"Развитие речи детей с помощью мнемотехники"
статья по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Кузнецова Татьяна Юрьевна

"Развитие речи детей с помощью мнемотехники"

Скачать:


Предварительный просмотр:

п/п

Наименование разделов

Стр.

1

Целевой раздел                                  

2

1.1

Пояснительная записка

2

1.1.1

Цели и задачи   реализации программы

4

1.1.2

Принципы и подходы к формированию программы

5

1.2

Сроки реализации программы

8

1.3

Планируемые результаты освоения воспитанниками программы

9

2

Содержательный раздел

10

2.1

Содержание работы

10

2.2

Планирование на учебный год

12

3

Организационный раздел

21

3.1

Структура реализации программы кружковой деятельности

21

3.1.1

Формы работы с детьми

33

3.1.2

Реализуемые образовательные технологии

34

3.1.3

Образовательная нагрузка (кол-во, длительность и время проведения)

35

3.2

Условия реализации программы кружковой деятельности

36

3.2.1

Методическое обеспечение программы

36

3.2.2

Создание развивающей предметно-пространственной среды

37

3.2.3

Другие условия

38

СОДЕРЖАНИЕ

  1.  ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ                                  

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»

К.Д.Ушинский.

«Игрушки, игры – одно из самых воспитательных средств  в  руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность».

                                                                                  Б.П.Никитин.

     Как правильно подготовить ребенка к школьному обучению? Этот вопрос волнует многих родителей. Часто взрослые считают, что самое главное – научить ребенка читать, считать и писать до поступления в школу. Но это еще не гарантирует успешного обучения. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребенок начиная  учиться, постепенно снижает свои успехи. Он не может сосредоточиться на уроке, небрежно выполняет задания, невнимательно слушает учителя, испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Все говорит о том, что у малыша недостаточно развиты такие психические процессы, как  произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память. Поэтому гораздо важнее сформировать у ребенка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность.

        Большое значение в подготовке к школе имеет развитие мелкой моторики и координации движений руки. Важна именно подготовка к письму, а не прямое обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма.

        Справиться с трудностями и решить задачи подготовки к школе с позиции развития познавательных процессов детям помогут мои занятия, на которых детям будут предложены задания на развитие наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, подготовки руки к письму. Большое внимание на моих занятиях будет уделено выполнению графических упражнений, раскрашиванию, штриховке, играм с мозайкой и мелким конструктором. Все это поможет избежать затруднений в овладении навыком письма.

      Дошкольный возраст – период, когда основная деятельность малыша – игра. В игре проще усваиваются знания, умения, навыки, при помощи игровой ситуации легче привлечь внимание ребенка, он лучше запоминает материал. Поэтому все задания на моих уроках носят занимательный характер.

         

  1.  Цели и задачи   реализации программы.

  1. Способствовать развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;
  2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы;
  3. Способствовать формированию умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения.
  4. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
  5. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
  6. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;
  7. Способствовать развитие мелкой моторики рук;
  8. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира;
  9. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе;
  10. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.

  1. Принципы и подходы к формированию программы.

Программа  строится на следующих общеобразовательных принципах:

- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

- принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются ключевые в развитии дошкольников качества;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
- комплексно — тематический принцип построения образовательного процесса;
- принцип решения образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников;
- принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми; основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
- принцип систематичности и последовательности: постановка задач воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому»  «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
- принцип цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту.

В Рабочей Программе представлены принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:

- принцип развивающего характера художественного образования;
- принцип природосообразности: постановка задач художественно-творческого развития детей с учётом возрастных особенностей и индивидуальных способностей детей;
- принцип интереса: построение и корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом

- принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;

- принцип организации тематического пространства (информационного поля) основы для развития образных представлений;

- принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;

- принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

Подходы к формированию образовательной программы:

- личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности.

- диалогический подход, предусматривающий становление личности, развитие ее творческих возможностей, самосовершенствование в условиях равноправных взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога

- средовой подход, предусматривающий использование возможностей внутренней и внешней среды образовательной организации в воспитании и развитии личности ребенка.

Приоритет Программы — воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его. И рабочая Программа  не противоречит этому принципу.

  1. Сроки реализации программы

Дополнительная образовательная программа  реализуется за рамками основной образовательной деятельности в течение трех лет:

  1ый год обучения – дети 3 – 4 лет;

  2ой год обучения – дети 4 – 5 лет;

  3ий год обучения – дети 5 – 6 лет

  1. Планируемые результаты освоения воспитанниками программы.

 К концу года дети:

- интересуются новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире)

- Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

- Активно используют вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.

- Имеют представления о себе, о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, об обществе, его культурных ценностях, о государстве, о мире.

- Умеют работать по правилам и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

- В художественном творчестве создает индивидуальные и коллективные работы , использует разные материалы и способы создания изображения.

- У детей сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления личных видов деятельности.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
  1. Содержание работы.

Образовательный процесс строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей.  
При образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих задач. При этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, способность формировать умение занимать себя позволяет развитие культурно — досуговой деятельности дошкольников по интересам. Работа в кружке строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей.
Интеграция с другими образовательными областями:

  1. Социально — коммуникативное развитие:
    развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование патриотических чувств; формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности.
    2. Познавательное развитие:
    сенсорное развитие; формирование целостной картины мира; расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества; формирование элементарных математических представлений: занятия по изодеятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении; расширение кругозора в процессе рассматривания картин, различных наблюдений, экскурсий; знакомство со строением предметов, объектов.
    3. Речевое развитие:
    практическое овладение воспитанниками нормами речи, использование для обогащения словарного запаса художественных произведений и художественного слова: потешек, загадок; развитие связной и монологической речи при описании репродукций картин художников, собственных работ и работ своих товарищей; развитие коммуникативной функции речи: на занятиях используется прием комментированного рисования; в процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом в ходе рисования обсуждают свою работу; выполняя практические действия, дети способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря,
    4. Художественно — эстетическое развитие:
    использование музыкальных произведений для развития детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса; рисование по впечатлениям просмотренных сказок, использование рисунков в оформлении к праздникам, развлечениям,  музыкальное оформление для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
    5. Физическое развитие:
    развитие мелкой моторики, воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; использование здоровьесберегающего принципа. Для реализации данного принципа предлагается:
    ориентироваться на позу как выразительную характеристику положения тела в пространстве посредством игровых упражнений; предупреждать нарушение осанки;

2.2. Планирование на учебный год

Тема

Цели и задачи.

Форма занятий

Количество занятий в месяц

Сентябрь

Ягоды

Овощи

Фрукты

Берегите лес

Выявление исходного уровня развития познавательных процессов у детей 3-4 лет; корректировка содержания программы.

Индивидуальная работа по выполнению диагностических заданий

Мнемотаблица (составление рассказа)

Коллаж.

Дидактическая игра «Сложи узор»

Настольно-печатная игра « Блоки Дьенеша»

« На что похоже?»

« Что изменилось?»

1

1

1

1

Октябрь

Деревья и кусты

Птицы осенью

Разноцветная осень

Братья наши меньшие

Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

Мнемотаблица (составление рассказа)

Коллаж

Дидактическая игра

Настольно-печатная игра « Собери цветочек»

« Сложи узор»

« Что пропало»

1

1

1

1

1

Ноябрь

На кухне

В комнате

Мой гардероб

Профессии

Развитие познавательных процессов; освоение цвета, пространственного расположения; формирование первоначальных навыков счета.

Мнемотаблица

(составление рассказа)

Заучивание стихотворения по схеме

Коллаж

Дидактическая игра « Разложи по тарелочкам»

«Каждой вещи свое место»

Настольно-печатная игра « Собери тарелочку»

Палочки Кьюизенера;

Б.Б. Финкельштейн

«Волшебные дорожки» для детей 2-3 лет.

Альбом-игра;

Б.Б. Финкельштейн

«На золотом крыльце…» Альбом.

1

1

1

1

Декабрь

Зоопарк

Театр

Готовимся к празднику

Новый год

Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

Мнемотаблица (составление рассказа)

Заучивание стихотворения по схеме

Коллаж

Дидактическая игра

Настольно-печатная игра

 Дидактическая игра « Что перепутал художник?»

« Повтори узор»

Настольно-печатная игра « Сложи узор»

1

1

1

Январь

Белоснежная зима

Дикие животные

Домашние животные

Живой уголок

Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных и познавательных способностей; развитие конструктивных умений и навыков; закрепление представлений о форме, цвете; формирование умений ориентировки в пространстве; формирование первоначальных представлений о буквах и цифрах; развитие мелкой моторики.

Мнемотаблица (составление рассказа)

Заучивание стихотворения по схеме

Коллаж

Дидактическая игра « Один - много»

« Найди лишний предмет», « Посели животных по домам».

Настольно-печатная игра «Кто где живет», «Зоологическое лото»

Работа в тетради

Подготовка руки к письму

Блоки Дьенеша;

Б.Б. Финкельштейн

«Блоки Дьенеша для самых маленьких»;

Б.Б. Финкельштейн

«Страна блоков и палочек»;

Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»;

Б.Б. Финкельштейн

«Вместе весело играть»;

1

1

1

1

Февраль

Мой дом

Мой город

Родная Армия

Транспорт

Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

Мнемотаблица (составление рассказа)

Заучивание стихотворения по схеме

Коллаж

Дидактическая игра

Настольно-печатная игра

Работа в тетради

Подготовка руки к письму

1

1

1

1

Март

Моя семья

Женский праздник

Мои друзья

Мое тело

Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

Мнемотаблица (составление рассказа)

Заучивание стихотворения по схеме

Коллаж

Дидактическая игра

«Блоки Дьенеша для самых маленьких»;

Настольно-печатная игра

Работа в тетради

Подготовка руки к письму

1

1

2

Апрель

Цветок в горшке

Космос

Весна-красна

Пасха

Развитие познавательных процессов; развитие ориентировки в пространстве; развитие четкости, внимательности, аккуратности; развитие аналитических способностей.

Мнемотаблица (составление рассказа)

Заучивание стихотворения по схеме

Коллаж

Дидактическая игра

Настольно-печатная игра

«Волшебные дорожки» для детей 2-3 лет.

Палочки Кьюизенера;

«Блоки Дьенеша для самых маленьких»;

Работа в тетради

Подготовка руки к письму

1

1

2

Май

Мои любимые игрушки

Этикет

Насекомые

Скоро лето

Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

Мнемотаблица (составление рассказа)

Заучивание стихотворения по схеме

Коллаж

Дидактическая игра

Настольно-печатная игра

«Блоки Дьенеша для самых маленьких»;

Работа в тетради

Подготовка руки к письму

1

1

1

1

Итого: за год 36 занятий

  1.  Организационный раздел.

  1. Структура реализации программы кружковой деятельности.

         ОСОБЕННОСТИ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР.

Развивающие игры – вовсе не какой-то эликсир талантливости, принимая который «через день по столовой ложке» можно достичь желаемых результатов.

  1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, геометрических фигур из картона, деталей из конструкторов и т.д.
  2. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, в чертеже, письменной или устной инструкции и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
  3. Задачи расположены в порядке возрастания сложности. Благодаря этому развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, т.е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества и составляют то, что называют сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления. Природа щедро наделила каждого ребенка возможностями развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самые большие высоты творческой деятельности. Если мы хотим достичь высоких результатов, надо как можно раньше начинать занятия с детьми. Итак, первое условие успешного развития творческих способностей – раннее начало.  Второе – предоставлять ребятам большую свободу в выборе заданий и их последовательности. Третье – чрезвычайно важное, условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера напряжения сил. Оказывается, способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» все выше и выше.
  4. 4.Ребенку надо предоставлять свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы. Здесь желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдет малышу на пользу.

Рассмотрим несколько основных областей психического развития ребенка: память, внимание, восприятие, воображение, речь, мышление.

ПАМЯТЬ.

Память является одним из основных свойств личности. Древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, покровительниц всех известных наук и искусств. Человек, лишенный памяти, по сути дела, перестает быть человеком. Память – одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей ребенка.

Выделяют три вида памяти:

  1. Наглядно – образная память, которая помогает хорошо запомнить лица, звуки, цвет предметов и т.д.
  2. Словесно –логическая память, при которой преимущественно запоминаются формулы, схемы, термины.
  3. Эмоциональная память, при которой лучше всего сохраняются пережитые чувства.

Кроме того, существует еще разделение памяти на два вида в зависимости от длительности хранения информации:

Кратковременная память, когда материал запоминается быстро, но ненадолго.

Долговременная память, требующая больших усилий, но позволяющая сохранить информацию на долгие годы.

Память разделяют на механическую и смысловую. Часть людей склонна к механическому заучиванию ( зубрежке) , а другая часть – к осмысленному запоминанию. Следует помнить о том, что хорошо и надолго запоминается только то, что хорошо понято.

ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Одним из самых ранних проявлений памяти является узнавание. Младенец узнает свою мать, затем других близких людей, улыбается им. Однако, на первых порах двигательные впечатления играют большую роль, чем слуховые и зрительные. Двигательная память является основной, на которой формируются все навыки: ходьба, хватание предметов руками, а затем бег, прыжки. Ребенок учится умываться, застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. В последующих возрастах работа двигательной памяти становится более сложной. Ребенок учится писать, читать, бегать на коньках, ходить на лыжах и т.д. Именно на этих чувствах строится вся система педагогического воздействия.

Особенно богата память ребенка дошкольного возраста образами отдельных предметов ( домам, животным, птицам, деревьев, цветам и т.д.), а также несущественные признаки, частные детали, которые ребенок подметил у отдельного дома, у отдельного животного.

Для детской памяти характерно и совершенно противоположное свойство - исключительная фотографичность. Дети могут легко заучить наизусть какое-либо стихотворение или сказку. Важным моментом в развитии памяти в дошкольном возрасте становится то, что она начинает занимать существенное место в развитии личности ребенка.

ВОСПРИЯТИЕ.

Восприятие – это основной, познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Оно является основой мышления и практической деятельности, как взрослого человека, так и ребенка, основой ориентации человека в окружающем мире, в обществе. На основе восприятия человека человеком строятся отношения между людьми. В структуре восприятия выделяют две основные подструктуры: виды восприятия и свойства восприятия.

Виды восприятия: простые, сложные и специальные. К специальным видам относятся восприятия пространства, времени, движения. К более простым видам относятся восприятие величины, формы предметов и их цвет .

Свойства восприятия: объем, целостность, осмысленность. Восприятие следует рассматривать как интеллектуальный процесс. В основе его лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа предмета.

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Восприятие ребенка дошкольного возраста носит непроизвольный характер. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет. В предмете дошкольники замечают не главные признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко выделяет их на фоне других предметов: окраску, величину, форму. Лучшие результаты развития восприятия у ребенка дошкольного возраста получаются тогда, когда ребенку для сравнения предлагаются эталоны, воздействующие на органы чувств ( сенсорные эталоны). Именно с такими материальными эталонами ребенок должен учиться сравнивать воспринимаемый объект в процессе работы с ним. Такими сенсорными эталонами при восприятии формы являются геометрические фигуры, при восприятии цвета – спектральная гамма цветов и т.д. Работа с эталонами – первый этап восприятия.

В дошкольном возрасте дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью глаза и ориентировочно-исследовательских движений рук. Практические действия с воспринимаемыми предметами ведут к перестройке процесса восприятия и представляют собой второй этап развития этой познавательной способности. На третьем этапе внешнее восприятие превращается в умственное. Развитие восприятия дает возможность детям дошкольного возраста узнавать свойства объектов, отличать одни предметы от других. Выяснять существенные между ними связи и отношения. Предлагаемые мною задания, упражнения, игры позволят развить восприятие ребенка, сделать его более точным, предметным, структурным, целостным. А это просто необходимо для развития интеллектуальных и художественно – творческих способностей каждого ребенка.

Восприятие формы.

Цель: научить ребенка различать геометрические фигуры по форме. Для этого ребенку нужно освоить целый ряд практических действий, которые помогают ему воспринимать форму независимо от положения фигуры в пространстве, от цвета и величины. Это такие практические действия, как наложение фигур, прикладывание, переворачивание, сопоставление элементов фигур, обведение пальцем контура, ощупывание, рисование. После освоения практических действий ребенок может узнать любую фигуру, выполняя эти же движения в уме.

Восприятие цвета.

Цель: научить ребенка различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов. Для этого ребенка обучают таким практическим действиям, как прикладывание предметов друг к другу, выбор и группировка предметов по цветовому признаку. После освоения практических действий у детей формируются эталоны – образцы основных цветов, с которыми они сопоставляют окружающие предметы.

Восприятие величины.

Цель: научить ребенка различать предметы по величине, длине, ширине, высоте, толщине. Восприятие различных параметров величины осуществляется с помощью таких практических действий, как наложение, прикладывание, ощупывание, измерение, группировка предметов по одинаковому признаку. Для каждого параметра предлагаются по три типа игр: с предметами, плоскими фигурами и рисунками.

Восприятие пространства.

Цель: научить ребенка воспринимать такие характеристики пространства, как : далеко, близко, здесь, там, глубокий, мелкий, верх, низ, справа, слева, впереди, сзади, вокруг, в стороне, юг, север, восток, запад. Представление о перечисленных параметрах пространства формируются через движение тела, конечностей, поворотов головы и глаз. Игры, предлагаемые на моих занятиях, направлены на формирование взаимосвязи двигательных, зрительных признаков и словесных оборотов.

Восприятие времени.

Цель: научить воспринимать такие характеристики времени, как время суток ( утро, день, вечер, ночь) , времена года ( весна, лето, осень, зима) , измерение времени ( часы, минуты, секунды),течение времени ( быстро, долго, часто, редко, дано, недавно, вчера, сегодня, завтра). На моих занятиях предлагаются игры, помогающие ребенку обнаружить признаки, которые показывают характеристики времени.

ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, суждений и т.п. Выделяют три вида мышления:

  1. Наглядно – действенное (познание с помощью манипулирования предметами)
  2. Наглядно – образное (познание с помощью представлений предметов, явлений)
  3. Словесно – логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений)

Наглядно-действенное мышление интенсивно развивается у ребенка с  3-4 лет: он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними.

На основании наглядно-действенного мышления формируется более сложная форма мышления – наглядно–образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже умеет решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. К 6-7 годам начинается более интенсивное формирование словесно- логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако, ведущим в данном возрасте является наглядно-образное мышление.

Развитию всех видов мышления и мыслительных операций (обобщению, классификации, сравнения, абстрагирования, пониманию взаимосвязей, установления причинно-следственных связей)   способствуют разнообразные виды детской деятельности: различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение, а также специально подобранные игры и упражнения, которые использую на своих занятиях.

ОБ ОСНОВНЫХ ФОРМАХ АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ.

Познание человеком окружающего его мира осуществляется в двух основных формах: в форме чувственного познания и в форме абстрактного мышления. Все окружающие нас предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают ощущении, восприятии, представления.

Ощущение – это отражение отдельных свойств  предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. Например, мы ощущаем запах цветка, при этом включается только обонятельный анализатор, умываясь, мы можем определить температуру воды.

Восприятие –  отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств. Например, перед нами яблоко. С помощью зрительного анализатора мы воспринимаем такие свойства, как форма, цвет, с помощью вкусового анализатора определяем, кислое оно или сладкое, с помощью обонятельного анализатора можем обнаружить определенный фруктовый запах. В результате создается целостное отражение предмета.

Представление-это чувственный образ предмета, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее в той или иной форме. Например, яблока перед нами в настоящее время может и не быть, но мы можем себе представить. Описать его свойства. Законы мира, сущность предметов, общее в них мы познаем посредством абстрактного мышления. Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие-форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов. Основными логическими приемами формирования понятий является анализ, синтез, сравнение, абстрагирование.

Классификация – это распределение предметов по группе, где каждая группа, каждый класс имеет свое постоянное место.

Сравнение – мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.

Суждение- форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается  о предметах, признаках или их отношениях.

Умозаключение – форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, мы по определенным правилам вывода получаем  заключение.

ВНИМАНИЕ.

Внимание – это форма организации познавательной деятельности. Уровень успеваемости ребенка, продуктивность учебной деятельности во многом зависят от степени сформированности такого познавательного процесса, как внимание.

Выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилия воли. Именно этот вид характерен для познавательной деятельности дошкольников. В сознании маленьких детей фиксируется то, что ярко, эмоционально. С возрастом, в процессе игры, обучения, общения со взрослыми начинает формироваться произвольное внимание. Произвольное внимание требует от человека волевых усилий для своего возникновения. Произвольное внимание необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется, а то, что необходимо. В процессе обучения, в процессе работы могут возникнуть интерес, увлеченность, вдохновение, которые обычно снимают волевое напряжение. В этом случае говорят о возникновении третьего вида внимания – послепроизвольного. Кроме этого, можно определить и уровень развития свойств внимания: объема, устойчивости, распределения, переключении. По тому, сколько объектов ребенок может сознательно удержать в короткий промежуток времени, судят об объеме внимания.

Устойчивость внимания – это способность сохранять долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего.

Распределение внимания – это умение выполнять  несколько видов деятельности в одно и то же время. Переключение внимания – это сознательный переход от одного объекта к другому.

ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Характерной особенностью внимания ребенка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным вниманием остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам: предметам, событиям, людям. Ученые-психологи считают, что появлению и развитию внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное владение речью. Чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, тем выше уровень восприятия. Объем внимания детей дошкольного возраста невелик. Дошкольники сосредотачивают внимание на привлекательных картинках обычно на 15-20 секунд. Я подготовила целый ряд заданий, которые в доступной форме направлены на развитие и тренировку основных свойств внимания.

ВООБРАЖЕНИЕ. ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Великий А.Эйнштейн утверждал, что «фантазия важнее знания». Способность к воображению, фантазии присуща только человеку и отличает его от всех других существ.

Воображение – психический процесс, сущностью которого является отражение реальной действительности в непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. С помощью воображения создаются образы таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.

Различают воображение воссоздающее и творческое. Основу воссоздающего воображения составляют создание образа предмета по его описанию, рисунку, рассказу и т.д. Этот вид воображения особенно важен в учебной деятельности, поскольку позволяет учащимся создавать правильное и достаточно полное представление о новом учебном материале.

Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Такое воображение составляет основу всякой творческой деятельности, которая открывает возможность самовыражения, позволяет человеку реализовать его личностный потенциал. Однако все образы воображения, как бы оригинальны и причудливы они ни были, базируются на тех представлениях и впечатлениях, которые человек получает в реальной жизни.

Воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им реального жизненного опыта. Деятельность воображения формируется в детстве наиболее активно и полнее всего реализуется в играх, сочинительстве сказок и историй. В играх детей дошкольного возраста, где символические замены совершаются довольно часто, воображение получает дальнейшее развитие.

Предлагаемые на моих занятиях игры и упражнения могут быть использованы для развития воображения.

РЕЧЬ.

Речевое развитие является важнейшим аспектом общего развития в детском возрасте. Речевая деятельность осуществляется посредством языка, который усваивается ребенком в ходе общения с окружающими людьми. Усваивая родной язык, ребенок овладевает его фонетическим (звуковым), лексическим (словарным), грамматическим строем.

Речь неразрывно связана с мышлением, она служит формой осуществления мысли.

Развитие разговорной речи занимает центральное место в подготовке ребенка к школе. Важное место в речевом развитии принадлежит беседе по картинке – как предметной, так и сюжетной, знакомой или малознакомой. На своих занятиях я использую разные виды работы с картинкой: рассматривание, беседы, составление рассказов по картинке.

Диалог по картинке способствует:

- закреплению у детей навыков ведения индивидуальной и групповой беседы,

- пополнению, уточнению и активации словарного запаса,

- развитию памяти и внимания,

- совершенствованию словесно-логического мышления,

- формированию фонетической стороны речи,

- приобретению умения устанавливать взаимосвязи между предметами,

- развитию понимания смысла и содержания картин,

- формированию пояснительной и доказательной речи,

- закреплению умения ориентироваться в пространстве и т.д.

Беседуя с ребенком по картинке, предоставляется прекрасная возможность определить уровень  освоения разных разделов программы. Небольшие вопросы-тесты помогают выявить у детей уровень знаний , умений, представлений, их отношение к природе, изобразительному искусству, их социально-нравственную направленность.

И в этом мне помогает мнемотехника.

МНЕМОТЕХНИКА.

По мере развития любознательности, познавательных интересов мышления детей, освоения ими окружающего мира все чаще прибегаем к использованию моделей, схем, мнемотаблиц, коллажей. Ребенок ставит перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям, рассуждает о них и делает выводы.

Актуальность выбранной темы:

  • Мнемотехника облегчает детям овладение связной речи,
  • Применение мнемотехники – использование обобщений позволяет ребенку систематизировать сой непосредственный опыт.
  • Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.

Мнемотехника – это система методов и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Этапы работы с таблицей:

  • учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками, символами; учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а также простыми словами.
  • использовать схему-модель как план пересказа,
  • закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на схему.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для заучивания стихотворения увлекает детей, превращает занятие в игру.

Коллажи широко использую на своих занятиях. С их помощью у ребенка формируются экологические представления, расширяется словарный запас; развиваются связная речь, зрительная память и логическое мышление; развиваются самостоятельность и познавательная активность ребенка.

Главная задача коллажа – соединить все картинки, буквы, цифры между собой. Таким образом, происходит отработка сюжетного метода запоминания.

                                     СЕНСОМОТОРИКА.

Развитие моторики играет важную роль в процессе овладения учебными навыками, прежде всего письмом. Развитию зрительно-двигательной координации и тонкой ручной моторики  способствует ряд специальных упражнений, которые я использую на своих занятиях. Для того, чтобы правильно и красиво писать, нужно поэтапно, шаг за шагом изучать технику письма. Упражнения, представленные на моих занятиях, помогут развить ребенку мелкую моторику руки, внимание. Мышление, воображение, позволят избежать в дальнейшем трудностей при овладении навыками письма.  При  подготовке руки к письму, мои занятия помогут:

  1. Познакомиться:

- с различными фигурами и линиями

- с ориентировкой в пространстве и на листе бумаги,

- с первыми навыками письма,

  1. Научится:

- правильно держать карандаш или ручку.

- рисовать по образцу.

- подбирать цвета для раскрашивания рисунков,

  1. Развить:

- зрительное восприятие

- произвольное внимание

- логическое мышление

- творческое мышление

- творческое воображение

- мелкую моторику и координацию движений руки.

На моих занятиях я предлагаю детям целый ряд заданий на решение математических задач, проблемных ситуаций, задач на сообразительность. Ребенок научится рассуждать, доказывать свою точку зрения, обосновывать ее, делать выводы. Самостоятельное придумывание вопросов и рассказов к картинкам даст простор воображению ребенка, послужит развитию речи, мышления.

  1. Форма работы с детьми.

 Групповые занятия, продолжительностью 20-30 минут. Количество детей в группах   8-12 человек.

  1. Реализуемые образовательные технологии

А) Непосредственная образовательная деятельность в форме игры.

Для создания положительного эмоционального настроя в данном виде деятельности используются любимые мультипликационные и сказочные герои, сюжеты. Структурно занятия представлены из 4 – 6 взаимосвязанными между собой по содержанию, но разной степени сложности играми, знакомыми и новыми для детей. Большое значение придается созданию непринужденной обстановки: дети выполняют занятия за столом, на ковре, у мольберта.

Б) Непосредственная образовательная деятельность в форме путешествия.

Строится на последовательном «передвижении» детей от одного пункта назначения к другому. Материал, который широко используется в «путешествиях» (карты придуманной страны, знакомого микрорайона ; стрелки, указатели, схемы), направляет внимание ребенка, развивает умения ориентироваться в пространстве, на плоскости, обозначить пространственные отношения на плане, схеме. Такая форма занятия требует от детей организованности, а от взрослого – умение, поддерживать интерес детей, стимулировать активность.

В) Непосредственная образовательная деятельность в форме беседы.

Предполагает организацию познавательного общения педагога с детьми и детей между собой. Педагогу очень важно создать условия для развития речевой активности ребенка – подобрать вопросы, которые не требуют ответа «да» или «нет», наглядный материал. Познавательное общение предполагает обмен информацией, наблюдениями, впечатлениями, высказывание своего отношения к обсуждаемому. В процессе такого занятия дети учатся диалогу. Занятие – беседа помогает приобрести умения отстаивать свою точку зрения, аргументировать высказывания, формирует культуру общения.

3.1.3. Образовательная нагрузка.

Программа рассчитана на 36 часов в год. Занятия ведутся на 8 учебных месяцев. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня.

  1. Условия реализации программы кружковой деятельности.

  1.  Методическое обеспечение программы

Средства обучения:

  • столы (4 шт) и стулья (8 шт);
  • доска, расположенная на высоте, соответствующей росту дошкольника;
  • шкаф для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы;

Наглядно-дидактический материал:

  • «Логические блоки» З. Дьенеша.
  • «Давайте вместе поиграем» методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами.
  • «Игры для интенсивного развития детей от 3-х лет» Е.А. Осипова
  • Тесты и упражнения для детей 5-7 лет «Тренируем внимание и память» М.В. Ильина.
  • «Альбом для развитию пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников» Т.А. Павлова.
  • Материал для занятий «Найди по схеме», «Лабиринты» ИП С.В. Бурдина.
  • Серия «Умный малыш» тетрадь «Классификация» ИП С.В. Бурдина.
  • Серия «Умный малыш» тетрадь «Умозаключения» ИП С.В. Бурдина.
  • Тесты для детей 5-7лет «Проверяем знания дошкольников»

  1.  Создание развивающей предметно-пространственной среды.
  • Развивающая предметно - пространственная среда ДОУ должна быть:
    - содержательно — насыщенной, развивающей;
    - трансформируемой;
    - вариативной;
    - доступной;
    - безопасной;
    - здоровьесберегающей;
    - эстетически — привлекательной.
    Развивающая предметно - пространственная среда должна быть насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста.
    Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям. Это позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия.
    Развивающая предметно - пространственная среда должна организовываться как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр.).
    Поэтому при организации предметно — развивающей среды учитывается, чтобы содержание носило развивающий характер и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями.

  1. Другие условия.

Наличие развивающих игр.

ИГРЫ ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

«Игровой квадрат  Воскобовича»

Игра-головоломка, игра-забава, развивающая игра – все эти определения в равной степени можно отнести к игровому квадрату. Конструкция квадрата проста – это 16 равнобедренных треугольников, между которыми расположены линии изгиба. Верхняя и нижняя плоскости квадрата имеют различное цветовое исполнение. Суть игры заключается в складывании фигур. Игра развивает у детей образное мышление, пространственное воображение, причем не только плоское, но и объемное, знакомит со сложным миром геометрических фигур и закономерностей, тренирует внимание, память, особенно зрительную, а также активно использует и развивает пальцевую моторику ребенка, что способствует развитию речи.

Игра «Сложи узор»

Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют 3 вида заданий. Сначала учатся по узорам-заданиям складывать  точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики , нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье- придумать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т.е. выполнять уже творческую работу. В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности.

Рамки и вкладыши Монтессори.

Идея этой игры взята из  трудов известного итальянского педагога Марии Монтессори. Ей удалось с помощью ряда своеобразных заданий и умелого применения принципа саморазвития, когда малыш занимается сам, так успешно влиять на развитие умственно отсталых детей, с которыми она занималась, что к моменту поступления в школу они по своему развитию даже превосходили нормальных детей.

Игра «Уникуб»

Эти универсальные кубики вводят малыша в мир трехмерного пространства. А раннее развитие пространственного мышления поднимает возможности на целую ступень выше обычного житейского уровня и делает ребенка сильнее интеллектуально.

Игра «Сложи квадрат»

Эта  игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Получая части квадрата, малыш выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и по степени сложности. Самые младшие начинают понимать, что из частей , иногда очень даже странной формы, можно сложить  квадрат. Они понимают, что необходимо переворачивать все кусочки на лицевую сторону и отбирать части по цвету. Таким образом, происходит тренировка в развитии цветоощущения и сообразительности.

Игра « Внимание»

Игра направлена на развитие у ребенка способности видеть и запоминать увиденное. В этой игре детям на несколько секунд показывают какую-нибудь фигуру, четкий контур или условный знак. А потом его прячут, а малыш должен его нарисовать, и возможно точнее. Чтобы безошибочно нарисовать увиденное, надо сначала изобразить его мысленно, как бы обвести пальцем по всему контуру, а потом уже перенести на бумагу.

Игра « Внимание - угадай-ка»

Подготовка к этой игре - соревнованию проводится так же, как и с группой при игре во « Внимание» , но тут появляются важные дополнения к заданиям. Мало того, что надо нарисовать фигурки, надо еще проследить, как они изменяются при переходе от одной к другой. Значит, тут надо  обязательно расположить их в один ряд и рисовать последовательно друг за другом. Если этого не сделать, то закономерности будет очень трудно обнаружить.

Игра «Кирпичики»

Эта игра – своеобразная гимнастика для ума. Она не только знакомит детей с основами черчения, но главное – развивает пространственное мышление ребенка. Материалом для игры служат 8 деревянных или пластмассовых кирпичиков и 30 чертежей – заданий, по которым надо строить модели. Как и в других играх, задания подобраны в порядке возрастания сложности.

Игра « Противоположности»

Игровой материал знакомит ребенка с противоположными друг другу признаками, предметами и явлениями. Несложная на первый взгляд игра  учит ребенка осознавать увиденное, отделять главное от второстепенного, высказывать и отстаивать свое мнение, рассуждать логически.

         Блоки Дьенеша

Задачи:

  • Познакомить детей с формой, цветом, размером, толщиной объектов;
  •  Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие;
  •  Обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем);
  •  Объяснять сходство и различие объектов, обосновывать свои рассуждения;
  •  Развивать пространственные представления;
  •  Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.

Палочки Кюизенера.

 Счетные  палочки Кюизенера  являются многофункциональным  математическим пособием,  которое позволяет "через руки"  ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между»,  «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

       Литература

  1. А.З. Зак  « Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет»Издательство « Новая школа»
  2. Е.В. Карпова « Дидактические игры в период обучения» Ярославль «Академия развития» 1997 год
  3. А. З. Зак « 600 игровых задач для развития логического мышления детей»
  4. Л.Ю.Субботина «Развитие воображения у детей»
  5. Т.В. Башаева «Развитие восприятие у детей»
  6. Л.Ф. Тихомирова, А.В.Басов  « Развитие познавательных способностей», « Развитие логического мышления»
  7. Б.П.Никитин « Ступеньки творчества или развивающие игры». Москва « Просвещение»1990г.
  8. Н.Н. Гусарова « Беседы по картинке» Санкт-Петербург «Детство-пресс» 1999г.
  9. Л.Ф.Тихомирова «Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка» Москва 2000г.
  10. Е.Е. Данилова « Практикум по возрастной и педагогической психологии» Москва 1999г.
  11. .Л.А. Венгер « Развитие способности к наглядному пространственному моделированию» Дошкольное образование, 1982, №3
  12. Е.Л. Барсукова « Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек». Логопед, 2009, №5
  13. Т.Б. Полянская « Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»
  14. Е.В. Протуренко « Использование мнемотаблиц, схем в познавательно-речевом развитии дошкольников» 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОМОЩИ МНЕМОТЕХНИКИ

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста -явление довольно редкое. В речи детей существует множество проблем. У детей скудн...

Развитие мышления детей с помощью мнемотехники.

В современных условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими. В этом нам может помочь «м...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...

Развитие речи детей с помощью мнемотехники

ldquo;Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться,но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”К. Д. Ушинский...

Проект по развитию речи дошкольников с помощью мнемотехники «В сказки играем – речь развиваем» в подготовительной группе.

Один из наиболее действенных методов развития у детей произвольной памяти является заучивание стихотворений методом  мнемотехники, или мнемоники, в переводе с греческого «искусство запомина...

Консультация "Развитие речи детей с помощью мнемотехники"

Богатая речь у детей дошкольного возраста-явление, к сожалению, очень редкое.Одна из речевых форм работы с детьми -применение мнемотехники. Представляю Вам консультацию по данной теме....

Развитие связной речи детей с помощью мнемотехники.

Важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению является связная речь. Одним из методов разучивания стихотворений и обучения рассказыванию служит метод мн...