Развитие речи детей через дидактические игры
консультация по развитию речи (младшая группа)

Лясковская Галина Владимировна

Развитие речи детей через дидактические игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_detey_cherez_didakticheskie_igry.docx23.77 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей

 посредством дидактической игры,

 как одним из средств познавательно- исследовательской

деятельности

«Игра - это искра,

зажигающая огонёк пытливости

и любознательности».

 В. А. Сухомлинский.  

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, согласно требованиям Федерального государственного стандарта, является развитие речи детей.

 Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее у детей речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения к сверстникам и взрослым, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей.

Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая мне приобщить детей к окружающей жизни в доступных им формах. Напомню, что дидактические игры делятся на словесные, игры с предметами и настольные.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения играющих детей. Воспитатель одновременно является и учителем и участником игры. Он и учит и играет, а дети, играя, учатся. Таким образом, дидактические игры по развитию речи, как форма обучения детей, содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).

Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Кроме того, дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, способствует развитию творческих способностей, вызывает у ребят живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

Дидактические игры, развивая речь детей, пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

 Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей самостоятельно составлять рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Так развивается монологическая речь ребенка.

 Уникальность дидактической игры состоит в том, что это универсальное средство, которое может включать в себя несколько образовательных областей. Например, дидактическая игра «Поезд», где детям предлагается двигаться за воспитателем, выполняя его поручения и издавая звуки поезда, затрагивает области: «Физическая культура», «Коммуникация», «Социализация», «Познание». Дидактическая игра «Составь рассказ по картинке», направленная на активное использование слов в речи, составление предложений, затрагивает такие  образовательные области,  как «Безопасность» и  «Здоровье», «Коммуникация» и «Познание». Дидактическая игра «Оркестр», в которой детям предлагалось отгадать загадку о музыкальном инструменте и кто первый отгадывает, тот получает инструмент, таким образом получается оркестр. Данная игра интегрирует в себе образовательные области «Познание», «Музыка», «Коммуникация», «Труд». Дидактические игры можно проводить со всей группой, с подгруппой детей, индивидуально с каждым ребенком.    

Работая  с детьми, я подразделяю дидактические  игры на такие подгруппы как: игры - путешествия, например « Кто живет в лесу?»; игры - поручения, можно привести в пример  игру « Найди предметы красного цвета»;   игры – предположения -  «Зачем нужны игрушки?» , игры – загадки- « Овощи в загадках», игры – беседы- « Я начну, а вы продолжите», «Расскажи про весну», «Подбери слово» и многие другие.

Если рассматривать более подробно разделение игр, можно отметить следующее.  Игры – путешествия призваны усиливать впечатление, обращать внимание детей на то, что находится рядом. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т. д.

Игры- поручения по содержанию проще, а по продолжительности- короче. В основе этих игр лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения, например «Волшебная коробочка», «Весёлые пальчики».

 Игры – предположения - «Что было бы, если… ». Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

Игры – загадки. В основе игры лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

 Игры – беседы. В их основе лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения.

        Еще раз хочу акцентировать ваше внимание на том, что в ходе дидактических игр происходит развитие всех компонентов речи:

 - формирование словаря: «Чудесный мешочек» или «Чудесная коробочка», где детям необходимо  назвать предмет, опираясь на его признаки и наоборот, описать признаки предмета; «Профессии моих родителей» - учить соотносить существительное с глаголом; «Скажи наоборот» -учить детей подбирать слова с противоположным значением ; «Выполни команду»- развивать внимание, умение выделять признаки предмета и др.;

 - развитие звуковой культуры речи: дидактическая игра «Музыкальные инструменты», в которой дети отгадывали музыкальный инструмент по его звучанию; «Кто позвал?», где детям предлагается по голосу определить друга, который его позвал; «Это что за звук?», определить какие звуки можно издавать тем или иным предметом  (шуршание бумаги, удар в барабан и т.д.);

- использование  чистоговорок и звукоподражаний, артикуляционные гимнастики «В гости к бабушке и дедушке», «Заборчик», «Часики», «Лошадка», направленные на развитие артикуляционной моторики ;

 - развитие грамматического строя речи: «Разноцветный сундучок» - дети вынимают из сундучка картинки или предметы и описывают какой это предмет. Дидактическая игра «Прятки» учит детей правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением. Детям предлагаю найти игрушку, в ответах услышав использование предлогов, другой вариант игры: воспитатель, используя предлоги, говорит детям, где нужно искать спрятанный предмет;

 -  развитие связной речи : монологической и диалогической.  Использую дидактические игры «Назови, что сделал зайка?» - составление предложений. «Составь рассказ по картинке», «Что было бы, если?.. », где детям предлагается подумать и сказать свое мнение по поводу каких-либо предположений, например «Что было бы если бы все дети ели только одни конфеты?

Опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов. При этом работа должна быть построена таким образом, чтобы родители являлись равноправными участниками развивающего процесса. Только опираясь на семью, нашими совместными усилиями, мы сможем решить главную задачу- развитие полноценной речи детей.

В работе с родителями я использую как традиционные формы работы -беседы, консультации, собрания, так и нетрадиционные - деловые игры, дискуссии. Еще одна форма работы с семьей - это педагогические ширмы, в которых родителям даю конкретные, четкие, практические советы по какой- либо теме. В своей работе планирую разработки  консультаций, памяток для родителей,  темы родительских собраний, где затрагиваются проблемы и решения задач для развития полноценной речи детей.

Собрания старалась проводить в игровой форме, чтобы родители немного почувствовали себя детьми, отключились от повседневных забот. А самое главное научились сами играть и могли научить играть своих детей.

В индивидуальной беседе стараюсь тактично объяснить родителям, дети которых нуждаются в помощи специалистов, всю серьезность положения. Ведь многие родители считают, что ребенок заговорит сам, но , к сожалению, это не так. Советую родителям чаще и  больше разговаривать с детьми, читать книжки на ночь. Даже на кухне, когда готовится ужин, можно поиграть в словесные игры. Многие родители прислушиваются к советам, и когда  видят результат, говорят спасибо.

 В силу последних событий,   работаю и в онлайн режиме. Это тоже позволяет  общаться с родителями через анкетирование, размещение информации и консультаций на сайте.

Хочу отметить, систематическая работа в данном направлении позволила достичь  положительных результатов: речь детей стала лучше, расширился и обогатился словарный запас, произношение слов и звуков стало чище, дети стали отвечать краткими и развернутыми предложениями, научились сравнивать, объединять предметы по признакам, у детей стала развиваться способность устанавливать простые причинно-следственные связи между предметами.

 Таким образом, работа по развитию речи с использованием дидактических игр, позволяет детям  не только научиться играть и совершенствовать речь, но и значительно расширить знания  об окружающем мире.

 Стимулирующим фактором для меня является интерес детей к играм.  Дети часто и с интересом играют в дидактические игры и я вижу результат моей работы. Для меня важно знать, что моя работа не прошла даром, что моим советом воспользовались.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие речи детей через дидактическую игру»

В данной консультации для родителей  рассказано о том, как при помощи дидактических игр развивать речь детей...

Обобщение опыта работы по теме "Развитие речи детей через дидактическую игру"

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти...

Консультация для родителей «Развитие речи детей через дидактическую игру»

Консультация для родителей «Развитие речи детей через дидактическую игру» ...

Консультация для родителей «Развитие речи детей через дидактическую игру»

Консультация для родителей«Развитие речи детей через дидактическую игру»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ»

Тема развития речи детей через дидактические игры очень актуальна для дошкольного образования, ведь владение правильной речью способствует формированию у ребёнка уверенности в себе, коммуникативных ка...

Конспект НОД по речевому развитию во второй младшей группе по теме «Развитие речи детей через дидактические игры и рассматривание сюжетной картины «Собака со щенятами» в рамках тематической недели «Мамина неделя»

Данный конспект НОД по речевому развитию разработан для детей второй младшей группы в рамках тематической недели "Мамина неделя". В структуре НОД используются дидактические игры, способствую...