Главные вкладки

    Развитие речи детей при ознакомлении с художественной литературой
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

    Кравченко Валентина Алексеевна

    Конспект комплексного занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razvitie_rechi_detey_pri_oznakomlenii.doc78 КБ

    Предварительный просмотр:

     «Развитие речи детей при ознакомлении

    с художественной литературой»

    Конспект комплексного занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

    Цель: показать значение русской народной сказки, ее жизненной мудрости, победы добра над злом.

    Задачи:

    1. Учить узнавать главных героев по иллюстрациям, передавать настроение героев.
    2. Закреплять в речи слова, передающие настроение и характер персонажа.
    3. Развивать речь; упражнять в восстановлении последовательности событий в сказке.
    4. Формировать умение различать и называть эмоциональное состояние персонажа.
    5. Уточнить представление детей о том, что значит «уметь дружить».

    Материалы и оборудование: иллюстрации к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Картина В.Васнецова «Алёнушка», клубок, коробочка, картинки-пазлы к сказке, кувшин.

    Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

    Ход занятия:

    Воспитатель: Ребята, подойдите к книжному уголку, посмотрите, какие красивые книги стоят на полочках. Какие книги вы узнали? (Ответы детей). Правильно, это действительно – сказки. Разные народы живут на земле и у каждого народа есть свои сказки, эти сказки сказочники записали в книги (показ книг на полке). В сказках есть «сказочные слова», песенки, повторы.

    1. Какими словами обычно начинаются сказки? (Жили-были…, В некотором царстве… и другие)
    2. Каждая из этих сказок учит «уму – разуму». Что значит «учить уму-разуму»? (Давать мудрые советы)

    Воспитатель: Посмотрите, что это стоит на столе? (Сундучок). Правильно, но сундучок не простой, а волшебный. Давайте его откроем (пытаются открыть, но видят, на сундуке висит замок). Чем можно открыть замок? (Ключом).

    Воспитатель: А вот и ключи, надо подобрать ключик к замочку. Ну-ка сундучок покажи нам, что там у тебя внутри. (Вынимают картинки-пазлы). Давайте соберем картинку и узнаем, какая это сказка. (Дети собирают картинку и узнают сказку). Ну, теперь ясно, какая это сказка. Назовите её. (Это сказка «сестрица Аленушка и братец Иванушка)

    Воспитатель: Ребята, а в коробке ещё что-то есть (вытаскивает клубок), это волшебный клубок и зовет он нас в гости в сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Вы готовы? Ну, тогда вперед…(Дети вместе с воспитателем идут по тропинке, в группе расставлены картинки с сюжетами из сказки).

    1. Вот куда наш клубок закатился, к кому мы попали в гости? (мы попали в гости к Алёнушке и Иванушке)
    2. С кем жили Алёнушка и Иванушка? (С дедушкой и бабушкой, но они умерли)
    3. Что случилось потом с ними? (Аленушка взяла Иванушку и пошла, искать работу)

    Воспитатель: Посмотрите, карточка лежит на тропинке, кто же на ней изображен? (Аленушка и Иванушка). Давайте возьмем её с собою, она нам пригодится. Ой, клубочек-то укатился, пойдемте искать его. (Подходят к следующей картинке). А вот и наш клубок. Посмотрите, как клубок крутится, наверное, что-то случилось с героями сказки, давайте посмотрим.

    1. Какая беда случилась с Иванушкой? (Иванушка попил из козьего копытца)
    2. В кого превратился Иванушка? (Иванушка стал козлёночком)
    3. Послушался ли он мудрого совета сестры? (Нет)
    4. Можно ли сказать об Иванушке, что он послушный, покладистый? Почему? (Нет, надо прислушиваться к советам старших)
    5. Какой по характеру Иванушка? Почему вы думаете так? (Глупый, упрямый)
    6. Кто это там, на картинке выглядывает из-за дерева? (Колдунья)
    7. Как вы думаете, кто заколдовал воду в козьем копытце? (Тоже колдунья)
    8. Можно ли сказать о колдунье, что она добрая?  Почему вы думаете так? Обоснуйте свой ответ? (Нет, она злая, завистливая)
    9. Возьмите карточку, что на ней изображено? (Козлик, копытце и колдунья)

    Воспитатель: Пойдемте дальше, вон и клубок нас уже заждался (подходят к следующей картинке). Странно, ещё какой-то персонаж появился в этой сказке.  Кого на пути встретили Аленушка и козленочек? (Встретили купца, который потом женился на Алёнушке). А вот и картинка, что на ней изображено? (Купец на коне). Возьмем её.

    Воспитатель: Ребята, клубочек что-то шепчет, ну-ка я послушаю, он предупреждает нас, что путь к следующему сюжету будет не легким. Вы не боитесь трудностей? Ну, тогда в путь! (Ходьба по ограниченной поверхности, прыжки из обруча в обруч). Вот и пришли мы с вами на лужайку, присядьте, отдохните, да на картинку посмотрите.

    1. Как вы думаете, какое настроение у героини этой картины? Почему? Что произошло с Аленушкой? (Колдунья столкнула Аленушку в воду, перехитрила купца. Она обернулась Аленушкой и велела зарезать козленочка).
    2. Как вы думаете, кто не поверил хитростям колдуньи? (Козлёночек).
    3. Представьте, что было бы, если бы козлёнок не узнал о хитростях колдуньи? (Алёнушка и Иванушка погибли бы).
    4. Кто спас Аленушку? ( Купец).
    5. Как можно назвать поступок купца? Почему вы думаете так? (Поступок купца можно назвать хорошим, добрым).

    Воспитатель: А вот и карточка. Как много набралось у нас карточек, давайте расставим их правильно по текущим сюжетам.

    1. Ребята, можно рассказать сказку по этим карточкам? (Можно)
    2. Для чего в сказке даются мудрые советы? (Чтобы стали люди умнее и не повторяли ошибок героев сказок).
    1. Как вы думаете, что победило в сказке: добро или зло? Почему вы думаете так? (Победило добро)

    Воспитатель: Ребята, клубочку очень понравилось с вами путешествовать, и он хочет с нами поиграть в игру «Веселое колдовство». Сейчас я вас всех заколдую (колдует), вы не сможете разговаривать, и будете отвечать жестами, действиями (вопросы самые разнообразные, например: изобрази весёлого человека, покажи, чем ты любишь заниматься и т.д.) В конце игры воспитатель «расколдовывает» каждого ребенка, дотрагиваясь до него рукой. Ребята, чтобы вы не забывали сказку, клубочек дарит вам вот эту картину, её нарисовал художник В.Васнецов.

    1. Кто изображен на картине? (На картине изображена Алёнушка)
    2. Какое настроение у Алёнушки? (Грустное, тоскливое, печальное).
    3. Через какие предметы в этой картине выражается добро? (Через Алёнушку, ласточек).
    4. Как вы думаете, в чем выражается зло, в каких предметах? (Зло выражает камень, темная вода, лес)
    5. Представьте, какую бы пела песню Аленушка, если бы ожила? Почему вы думаете так? Обоснуйте ответ (Печальную).

    Воспитатель: Давайте нарисуем все настроения Аленушки, которые вам запомнились в сказке. (Дети рисуют. Выставка рисунков).

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это там стоит на пенечке? (Кувшин). Этот кувшин, необычный, а волшебный. Мы сейчас с вами будем передавать его друг другу, и говорить прямо в него, каким должен быть добрый человек? Я начну, а вы продолжайте: добрый человек - отзывчивый, добрый человек – всегда поможет и т.д. (Дети продолжают синонимический ряд, подбирая определения-характеристики).

    Воспитатель: Вот и наполнился наш кувшин до верху, молодцы! И нам всем стало приятно от этого.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка на тему: "Развитие речи детей при ознакомлении с художественной литературой"

    Значение художественной литературы для жизни и успешного обучения ребенка в школе...

    Конспект НОД по развитию связной речи детей через ознакомление с художественной литературой «Рассказывание сказки «Репка» во второй младшей группе

    Цель:1. Учить пересказывать русскую народную сказку «Репка» с помощью условных заместителей персонажей; совершенствовать умение ориентироваться на магнитной доске.2. Развиватьдвигательное моделировани...

    Индивидуальный план по самообразованию по теме "Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой"

    В данной методической разработке я представила план по самообразованию по теме "Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой"...

    «Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой»

    материал :индивидуальный план на тему развитие речи путем ознакомление с художественной литературой....

    Опыт работы "Развитие речи детей через ознакомление с художественной литературой"

    Пробудить в детях интерес к художественным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение к книге....

    Обобщение опыта на тему: «Развитие речи детей через ознакомление с художественной литературой»

    Развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой....