«Наши пальчики играют»
статья по развитию речи

Чурбакова Елена Михайловна

Пальчиковые игры – это уникальный способ развития малыша. Они представляют собой своеобразный массаж и гимнастику для пальцев рук и ног. Движения обычно сопровождаются короткими веселыми стихами, и дети с удовольствием их повторяют. Для малышей пальчиковые игры являются самостоятельным занятием, а для старших дошкольников они могут стать разминкой между упражнениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashi_palchiki_igrayu1.docx25.86 КБ

Предварительный просмотр:

Статью подготовила:

Воспитатель МАДОУ «Колокольчик»

Чурбакова Елена Михайловна

«Наши пальчики играют»

«Ум ребенка находится на кончиках пальцев»

В. А. Сухомлинский.

В жизни существует недолгий, но увлекательный период, когда детский мозг способен на предельное формирование и обучение – это дошкольный возраст. И этот период называют «нежным возрастом». Поэтому нужно быть предельно осторожным и деликатным в вопросе развития ребенка. Обратите внимание, с какой радостью и внимание ребёнок усваивает ЛЮБУЮ информацию, приобретает ЛЮБЫЕ навыки без дополнительной мотивации с лёгкостью и азартом.

Жан-Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» о потребностях маленького ребёнка написал так: «…он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешать ему это для него необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер, форму предметов. О свойствах, окружающих его, вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…»

       «Пальчиковая гимнастика» - это весёлое, увлекательное и полезное занятие! Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать не только напряжение самих рук, но и ослабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношения многих звуков, чем лучше работаю, пальцы и вся кисть в целом, тем ЛУЧШЕ РЕБЁНОК ГОВОРИТ! Почему же это так?

        Выполнение упражнений, ритмических движений пальцами, индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Нервные окончания, отвечающие за работу руки человека, имеют самое большое « представительство» в коре головного мозга (в особенности её большой палец). Мало того они находятся рядом с органами речи и слуха и имеют самую тесную взаимосвязь. И именно поэтому словесная речь ребёнка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

            В итоге целью «пальчиковой гимнастики» становится развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. В правом полушарии возникают различные образы предметов, явлений, а левом находят своё словесное выражение, чем крепче эта взаимосвязь, тем активнее мыслительные процессы, точнее внимание, мышление.

        «Пальчиковая гимнастика » - это великолепный, универсальный дидактический материал для многих видов деятельности, особенно для занятий по развитию речи.

       «Пальчиковые игры» - хороший помощник подготовить детскую руку обучению в школе, письму. Для того чтобы параллельно развивалась речь, можно использовать различные, небольшие стишки, считалки, песенки. Переложить текс на соответствующие движения, сначала простые, несложные, а за тем постепенно усложнять. Ребёнок разовьёт внимательность, сосредоточенность, положительные эмоции между взрослым и ребёнком.

        Что же происходит, когда ребёнок занимается «пальчиковой гимнастикой»?

Развитие речи.

           «Пальчиковая гимнастика» создаёт не только благоприятный фон и развивает умение подражать взрослому, но и учит вслушиваться и понимать смысл речи, повышает речевую активность ребёнка.

       Речь, сопровождаемая подвижными образами, более выразительная и доступна пониманию малыша. Стихотворная форма подача материала имеет соответствующий ритм, который помогает координировать речь и движения. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

             Первое время ребёнок повторяет только движения, но на подсознательном уровне происходит пополнение его словарного запаса, появляются навыки построения предложения, употребления различных грамматических форм. Позже ребёнок будет сам стремиться озвучить свои действия.

 Жизнь ребенка - это игра, в которой он познает мир, учится, развивается, растет.

 Работая в группе компенсирующей направленности на протяжении нескольких лет, заметила, что у большинства детей дошкольного возраста отмечается недоразвитие мелкой моторики кистей рук, при этом и речевые навыки развиты недостаточно, часто речь ребенка не соответствует возрастным нормам. Мелкая моторика и речевая функция между собой тесно связаны: если движения пальцев соответствуют возрасту, то и речь соответствует возрасту.

 У большинства детей с ОВЗ пальцы малоподвижны, движения их неточны и не согласованны. Вместе с мелкой моторикой развивается не только речь, но и внимание, мышление, координация, наблюдательность, воображение, зрительная и двигательная память. Все эти сферы у данной категории детей нуждаются в коррекции.

 Детям с ОВЗ необходима своевременная коррекционная помощь, чтобы предотвратить дальнейшее ухудшение проблем со здоровьем. Пальчиковая гимнастика важна для ребенка с самого его рождения. Ребенку необходима ласка взрослого и его присутствие.

 Поэтому особое внимание в группе уделяем пальчиковым играм.

 Пальчиковые игры разнообразны по содержанию: игры - манипуляции; сюжетные пальчиковые упражнения; пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой; пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»); пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук; театр в руке и т.д.

 Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики зачастую предлагают: мозаику; пористые губки (сжимать - разжимать); клубочки ниток (для наматывания); пособия по застёгиванию пуговиц; наборы верёвочек для завязывания и заплетания; различные пособия со шнуровками; палочки (выкладывать узоры); су-джок; пазлы - обводки; графические диктанты и т.д.

 Средства развития мелкой моторики:

 Используем пластилин, бумагу, бросовый природный материал, работаем с песком, с крупой, бусами. Ленты применяем для плетения кос, завязывания бантов, шнурки - учим завязывать, плести, играем с водой. Для укрепления и развития детской руки, координации движений рекомендуются различные упражнения и действия с предметами (расстегивание и застегивание пуговиц, завязывание и развязывание ленточек, узелков, шнурков, перекладывание мелких предметов, плетение из ниток различных поделок, аппликации, конструирование, лепка, рисование и штриховка, пальчиковая гимнастика и массаж. Приемы могут быть разными. Важно вовлекать в движения больше пальцев, а сами движения производить энергично. Каждый из этих приемов направлен на развитие ребенка: его костно-мышечного аппарата, сенсорной чувствительности, зрительно - моторной координации, произвольного внимания, навыков психорегуляции.

 Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т.д. Широко используется продуктивная деятельность в развитии мелкой моторики - кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т.д.).

 Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности.

 Используемая в моей работе система мероприятий по развитию мелкой моторики, при целенаправленном и систематическом ее применении, способствует развитию речи, координации, точности, пластичности движений пальцев рук, мыслительных процессов и определяет успешность работы по подготовке ребёнка при переходе на новую ступень образования. 

 Пальчиковая гимнастика, проводимая ежедневно, позволяет превращать скучные виды деятельности в увлекательные, способствует улучшению функционального состояния корковых мозговых структур, мелкой моторики, а также речевой деятельности.

 Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.  Пальчиковые игры очень нравятся детям дошкольного возраста и позволяют решить множество задач: от образовательных до оздоровительных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы кружка «Наши пальчики играют»

Задачи:  Развивать мелкую моторику рук детей.  Развивать у детей умение соотносить действие с текстом.  Развивать речь и детей и пополнять активный словарный запас.  Развивать творческие спосо...

«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»

Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....

Наши пальчики играют.

 Современные разработки позволили ученым сделать вывод, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает положительное влияние на развитие активной речи ребенка. Это необходим...

Наши пальчики играют - говорить нам помогают

Конспект родительского собрания по теме "Наши пальчики играют - говорить нам помогают" с  использованием информационно-коммуникационных технологий и интерактивного оборудовани...

Разработка игры "Наши пальчики играют"

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулирует творческие способности, фантазию и речь. Развивая точность и ловкость рук, мы укрепляем взаимосвязь между ...

Наши пальчики играют! Гимнастика для пальчиков для тех, кому 2,3,4...

Буклет для родителей и воспитателей. В буклете отражены возрастные особенности развития тонкой моторики рук и игры для развития мелкой моторики рук....