Методическая разработка на тему: "Развитие речи детей при ознакомлении с художественной литературой"
методическая разработка по теме

Вазакина Наталья Владимировна

 Значение художественной литературы для жизни и успешного обучения ребенка в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка732.92 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 18 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

                                                                   

Методическая разработка

на тему:

«Развитие речи детей при ознакомлении с художественной литературой»

                                                                               Составила: воспитатель

                                                     первой квалификационной категории

                                                            Вазакина Наталья Владимировна

Общеизвестна воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы русского литературного языка.

Важнейшие источники развития выразительности детской речи – произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, скороговорки).

Ознакомление детей с художественной литературой  оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи детей. Поэтому, как ребенок строит свои высказывания, насколько интересно, живо, образно он умеет рассказывать, сочинять, можно судить об уровне его речевого развития, владения богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно о его умственном, эстетическом и эмоциональном развитии.

Культура речи – важнейшее условие воспитания общей и внутренней культуры людей. Владение литературным языком, совершенствование навыков речевой культуры составляет необходимый компонент образованности, интеллигентности человека.

Художественная литература обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе. Поэтому целью своей педагогической деятельности  выдвигаю – развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.

Задачи своей деятельности  выделила следующие:

1. Сформировать интерес  к художественной литературе;

2. Расширить и активизировать словарный запас детей;

3. Совершенствовать художественные речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений;

4. Обращать внимание на выразительность речи;

5. Приобщать родителей к ознакомлению с художественной литературой;

1. Значение художественной литературы для речевого развития дошкольников в ДОУ.

Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.

Восприятие детьми литературных произведений в дошкольном возрасте достаточно сложно. Каждый ребенок проходит большой путь от простого участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия литературных произведений. Эстетическое восприятие литературного произведения происходит в результате целенаправленного восприятия на определенной ступени развития.

Ознакомление с художественной литературой включает как целостный анализ произведений, так и выполнение творческих заданий. Всё это оказывает положительное влияние на развитие словесного творчества детей и поэтического слуха.

В дошкольный период происходит становление речи и ее формирование. В эти годы ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас. С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении.

В работе с детьми особое значение имеет обращение к художественной литературе. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

Ценность чтения художественной литературы в том, что с ее помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Отношение к художественной литературе как к культурной ценности является определяющей позицией данного направления.

Ознакомление детей с книгой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является создание в детском саду (группе) книжного уголка. Каждая возрастная группа имеет свой книжный уголок, но хорошо иметь и общий книжный уголок для целого дошкольного учреждения.

Труд детей в книжном уголке необходимо организовать в течении всего года.

2. Требования к книжному уголку в дошкольном учреждении.

Что такое уголок книги? Это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате.

Оформление уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество – главные условия, которые должны быть соблюдены, это удобство и целесообразность.

Уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой.

Уголок книги играет существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе.

В этом уголке ребенок должен иметь возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее. Ребенок должен иметь возможность внимательно и сосредоточенно рассмотреть иллюстрации, вспомнить содержание, многократно вернуться к взволновавшим его эпизодам.

Кроме того, внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Иллюстрированная книга – это первый художественный музей, где он впервые знакомится с творчеством замечательных художников – И. Билибина, Ю. Васнецова, В. Лебедева, В. Конашевича, Е. Чарушина и многих других.

Кроме того, в Уголке книги воспитатель имеет возможность привить навыки культуры общения и обращения с книгой.

Как рационально организовать уголок книги.

1. Уголок книги располагают вдали от мест игр детей, чтобы шумные игры не отвлекали ребенка от сосредоточенного общения с книгой.

2. Нужно продумать правильное освещение:

Естественное (вблизи окна) и электрическое (наличие настольной лампы, настенного бра) для вечернего чтения.

3. Существуют различные варианты оформления книжного уголка:

– Полочки, открытые витрины, где хранятся книги, альбомы;

– Специально выделенные столы и к ним стулья или кресла.

Главное, чтобы ребенку было уютно, чтобы все располагало его к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой.

4. Подбор литературы и педагогическая работа должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

3. Характеристика художественной литературы в книжном уголке разновозрастных групп детского сада.

Младшие группы. В младших группах воспитатель дает детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомит с уголком книги, его устройством и назначением, приучает рассматривать книги и картинки только там, сообщает правила, которые нужно соблюдать  (брать чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр.)

В книжной витрине выставляются, как правило, немного (4–5) книг, особое предпочтение отдается книжкам картинкам. Однако у воспитателя должно быть поблизости в запасе дополнительные экземпляры этих же книг. Срок замены книг 2–2,5 недели. В уголок помещают, как правило, издания, уже знакомые детям, с яркими крупными иллюстрациями, кроме книг здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу. Так же здесь должны находиться небольшие альбомы для рассматривания (тема «Игрушки», «Игры и занятия», « Домашние животные» и т.д.)

Средние группы. На книжную витрину можно помещать одновременно 10–12 разных книг на разную тематику. Учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно помещаются в уголок книги 2–3 сказочных произведений. Постоянно должны быть стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребенка, знакомящие его с историей нашей родины, с ее сегоднешней жизнью. На витрине уголка книги должны находиться издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях. Рассматривание книги дает ребенку возможность вновь переживать прочитанное, углубить свои первоначальные представления. Срок пребывания книги  в уголке определяется интересом детей к этой книге. В среднем же возрасте срок ее пребывания в нем составляет 2–2,5 недели. Если к книге интерес утрачен, можно убрать ее с полочки, не дожидаясь намеченного срока. Кроме книг, в книжном уголке могут находиться разнообразные тематические альбомы для рассматривания. Это могут быть и специально созданные художниками альбомы на определенную тематику, альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из иного писателя и др. Так же должны быть иллюстрации художников к книге.

Старшие и подготовительные группы. В книжном уголке должны быть портреты известных детских писателей, поэтов.

Необходим особый, тщательный отбор книг с точки зрения художественного оформления, внешнего состояния, эстетики. Если обнаруживается потрепанная или порванная книга, воспитатель старших групп активно привлекает детей к починке. В подготовительных группах дети уже самостоятельно могут отремонтировать книги. Поэтому, материалы для ремонта книг должны быть размещены в книжном уголке. В книжном уголке подготовительных групп должна быть библиотека по книжкам – малышкам.

4. Содержание знаний детей различных возрастных групп о развитии речи посредством ознакомления с художественной литературой.

Младшая группа. Ознакомление детей младшей группы 3–4 лет с художественной литературой осуществляется на материале литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сочувствовать положительным героям.

Очень важно обращать детское внимание на образный язык произведений, привлекая к повторению отдельных слов, выражений, песенок персонажей. Даже если дети повторяют интонацию воспитателя, это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.

Работа по ознакомлению с художественной литературой ставит задачи формирования эмоционально – образного восприятия произведений, развития чуткости к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своем творчестве.

Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи. Знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Дети легко запоминают такие образы, как «петушок – золотой гребешок», «козлятушки – ребятушки» и т.п.

Для чтения детям младшего дошкольного возраста рекомендуются рассказы и небольшие стихотворения. Содержание таких стихотворений, как «Игрушки» А. Барто, «Мой Мишка» З.Александровой, воспитывают у маленьких слушателей чувство симпатии, эмоциональное настроение.

Различные литературные жанры требуют разного характера передачи. Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью.

При повторном чтении дети начинают запоминать стиховые строчки, усваивают смысл стихотворения, обогащают свою речь тем, что запоминают отдельные слова и выражения.

Необходимо обращать внимание детей на картинки: они помогут им находить правильные грамматические формы и называть точное слово, обозначающее предмет, его действия, признаки, качества, характеристики.

Дети данного возраста учатся разным способам словоизменения и словообразованию и построению разных типов предложений. Игры, направленные на развитие связной речи, учат ребенка описывать предмет, называя его признаки, качества, действия, составлять сюжетный рассказ по картине, рассуждать, объяснять.

Средняя группа. Углубляется работа по восприятию детьми литературных произведений. У них вырабатывается способность глубже вникать в содержание произведения, они ярче выражают свое отношение к героям произведений и описываемым событиям, осознают возникающие у них чувства.

Внимание детей средней группы можно останавливать не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). Это закладывает основы для дальнейшего развития поэтического слуха, развития у них «чувства поэтического слова».

После рассказывания необходимо учить детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием произведений, и самые простые – по художественной форме. Только такой анализ дает возможность воспринимать литературное произведение в единстве его содержания и формы.

Очень важно правильно продумать и поставить вопросы после чтения произведений, чтобы помочь детям вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет детей думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. Правильный анализ литературного текста делает художественную речь достоянием самого ребенка, а в последующем она станет осознанно включаться в его речь, особенно в таких видах деятельности, как самостоятельное рассказывание.

При чтении стихотворений воспитатель развивает у детей средней группы способность замечать красоту и богатство русского языка, выделяя ритмичность, музыкальность, напевность стихотворений, подчеркивая образные выражения.

Старшая группа. Дети старшей группы способны более глубоко осмыслить содержание литературного произведения и понять некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые их специфические особенности.

После чтения сказки надо так проводить ее анализ, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства сказочного жанра, чтобы поэтические образы сказки надолго запомнились и полюбились детям.

Чтение стихотворений ставит задачу – почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать его содержание.

При ознакомлении детей с жанром рассказа необходимо проводить анализ произведения, который раскрывает общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращает внимание, какими словам автор их характеризует. Вопросы, предложенные детям после чтения рассказа, должны выяснить понимание ими основного содержания и умение оценить действия и поступки героев.

Подготовительная группа. Дети данного возраста должны чувствовать художественный образ произведения, улавливать звучность, музыкальность, поэтичность речи, понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.

Необходимо проводить анализ литературных произведений всех жанров, при котором дети научатся различать жанры художественных произведений, понимать их специфические особенности, смогут почувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных жанров.

Чтение художественных произведений доводит до осознания детей все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что дети начинают использовать это богатство в словесном творчестве. В старшем дошкольном возрасте у детей воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, его точности, выразительности, меткости, образности.

Продолжается работа по согласованию существительных и прилагательных в роде, числе, падеже, но задания усложняются и даются они в таком виде, что ребенок вынужден сам находить правильную форму ответа.

5. Основные методы ознакомления с художественной литературой

Кратко остановимся на методах ознакомления с художественной литературой.

Основными методами являются следующие:

1.Чтение воспитателя по книге или наизусть.

Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передаёт все оттенки мысли писателя, воздействует на ум и чувства слушателей.

2.Рассказывание воспитателя.

Это относительно свободная передача текста - возможна перестановка слов, их замена, толкование). Рассказывание даёт большие возможности для привлечения внимания детей.

Приемы обучения рассказыванию.

1. Рассказывание по вопросам представляет по существу ответы детей на вопросы, задаваемые воспитателем в определенном порядке.

Важно вопросы составить заранее и таким образом, чтобы вопросы были понятны детям, чтобы они могли наиболее полно и последовательно передать содержание рассказываемого. Этот прием обучения используется во всех группах детского сада и на разных занятиях. Самое широкое применение этот прием имеет в младшей группе, поскольку дети трех-четырех лет неспособны к самостоятельному составлению рассказа.

 В средней и старшей группах рассказывание по вопросам применяется в отдельных случаях и служит подготовительным этапом к самостоятельному рассказу, например на занятиях по картине, при пересказе литературного произведения.

2. Рассказывание по образцу. Образцом для детского рассказа может служить рассказ воспитателя или же литературное произведение, народная сказка. Образец, на котором дети учатся, должен быть им доступен для подражания. Это требование относится как к содержанию, так и к языку. В качестве образца для рассказывания мы должны выбирать более простые рассказы, чем для слушания, так как слушать и понимать легче, чем самому рассказывать.

 Рассказ воспитателя может учить только тогда, когда он обладает качествами, которые должен заимствовать ребенок (связность, последовательность изложения, грамматическая правильность; точность языка). Рекомендуется после рассказа-образца давать детям указания, о чем и как они должны рассказывать.

 Рассказывание по образцу как прием обучения применяется в средних и старших группах.

3. Рассказывание по указаниям. Воспитатель дает детям тему для рассказа и указания, как рассказывать. Указания к рассказыванию должны быть сформулированы кратко, просто, чтобы дети правильно их поняли и запомнили.

В детском саду в средних и старших группах проводятся разнообразные занятия по обучению рассказыванию. Это рассказы детей о том, что они сами пережили или наблюдали, пересказ литературных произведений, придумывание рассказов по картинкам или на темы, предложенные воспитателем, дидактические игры с рассказыванием и с описанием предметов.

3.Инсценирование.

Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

Дети дошкольного возраста не только благодарные, увлекающиеся слушатели, но и зрители. Они любят смотреть спектакли кукольного или теневого театров, кукольные представления. Эти зрелища для детей имеют воспитательную ценность. Они обогащают эстетическое восприятие, так как в спектакле соединяются разные виды искусств: художественное слово, изобразительное искусство, сценическое искусство.

Инсценирование художественных произведений требует от воспитателя предварительной подготовки, которая заключается в следующем: работа над передачей выразительности текста произведения, подбор игрушек, кукольной обстановки и других предметов, репетиция спектаклей игрушек, чтобы овладеть наиболее удобными и экономичными движениями для передачи действия кукол. Подобные спектакли игрушек, как полезное и радостное развлечение, можно показать детям в часы игр во вторую половину дня.

4.Заучивание наизусть.

Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра и возраста слушателя.

Методика проведения занятий по художественному чтению и рассказыванию и его построение зависят от типа занятия, содержания литературного материала и возраста детей. В структуре типичного занятия можно выделить три части.

В первой части происходит знакомство с произведением, основная цель - обеспечить детям правильное и яркое восприятие путём художественного слова. Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности. В третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого.

Проведение занятия требует создания спокойной обстановки, чёткой организации детей, соответствующей эмоциональной атмосферы.

Чтению может предшествовать краткая вводная беседа, подготавливающая детей к восприятию, связывающая их опыт, текущие события с темой произведения.

В такую беседу могут быть включены: краткий рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям. Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать у них интерес можно с помощью загадки, стихотворения, картинки. Далее нужно назвать произведение, его жанр (рассказ, сказка, стихотворение),имя автора.

Объяснение незнакомых слов – обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (избушка лубяная – деревянная, горница –комната); употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинкой («течет молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» – при рассматривании козы на картинке); вопрос к детям о значении слова и др.

Выразительное чтение, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышает степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы.

По окончании чтения, пока дети находятся под впечатлением прослушанного, необходима небольшая пауза. Стоит ли сразу переходить к аналитической беседе? Е. А. Флерина  считала, что наиболее целесообразно поддержать детские переживания, а элементы анализа усилить при повторном чтении. Разговор, затеянный по инициативе педагога, будет неуместен, так как разрушит впечатление от прочитанного.Можно спросить, понравилась ли сказка, и подчеркнуть: «Хорошая золотая рыбка, как она помогала старику!»,или: «Каков Жихарка! Маленький да удаленький!»

 В конце занятия можно повторное чтение произведения(если оно короткое) и рассматривание  иллюстраций, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы.

Методика использования иллюстраций зависит от содержания и формы книги, от возраста детей. Основной принцип-показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия текста. Основная задача чтения дошкольника - научить слушать и слышать (правильно воспринимать речь). Картинка - иллюстрация, помещаемая в детской книге, помогает воспитателю преподнести ребенку читаемый текст, но она и может помешать восприятию, если показать ее не вовремя.

При знакомстве с новой книгой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Надо, чтобы картина следовала за словом, а не наоборот - иначе яркая картинка может увлечь детей настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, зрительный образ не сольется со словом, потому, что дети "не услышат" слова, его звуковая оболочка их не заинтересует. Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес, любопытство детей к данной книге.

Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми: выразительное чтение воспитателя, беседа о прочитанном, повторное чтение, рассматривание иллюстраций, объяснение незнакомых слов.

В своей практике разработала проект « Книга – мой друг», проект «В гостях у сказки»,  буклет «Как привить детям интерес к книге», совместно с родителями и детьми изготовили книжки – малышки, разработала консультации «Прививаем любовь к книге», «Почитай мне сказку, мама». Я выбрала эту тему, потому что считаю, что дети обязаны с малых лет ценить художественную литературу. Художественная литература обогащает  эмоции ребенка, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Тесная взаимосвязь книги и развития речи дает надежду на успешное обучение в школе.

Ниже представлен развернутый перспективный план по общеобразовательной области «Речевое развитие» (чтение художественной литературы) в старшей группе детского сада, а также ряд НОД, которыми могут воспользоваться воспитатели в своей работе.

Неделя,

лексическая тема

Тема,

литература

Программное содержание

Материал и оборудование

Методы и приемы

Совместная деятельность с детьми

Совместная деятельность с родителями

Сентябрь

1. Здравствуй детский сад!

Чтение стихотворения А.Н.Плещеева

«Мой садик».

Комплексная программа развития и обучения дошкольника (полная хрестоматия дошкольника, с.304)

Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений; развивать творческое воображение, выразительность речи детей

Иллюстрации с изображением детского сада

Рассказать детям стихотворение,

Рассмотреть иллюстрации к стихотворению.

Просмотр презентации «Моя малая Родина»

Родительское собрание «Знакомство родителей с программой по чтению художественной литературы»

2. Я и улица. Дорожная грамота.

Чтение сказки Д.Родари «Дудочник и автомобили»

О.С.Ушакова Н.В.Гавриш «Знакомим дошк.с литературой», с.30

Учить понимать характеры сказочных героев; формировать умение активно использовать запас образной лексики в собственных сочинениях.

Игрушка – автомобиль, сказка « Дудочник и автомобиль»

Рассматривание автомобиля, чтение сказки, вопросы воспитателя, ответы детей, индивидуальный подход.

Беседа о правилах дорожного движения

Консультация для родителей: «Растим будущего читателя»

3,4 неделя

Мониторинг

Мониторинг

Мониторинг

Мониторинг

5. «Золотая осень»

Рассматривание картины В.Серова «Октябрь». Рассказ Г.Скребицкого «Осень»

О.С.Ушакова Н.В.Гавриш «Знакомим дошк.с литературой», с.12

Формировать эмоциональное восприятие произведений живописи; учить передавать свои впечатления; обогащать словарь определениями.

Картина В.Серова «Октябрь», иллюстрации с осенними пейзажами

Индивидуальный подход, вопросно– ответная форма, рассматривание картины.

Беседа об осени, прослушивание осенней музыки

Изготовление осенней поделки

Октябрь

1. «Мой дом. Мебель. Посуда.»

2. «Осенние дары природы».

3. «Перелетные птицы»

4. « Я и моя семья».

Ноябрь

1. «Осень. Одежда. Обувь. Головные уборы»

2. «Поздняя осень.  Деревья, кустарники».

3. «Осень. Дикие животные».

4. «День Матери. Профессии».

Декабрь

1. «Здравствуй, зимушка–зима»!

2. «Зима. Одежда. Обувь. Головные уборы»

3. «Зима. Зимующие птицы».

4. «Дикие животные зимой»

5. «Новогодний праздник»

Январь

1. Каникулы

2. «Зимние забавы»

3. « Наш дом. Бытовые приборы».

4. «Продукты питания».

Февраль

1. День благодарности доброты

2. «В мире театра»

3. «Зимушка–хрустальная»

4. «День защитника Отечества»

Март

1. «Транспорт»

2. «Мамин праздник»

3. «Весна – красавица»

4. Культура и народные традиции.

5. Весна. Перелетные птицы.

Апрель

1. «Весна. Дикие и домашние животные»

2. «Космос. День космонавтики

3. «День Земли»

4. Книжкина неделя

Май

1. «День Победы»

2. «Цветная весна. Насекомые».

3. Монитонирг

4. «Здравствуй лето»

Чтение сказки К.Чуковского «Федорино горе»

Комплексная программа развития и обучения дошкольника (полная хрестоматия дошкольника, с.158)

Чтение сказки Д. Родари «Большая морковка». Сопоставительный анализ с русской народной сказкой «Репка».

О.С.Ушакова Н.В.Гавриш «Знакомим дошк.с литературой», с.20

Чтение рассказа Д. Н. Мамин – Сибиряк

«Серая шейка».

Комплексная программа развития и обучения дошкольника (полная хрестоматия дошкольника, с.234)

Чтение татарской народной сказки «Три дочери» и рассказ В. Осеевой «Три сына».

О.С.Ушакова Н.В.Гавриш «Знакомим дошк.с литературой», с.19

Чтение рассказа Н.Носова «Заплатка»

Заучивание стихотворения А.С. Пушкина «Осень»

Комплексная программа развития и обучения дошкольника (полная хрестоматия дошкольника, с.225)

Русская народная сказка «Хвосты».

О.С.Ушакова Н.В.Гавриш «Знакомим дошк.с литературой», с.9

Чтение сказки К. Чуковского «Айболит»

Комплексная программа развития и обучения дошкольника (полная хрестоматия дошкольника, с.113)

Заучивание стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»

Комплексная программа развития и обучения дошкольника (полная хрестоматия дошкольника, с.196)

Чтение стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимой»

Хрестоматия

с. 229

Чтение рассказа Г.Скребицкого «Чем питаются птицы зимой»

Чтение первой главы из сказки А. Милна «Винни – Пух и все– все–все».

О.С.Ушакова Н.В.Гавриш «Знакомим дошк.с литературой», с.16

Пересказ сказки–стихотворения Н.А.Некрасов «Мороз – Красный нос».

(отрывок)

Хрестоматия

с. 176

Чтение рассказа Н.Носова «На горке»

О.С.Ушакова Н.В.Гавриш «Знакомим дошк.с литературой», с.27

Чтение английской народной сказки «Три поросенка».

О.С.Ушакова Н.В.Гавриш «Знакомим дошк.с литературой»,

с.7

Чтение норвежской народной сказки «Пирог»

О.С.Ушакова Н.В.Гавриш «Знакомим дошк.с литературой»,

С.15

Нанайская народная сказка «Айога»

О.С.Ушакова Н.В.Гавриш «Знакомим дошк.с литературой»,

С.26

Малые фольклорные формы. Составление сказок по пословицам.

О.С.Ушакова Н.В.Гавриш «Знакомим дошк.с литературой»,

С.22

Чтение сказки Ш.Перро «Фея»

О.С.Ушакова Н.В.Гавриш «Знакомим дошк.с литературой»,

С.36

Стихотворени С.Михалкова «Дядя степа»

О.С.Ушакова Н.В.Гавриш «Знакомим дошк.с литературой»,

С.29

Чтение стихотворения

Э.Мошковской

«Нерешительный трамвай», «Автобус, который плохо учился»

Хрестоматия

с. 172

Заучивание наизусть стихотворения М. Яснова «Что рисую маме»

Хрестоматия

с. 87

Чтение стихотворения С.Есенина «Черемуха»

О.С.Ушакова Н.В.Гавриш «Знакомим дошк.с литературой»,

С.78

Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый»

О.С.Ушакова Н.В.Гавриш «Знакомим дошк.с литературой»,

С.17

Чтение стихотворения В.А. Жуковского «Жаворонок»

Хрестоматия

с. 136

Чтение словацкой народной сказки «У солнышко в гостях»

О.С.Ушакова Н.В.Гавриш «Знакомим дошк.с литературой»,

С.46

Чтение рассказа «Зачем летать в космос»

Детская энциклопедия

Что? Зачем?Почему?

Чтение рассказа «Строение Земли»

Детская энциклопедия

Что? Зачем?Почему?

Литературная викторина «Наши любимые книги»

О.С.Ушакова Н.В.Гавриш «Знакомим дошк.с литературой»,

С.47

Заучивание стихотворения А.Смирнова «Кто был на войне»

Чтение стихотворения А.Фета «Бабочка»

Хрестоматия

с. 236

Заучивание стихотворения

А.А.Блока «Летний вечер»

Хрестоматия

с. 58

Воспитывать эмоционально–образное восприятие сказки; учить понимать и оценивать характер и поступки героев.

Учить чувствовать и понимать сходство и различие в построении сюжетов, замечать выразительные средства.

Учить внимательно слушать художественное произведение, понимать тему содержание рассказа, отвечать на вопросы.

Учить понимать характеры персонажей, воспринимать своеобразие построение сюжета, замечать жанровые особенности композиции.

Учить детей эмоционально воспринимать и осознавать содержание поэтического текста.

Выучить с детьми стихотворение, развивать образную речь.

Учить осмысливать характеры персонажей, замечать изобразительно–выразительные средства; закреплять умение подбирать синонимы.

Воспитывать эмоционально–образное восприятие сказки; учить понимать и оценивать характер и поступки героев.

Формировать эмоциональное восприятие произведений живописи; учить передавать свои впечатления; обогащать словарь определениями

Знакомить с поэзией о зиме,

развивать образность речи.

Прививать любовь  к художественной литературе,

Учить грамотно отвечать на вопросы, развивать внимание, речь.

Развивать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, последовательность событий, придумывать  новые эпизоды, названия.

Прививать любовь  к художественной литературе,

Учить грамотно отвечать на вопросы, развивать внимание, речь.

Учить понимать переносное значение некоторых предложений, словосочетаний, развивать умение понимать характер произведений.

Учить понимать эмоционально–образное содержание сказки, подводить к пониманию значения фразеологизмов, пословиц.

Учить находить сходство и различие в сюжете, идее, характерах героев, замечать выразительные средства.

Учить понимать и оценивать характер главного героя, закреплять знания о жанровых особенностях; воспитывать отрицательное отношение к лени;

Закрепить знания о жанровых особенностях произведений

формировать выразительность, точность речи.

Формировать умение соотносить идею с содержанием,

Сравнивать сказку с другими произведениями.

Формировать умение понимать характер произведений, учить понимать переносное значение метафор, фразеологизмов

Формировать эмоциональное восприятие произведений живописи; учить передавать свои впечатления; обогащать словарь определениями

Учить детей эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста, развивать образность речи детей.

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание поэтического текста, понимать средства выразительности; развивать образность речи детей.

Учить понимать характеры и поступки героев, придумывать окончание сказки, знакомить с новыми фразеологизмами.

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание поэтического текста, понимать средства выразительности; развивать образность речи детей.

Формировать умение воспринимать наиболее яркие выразительные средства, строить синонимические и антонимические ряды, придумывать предложения с заданными словами.

Прививать любовь  к художественной литературе,

Учить грамотно отвечать на вопросы, развивать внимание, речь

Развивать речь детей, прививать любовь к чтение, воспитывать уважение друг к другу.

Закрепить знания о прочитанных литературных произведениях, о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения.

Формировать эмоциональное восприятие произведений живописи; учить передавать свои впечатления; обогащать словарь определения

Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений; развивать творческое воображение, выразительность речи детей

Мониторинг

Формировать эмоциональное восприятие произведений живописи;

Книга «Федорино горе»

Иллюстрации к сказки Д. Родари «Большая морковка»

Иллюстрации к рассказу «Серая шейка», книга.

Книга с иллюстрациями

Иллюстрации

 к рассказу

Осенний пейзаж

Книга со сказкой «Хвосты» с красочными иллюстрациями.

Книга с иллюстрациями к сказке

Иллюстрации с изображением зимнего утра

Картины зимы

Иллюстрации по теме: птицы, кормушки

Книга со сказкой «Винни–Пух и все–все–все» с красочными иллюстрациями, бумага, карандаш.

Наглядный материал по теме.

Картина «На горке»

Книга со сказкой, картина «Волк и бараны», русские пословицы, поговорки.

Книга со сказкой «Пирог».

Выборка пословиц и поговорок.

Книжки – потешки, пословицы, поговорки.

Бумага, цветные карандаши.

Иллюстрации к стихотворению.

Иллюстрации к стихотворению

Портрет мамы

Картины весны, весенних деревьев.

Книга со сказкой, иллюстрации.

Картины весны, перелетных птиц

Цветные карандаши, лист бумаги.

Книга с иллюстрациями

Книга с иллюстрациями

Прочитанные книги, иллюстрации к сказкам, атрибуты для драматизации.

Иллюстрации военных действий, солдат, санитарок.

Картинки весны, бабочек.

Картина летнего пейзажа

Чтение сказки и рассматривание иллюстраций к сказке. Обсуждение сказки.

Рассматривание иллюстраций, чтение сказки, вопросно–ответная форма, итог.

Прочитать детям рассказ Д. Н. Мамина – Сибиряка «Серая шейка», беседа по содержанию.

Обсуждение проблемной ситуации, вопросы воспитателя, ответы детей, беседа с показом иллюстраций.

Рассказывание,

беседа, итог.

Беседа по содержанию стихотворения. Предложить детям рассказать стихотворение.

Рассмотреть иллюстрации к сказке. Прочитать ее и побеседовать по содержанию сказки.

Рассматривание, беседа, вопрос, ответ.

Беседа, вопрос, ответ, обсуждение, итог.

Предложить послушать стихотворение о зиме. Несколько раз прочитать, затем рассказывают дети сами.

Чтение, разбор, индивидуальный подход, вопрос, ответ, итог.

Чтение, прослушивание, беседа, индивидуальный подход, итог.

Чтение, разбор по вопросам, обсуждение, индивидуальный подход, пересказ, итог.

Чтение, разбор по вопросам, обсуждение, индивидуальный подход, итог.

Рассматривание,

беседа, вопросно–ответная форма.

Чтение, разбор по вопросам, обсуждение, индивидуальный подход, пересказ, итог.

Чтение сказки, беседа по вопросам, обсуждение, итог.

Вопросно–ответная форма, беседа, повтор скороговорок, итог.

Рассматривание,

беседа, вопросно–ответная форма

Чтение, беседа, разбор по вопросам, итог.

Чтение, рассматривание, разбор по вопросам, итог.

Прочитать детям стихотворение. Беседа по содержанию текста, спросить 3–4 раза.

Беседа, прочитать стихотворение несколько раз, а затем предложить прочитать стихотворение детям.

Рассматривание,

беседа, вопросно–ответная форма.

Чтение, разбор, рассматривание, беседа.

Беседа, вопрос воспитателя, ответы детей, рассуждение, итог.

Беседа, вопрос воспитателя, ответы детей, рассуждение, итог.

Беседа, вопрос воспитателя, ответы детей, рассуждение, итог.

Чтение, разбор, рассматривание, беседа.

Чтение, разбор, рассматривание, беседа.

Беседа, прочитать стихотворение несколько раз, а затем предложить прочитать стихотворение детям.

Мониторинг

Разбор, беседа, рассматривание,

итог.

Составление загадок о посуде

Совместная поделка «Дары осени»

Рассматривание наглядного материала «Перелетные птицы».

Нарисовать с детьми рисунок «Моя семья».

Обсудить содержание рассказа по вопросам

Беседа об осени.

Закрепить содержание сказки по вопросам.

Нарисовать с детьми одного из персонажей сказки.

Составить загадки о зиме

Беседа с детьми о зиме, о снеге, какой бывает снег.

Рассмотреть презентацию  о птицах.

Совместное рисование понравившегося эпизода сказки.

Просмотр полного содержания сказки.

Закрепление пройденного путем работы из личного опыта

Драмматизация сказки «Три поросенка».

Совместное рисование понравившегося эпизода сказки.

Обсудить с детьми благородный поступок.

Заучить вместе с детьми ряд скороговорок

Придумывание рассказа о девочке.

Рассматривание иллюстрации, просмотр мультфильма.

Рисование совместно с детьми автобуса.

Повторить с детьми содержание текста.

Провести беседу о весне. Отметить, какой сегодня день. Прочитать детям стихи о деревьях.

Закрепить содержание сказки по вопросам.

Рассмотреть на участке прилетевших птиц.

Совместное рисование солнышко.

Закрепить изученный материал

Закрепить ранее изученный материал

Закрепление пройденного путем работы из личного опыта.

Закрепить изученный материал.

Нарисовать запомнившегося насекомого.

Закрепить с детьми знание летних месяцев, признаки лета.

Индивидуальные консультации

Консультация для родителей «Роль сказки в развитии ребенка»

Поместить в книжный уголок данную книгу.

Индивидуальные рекомендации

Консультации для родителей: «Почитай мне сказку мама».

Предложить родителям совместно с детьми прочитать литературу на тему: «Осень».

Индивидуальные беседы

Индивидуальные беседы.

Нарисовать или сделать поделку на тему: «Зима».

Заучить отрывок стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою зимой».

Памятка о книге.

Пополнить домашний уголок сказкой А.Милна.

Рисование запомнившегося эпизода произведения.

Индивидуальные беседы

Беседа на тему: «Безопасность».

Консультация на тему: Почитай мне сказку мама.

Провести беседу о доброте.

Закрепить ранее заученное.

Пополнение книжного уголка.

Пополнение книжного уголка.

Повторить содержание стихотворения.

Закрепить стихотворение наизусть.

Чтение данной сказки

Рисование на тему: «Берегите птиц»

Консультация для родителей : «Как правильно заучивать стихотворение».

Рассматривание иллюстраций о космосе

Рассматривание иллюстраций о Земле

Приобрести какую либо новую книгу

Посетить музей боевой славы

Выучить любое стихотворение о насекомых.

Мониторинг

Вывести детей на прогулку летним вечером

Приложение 2

Образцы конспектов непосредственно  – образовательной деятельности в детском саду.

НОД №1 Стихотворение Е.Трутневой «Осень»

НОД №2 Рассказ Н. Носова «На горке»

НОД №3 Русская народная сказка «Хвосты»

Стихотворение Е.Трутневой «Осень»

Задачи:

 – учить выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать спокойную грусть осенней природы;

 – формировать умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения;

 – подбирать эпитеты, сравнения, метафоры для описания осенних пейзажей;

 – активизировать употребление в речи глаголов;

Оборудование: детские рисунки на тему «Золотая осень», выполненные ранее; иллюстрации на тему «Березка в золотом осеннем убранстве».

Воспитатель: Ребята, давайте еще раз рассмотрим ваши рисунки о золотой осени. О чем вы хотели рассказать в своих работах?

Выслушав ответы детей, воспитатель обобщает их и предлагает послушать стихотворение.

Стало вдруг светлее вдвое,

 Двор как в солнечных лучках,

 Это платье золотое

 У березы на плечах

 Утром мы во двор идем

 Листья сыплются дождем,

 Под ногами шелестят

 И летят… летят. летят

 Пролетают паутинки

 С паучками в серединке.

 И высоко от земли

 Пролетели журавли.

 Все летит! Должно быть, это

 Улетает наше лето.

 Воспитатель: Ребята, о каком периоде осени, это стихотворение? (Золотая осень)

 Воспитатель: Как вы это поняли? Отчего на дворе стало светлее вдвое? (Деревья стали золотыми.)

 Воспитатель: Вспомните, как сказано об осеннем убранстве березки. («Это платье золотое у березки на плечах») .

 Воспитатель: И действительно, березка, как девушка в золотом платьице, стоит модница, летом зеленое платье носила, а осенью – золотое. А может быть, лучше сказать «В золотой шубке»? Почему не лучше?

 Воспитатель: Ветер обрывает листья, и они что делают? (Летят, сыплются, шелестят.)

 Воспитатель: В стихотворении говорится: листья сыплются дождем». Подумайте, почему так сказала поэтесса? (Листопад) .

 Воспитатель повторно читает стихотворение.

 Воспитатель: Как вы думаете, каким голосом нужно прочесть слова «Все летит, Должно быть это, улетает наше лето»? Почему немножко грустно?

 Воспитатель: С конца лета и до самого листопада паучки плетут паутинку, будто хотят задержать листья на деревьях, но ветер уносит вместе с листьями и паучков. Вспомните, как об этом сказано в стихотворении.

 Физкультурная минутка с листьями.

 Воспитатель: Я прочту стихотворение еще раз. Постарайтесь его запомнить. Заметьте, каким голосом я буду читать. А сейчас стихотворение будете читать вы сами.

 Дети читают стихотворение по памяти, если, есть затруднение воспитатель помогает.

 После чтение стихотворения воспитатель подходит к рисункам.

 Воспитатель: Посмотрите свои рисунки. Найдите в них то, о чем говорится в стихотворении.

 Воспитатель: в стихотворении говорится о золотом наряде, но ведь у осени есть и другие краски. Какие деревья осенью? Красочные, разноцветные. …

 Воспитатель: На что похожи осенние листья? Подберите сравнения к слову листья. Листья летят, как… (птицы, парашютики, как будто танцуют). Лист клена похож на (звездочку, на лошадку, лист акации на (монетку, лист березки на (золотое сердечко). Что делают листья? Летают, облетают, срываются, шелестят, летят, уносятся.

 Воспитатель: А если мы хотим сказать, что это уже с листьями случилось, то, как мы скажем? : (Пожелтели, облетели) .

 Воспитатель: Молодцы, все хорошо справились с заданием.

Рассказ Н. Носова «На горке»

Цель: знакомство детей с рассказом «На горке» Н.Носова

Задачи:

1. Развивать умение понимать характер героев художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно – изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания;

2. Обогащать речь фразеологизмами;

3. Учить понимать переносное значение некоторых словосочетаний, предложений.

Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально–коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Методы и приемы: чтение рассказа, беседа, вопросы, указания, поощрения.

Предварительная работа:

 Наблюдение в зимний период, составление рассказов на тему: «Зима», фотовыставка «Мы любим зиму», чтение пословиц, поговорок «Делу время - потехе час», «Дело мастера боится» и т.п., рассматривание картинок на тему «Зимние забавы».

Ход деятельности

1. Вводная беседа

 - Ребята, какое сейчас время года? (Ответы детей). Правильно зима.

 - Давайте вспомним: какая зима? (холодная, снежная и т.п.).

 - вы любите зиму? Почему?

 - сегодня мы с вами прочитаем рассказ Н. Носова «На горке»

2. Чтение рассказа

3. Физминутка

 Как на горке снег, снег, (Поднимают руки вверх)

 И под горкой снег, снег, (Приседают)

 И на ёлке снег, снег, (Показывают ветки ёлки)

 И под ёлкой снег, снег, (Приседают)

 А под ёлкой спит медведь, (Изображают медведя)

 Тихо, тихо не шуметь. (Грозят пальцем)

4. Беседа по содержанию

 -понравился вам рассказ?

 -что вам особенно понравилось?

 -Что не понравилось? (Ответы детей)

 Дети трудились весь день, строили горку, старались. Какие это дети? (трудолюбивые). Правильно, трудолюбивые, т.е. любят труд. Давайте вспомним какие поговорки и пословицы о труде мы с вами знаем? («Делу время - потехе час», «Дело мастера боится», «Без труда не выловишь рыбку из пруда»).

 -Какие предметы пригодились ребятам для постройки снежной горки (лопатки, фанерки).

 -А помогал ли ребятам Котька? Почему? Каким был Котька? А что делал Котька пока ребята трудились?

 -От куда таскал Котька песок? (Из ящика)

 -Правильно. Котька взял фанерку, т. е. дощечку и покатил к дворницкой. Дворницкая-это помещение, где дворник хранит лопаты.

 -Честно ли поступил Котька?

 -Какое настроение было у ребят, когда они увидели, что горка посыпана песком? (Расстроенное, грустное, унылое)

 -Как дети исправили эту ошибку? (Засыпали песок снегом и опять полили водой)

 -Как вы думаете, какой водой поливали горку дети (Холодной)

 -Как вы думаете, что бы могло случится если бы они полили её горячей водой?

 -Понравилось ли Котьке работать, после того как он исправил, то что натворил?

 -ребята, а это рассказ или сказка, или стихотворение? Докажите.

Вывод: Это произведение – рассказ, потому что описаны реальные события.

7. Подведение итогов занятия

 -Ребята, чему нас научил рассказ Николая Носова «На горке»? (Быть трудолюбивыми, ценить и уважать чужой труд, помогать друг другу, быть дружными)

Русская народная сказка «Хвосты»

Задачи:

 – учить осмысливать характеры персонажей, замечать изобразительно – выразительные средства, помогающие раскрытию содержания сказки;

 – обогащать словарь эпитетами, сравнениями;

 – закреплять умения подбирать синонимы;

Оборудование: книга со сказкой «Хвосты» с красочными иллюстрациями.

Воспитатель: Ребята, расскажите о своих любимых сказках. В сказках рассказывается о приключениях людей и животных, событиях, происходивших в разное время.

Сейчас я расскажу вам историю о том, как когда – то очень, давно, у зверей не было хвостов и как они себе их выбирали.

– Как вы думаете, почему сказка называется «Хвосты»?

– Придумайте другое название сказки.

 – Кого и о чем просил зайчик, сидя на пороге своей норки?

 – Расскажите, как звери на большой поляне выбирали себе хвосты?

 – Как выполнили просьбу зайчика волк и лиса?

 – Как можно их назвать?

 – Расскажите, как зайчик нашел себе хвостик?

  – Вам интересно было слушать эту сказку?

 – Воспитатель:  Почему?

(дети отвечают).

 – Наверное, ещё и потому, что в сказке события рассказываются очень интересно, ярко. Даже о самом простом говорится так, что сразу представляешь себе героев. Вы заметили, когда описывалось, как звери идут по лесу, о каждом из них говорилось по – разному, например о медведе: бредет медведь, сучья  трещат. А как говорилось про лису?

– Дети: Бежит, хвостом метет, виляет хвостиком.

Воспитатель:  А как про зайчишку?

– Дети: Скачет быстро, легонько.

 –Воспитатель:  Вспомните, какими словами говорится о том, как спешили звери на поляну.

– Дети: Кто летом, кто скоком, кто бегом.

 – Воспитатель:  Отгадайте, о ком я прочту: «Хвост пушистый, мягкий. Пошла домой довольная, вертит хвостом, любуется».

– Дети. О лисе.

Воспитатель: «Хвост длинный, как палка, с метелкой на конце. По бокам машет, слепней отгоняет».

– Дети. О корове.

– Воспитатель: «Хвост, как шнурок, со щетинкой на конце».

– Дети. О слоне.

– Воспитатель: «Хвост гладкий, как веревочка. Завила она его колечком – какой красивый оказался – лучше всех»!

– Дети. О свинье.

– Воспитатель: Какими словами можно сказать о хвостике зайца?

(Дети отвечают).

– Воспитатель: А медведю и слону не очень понравились. Какими словами можно сказать об их настроении?

Приложение 3

Рассматривание сказок по картинкам

G:\Фото из презентации\Рисунок19.jpg

Чтение русских народных сказок

G:\Фото из презентации\4.jpg

Посещение музея «Моя книга»

C:\Users\Misha\Desktop\фото для книги\CAM00640.jpg

C:\Users\Misha\Desktop\фото для книги\CAM00642.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей при ознакомлении с художественной литературой

Конспект комплексного занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»....

Конспект НОД по развитию связной речи детей через ознакомление с художественной литературой «Рассказывание сказки «Репка» во второй младшей группе

Цель:1. Учить пересказывать русскую народную сказку «Репка» с помощью условных заместителей персонажей; совершенствовать умение ориентироваться на магнитной доске.2. Развиватьдвигательное моделировани...

Индивидуальный план по самообразованию по теме "Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой"

В данной методической разработке я представила план по самообразованию по теме "Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой"...

План по самообразованию воспитателя на тему: «Развитие активной речи дошкольников путем ознакомления с художественной литературы»

План по самообразованию воспитателя на тему «Развитие активной речи дошкольников путем ознакомления с художественной литературой» Актуальность выбранной темыВ настоящее время актуальн...

Обобщение опыта на тему: «Развитие речи детей через ознакомление с художественной литературой»

Развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой....

План работы по индивидуальному профессиональному развитию педагога на тему "Развитие связной речи детей дошкольного возраста через художественную литературу"

План работы по индивидуальному профессиональному развитию педагога на тему "Развитие речи детей дошкольного возраста через художественную литературу"...

Статья на тему : «Развитие диалогической речи детей через приобщение к художественной литературе»

Статья на тему : «Развитие диалогической речи детей через приобщение к художественной литературе»...