Сборник методических материалов "Средства, методы и приемы развития речи младших дошкольников"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Елина Людмила Александровна

Сборник методических материалов "Средства, методы и приемы развития речи младших дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – Детский сад № 114»

        г. Сыктывкар

Средства, методы и приемы развития речи младших дошкольников

Сборник методических материалов

                                               Составители:     воспитатели  Муратова Е.В,

                                                                                   Елина Л.А.

                                                                                   Крепс Е.А,

                                                                                     Ливсон В.А,

                                                                                      Зезегова Л.П,

                                                                                   Носова Е.Б,

                                                   Учитель - логопед     Евсикова Т.Г.

Сыктывкар 2016г

Содержание

  1. Актуальность проблемы развития речи младших дошкольников….3

2. Формирование навыков звуковой культуры речи дошкольников……...4

 а) Методы и приемы, применяемые в работе с детьми по   формированию правильного звукопроизношения…………………..........................................4

- Комплекс артикуляционной гимнастики………………….……………………8

  1. Формирование навыков связной речи дошкольников………………17

 а) Развитие диалогической речи у детей младшего

 дошкольного возраста…………………………………………...………………….17

 б) Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста

 через составление рассказа по игрушке………………………………………….21

- Конспект занятия во второй младшей группе «Описание игрушки»…………………………………………………………………………...…….22

 в) Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста

через рассказывание по сюжетной картине…………………………………….24

- Конспект занятия во второй младшей группе «Рассматривание картины «Собака со щенятами» из серии «Домашние животные»...……………….…24

  1. Картотека дидактических и логопедических игр на развитие

речи младших дошкольников……………………………………………….……….25

  1. Актуальность проблемы развития речи младших дошкольников

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно

Задачи развития речи многообразны.

Система развития речи включает в себя следующие разделы:

-  Звуковая культура речи

-  Формирование словаря

-  Формирование грамматического строя речи

-  Связная речь (диалогическая и монологическая)

С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.

Проблема развития речи является одной из актуальных в развитии младших дошкольников еще и потому, что этот возраст является сенситивным периодом речевого развития.

  1. Формирование навыков звуковой культуры речи дошкольников

а) Методы и приемы, применяемые в работе с детьми по формированию правильного звукопроизношения

Этапы формирования звукопроизношения

I этап – Подготовительный, предлагающий подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи. Он включает подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дыхания. Правильное произношение звуков зависит от деятельности органов артикуляции, от подвижности и от деятельности гибкости, от координации артикуляционных движений, их силы и точности.

II этап – становления звуков речи, или постановка звука.

Постановка звуков начинается с легких по артикуляции звуков и кончается более трудными; последовательность их сохраняется как для фронтальной, так и для индивидуальной работы (шипящие, свистящие, р, л. ).При полном отсутствии звука или при его неустойчивом произношении, что часто наблюдается у дошкольников, бывает достаточно фиксировать внимание ребенка на звуке. Если невозможно поставить звук на основе подражания, используют объяснение артикуляции нужного звука и образец его произношения, сопровождаемого упражнением детей.

III этап – Закрепление и автоматизация звуков.

Работу на этом этапе можно рассматривать как затормаживание старых неправильных динамических стереотипов и выработку новых. Эта трудная для нервной системы работа. Она требует большей осторожности и постепенности, что обеспечивается доступностью и систематичностью речевого материала (переход от изолированно произносимого звука к включению этого звука в звукосочетания, слово, фразу).

IV этап – дифференциации смешиваемых звуков.

В основе его лежит дифференцировочное торможение. Работа над дифференциацией звуков начинается только тогда, когда оба смешиваемых звука могут быть правильно произнесены ребенком в любом сочетании и все же употребляются не всегда верно и один звук подменяется другим. Дети не отличают новый звук от некоторых сходных с ним звуком и путают их. При дифференциации звука эффективен прием сравнения двух артикуляционных укладов и установление их различия. Работа по звукопроизношению сочетается с работой по другим разделам звуковой культуры речи (развитие речевого слуха, артикуляции, речевого дыхания, голоса, дикции, темпа, интонационной выразительности речи).

Формы в работе с детьми по формированию звукопроизношения

Для решения многих задач звуковой культуры речи ведущими являются фронтальные формы работы, к ним относятся занятия. Это еженедельная (1-2 раза в неделю) работа на речевых занятиях, занимающая от 2 до 10 минут. Один раз в месяц – комплексное занятие, целиком, посвященное звуковой культуре речи.

Большое значение имеют другие формы фронтальной работы, которые осуществляются вне занятий: игры — драматизации, хороводы. Эффективна речевая гимнастика (1-2 минуты артикулирующих упражнений в конце утренней гимнастики, 2-3 раза в неделю). Широко практикуется работа с педагогом подгруппами детей в удобное для них время (дидактические игры, шутки – чистоговорки, загадки и д.р.).

Существует ряд нетрадиционных упражнений, которые способствуют развитию слухового внимания и фонематического восприятия, речевого дыхания, тонкой и артикуляционной (речедвигательной) моторики.

I. Дыхательная гимнастика с одновременным выполнением упражнений для плеч, туловища, рук, выдыханием теплого или холодного воздуха с длительным (ХХХХ; Ш ШШШ – «задуть свечу») или коротким (Х – Х – Х; Ш – Ш – Ш – «задуть три свечи») звуком.

II. Упражнения, совершенствующие артикуляционную моторику, развивающие органы артикуляционного аппарата и речевого дыхания:методика В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. Это нетрадиционные упражнения, вызывающие положительные эмоции у детей с шариками, ложкой, трубочками, султанчиками. Система упражнений новой технологии, способствует воспитанию правильного диафрагмально-реберного типа дыхания, формированию длительного и плавного речевого дыхания.

III. Игры и упражнения для развития мелкой (ручной) моторики.

В коре головного мозга двигательная область расположена рядом с речевой. Такое близкое сходство оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Развитый мозг и не развитая рука – вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Поэтому слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.

Важным условием полноценного овладения будущим первоклассником учебными навыками, является достаточное развитие сенсорного и моторного компонентов двигательного анализатора тела и руки как орудия графической деятельности.

Это игры:

1. С предметами: «Забей мяч в ворота!» (щелчком загнать мячик для пинг-понга в ворота); «Почекань мячик ракеткой!» (чередование правой и левой руки, вращение кистью), «Я катаю свой орех, чтобы стал круглее всех!» (катание мячика в ладонях), «Кругосветное путешествие» (вращение на 360 градусов мяча диаметром 20 см. в разные стороны пальцами), «Меткие стрелки» (сидя на полу друг напротив друга, ноги шире плеч, щелчком передавать мячик для пинг-понга), «Чьё звено скорее передаст клюшки, мячи!». Развить силу, быстроту, мелкую моторику, создать условия для сопряжённого развития крупных и мелких мышц помогают динамические часы на основе элементов спортивных игр с ракетками, битами, мечами разного диаметра.

2. Пальчиковые игры Е. Железновой.

3. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей пальцев рук:(«Надеваем перчатки», «Молоточек», «Гуси щиплют травку»); для более эффективного массажа кисти используем грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш;

4. Театр в руке: (для повышения мышечного тонуса: «Рыбки», «Осьминожки»).

5. В последние годы увеличилось количество детей с проблемами в обучении, адаптации. Для преодоления этих трудностей, если они возникают, провожу с детьми пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»). Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном. Эти упражнения компенсируют работу левого полушария: («Кулак-ребро-ладонь», «Симметричные рисунки», «Ухо-нос», «Лягушка», «Замок»).

Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребёнка отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем.

IV. Наряду с этими упражнениями применяю метод, использовавшийся ещё в глубокой древности - массаж ушной раковины (аурикулотерапия).Массаж мочки ушей, затем – всю ушную раковину, после чего растереть уши руками, свернуть и развернуть ушные раковины. Это упражнение можно выполнять в парах.

V. Во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-х летнего возраста, применяется методика пальцевого массажа и самомассажа.Делать с детьми массаж пальца, начиная с большого до мизинца в сопровождении с веселыми рифмовками. Проводить массаж ладонных поверхностей разноцветными металлическими шариками (вертим их в руках, щелкаем по ним пальцами, «стреляем»);массаж шестигранными карандашами (пропускание карандаша между одним, двумя – тремя пальцами); катать два ореха между ладонями, удерживаем несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук, касательное прикосновение щёток, ковриков к ладошкам ребёнка.

VI. Одной из методик, направленных на формирование чувства ритма, является ритмика. К ней относятся: логопедическая, фонетическая и речедвигательная.

Логопедическая ритмика. Это – система движений в сочетании с музыкой и словом. Улучшается состояние костно-мышечного аппарата, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, формируется правильная осанка, походка. В настоящее время она все более широко применяется в различных методиках и как самостоятельное средство воздействия на речь ребенка, а также в сочетании с музыкально-ритмическими упражнениями.

Другой методикой, способствующей преодолению нарушений звукопроизносительной стороны речи является фонетическая ритмика. Это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

На современном этапе развития науки способность детей к имитации двигательной и речевой, их слуховое восприятие способствуют становлению фонетически правильно оформленной речи.

Одним из приёмов работы над звукопроизношением у дошкольников является речедвигательная ритмика. Эти упражнения новой технологии способствуют усвоению ритмики слова и предложения, установления связи между слуховым восприятием звука, зрительным образом его артикуляционного уклада и двигательным ощущением.

Методы работы:

- Дидактические игры,

- подвижные и хороводные с текстом,

-дидактические рассказы с включением учебных заданий (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т.п.)

- упражнения (заучивание и повторение скороговорок, стихотворений).

Пользуясь методами, воспитатель применяет разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей.

Приемы работы:

- образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог.

-объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речедвигательного аппарата.

 - утрированное(с подчеркнутой дикцией) произношение илиинтонирование звука(ударного слога, искажаемой детьми части слова).

-образное название звука или звукосочетания (ззз – песенка комара).

- хоровые и индивидуальные повторения, которые обеспечивают тренировку речедвигательного аппарата детей.

-обоснование необходимости выполнить задание педагога(повышает качество ответов)

- сопряженная речь ребенка и воспитателя

- отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи- образца).

-оценка ответа или действия и исправление.

образная физкультурная пауза, которая благодаря сочетанию движений детей с произнесением отрабатываемых звуков или звукосочетаний служит одновременно отдыхом, и закреплением учебного материала. В процессе работы используются и наглядные приемы. Показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.

Огромное значение в работе с детьми по формированию правильного звукопроизношения является детский фольклор

-колыбельные песни,

- пестушки(связаны с поглаживанием ребенка, с его первыми движениями).

-потешки(связаны с элементами игры,сюжета),

- поскакушки(связаны с подскакиванием на коленях у взрослого, побуждали ребенка к бодрствованию, обучали его двигать ручками, ножками, головкой, пальчиками).

Тра-та-та, тра-та-та

Вышла кошка за кота…

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ-топ-топ,

Топ-топ-топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ-топ-топ,

Топ-топ-топ-топ-топ

- сказки про курочку Рябу, козу-дерезу, репка.

-забавные считалки,

- дразнилки,

- скороговорки

- небылицы – перевертыши

Где это видано,

Где это слыхано,

Чтоб курочка бычка родила,

Поросенок яичко снес… и т.д

- Прибаутки – это песенки или стишки, увлекающие ребенка своим содержанием. Содержание прибауток яркое и динимическое. Прибаутки содержат первые назидания: упрямый козел съеден волками, кисонька — мурысонька не оставила маслица, чтобы угостить другого…

- Жеребьевки или (“сговоры”) определяют деление играющих на две команды, устанавливают порядок в игре. Это лаконичные произведения, иногда рифмованные. Создавая жеребьевки, дети часто импровизировали на основе сказок, песен, пословиц, поговорок, загадок, небылиц (коня вороного или казака удалого?; наливное яблочко или золотое блюдечко?).

- Считалки применяются для распределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм. Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно, последовательно прикасаясь рукой каждому участнику игры. Считалки имеют короткий стих (от 1 до 4 слогов)..

- Заклички– это песенки, обращенные к природе (солнцу, дождю, радуге) и выражающие призыв или просьбу

 Дождик, дождик, пуще!

Я вынесу гущи,

Хлеба краюшку,

Пирога горбушку

 - Приговорки произносились также перед нырянием в реку; для того, чтобы избавиться от воды, попавшей в ухо во время купания;

- Скороговорки – быстрое повторение труднопроизносимых слов. Ошибки в произношении вызывают смех. Играя, дети одновременно развивают органы артикуляции.

- Молчанка – это стихотворный уговор молчать. Но часто содержание ее настолько комическое, что уговор выдержать дети долго не могут, и вскоре кто-то из них обязательно, к немалому торжеству остальных, засмеется.

- Загадки становили одним из средств воспитания, развития наблюдательности, мышления, воображения.

Летела птица орел,

Села на престол…

- Пословицы похожи, и не похожи на афоризмы мудрые высказывания знаменитых писателей, общественных деятелей. Пословица тем и отличается от афоризма, что, кроме прямого смысла, заключает в себе иносказательный смысл, более значительный по сравнению с тем, который в них прямо выражен. Содержание пословицы раскрывается в речи.

-Поговорка сходна с пословицей, но поговорка – не является полным суждением. Поговорка – часть суждения, часть предложения.

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Комплекс артикуляционной гимнастики

1.«Улыбка»

Широка Нева-река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны –

От краев и до десны.                                    

Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

2.«Хоботок»

Я слегка прикрою рот,

Губы – «хоботом» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке: у-у-у.

Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.

Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

3.«Домик открывается»

Ротик широко открыт,

Язычок спокойно спит.

Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

Описание: Слегка улыбнуться,  медленно открыть рот (как для пропевания  звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.

4. Чередование «Хоботок» - «Улыбка» -

 «Домик открывается».

Улыбается ребенок,

Хобот вытянул слоненок.

Вот зевает бегемот,

Широко открыв свой рот.

Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.

Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у - и»,

«и – у - а»),удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.

5. «Любопытный язычок»

Вот и вышел на порог

Любопытный язычок.

«Что он скачет взад-вперед?» -

Удивляется народ.

Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.

Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.

6.«Лягушка»

Ниже нижнюю губу

Опущу я, как смогу.

Цель: отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.

Описание: Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает её на место. Упражнение выполняется до 10 раз.

7. «Зайчик»

Губку верхнюю подняв,

Замер зайчик, зубки сжав.

Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.

Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская

её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.

8. «Окошко»

Рот прикрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубки рядышком стоят

И в окошечко глядят.

Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.

Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.

9. «Язык здоровается с подбородком»

Просыпается язык –

Долго спать он не привык.

И спросил у подбородка:

- Эй, какая там погодка?

Цель: отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.

10. «Язык здоровается с верхней губой»

Улыбнись, не будь груба,

Здравствуй, верхняя губа!

Цель: отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать

его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связке (уздечки), если она укорочена.

Описание: Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка  на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.

11. «Обезьянка»

За нижнюю губку заложен язык –

Из зеркала смотрит мартышкин двойник.

Цель: отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд.

12. «Бульдог»

За верхнюю губку заложен язык –

Бульдог уступать никому не привык.

Цель: тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.

13 «Прятки» (чередование «Обезьянка» - «Бульдог»)

Обезьянка и бульдог –

Всем покажет язычок.

Цель: укреплять мышцы языка и губ, развивать подвижность языка. Тренировать способность к переключению с одной позиции на другую (низ – верх).

Описание: Ребёнок в спокойном темпе попеременно выполняет упражнения «Обезьянка» и «Бульдог».

14. «Хомячок»

Языком давить стараюсь,

В щеку сильно упираюсь.

Раздалась моя щека,

Как мешок у хомяка.

Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.

Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.

15. «Кружок»

Мой язык совсем не глуп –

Ходит кругом возле губ.

Цель: развивать произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность. Самомассаж мышц губ и щек.

Описание: Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под

нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по

 5-6 кругов в одну и другую сторону.

16. Чередование «Толстячки - худышки»

Вот толстяк – надуты щеки

И, наверно, руки в боки.

Вот худышка – щеки впали:

Видно, есть ему не дали.

Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений.

Описание: Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.

17. «Шарики» (поочерёдное надувание щёк)

Шарик слева, шарик справа,

Есть у нас одна забава:

В щеки дуем – чередуем,

То в одну, а то в другую.

Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.

Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую

щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.

18. «Самовар»

Щеки надую и выпущу пар,

И запыхчу, как большой самовар.

Цель: укреплять мускулатуру губ и щек.

Описание: Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «Пых!».

19. «Шлёпаем губами по языку»

А теперь уж не зубами –

Я пошлепаю губами:

«У быка губа тупа,

Па-па-па, па-па-па».

Цель: расслаблять мышцы языка путем самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его губами, произносить: «па-па-па». Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения:

  • пошлёпать губами кончик языка;
  • пошлёпать губами середину языка;
  • пошлёпать губами язык, подвигая его медленно вперёд, а затем назад.

20. «Чашечка»

Улыбаюсь, рот открыт:

Там язык уже стоит.

К зубкам подняты края –

Вот и «чашечка» моя.

Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.

Описание:  Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

21. «Вкусное варенье»

Как будто варенье лежит на губе –

Слижу его «чашечкой» в ротик себе.

Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять  мышцы языка.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку».

22.«Ступеньки» (Чередование «чашечка» на верхнейгубе – «чашечка» на верхних зубах – «чашечка»вверху за зубами)

На верхнюю губку,

На верхние зубки,

За зубки скачок –

Цель: удерживать язык в форме чашечки, развивать его подвижность. Укреплять

мускулатуру языка. Вырабатывать умение менять положение языка, не разрушая «чашечку».

Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в каждом положении 3-5 секунд.

23.  «Фокус» («Дуем с чашечки»)

Я «чашку» выведу вперед,

С нее подую вверх.

И теплый воздух обдает

Мой носик, например.

Цель: направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.

24 .«Не разбей чашечку»

Широко открыт мой рот,

Ходит «чашка» взад-вперед.

Цель: производить движения языком в форме чашечки, не разрушая ее. Развивать мускулатуру и подвижность языка.

Описание: Придать языку форму «чашечки» и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разбирая «чашечки».

25. «Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны)

Зубы верхние – смотри:

Чищу «чашкой» изнутри.

Цель: развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать подъем языка.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

26. «Покусаем язычок»

Выдвигай свой язык,

Чтоб лениться не привык.

И от кончика до корня

Я кусаю все проворней.

Цель: добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости).

Описание:  Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык.

Варианты: 1. Покусать кончик языка. 2. Покусать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку выполнять задания.

27.«Кусаем боковые края языка»

«Горкой» выгну язычок,

Пожую ему бочок:

Левый, правый, оба сразу

Я жую как по заказу.

Цель: преодолевать спастичность (напряженность) языка путем самомассажа (покусывания боковых краев языка), способствовать прилеганию краев языка к нижним боковым зубам.

Описание: Улыбнуться, спеть: «и-и-и» (язык расширится) – и, не меняя положения языка, покусать его края боковыми зубами 10 – 15 раз.

28.«Чистим зубы снаружи»

Зубки верхние снаружи

Нам почистить очень нужно.

Зубки нижние – не хуже,

Тоже чистки просят дружно.

Цель: отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.

29.«Загоним мяч в ворота»

Щек своих не надуваю,

Мяч в ворота загоняю.

Цель: научиться выпускать длительную направленную воздушную струю.

Описание: Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.

Варианты: можно предложить ребёнку на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки), направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям.

30.«Лопаточка»

Поперек улыбки лег –

Отдыхает язычок.

Цель: вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

31.«Дуем на лопаточку»

Дую, дую на «лопатку»,

Чтоб была широкой, гладкой.

Цель: вырабатывать умение дуть по середине широкого языка, спокойно лежащего на нижней губе.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка.

32.«Горка» («мостик»)

Улыбаюсь, рот открыт –

Там язык лежит, свернувшись.

В зубы нижние уткнувшись,

Горку нам изобразит.

Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1до5-10.

33.«Ветерок дует с горки»

С горки дует ветерок,

И несет он холодок.

Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих. Укреплять мышцы языка. Научиться дуть по середине языка плавно и длительно.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.

34.«Мостик построим – мостик разрушим»

Ставлю я язык «дугой»

И кладу – даю покой.

Цель: научиться попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка.

Описание: Улыбнуться, установить кончик языка за нижние зубы, напрячь язык, чтобы он принял положение мостика или горки («Мостик построим»). Удержать язык в расслабленном и напряжённом состоянии по 3-5 секунд.

35.«Чистим нижние зубы»

(с внутренней стороны)

Ходит «горка» влево – вправо,

Чистит зубки очень браво.

Цель: научиться удерживать кончик языка за нижними зубами. Укреплять кончик языка, развивать подвижность языка.

Описание: Улыбнуться показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны.

36.«Катушка»

Широко раскрою рот,

«Горку» выведу вперед.

И, назад отодвигая,

Я ее не разрушаю.

Цель: развивать подвижность языка и укреплять его мускулатуру.

Описание: Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать в глубь рта. Упражнение

повторить 8-10 раз в спокойном темпе.

37.«Жуём блинчик»

Вот опять язык свернулся,

В зубы нижние уткнулся.

Двину чуть его вперед,

Разжую его вот-вот.

Цель: научить ребенка распластывать язык в положении, нужном для свистящих звуков.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы (как в упражнении «Горка»), потом выдвинуть его чуть вперёд и покусывать свёрнутый язык 10-15 раз.

38.«Гармошка»

Присосу язык на нёбо,

А теперь смотрите в оба:

Ходит челюсть вверх и вниз –

У нее такой круиз.

Цель: развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать подъем языка.

Описание: Улыбнуться, открыть рот (видны верхние и нижние зуб) и широким язычком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

39 .«Маляр»

Язык – как кисточка моя,

И ею нёбо крашу я.

Цель: укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд-назад.

40. «Барабанщик»

За зубами в бугорок

Бьёт широкий язычок.

Цель: отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука «р». Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка).

Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка). Темп убыстряется постепенно.

Варианты: 1. Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося: «дын-дын-дын» («звоночек»).

  • Стучим и произносим: «т-д-т-д» («скачет лошадка»).
  • Многократно произносим: «а-д-д-д», «а-д-д-д», «а-д-д-д» («песенка»).

41 .«Лошадка»

Рот широко открываю,

К нёбу язык прижимаю.

Прыгает вниз язычок.

И раздается щелчок.

Цель: отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка

цокает копытами»).

42. «Грибок»

Широко открою рот,

Будто щелкну я вот-вот.

Присосу язык на нёбо,

Челюсть вниз – и вся учеба.

Цель: отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом для звука «р». Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

43.  «Кучер»

Губы вместе я сведу,

Через губы буду дуть.

Поиграю я в игру

И скажу лошадке: «Тпру!».

Цель: отрабатывать вибрацию губ  и языка, подготавливать артикуляционные органы к произношению «р». Развивать силу выдоха.

Описание: Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук «тпру-у-у».

Варианты: положить между губ широкий край языка и подуть. Край языка будет вибрировать вместе с губами («едем на мотоцикле»).

44. «Парус»

Улыбаюсь, рот открыт:

«Парус» там уже стоит.

Прислоню язык, смотрю,

К зубкам верхним изнутри.

Цель: удерживать язык за верхними зубами. Укреплять мышцы языка.

Описание: Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.

45.«Иголочка»

Улыбаюсь: вот шутник –

Узким – узким стал язык.

Меж зубами, как сучок,

Вылез длинный язычок.

Цель: научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении.

Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно чаще, напрячь его, сделать

узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

46.«Маятник»

Влево-вправо кончик ходит,

Будто места не находит.

Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.

47.«Змейка»

А у змейки язычок

Узок, тонок, как сучок.

Ходит-ходит взад-вперед:

Как же он не устает?

Цель: развивать подвижность языка, переменно выдвигая и убирая узкий язык.

Описание: Открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад

жало змейки»).

48.«Индюк»

Широко открыт мой рот,

Язычок – назад – вперед.

Лижет «чашечкой» губу

И «болбочет» на бегу.

Цель: отрабатывать подъем языка и подвижность кончика языка.

Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп движения постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится «бл-бл» (так «болбочет» индюк).

49.«Качели»

«Чашкой» вверх

И «горкой» вниз

Гнется мой язык –

Артист!

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика  языка.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так, поочерёдно, менять положение языка 4-6 раз.

50.«Пароход»

Вывожу язык вперед,

Закушу его – и вот:

«Ы» тяну – и к нам идет

Белый-белый пароход.

Цель: отрабатывать положение языка, необходимое для постановки «л» ( особенно при напряженности языка и замене твердого «л» на мягкий «ль»).

Описание:  Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы-ы-ы» («пароход гудит»).

  1. Формирование навыков связной речи дошкольников

а) Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста

            Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной  и классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога.

           Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития диалогической речи, и в то же время развитие диалогической речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

           Проблема диалогической речи в разное время изучалась: О.И.Соловьёвой, Е.А.Флёриной,  Е.И.Тихеевой,  Э.П.Коротковой,  А.Г.Арушановой и другими.

А.Г.Арушанова выделяет необходимость целостного подхода к формированию диалогической речи и недопустимость сведения задач обучения диалогу только к освоению вопросно-ответной формы.

       Диалог - сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение,  правильно выражать его средствами языка; менять в след за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определённый эмоциональный тон; слушать свою речь, чтобы контролировать её нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.

Вышеназванными умениями ребёнок овладевает, во-первых, повседневно общаясь со взрослыми и сверстниками, а во- вторых, в ходе специального обучения способам ведения диалога.

1. Основным методом формирования диалогической речи младших дошкольников в повседневной жизни и на занятиях является разговор воспитателя с ребенком (неподготовленный диалог). По мнению Е.И.Тихеевой, потребность разговаривать с другими людьми, делится с ними своими мыслями, чувствами и переживаниями присуща человеку. Ребёнку же она присуща ещё в большей мере. Воспитатель разговаривает с детьми по любому поводу, в разное время, коллективно и индивидуально. Для коллективных разговоров лучшим временем является прогулка.      Для индивидуальных - лучше подходят утренние и вечерние часы. Иногда разговоры возникают по инициативе ребенка, который подходит к воспитателю с каким-нибудь вопросом или сообщением, но не надо ждать этого. Воспитатель должен быть сам инициатором интересных разговоров. Разговоры могут быть преднамеренными и непреднамеренными. Преднамеренные разговоры планируются воспитателем заранее. Непреднамеренные – воспитатель не планирует, они возникают по инициативе детей или его самого во время прогулок, игр, режимных процессов.

        Для разговоров с детьми воспитатель использует все моменты жизни детского сада. Тематика и содержание разговоров определяются задачами воспитания и зависят от возрастных особенностей детей. В младшей группе круг разговоров связан с тем, что окружает детей, что они непосредственно наблюдают: с игрушками, транспортом, улицей, семьей.

         Например:

Индивидуальная беседа с детьми на тему: « Моя любимая игрушка».

Вопросы для разговора с детьми:

  1. какие игрушки у тебя есть дома?
  2. какая самая любимая?
  3. расскажи, какая она?
  4. какие игрушки нравятся в детском саду?

         2. Рассматривание предметов,  сюжетных картин, иллюстраций.

- «Посмотри, какая у меня есть картинка. Хочешь, я расскажу тебе, что здесь нарисовано? Только ты задавай мне вопросы, спрашивай меня».

         3. Для формирования навыков разговорной речи используется прием словесных поручений. При этом малышам воспитатель дает образец словесной просьбы, иногда предлагает ребенку повторить, выясняя, запомнил ли он фразу. Эти поручения способствуют закреплению форм вежливой речи. Например: Можно дать ребёнку поручение – попросить у помощника воспитателя тряпочку для мытья кубиков, передать что-либо родителям и т.д. После выполнения поручения надо узнать у ребёнка, как он с ним справился.

         4.Одним из методов формирования диалогической речи является чтение литературных произведений. Чтение даёт детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют младшим дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очерёдности, усвоить различные виды интонации, помочь в развитии логики разговора.

 А русский народный фольклор – неиссякаемый источник для формирования у детей диалога. Это, прежде всего,  содержание в потешках, стихах диалогической речи, которые малыши с удовольствием повторяют, обыгрывают, передавая всю красоту русского языка.

  5.Целенаправленное обучение диалогической речи происходит в специально организованных речевых ситуациях направленных на формирование навыков составления диалога по речевой ситуации. Это развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор, соблюдать правила речевого этикета, высказывать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения.

         Например: Речевые ситуации.

  • 1 ситуация: Ты пришёл в детский сад, встретил воспитательницу. Как ты её будешь приветствовать?
  • 2 ситуация: Ты хочешь взять свою любимую игрушку, она высоко на шкафу. Как бы ты обратился за помощью?

6.Игры и упражнения, формирующие речевой этикет.

«Незнайка учится здороваться», « Незнайка раздает игрушки»,

 « Незнайка учится просить», «Исправьте Незнайку».

          7.Эффективным методом развития диалогической речи являются разнообразные игры:

а) сюжетно-ролевые: «Дочки-матери», «Магазин», «Парикмахерская», «Поликлиника».

       Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. По мнению Н.Я.Михайленко и Н.А.Коротковой, чем богаче и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Вместе с тем развитие у детей умений пользоваться разными диалогическими репликами, соблюдать правила поведения в диалоге содействует развитию самой игры. Для активизации детских диалогов в игре необходима соответствующая атрибутика (игрушечные телефоны, радио, телевизор, касса и другие).

          б)   Дидактические: «Факты», «Согласен – не согласен», «Не говорить «да» и « нет»,  «Магазин»,  «Разговор по телефону»,  «В гостях у куклы». Дидактические игры закрепляют усвоенные детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции на услышанное. В методике развития речи разработано много дидактических игр (А.К.Бондаренко, О.С.Ушакова и другие).

          в) Подвижные игры: «Коршун», «Гуси – гуси», «Краски», «Обыкновенные жмурки» и другие. Это подвижные игры, которые содержат диалоги. В них закрепляются умения адресовать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнёрами, выражать свою точку зрения, формулировать вопрос правильно.

          г) Игры-инсценировки и игры-драматизации ( р. н. с. «Теремок», р. н. с. «Репка», р. н. с. «Волк и козлята»). Игры - инсценировки и игры-драматизации объединяют детей, хорошо знакомым текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий. В этих играх ребёнок играет роль сказочного персонажа, принимает его позицию, и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм. Игры - инсценировки доступны уже младшим дошкольникам, они готовят основу для драматизации, в которых дети координируют игровые действия с партнёром и упражняются в диалогах, заимствованных из литературных произведений. Один и тот же текст может быть инсценирован разными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через выразительные движения и речь.

           е) Игры парами. « Кому что нужно?»...

 Игры парами и небольшими подгруппами обогащают опыт детей как партнёров по общению, способствуют их эмоциональному комфорту, а также развитию языковой способности.

        8) Обучение на занятиях – составляющая педагогической культуры    дошкольного учреждения, где особенно отчётливо проявляется дидактический аспект коммуникации. Обучение детей родной речи желательно проводить в жанре сценариев активизирующего общения. В сценариях используются неурочные формы обучения:

-  «нешкольный» стиль общения педагога с детьми (доверительный,  допускающий шутки,  смех,  игры со словом,  остроумие,  веселье);

- неурочная организация среды (такое расположение детей на стульях, за столом, на ковре, чтобы они могли видеть друг друга, свободно контактировать с партнёром – сверстником).Но главное – это не учебная мотивация деятельности детей. Они не пересказывают сказки и рассказы, а в них играют.

          Эмоциональному комфорту детей способствуют не дисциплинарные формы привлечения и удержания внимания:

- разнообразные сюрпризные моменты (движущиеся, плавающие, звучащие игрушки);

- слуховые (музыка, звуки колокольчика,  дудочка,  пение,  шёпот) и     зрительные эффекты (свет фонарика в функции указки,  волшебная палочка);

-  элементы костюма воспитателя и детей;

- событийность (рисование воспитателя на глазах у детей, ряжение, организация пространства общения).

 В качестве основной формы обучения диалогу со сверстниками младших дошкольников (3-5 лет) была выбрана форма игры-занятия (фронтальная и подгрупповая). На занятиях ставились и решались две основные задачи:

          1) в области языкового развития - развитие речевого внимания, фонематического слуха, речевого дыхания, артикуляционного аппарата детей;

          2) в области связной речи – налаживание игрового и речевого взаимодействия со сверстниками. Эти задачи взаимосвязаны. Воспитание звуковой культуры речи осуществляется в форме игрового взаимодействия детей, а речевое и игровое общение между детьми активизируется с помощью проблемных речевых ситуаций.

Так, например, воспитатель, используя загадку, создаёт у детей наглядный образ:

Летит мохнатенькая,

Летит за сладеньким.

Дети разбиваются на пары: «большие» и «маленькие пчёлы».

Воспитатель: большая пчела жужжит: «З-з-з», а маленькая пчёлка: «Зь- зь-зь». Полетели большие пчёлы: « З-з-з». Нашли лужок с цветами. Сели на цветы. Собирают мёд. Летят пчёлки-малышки: « Зь-зь-зь». Они тоже стали собирать мёд.

- З-з-з, - чья это песенка, кто так жужжит? А это: Зь-зь-зь? А теперь поменяйтесь ролями.

          В процессе подобных игр дети ориентируются,  прежде всего, на смысловую сторону речи. В их воображении возникает образ игрового персонажа. Взаимодействуя со сверстниками, ребёнок слышит звукоподражания, которые издаёт сосед, и непроизвольно подстраивает собственное произношение.

          В играх-занятиях используются разные виды практического взаимодействия: хоровод, перекидывание мяча, передача предмета (картинки, игрушки), ролевой диалог в театрализованных играх и пр.

         9. Методами и приёмами развития диалога являются групповые беседы, деятельность кооперативного типа (совместное рисование, аппликация, конструирование, художественный труд).

          Одной из форм обучения диалогу со сверстниками являются сценарии активизирующего общения

          А.Г.Арушанова исследуя своеобразие детского диалога, отмечает, что овладение диалогом – больше чем овладение просто композиционной формой речи. Это, прежде всего формирование диалогической позиции, активного вопрошающего и ответного отношения к партнеру, умение слышать и понимать товарища, привлечь его внимание к себе и своей деятельности, интересоваться собеседником и быть интересным ему. Образцы ведения диалога ребенок получает в общении со взрослым. Именно в общении со взрослым дошкольник очень рано научается говорить о предметах, не находящихся в поле зрения, в наличной ситуации, обучается в не ситуативному общению.

          А.Г.Арушанова выделяет основные педагогические условия развития диалогического общения детей. Ими являются:

  • развивающая педагогическая среда, пространство общения;
  • правила организации жизни детей;
  • неурочные формы обучения родному языку;
  • не дисциплинарные методы привлечения и удержания внимания;
  • эмоциональный комфорт, творческая атмосфера в группе.

Дети должны иметь возможность объединяться в небольшие подгруппы для игр и организованных занятий. Поэтому кроме просторной групповой комнаты полезно иметь мини – мастерские, мини – театр, мини – библиотеку, изостудию и т.д. Желательно иметь модули, большие мольберты, фланелеграф, магнитные доски; в уголке развития речи – дидактические игры,  предметные и сюжетные картинки, альбомы различной тематики, карточки-схемы для обучения дошкольников диалогической речи.

         Вывод: Диалог для ребёнка является первой школой овладения родной речью, школой общения, он, по существу, является основой развивающейся личности. Через диалог дети усваивают грамматику родного языка, его словарь, фонетику, черпают полезную информацию. Как форма речевого взаимодействия с другими людьми диалог требует от ребенка особых социально – речевых умений, освоение которых происходит постепенно.  И, чтобы развить диалогическую речь у младших дошкольников,  необходимо создать определенные условия для их совместной деятельности, для взаимодействия в играх, в повседневной жизни

  • вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций;
  • обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе;
  • формировать потребность делиться своими впечатлениями со знакомыми взрослыми;
  • помогать доброжелательно общаться друг с другом;
  • упражнять детей в употреблении соответствующих форм словесной вежливости.

б) Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через составление рассказа по игрушке

Для обучения монологической речи  используются следующие виды игрушек:

  1. Дидактические (матрёшки, башенки, бочонки)

  2. Сюжетные (куклы, машинки, животные, транспорт)

  3. Наборы игрушек (зоопарк, птичий двор.)

  4. Наборы, составленные взрослыми или детьми (мальчик, девочка, собака, санки).

  Поскольку каждая новая игрушка вызывает у ребёнка радость, желание поговорить о ней,для занятия нужно использовать новые или чем-то обновлённые игрушки (бантик, шапка).

Виды занятий по игрушкам:

  1.Описание игрушки. Связное последовательное описание внешнего вида игрушки.

   Описание может проводиться в виде дидактической игры(« Магазин игрушек», «Чудесный мешочек»).

   Одним из видов описания игрушки является отгадывание и составление загадок детьми.

  2.Сюжетные рассказы(повествование).

  3.Рассказ по набору игрушек, связный последовательный рассказ  про группу игрушек,чаще всего сопровождаемый игровыми действиями взрослого с игрушками по типу игры-драматизации.

  4.Рассказ по отдельной игрушке-это связный последовательный рассказ о воображаемыхдействиях и приключениях одного героя-данной игрушке.

  В младшем дошкольном возрасте сначала стоит задача научить детей сосредотачиватьсяпри рассматривании игрушек и предметов,затем научить отвечать на вопросы по их описанию. Поскольку  каждая игрушка вызывает у ребёнка радость,удовольствие,желание поговорить о ней,для описаний нужно использовать новые или чем-то обновлённые игрушки.

Начать можно с загадывания загадки, стихотворения, потешки об игрушке (не показывая её), придумать историю о том,как она сюда попала.

  Вместе с малышом рассмотрите игрушку, дайте потрогать, задайте ему вопросы по игрушке.

  -Какая у тебя кошечка?Что у кошечки на голове? Какой у неё хвост?

  Затем взрослый сам обобщает ответы детей в единое высказывание. К нам пришла кошечка. У неё на голове острые ушки, большие чёрные глаза, длинные усы.У кошки мягкие лапки,есть пушистый длинный хвост. Она любит молоко. Мяукает: Мяу!Мяу!

  В следующем этапе ребёнок сам повторяет описание игрушки по образцу взрослого. Совместное описание: взрослый начинает, а ребёнок продолжает.

Конспект занятия во второй младшей группе: «Описание игрушки»

  Задачи:

  1.Обучать детей составлению описательного рассказа по игрушке через образец воспитателя.

  2.Учить детей употреблять в речи слова,обозначающие животных и их детёнышей через игру «Найди детёныша».

  3.Развивать восприятие,память через создание игровой ситуации «Расскажи лисичке про неё»

  4.Воспитывать умение слушать товарищей через похвалу.

  Словарная работа:рыжая,хитрая,пушистый,острая.

  Материал:игрушки:лиса,белка,заяц,картинки с изображением диких животных и их детёнышей.

Ход занятия:

                В лес весенний на прогулку

                Приглашаю вас пойти.

                Интересней приключений

                Нам,ребята,не найти.

                Друг за дружкой становитесь,

                Крепко за руки беритесь.

                По дорожкам,по тропинкам

                По лесу гулять пойдём.

                Может быть в лесу весеннем

                Мы кого-нибудь найдём?

  Дети идут по кругу, останавливаются, садятся на стульчики.

  -Интересно,кто там спрятался под ёлочкой?

                Хвост пушистый

                Мех серебристый

                В лесу живёт

                В деревне кур крадёт.

  -Кто это?

  -Какого цвета шубка у лисы?

  -Какие у неё ушки?(острые)

  -А мордочка какая?

   -Какие глазки?(хитрые)

  -Посмотрите.какой у лисы хвост?(пушистый)

  -Кого ловит лисичка? (зайцев, мышей)

  -Как мы её назовём?(Алиса)

  -Лисичка любит,когда про неё рассказывают. Я вам про неё расскажу, вы послушайте

  лисичка послушает.

  -Это лиса Алиса.Шубка у неё рыжая,пушистая.У лисы треугольные,острые ушки,острая мордочка, хитрые глазки,есть усы.У Алисы пушистый хвост.Лиса ловит зайцев и мышей.

  -Кто-то там ещё под ёлкой шуршит

                Зимой белый

                Летом серый

                Никого не обижает

 А всех боится.

  -Кто это,ребята?Как вы догадались?

  -Какого цвета шубка у зайца?(серая).            

 - Какие у него уши?(длинные)  

  -Что у него есть на мордочке?(усы,глазки,похожие на пуговки)

  -Какой у него хвост?(короткий)                

  -Как мы его назовём?

  -Кто хочет рассказать про зайчика?Зайчик тоже любит,когда про него рассказывают.Ребята, вы слушайте внимательно,если ребята что-нибудь забудут, то вы добавите.

  -Ребята,я что-то слышу.Кто там под ёлкой?

           В дупле живёт            

           Да орешки грызёт.

  -Как вы догадались,что это белка?

  -На что похожи ушки у белки?(на кисточки)

  -Какого цвета шёрстка у белочки?

  -Что у неё есть на мордочке?

  -Какой у неё хвост?

  -Что ест белка?

-  Белочка тоже хочет, чтобы про неё рассказали.

    Игра «Зайка серый умывается»

  -Ребята, звери принесли нам картинки ,они просят у вас помощи.Детёныши потеряли своихмам.Поможете им?

   Дети берут картинки с изображением животных и находят картинки с изображением детёнышей.

  -Ребята,как вы думаете,чем мы сегодня порадовали животных?(составили о них рассказ  и нашли детёнышам мам).

  -Молодцы ребята,животные говорят вам «Спасибо!»  

в) Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через рассказывание по сюжетной картине

С детьми от 2 до 3 лет проводят рассматривание предметных и сюжетных картин. «Картины для развития речи второго и третьего года жизни» (В.А. Езинкеевой, Е.И. Радиной), картины «Мы играем» (Е.Г. Батуриной), «Наша Таня» (О.И. Соловьевой), картины из серии «Домашние животные» (С.А. Веретенниковой).

Рассматривание сюжетных картин желательно проводить после соответствующих наблюдений.

Привлекая детей к участию в рассказе, используя игровые мотивы, предложить ответить на вопросы (возможны индивидуальные и хоровые ответы).

Завершить рассматривание картины – чтением потешки, стихов, песенок.

Так как ребенок еще не может составить связанного изложения по картине, он ограничивается перечислением предметов, отдельных объектов, их свойств и действий.

Главной задачей на этом этапе является учить детей внимательно рассматривать картину, замечать самое главное и постепенно переводить от простого перечисления предметов к связным высказываниям (вопрос-ответ).

 Занятия по ознакомлению с картинами можно начать с вводной беседы.

Само рассматривание картины делится на вводную часть (вопросы) и рассказ взрослого по картине.

Цель вводной беседы:

1. Выяснить представления и знания детей об изображенном;

2. Создать эмоциональный настрой для восприятия картины;

3. Помочь детям соотносить слова с предметами, их качествами и действиями.

        Самым основным методическим приемом являются вопросы воспитателя к детям.

Конспект занятия во второй младшей группе «Рассматривание картины «Собака со щенятами» из серии «Домашние животные»

        Задачи: 1. учить детей внимательно рассматривать картину, соотносить рассказ с картиной через вопросы взрослого;

2. развивать связную речь через рассматривание картины;

3. воспитывать доброжелательное отношение к домашним животным через беседу взрослого.

        Словарная работа: собака, щенята, серая, собачка, едят.

        Материал: картина, игрушка.

        Предшествующая работа: наблюдение за животными (собака) и их действиями на прогулке (бежит, сидит). Закрепление частей тела собаки. Рассматривание картинок и иллюстраций о домашних животных.

Ход занятий:

Воспитатель (показывает игрушку): дети, что это у меня в руках?

Дети: собачка.

Воспитатель: а где мы с вами видели собачку?

Дети: когда мы гуляли, она к нам прибежала.

Воспитатель: а какого цвета собачка приходила?

Дети: серая.

Воспитатель: а у меня в руках какого цвета собачка?

Дети: белая.

Воспитатель: а теперь посмотрите на эту картину, кого вы видите на ней?

Дети: девочку, собаку.

Воспитатель: а еще кого вы видите?

Дети: маленьких щенков.

Воспитатель: а к кому побежали щенки, кто их позвал?

Дети: к девочке.

Воспитатель: что девочка принесла в тарелке?

Дети: кашу.

Воспитатель: а что возле девочки стоит?

Дети: домик с крышей.

Воспитатель: а у кого домик?

Дети: у собачки со щенятами.

Воспитатель: а какого цвета шерстка у собаки?

Дети: серенькая, а щенята серые и белые.

Воспитатель: ребята, а как вы думаете, девочка добрая?

Дети: добрая, она кормит кашей.

Воспитатель: правильно, девочка добрая, она заботится о животных.

Воспитатель предлагает послушать рассказ о том, что нарисовано на картине: «Во дворе жила собака. Девочка принесла тарелку с кашей, чтобы накормить щенят. Девочка подзывает маленьких щенков. Щенята бегут к девочке. А большая серая собака наблюдает за своими детенышами, как они кушают. Вдали стоит домик у собаки со щенятами. Там они живут. Щенята кушают из тарелки. Девочка добрая, она заботится о животных.

  1. Картотека дидактических и логопедических игр на развитие речи младших дошкольников

Дидактическая игра «Найди лепесток»

Задачи:

1) Учить детей правильно называть изображенное на картинке;

2) Учить детей правильно употреблять в речи глаголы;

3) Учить работать с символами;

4) Развивать память, мышление.

Дидактическая игра «Кто что делает»

Задачи:

1) Расширять словарный запас детей;

2) Упражнять в назывании глаголов в прошедшем и настоящем времени;

3) Воспитывать понимание добрых и недобрых поступков.

Дидактическая игра «Один и несколько»

Задачи:

1) Расширять словарный запас детей;

2) Упражнять детей в назывании существительных в множительном числе;

3) Развивать внимание.

Дидактическая игра «Кто где живет»

Задачи:

  1. Учить различать животных по месту их обитания;
  2. Развивать фразовую речь;
  3. Воспитывать доброжелательное отношение к живым объектам.

Дидактическая игра «Петушок и его семейство»

Задачи:

1) Учить детей называть домашних птиц;

2) Закрепить звукоподражания (ку-ка-ре-ку, ко-ко-ко, пи-пи-пи);

3) Развивать связную речь, отвечая на вопросы;

4) Воспитывать заботливое, доброжелательное отношение к домашним птицам.

Дидактическая игра «Дикие животные леса»

Задачи:

1) Закрепить знания детей о диких животных и птицах, месте их обитания, способе добычи пищи, о их жилищах;

2) Учить детей отгадывать загадки;

3) Обогащать и активизировать словарь детей;

4) Развивать интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

Дидактическая игра «Животные и их детеныши»

Задачи:

1)Учить детей различать взрослых животных и их детенышей, классифицировать понятия "Дикие" и "Домашние животные»;

2) Учить образовывать слова, обозначающие названия детенышей, с помощью суффиксов -онок, -енок, -ат, -ят;

3) Развивать логическое мышление, расширять словарный запас детей;

4) Воспитывать гуманное отношение к животным.

Логопедические игры с сочетанием пальчиковой и артикуляционной гимнастикой

«Лесные обитатели»

Цель: Активизировать речевую деятельность детей через ознакомление с обитателями леса.

Задачи:

1.Учить показывать животных пальчиками, угощение для них, жилище.

2.Учить показывать движения животных под музыку.

3.Вызвать желание позвать животных, повторить за ними звукоподражания.

4.Выполнять артикуляционные упражнения по подражанию.

Ход занятия:

Логопед: - Я приглашаю вас ребята поехать в лес.На чем мы можем поехать?

Дети: -На машине,на поезде.

Логопед:- А вот и поезд, садимся в  вагончики.

Звучит музыка. Дети изображают движение поезда, гудок.

Логопед:- Чу-чу-чу, чу-чу-чу. Я колесики кручу.

                      Чу-чу-чу. Чу-чу-чу. Всех детей я прокачу. Ту-у-у.

Вот мы и приехали. Кто же это скачет по веткам дерева? Позовите.

Дети: -Белка.

Логопед:- Белочка-красавица скачет вверх и вниз.

                Белочка за ветки лапками держись.

Дети изображают прыжки белки вверх и вниз.

Логопед: Белочка с нами здоровается: -Ца-ца-ца.  Поздоровайтесь по беличьи.

Дети повторяют звукоподражания.

Логопед: - Угостим белочку орешками. Только надо их расколоть.

Пальчиковая гимнастика «Расколем орешки»

Дети сжижают кулаки, стучат друг об друга и угощают белку.

Логопед: Посмотрите, белочка спрятала орешки за щёчку. Покажите  орешки за щечкой.

Артикуляторное упражнение «Орешки».

Логопед: - Ёжик колючий спрятался  под кустик.  Давайте позовем ёжика.

Дети: - Ёжик.

Логопед: - Какой колючий. Покажем колючки пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Ёжик».

Логопед: - Ёжик  нас приветствует: фу-фу-фу. И мы ответим ему.

Дети повторяют звукоподражание: фу-фу-фу.

Логопед: - Угостим ёжика грибочками.

Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Ёжик хочет домой.  Покажем ему самый густой куст, чтобы он там не боялся.

Пальчиковая гимнастика «Кусты качаются».

Логопед: - Слышите, какой шум.

Зимним вечером холодным

Шел медведь  к себе домой

В теплой шубе меховой

Пальчиковое упражнение «Лапы медведя»

Логопед: - Медведь ревет – ы-ы-ы. Повторите, как медведь ревет.

Дети повторяют.

Логопед: - Давайте угостим его медком и покажем, как мед надо лизать.

Артикуляционное упражнение «Лижем медок».

Логопед: – Бурый мишка собрался домой, в берлогу. Сделаем ему берлогу.

Пальчиковое упражнение «Берлога»

Логопед: - Вот мы и познакомились с лесными жителями, посмотрели, где они живут, угостили их лакомствами. А теперь покажем их под музыку.

Музыкально-ритмическое упражнение  «Лесные жители»

Логопед: - А теперь и нам пора возвращаться.

Дети под музыку уходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Методы и приемы развития речи дошкольников при ознакомлении с художественной литературой"

Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров....

презентация выступление на педагогическом совете по теме: "Методы и приемы развития речи у дошкольников"

в презентации предоставлен материал методов и приемов развития речи дошколников...

Методы и приемы развития речи дошкольника при ознакомлении с художественной литературой

Консультация "Методы и приемы развития речи дошкольников при ознакомлении с художественной литературой" Методы и приемы развития речи дошкольников при ознакомлении с художественной литературой...

Методы и приемы развития речи у дошкольников

В развитии речи дошкольников очень важны игровые приемы и просто эмоциональность в применении некоторых приемов: интригующая интонация голоса при вопросе, утрированно озабоченная интонация при постано...

Методическая разработка "Роль загадок в развитии речи младших дошкольников"

Загадка – это один из видов фольклорного жанра, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений....

ДОКЛАД на тему «Методы и приемы обучения развития речи младших дошкольников»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира.Детский сад - это первая ступень образования, ...

Методическая разработка «Методы и приемы развития связной речи дошкольников с помощью мнемотехники»

Мнемотехника является программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторы...