Консультация "Методы и приемы развития речи дошкольников при ознакомлении с художественной литературой"
консультация на тему

Василевская Елена Васильевна

Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и приемы развития речи дошкольников при ознакомлении с художественной литературой

Цель:   Раскрыть многообразие методических приемов, помогающих сделать педагогическую работу более содержательной, многоплановой и эффективной.

Задачи:

Совершенствовать знания воспитателей при ознакомления детей с художественной литературой.

Предоставить возможность применить на практике ряд методов и приемов при ознакомлении дошкольников с художественной литературой.

Представить вниманию «Советы для родителей по ознакомлению детей с художественной литературой».

Литература используется в целях умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей с литературными произведениями вызывает у них интерес и любовь к родному языку, его богатству и красоте. Воспитательное значение литературы заключается в том, что в произведениях даются образцы положительного и отрицательного поведения с точки зрения нравственно – этических норм.

Задачи по ознакомлению с художественной литературой:

1.Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров.

2.Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы.

3.Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихотворений, развивать поэтический слух.

4.Формировать способность элементарно анализировать содержание и форму произведения.

Основными методами и приемами являются:

1.Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передаёт все оттенки мысли писателя, воздействует на ум и чувства слушателей.

2.Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста возможна перестановка слов, их замена, толкование. Рассказывание даёт большие возможности для привлечения внимания детей.

3.Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

4.Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения зависит от жанра и возраста слушателя.

       Методика проведения занятий по художественному чтению зависят от содержания литературного материала и возраста детей. В структуре типичного занятия можно выделить три части.

Проведение занятия требует создания спокойной обстановки, чёткой организации детей, соответствующей эмоциональной атмосферы.

Чтению может предшествовать краткая вводная беседа, подготавливающая детей к восприятию, связывающая их опыт, текущие события с темой произведения.

В беседу могут быть включены краткий рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям. Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать у них интерес можно с помощью загадки, стихотворения, картинки. Далее нужно назвать произведение, его жанр имя автора.

Объяснение незнакомых слов – обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (горница –комната, избушка лубяная – деревянная,); употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинкой, вопрос к детям о значении слова и др.

Выразительное чтение, самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышает степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает понижения или повышения голоса, паузы.

По окончании чтения, необходима небольшая пауза, пока дети находятся под впечатлением прослушанного. Наиболее целесообразно поддержать детские переживания, а анализ усилить при повторном чтении. Разговор, по инициативе воспитателя, будет неуместен, так как разрушит впечатление от прочитанного. Можно спросить, понравилась ли сказка.

В конце занятия повторное чтение произведения  и рассматривание иллюстраций, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы.

Методика использования иллюстраций зависит от содержания и формы книги, от возраста детей. Основной принцип показа иллюстраций не должен нарушать целостного восприятия текста. Основная задача чтения дошкольника - научить слушать и слышать. Картинка - иллюстрация, помещаемая в детской книге, помогает воспитателю преподнести ребенку читаемый текст, но она и может помешать восприятию, если показать ее не вовремя.

При знакомстве с новой книгой сначала необходимо прочесть детям текст. Затем рассмотреть с ними иллюстрации, которые  следуют  за словом, а не наоборот - иначе яркая картинка может увлечь детей настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, а звуковая оболочка их не заинтересует. Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес, любопытство детей к данной книге.

При ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приемы формирования полноценного восприятия произведения: выразительное чтение воспитателя, беседа о прочитанном, повторное чтение, рассматривание иллюстраций, объяснение незнакомых слов.

Ознакомление с художественной литературой на разных возрастных этапах.

С младшего дошкольного возраста у детей воспитывают любовь и интерес к книге, умение внимательно слушать текст до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У малышей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Владея такими навыками, ребенок лучше понимает содержание книги.

Начиная с младшей группы, детей подводят к различению жанров. Воспитатель сам называет жанр художественной литературы: «расскажу сказку, прочитаю стихотворение». Рассказав сказку, воспитатель помогает детям вспомнить интересные места, повторить характеристики персонажей, назвать повторяющиеся обращения  и действия. Помогает запомнить этот материал и научиться повторять его с разными интонациями.

Дети способны понять и запомнить сказку, повторить песенку, однако речь их недостаточно выразительна. Причинами могут быть плохая дикция, неумение правильно произносить звуки. Поэтому надо учить детей четко и внятно произносить звуки, повторять слова и словосочетания; создавать условия для того, чтобы новые слова вошли в активный словарь.

В среднем дошкольном возрасте углубляется работа по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремления эмоционально откликаться на описанные события. Внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различимой на слух форме произведения, а также к некоторым особенностям литературного языка. Это содействует развитию поэтического слуха, чуткости к образной речи. Как и в младших группах, воспитатель называет жанр произведения. Становится возможен небольшой анализ произведения, то есть беседа о прочитанном. Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка (рассказ), о чем рассказывается, какими словами она начинается и какими заканчивается. Беседа развивает умение размышлять, высказывать свое отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, дает возможность поддерживать интерес к художественному слову, образным выражениям, грамматическим конструкциям.

В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.

Заучивание стихотворения – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма,  детей привлекает к себе мир звуков.

При заучивании стихотворений с детьми воспитатель ставит перед собой сразу несколько задач:

1.  Вызвать интерес к стихотворению и желание знать его.

2. Помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов.

3. Обеспечить запоминание.

4. Научить выразительно читать перед слушателями.

5.  Воспитывать любовь к поэзии.

Все эти задачи определяют построение занятий и выбор основных приемов для лучшего усвоения и заучивания детьми текста.

При отборе стихотворений для заучивания учитывается их объем: 1—2 строфы для младших групп, несколько больше — для старших.

Структура занятия по заучиванию стихотворений имеет много общего со структурой занятий по пересказу, где дети также учатся выразительно передавать прослушанный текст. Вначале желательно подготовить детей к восприятию стихотворения: провести  беседу. Воспитатель обращается к образной, эмоциональной памяти детей, помогает припомнить созвучный образ (картины веселого праздника, золотую осень). Можно показать игрушку, предмет, картинку, близкие теме стихотворения. Затем педагог выразительно читает стихотворение и повторяет его. В старших группах перед повторным чтением детей предупреждают о том, что стихотворение нужно будет заучить и проводят небольшую разъяснительную беседу о самом стихотворении, о форме его чтения.

За беседой вновь следует чтение воспитателя. Это способствует целостному восприятию произведения, особенностей исполнения. Затем стихотворение читают дети.

Стихотворение заучивается целиком, что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти. Дети повторяют стихотворение индивидуально, а не хором; только так сохраняются самостоятельность ребенка в подборе средств выразительности и естественность последних. В начале занятия, обеспечивая многократное прослушивание текста, повторение поручают тем детям, которые быстро запоминают. По ходу чтения воспитатель подсказывает текст, допускает договаривание строки детьми с места, повторяет свои указания и разъяснения по поводу характера чтения. Иногда дает развернутую оценку некоторым ответам.

Если дети читают невыразительно, воспитатель может вновь предложить образец чтения. Он вызывает для ответа и тех, кто запоминает медленно, старается, чтобы они произнесли весь текст ритмично, без длинных пауз. Как в процессе разъяснительной беседы, так и при заучивании проводится большая работа по формированию выразительности и непосредственности детского чтения. Закончить занятие следует наиболее ярким исполнением: вызвать выразительно читающего ребенка, внести любимую детьми игрушку, которой желающие могут прочитать новое стихотворение, и т. д.

Заученное стихотворение можно читать по частям, в лицах, включать в игру «Угадай, кто читает?»; в дальнейшем его повторяют при подходящих обстоятельствах. В результате стихотворение сохраняется в памяти ребенка надолго, легко воспроизводится им, используется в устной речи.

У некоторых детей заучивание стихов вызывает большие трудности. Чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов, на помощь взрослым приходят мнемотаблицы. В мнемотаблице схематически возможно отобразить явления природы, некоторые действия и признаки предмета, персонажей и т. д. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений повышает интерес ребенка к произведению, превращает занятие в игру, а также облегчает и ускоряет процесс усвоения и запоминания текстов. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности.

В младшем дошкольном возрасте используются короткие стихи и потешки. Наличие игровых моментов небольших стихов дают возможность часто повторять текст и использовать игровые приемы в заучивании стихов. Поскольку у детей младше 4-х лет еще недостаточно развита способность к запоминанию, на занятиях не ставится задача запомнить стихотворение. Вместе с тем стихи заучиваются в процессе многократного повторения.

В среднем дошкольном возрасте продолжается работа по воспитанию интереса к поэзии, желание запомнить и выразительно читать стихи, пользуясь естественными интонациями.   Заучивание стихов проводится как специальное занятие, или как его часть, где ставится задача запомнить произведение. Рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи.

В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявляя инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи.

В подготовительной группе даются для заучивания басни.

Умение воспринимать литературное произведение формируется у детей постепенно, на протяжении всего дошкольного возраста.

Воспитатель может включить литературный материал в другие занятия, например, на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром используются стихотворения, загадки; на занятиях по лепке и рисованию дети вместе с воспитателем вспоминают героев, сюжет сказки, на тему которой они собираются лепить или рисовать.

Советы для родителей по ознакомлению детей с художественной литературой.

При организации домашнего чтения воспитателю необходимо дать советы родителям, какие произведения следует читать своим детям. Часто родители нуждаются в помощи при выборе места и времени для чтения детям. В этом случае им можно посоветовать, гуляя с ребенком, возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами, побеседовать с ним об уже прочитанной книге. В режиме дня можно выделить 15-20 минут перед сном, чтобы почитать ребенку. Во время чтения необходимо следить за санитарно-гигиеническим состоянием (правильная осанка, выбор места для чтения, время для чтения). В процессе чтения родителям следует помнить, что ребенок не должен быть пассивным слушателем, поэтому во время чтения необходимо активизировать его внимание. Пусть малыш за взрослым повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации.

В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в каждой группе создается книжный уголок, это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность общаться с книгой, рассматривать иллюстрации. К оформлению  уголка предъявляется ряд требований:

  1. Удобное расположение – спокойное место.
  2. Хорошая освещенность в дневное и вечернее время.
  3. Эстетичность оформления – книжный уголок  должен быть уютным, привлекательный.
  4. В книжном уголке  должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции картин.

В младших группах книжный уголок организуется не сразу, так как у детей нет навыка пользоваться книгой и часто они используют ее как игрушку. В книжном уголке  должны быть 3 – 4 книги, отдельные картинки. Книги должны быть с небольшим количеством текста, яркими иллюстрациями. Воспитатель приучает детей к самостоятельному пользованию книгой, рассматривает иллюстрации, читает текст, говорит о правилах пользования.

В средней группе книжный уголок организуется с самого начала года с участием детей. На полочках-витринах 4 – 5 книг, материал для ремонта (бумага, клей, ножницы и др.), разные виды театра, магнитофон с дисками, коллекция скороговорок. Требования к книгам те же. В книжном уголке можно выставлять детские рисунки на темы художественных произведений. Воспитатель продолжает учить детей рассматривать книги, иллюстрации, обращать внимание на последовательность событий. Проводятся беседы о книгах. У детей формируются навыки обращения с книгой.

В старшей и подготовительной группах содержание становится более разносторонним. Количество книг на полочках-витринах увеличивается до 8 – 10 книг. Дети могут самостоятельно пользоваться библиотекой. Сюда входят русские народные сказки, и сказки народов мира, детские журналы, произведения русских классиков, произведения о природе, познавательная литература, карты, атласы, энциклопедии.

Все формы работы по знакомству детей с художественной литературой воспитывают интерес и любовь к книге, формируют будущих читателей.

Следует отметить, что литература оказывает большое влияние на нравственное развитие дошкольника. Поэтому очень велика роль воспитателя в процессе организации детского чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей при ознакомлении с художественной литературой

Конспект комплексного занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»....

Семинар – практикум « Работа по развитию речи дошкольников при ознакомлении с художественной литературой»

ПОЯСНИТЕЛЬНА ЗАПИСКА          Данный семинар-практикум был проведен для воспитателей массовых групп, с целью передачи опыта по коррекции речевого нед...

Методическая разработка на тему: "Развитие речи детей при ознакомлении с художественной литературой"

Значение художественной литературы для жизни и успешного обучения ребенка в школе...

Индивидуальный план по самообразованию по теме "Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой"

В данной методической разработке я представила план по самообразованию по теме "Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой"...

Методы и приемы развития речи дошкольника при ознакомлении с художественной литературой

Консультация "Методы и приемы развития речи дошкольников при ознакомлении с художественной литературой" Методы и приемы развития речи дошкольников при ознакомлении с художественной литературой...

План по самообразованию воспитателя на тему: «Развитие активной речи дошкольников путем ознакомления с художественной литературы»

План по самообразованию воспитателя на тему «Развитие активной речи дошкольников путем ознакомления с художественной литературой» Актуальность выбранной темыВ настоящее время актуальн...

Развитие связной речи дошкольников через ознакомление с художественной литературой. Книга аудиосказок.

Сравнительно с недавних пор появился новый способ подачи информации-аудиокнига. Это диктуемая диктором литература, текст. Основная ценность аудиокники при работе с дошкольниками-задействование ау...