тишине Е. Благинина

Мама спит, она устала …

Ну и я играть не стала.

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,

Тихо в комнате пустой.

А по маминой подушке

Луч крадется золотой.

И сказала я лучу:

- Тоже двигаться хочу.

Я бы много хотела:

Вслух читать и мяч катать,

Я бы песенку пропела,

Я б могла похохотать.

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит - и я молчу…

Луч метнулся по стене,

А потом скользнул ко мне.

«Ничего, - шепнул он будто, -

Посидим и в тишине! »

Воспитатель: А вот как заботиться о своей маме мой знакомый мальчик.

Если был бы я девчонкой, -

Я бы время не терял!

Я б на улице не прыгал,

Я б рубашку постирал,

Я бы вымыл в кухне пол,

Я бы комнаты подмел,

Перемыл бы чашки, ложки,

Сам начистил бы картошки.

Все свои игрушки сам

Я б расставил по местам!

Отчего ж я не девчонка?

Я бы маме так помог!

Мама сразу бы сказала:

- Молодчина ты, сынок!

Воспитатель: Вот было бы здорово, если бы все дети научились помогать маме и заботиться о ней. А сейчас давайте рассмотрим наших мамочек и составим о них рассказ.

Дети рассматривают газету "Наши милые мамочки" подготовленную из фотографий мам к Дню Матери.

Беседа по ним. Воспитатель: Кто изображен на фотографиях? Дети: Мамы. Воспитатель: Как зовут твою маму? Дети: Таня, Света, Оля, Галя, Марина Александровна, и т.д. Воспитатель: Какие у нее волосы? ( каштановые, черные, волнистые, короткие и т.д.) Глаза? (голубые, добрые, ласковые и т. д.) Руки? ( Нежные, теплые, трудолюбивые и т.д.) Воспитатель: Какая она? ( Добрая, красивая и т.д.) Воспитатель: Где она работает? Кем? (Ответы детей). Воспитатель: Чем занимается дома? ( Ответы детей). Воспитатель: Как вы помогаете своей маме? ( Ответы детей).

Воспитатель: А теперь давайте вы самостоятельно составите рассказ по фотографии или портрету своей мамы. Но сначала я расскажу вам о своей маме, а вы послушайте. Воспитатель составляет рассказ про свою маму. Мою маму зовут Надежда Григорьевна. Моя мама очень красивая. У нее волнистые, черные волосы; добрые, карие глаза. Моя мама работает парикхмахером. У моей мамы ласковые, нежные и трудолюбивые руки. Когда моя мама приходит с работы: она готовит кушать для всей семьи. А я ей всегда помогаю. Я очень сильно люблю свою маму. Воспитатель: А теперь вы расскажите мне о своей маме. ( Рассказы 2-х – 3-х детей.) 

Маму я свою люблю, Я всегда ей помогу - Я стираю, полоскаю, Воду с ручек отряхиваю, Пол я чисто подмету И дрова ей наколю. Маме надо отдыхать, Маме хочется поспать. Я на цыпочках хожу, и ни разу, И ни разу ни словечка не скажу. 

Итог.  1.Какой праздник скоро мы будем отмечать?

2.Кого надо не забыть поздравить в этот праздник? 

3.Как вы думаете, какой подарок будет для мам самым желанным? 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi_v_sredney_gruppe_po_teme.docx18.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в средней группе по теме: "День Матери- казачки".

 

Программное содержание:

-познакомить детей с новым общественным праздником «День матери»;

-учить детей составлять рассказы о людях, используя их портреты и фотографии;

-развивать монологическую связную речь;

-воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление ей помогать, радовать ее;

-учить отвечать на вопросы, правильно строить предложения в рассказе о маме;

-вызвать желание рассказывать о взаимоотношениях с мамой, поделиться своими мыслями и чувствами о своей маме.

Предварительная работа:

-заучивание с детьми стихотворений о маме;

-изготовление газеты "Наши милые мамочки"

-чтение произведений о маме.

Материалы:

- презентация "день Матери- казачки"

-газета с фотографиями мам;

-макеты овощей и фруктов

Воспитатель: Ребята, я хочу вам загадать загадку Е. Благининой. "Я вам загадаю загадку, А вы отгадайте ее Кто ставит на пятку заплатку Кто гладит и чинит белье? Кто дом по утру прибирает, Кто ставит большой самовар? Кто с младшей сестренкой играет И водит ее на бульвар Кем коврик бахромой вышит (Сестренке – видать по всему)? Кто письма подробные пишет Солдату, отцу моему . Чьи волосы снега белее, А руки желты и сухи? Кого я люблю и жалею О ком сочинила стихи?" Дети: Мама. 

Воспитатель: Мама – самый дорогой человек на свете. От маминой улыбки нам становится тепло, радостно, спокойно на душе. Ребята, а вы всегда бываете добрыми, ласковыми, послушными детьми? (Ответы детей). Воспитатель: - Вы помогаете своим мамам? (Ответы детей). Воспитатель: А какие вы знаете праздники для мам? ( 8 Марта, День Матери, День рожденья и т.д.) Воспитатель: А какой скоро будет мамин праздник? Дети: День Матери.

Воспитатель: Правильно, ребята. Этот праздник появился во время войны, в 1944 году, когда страна уже знала, что скоро победа, был учрежден орден "Мать- героиня". Первого ноября он был вручен жительнице Подмосковья Анне Алексахиной. В 1997 году президент принял Указ об учреждении Дня Матери, который решили отмечать в последнее воскресенье ноября. А так как мы с вами живем на Кубани, мы поговорим о наших мамах - казачках.

Воспитатель: Ребята, а чем занимаются ваши мамы дома?

Дети: Готовят, стирают, убирают, гладят, работают на огороде и т.д.

Воспитатель: Правильно. Сейчас у наших мам есть помощники- это бытовая техника. Назовите технику, которая помогает нашим мамам в быту.

Дети: Пылесос, утюг, стиральная машина, мясорубка, блендер и т.д.

Воспитатель: Видите сколько помощников у ваших мам. Но давным-давно, когда ваши бабушки и прабабушки были маленькими, ничего этого не было. Жизнь текла совсем иначе. Сегодня мы с вами посмотрим, как проходил мамин день много-много лет тому назад.

Просмотр презентации "День матери- казачки"

(Слайд 1, изображение казачки с коромыслом)

На заре, на зорюшке, только рассветет,

Матушка - казаченька по воду пойдет.

На плечах у матушки тяжко коромысло.

Матушка - казаченька, дай воды напиться.

(Слад 2, изображение казачки, стирающей белье)

Ой. Быстра ты реченька, реченька-Кубань.

Вышла к речке матушка в утреннюю рань.

Не боится матушка ледяной воды.

Постирает в реченьке белы рушники.

(Слайд 3, изображение казачки, накрывающей на стол)

Борщ на стол поставила,

Крынку с молоком.

Хлеб накрыла матушка

Чистым рушником.

Воспитатель: Давайте мы с вами немного отдохнем и поможем матери - казачке сварить компот и борщ.

Дети играют в игру "Компот- борщ".

(Слайд 4, изображение казачки в поле)

Ох, истерты рученьки

Да грубы мозоли.

До темна-то матушка

Все трудилась в поле.

(Слайд 5, изображение казачки у прялки или ткацкого станка)

Вечером у прялочки

Поучает дочь.

Оглянется матушка:

За окошком ночь.

Воспитатель: Видите, ребята, как тяжело раньше проходил день кубанской матери. Потому как, казаки часто уходили в походы, и всю работу приходилось делать женщинам-казачкам. Кроме того, если селению грозила опасность, казачки брали в руки оружие и вставали на защиту своих близких. (Слайд 6, изображение казачки с оружием в руках).

Как же не восхищаться силой и смелостью кубанских казачек? Именно в честь таких славных матерей и повелось на Кубани в ноябре месяце отмечать праздник – День Матери-казачки.

Воспитатель: Вот мамочка устала и решила отдохнуть, а ребята ей стихи расскажут.

Заранее подготовленные дети читают стихи.

Посидим в тишине Е. Благинина

Мама спит, она устала …

Ну и я играть не стала.

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,

Тихо в комнате пустой.

А по маминой подушке

Луч крадется золотой.

И сказала я лучу:

- Тоже двигаться хочу.

Я бы много хотела:

Вслух читать и мяч катать,

Я бы песенку пропела,

Я б могла похохотать.

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит - и я молчу…

Луч метнулся по стене,

А потом скользнул ко мне.

«Ничего, - шепнул он будто, -

Посидим и в тишине! »

Воспитатель: А вот как заботиться о своей маме мой знакомый мальчик.

Если был бы я девчонкой, -

Я бы время не терял!

Я б на улице не прыгал,

Я б рубашку постирал,

Я бы вымыл в кухне пол,

Я бы комнаты подмел,

Перемыл бы чашки, ложки,

Сам начистил бы картошки.

Все свои игрушки сам

Я б расставил по местам!

Отчего ж я не девчонка?

Я бы маме так помог!

Мама сразу бы сказала:

- Молодчина ты, сынок!

Воспитатель: Вот было бы здорово, если бы все дети научились помогать маме и заботиться о ней. А сейчас давайте рассмотрим наших мамочек и составим о них рассказ.

Дети рассматривают газету "Наши милые мамочки" подготовленную из фотографий мам к Дню Матери.

Беседа по ним. Воспитатель: Кто изображен на фотографиях? Дети: Мамы. Воспитатель: Как зовут твою маму? Дети: Таня, Света, Оля, Галя, Марина Александровна, и т.д. Воспитатель: Какие у нее волосы? ( каштановые, черные, волнистые, короткие и т.д.) Глаза? (голубые, добрые, ласковые и т. д.) Руки? ( Нежные, теплые, трудолюбивые и т.д.) Воспитатель: Какая она? ( Добрая, красивая и т.д.) Воспитатель: Где она работает? Кем? (Ответы детей). Воспитатель: Чем занимается дома? ( Ответы детей). Воспитатель: Как вы помогаете своей маме? ( Ответы детей).

Воспитатель: А теперь давайте вы самостоятельно составите рассказ по фотографии или портрету своей мамы. Но сначала я расскажу вам о своей маме, а вы послушайте. Воспитатель составляет рассказ про свою маму. Мою маму зовут Надежда Григорьевна. Моя мама очень красивая. У нее волнистые, черные волосы; добрые, карие глаза. Моя мама работает парикхмахером. У моей мамы ласковые, нежные и трудолюбивые руки. Когда моя мама приходит с работы: она готовит кушать для всей семьи. А я ей всегда помогаю. Я очень сильно люблю свою маму. Воспитатель: А теперь вы расскажите мне о своей маме. ( Рассказы 2-х – 3-х детей.) 

Маму я свою люблю, Я всегда ей помогу - Я стираю, полоскаю, Воду с ручек отряхиваю, Пол я чисто подмету И дрова ей наколю. Маме надо отдыхать, Маме хочется поспать. Я на цыпочках хожу, и ни разу, И ни разу ни словечка не скажу. 

Итог.  1.Какой праздник скоро мы будем отмечать?

2.Кого надо не забыть поздравить в этот праздник? 

3.Как вы думаете, какой подарок будет для мам самым желанным? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "День Матери-казачки"

Данный конспект занятия разработан для детей старшего дошкольного возраста. Занятие познакомит детей с кубанским бытом, с нелегким трудом женщин-казачек, расскроет историю забытого, но интереснейшего ...

проект "День матери-казачки"

«Человек начинается с его отношения к матери и всё лучшее, что есть в человеке, достаётся ему от матери» Ю. Яковлев.Мать считается хранительницей семьи. И, конечно, же, именно мама играет важную...

Сценарий развлечения ко Дню матери казачки «Веселимся мы, играем, Мам казачек прославляем!»

Создание условий к приобщению дошкольников к культурным ценностям...

Конспект НОД «Образ матери- казачки»

Казачек все любили, уважали,Как спутниц храбрых в жизни и в бою.Им почести повсюду воздавали,Всегда так было на Дону!...

Сценарий праздника, посвященного Дню матери «День Матери – казачки» для детей подготовительной к школе группы.

Цель: воспитание уважения и любви к матери через приобщение к кубанскому фольклору...

Конспект "День матери-казачки"

Конспект "День матери-казачки"...

Конспект развлечения - «День матери казачки».

Приобщение к традициям и праздникам, к истории родного края....