Методика работы по развитию связной речи с помощью мнемотехники для детей с ОНР
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Никитина Татьяна Ивановна

Работа по развитию связной речи по средствам мнемотехники для детей с ОНР ведется по следующим направлениям: обучению составлению рассказа, разучиванию стихотворений, отгадыванию загадок, составлению описательного рассказа.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика работы по развитию связной речи с помощью мнемотехники для детей

с  ОНР

Никитина Татьяна Ивановна, воспитатель

 ГБОУ ООШ № 9 структурное подразделение «Детский сад «Родничок» г.Новокуйбышевск, Самарская область                      

Работа по развитию связной речи по средствам мнемотехники для детей с ОНР ведется по следующим направлениям:

  1. обучению составлению рассказа,
  2. разучиванию стихотворений,
  3. отгадыванию загадок,
  4. составлению описательного рассказа.

На начальных этапах работы педагог вместе с детьми заполняет таблицу на более поздних этапах обучения дети самостоятельно заполняют таблицу. 
Далее для обучения составлению рассказов-описаний детям предлагается готовый план-мнемотаблица, по которому дети составляют свои рассказы. 
На занятиях необходимо учить не только рассказывать по картинному плану, но учить и его обозначать графически. Так, детям дается чистый лист, разделенный на несколько клеток (бланк-мнемотаблица). Педагог на доске по одному полю заполняет пустые клетки мнемотаблицы. Дети рисуют на собственных бланках. Таким образом, каждый ребенок в ходе занятия заполняет свою собственную мнемотаблицу, с помощью которой он имеет возможность составить рассказ-описание о любом другом предмете по данной лексической теме. 
Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определенных символов, обозначающих различные признаки предметов. Например: 
• цвет - дети рисуют цветовые пятна; 
• форма - дети называют какую форму имеет сам предмет или его части; 
• величина - дети рисуют два предмета контрастной величины; 
• человек - для чего объект нужен человеку, и каким образом человек о нем заботится; 
• контур из деталей предмета - обозначаются детали предмета; 
• рука - какие действия совершают с этим предметом; 
• знак вопроса - название предмета или объекта; 
• восклицательный знак - эмоции и чувства, которые вызывает этот предмет и т.д.

1. На начальных этапах обучения пересказу можно использовать иллюстрированные панно и опорные картинки, условные схемы, которые помогают детям учиться составлять план пересказа. На более поздних этапах можно использовать простые рисунки-схемы, которые составляют сами дети. 
2. При заучивании стихотворений можно использовать опорные рисунки. Данный прием увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. 
3. При отгадывании загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определить объект. На начальных этапах обучения педагог подробно комментирует каждый рисунок. На следующем этапе детям предлагается рассмотреть зашифрованные письма, догадаться, какой предмет там спрятан, и объяснить, как они угадали объект самостоятельно. Позднее дети составляют свои «мнемозагадки» и загадывают их другим детям. 
4. При составлении рассказа-описания используется сенсорно-графическая схема В.К. Воробьевой, отражающая сенсорные каналы получения информации о признаках предметов (зрительный, обонятельный, тактильный, вкусовой) и сами признаки. Эта схема помогает определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде. Схема составляется в ходе обследования. На следующем этапе обучения описательной речи дети уже самостоятельно составляют наглядные планы для рассказов-описаний, и схема рассказа упрощается.

Каждое занятие посвящено конкретной лексической теме. Все темы перекликаются с требованиями программы детского сада, что создает преемственность в работе воспитателя и логопеда, а это в свою очередь повышает результативность занятий.

Система занятий предназначена для детей подготовительной группы

Занятия проводятся из расчета:

• 1 занятие в неделю,

• 4 занятия в месяц,

• 34 занятия в год.

Форма занятий – подгрупповая.

Длительность одного занятия – 25 – 30 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование мнемотехники в работе по развитию связной речи дошкольников"

В презентации отражены задачи, направления работы по развитию связной речи, особенности методики....

Приёмы работы по развитию связной речи на основе мнемотехники у детей с ОНР

В этом материале показана поэтапная работа по обучению детей умению составлять простые рассказы (описательные, творческие). Материал является  результатом двухлетнего совместного творче...

«Формирование связной речи с помощью мнемотехники»

Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....

Развитие связной речи с помощью мнемотехники

Развитие связной речи с помощью мнемотехники...

Формирование связной речи с помощью мнемотехники

Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания»....

Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников

В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....