Развитие речи детей при ознакомлении с художественной литературой
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Конспект комплексного занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_detey_pri_oznakomlenii.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие речи детей при ознакомлении
с художественной литературой»
Конспект комплексного занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Цель: показать значение русской народной сказки, ее жизненной мудрости, победы добра над злом.
Задачи:
- Учить узнавать главных героев по иллюстрациям, передавать настроение героев.
- Закреплять в речи слова, передающие настроение и характер персонажа.
- Развивать речь; упражнять в восстановлении последовательности событий в сказке.
- Формировать умение различать и называть эмоциональное состояние персонажа.
- Уточнить представление детей о том, что значит «уметь дружить».
Материалы и оборудование: иллюстрации к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Картина В.Васнецова «Алёнушка», клубок, коробочка, картинки-пазлы к сказке, кувшин.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, подойдите к книжному уголку, посмотрите, какие красивые книги стоят на полочках. Какие книги вы узнали? (Ответы детей). Правильно, это действительно – сказки. Разные народы живут на земле и у каждого народа есть свои сказки, эти сказки сказочники записали в книги (показ книг на полке). В сказках есть «сказочные слова», песенки, повторы.
- Какими словами обычно начинаются сказки? (Жили-были…, В некотором царстве… и другие)
- Каждая из этих сказок учит «уму – разуму». Что значит «учить уму-разуму»? (Давать мудрые советы)
Воспитатель: Посмотрите, что это стоит на столе? (Сундучок). Правильно, но сундучок не простой, а волшебный. Давайте его откроем (пытаются открыть, но видят, на сундуке висит замок). Чем можно открыть замок? (Ключом).
Воспитатель: А вот и ключи, надо подобрать ключик к замочку. Ну-ка сундучок покажи нам, что там у тебя внутри. (Вынимают картинки-пазлы). Давайте соберем картинку и узнаем, какая это сказка. (Дети собирают картинку и узнают сказку). Ну, теперь ясно, какая это сказка. Назовите её. (Это сказка «сестрица Аленушка и братец Иванушка)
Воспитатель: Ребята, а в коробке ещё что-то есть (вытаскивает клубок), это волшебный клубок и зовет он нас в гости в сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Вы готовы? Ну, тогда вперед…(Дети вместе с воспитателем идут по тропинке, в группе расставлены картинки с сюжетами из сказки).
- Вот куда наш клубок закатился, к кому мы попали в гости? (мы попали в гости к Алёнушке и Иванушке)
- С кем жили Алёнушка и Иванушка? (С дедушкой и бабушкой, но они умерли)
- Что случилось потом с ними? (Аленушка взяла Иванушку и пошла, искать работу)
Воспитатель: Посмотрите, карточка лежит на тропинке, кто же на ней изображен? (Аленушка и Иванушка). Давайте возьмем её с собою, она нам пригодится. Ой, клубочек-то укатился, пойдемте искать его. (Подходят к следующей картинке). А вот и наш клубок. Посмотрите, как клубок крутится, наверное, что-то случилось с героями сказки, давайте посмотрим.
- Какая беда случилась с Иванушкой? (Иванушка попил из козьего копытца)
- В кого превратился Иванушка? (Иванушка стал козлёночком)
- Послушался ли он мудрого совета сестры? (Нет)
- Можно ли сказать об Иванушке, что он послушный, покладистый? Почему? (Нет, надо прислушиваться к советам старших)
- Какой по характеру Иванушка? Почему вы думаете так? (Глупый, упрямый)
- Кто это там, на картинке выглядывает из-за дерева? (Колдунья)
- Как вы думаете, кто заколдовал воду в козьем копытце? (Тоже колдунья)
- Можно ли сказать о колдунье, что она добрая? Почему вы думаете так? Обоснуйте свой ответ? (Нет, она злая, завистливая)
- Возьмите карточку, что на ней изображено? (Козлик, копытце и колдунья)
Воспитатель: Пойдемте дальше, вон и клубок нас уже заждался (подходят к следующей картинке). Странно, ещё какой-то персонаж появился в этой сказке. Кого на пути встретили Аленушка и козленочек? (Встретили купца, который потом женился на Алёнушке). А вот и картинка, что на ней изображено? (Купец на коне). Возьмем её.
Воспитатель: Ребята, клубочек что-то шепчет, ну-ка я послушаю, он предупреждает нас, что путь к следующему сюжету будет не легким. Вы не боитесь трудностей? Ну, тогда в путь! (Ходьба по ограниченной поверхности, прыжки из обруча в обруч). Вот и пришли мы с вами на лужайку, присядьте, отдохните, да на картинку посмотрите.
- Как вы думаете, какое настроение у героини этой картины? Почему? Что произошло с Аленушкой? (Колдунья столкнула Аленушку в воду, перехитрила купца. Она обернулась Аленушкой и велела зарезать козленочка).
- Как вы думаете, кто не поверил хитростям колдуньи? (Козлёночек).
- Представьте, что было бы, если бы козлёнок не узнал о хитростях колдуньи? (Алёнушка и Иванушка погибли бы).
- Кто спас Аленушку? ( Купец).
- Как можно назвать поступок купца? Почему вы думаете так? (Поступок купца можно назвать хорошим, добрым).
Воспитатель: А вот и карточка. Как много набралось у нас карточек, давайте расставим их правильно по текущим сюжетам.
- Ребята, можно рассказать сказку по этим карточкам? (Можно)
- Для чего в сказке даются мудрые советы? (Чтобы стали люди умнее и не повторяли ошибок героев сказок).
- Как вы думаете, что победило в сказке: добро или зло? Почему вы думаете так? (Победило добро)
Воспитатель: Ребята, клубочку очень понравилось с вами путешествовать, и он хочет с нами поиграть в игру «Веселое колдовство». Сейчас я вас всех заколдую (колдует), вы не сможете разговаривать, и будете отвечать жестами, действиями (вопросы самые разнообразные, например: изобрази весёлого человека, покажи, чем ты любишь заниматься и т.д.) В конце игры воспитатель «расколдовывает» каждого ребенка, дотрагиваясь до него рукой. Ребята, чтобы вы не забывали сказку, клубочек дарит вам вот эту картину, её нарисовал художник В.Васнецов.
- Кто изображен на картине? (На картине изображена Алёнушка)
- Какое настроение у Алёнушки? (Грустное, тоскливое, печальное).
- Через какие предметы в этой картине выражается добро? (Через Алёнушку, ласточек).
- Как вы думаете, в чем выражается зло, в каких предметах? (Зло выражает камень, темная вода, лес)
- Представьте, какую бы пела песню Аленушка, если бы ожила? Почему вы думаете так? Обоснуйте ответ (Печальную).
Воспитатель: Давайте нарисуем все настроения Аленушки, которые вам запомнились в сказке. (Дети рисуют. Выставка рисунков).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это там стоит на пенечке? (Кувшин). Этот кувшин, необычный, а волшебный. Мы сейчас с вами будем передавать его друг другу, и говорить прямо в него, каким должен быть добрый человек? Я начну, а вы продолжайте: добрый человек - отзывчивый, добрый человек – всегда поможет и т.д. (Дети продолжают синонимический ряд, подбирая определения-характеристики).
Воспитатель: Вот и наполнился наш кувшин до верху, молодцы! И нам всем стало приятно от этого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: "Развитие речи детей при ознакомлении с художественной литературой"
Значение художественной литературы для жизни и успешного обучения ребенка в школе...
Индивидуальный план по самообразованию по теме "Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой"
В данной методической разработке я представила план по самообразованию по теме "Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой"...
«Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой»
материал :индивидуальный план на тему развитие речи путем ознакомление с художественной литературой....
Опыт работы "Развитие речи детей через ознакомление с художественной литературой"
Пробудить в детях интерес к художественным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение к книге....
План по самообразованию «Развитие речи детей путём ознакомления с художественной литературой»
план по самообразованию...
Обобщение опыта на тему: «Развитие речи детей через ознакомление с художественной литературой»
Развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой....
План по самообразованию «Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой» на 2023-2024 учебный год
План по самообразованию «Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой» на 2023-2024 учебный год...