Развитие мышления детей с помощью мнемотехники.
статья на тему

Беляева Лариса Павловна

В современных условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими. В этом нам может помочь «мнемотехника».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_mnemotehnika.doc285.5 КБ

Предварительный просмотр:

Составила воспитатель 1 квалификационной категории Беляева Лариса Павловна ГБДОУ №5 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга.     2013 год

В современных условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими. В этом нам может помочь «мнемотехника».

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным.

К задачам мнемотехники можно отнести:

1 Развитие

  • -ассоциативного мышления
  • -зрительного и слухового внимания
  • -зрительной и слуховой памяти
  • -воображения.

2. Развивать умение с помощью графических рисунков, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки по мнемотаблице и коллажу.

Пример мнемотаблицы о петушке из сказки «Колосок». Взрослый читает сказку ребёнку, затем выделяют вместе с ребёнком главных героев, например, петушок (дом - домашнее животное; перо -тело покрыто перьями; птичка идёт - у петушка есть ноги; гребешок, клюв и бородка; ест зёрна; начинается на букву «П»).

 

     

       

           

             

             

             

   П

3. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).

Предлагаю такой вариант задания: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Это словотворчество поможет запомнить последовательность цветов в радуге.

4. С помощью мнемотаблиц и коллажей ребёнок быстрее учит буквы и прививается правильное звукопроизношение .

 

            

                      

                 Т

   

  В дошкольных учреждениях используются схемы. Мнемотаблицы и коллажи особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребёнок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит изображение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план-схему, а по мере обучения ребёнок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Мнемотаблица к стихотворению А.Барто «Лошадка»:

Я люблю свою лошадку

Причешу ей шёрстку гладко

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

 

           

         

               

 

       

         

Пособия, используемые детьми самостоятельно, в разные режимные моменты помогают детям овладеть навыком запоминания, импровизировать в любом задании и в последующем решении различных умственных задач. При этом значительную роль играет память. Воображение, логика и способность связывать внешний вид буквы и предмета с картинкой или с их символом.

Приложение.

Старшие группы предшкольного возраста – для составления рассказа – сказки или её придумывания используется мнемотаблица (например, сказка «Маша и медведь», «Курочка – ряба», «Сказка о ёжике»).

Можно подобрать слова на какое – либо правило из грамматики, например, в словах есть суффиксы: -ушк, -ышк.

Трансформация слов.

Ассоциации (игра «На что похоже?», «Запоминание образа».

Художественная литература:

  1. Программа «Одарённый ребёнок» (основные положения).
  2. Н.Гурьева «Год до школы – развиваем память» (рабочие тетради).
  3. С.Д.Забрамная , О.В.Боровик «Развитие ребёнка в ваших руках).
  4. Т.В.Большева «Учимся по сказке», книга – иллюстраций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей с помощью мнемотехники

ldquo;Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться,но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”К. Д. Ушинский...

"Развитие речи детей с помощью мнемотехники"

quot;Развитие речи детей с помощью мнемотехники"...

Развитие мышления детей дошкольного возраста с помощью LEGO-конструирования

Перед дошкольной образовательной организацией поставлена цель добиться того, чтобы каждый ребёнок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким, но и инициативным, думающи...

«Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники».

Мнемотехника- это система быстрого и эффективного запоминания, сохранения и воспроизведения информации при помощи символов (образов)....

Консультация "Развитие речи детей с помощью мнемотехники"

Богатая речь у детей дошкольного возраста-явление, к сожалению, очень редкое.Одна из речевых форм работы с детьми -применение мнемотехники. Представляю Вам консультацию по данной теме....

Методика работы по развитию связной речи с помощью мнемотехники для детей с ОНР

Работа по развитию связной речи по средствам мнемотехники для детей с ОНР ведется по следующим направлениям: обучению составлению рассказа, разучиванию стихотворений, отгадыванию загадок, составлению ...

Развитие мышления детей дошкольного возраста с помощью LEGO-конструирования

Перед дошкольной образовательной организацией поставлена цель добиться того, чтобы каждый ребёнок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким, но и инициативным, думающи...