Опыт работы "Развитие речи детей через ознакомление с художественной литературой"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Пробудить в детях интерес к художественным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение к книге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc267.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                        гор. Владимира  «Детский сад №105» «Радуга»

Опыт работы

Тема: «Развитие речи детей через ознакомление с художественной литературой»

Подготовил воспитатель

высшей квалификационной категории

Карасева Г.Б.

2017 г.

Актуальность темы:

          В условиях реализации ФГОС ДО  в речевом развитии дошкольников особую роль имеет художественная литература.  Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной речи ребенка. Чтение обогащает не только интеллект, словарный запас, но  и заставляет думать, осмысливать, формировать различные образы, развивает воображение, фантазию.

        Моя роль, как педагога, состоит в том, чтобы пробудить в детях  интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение к книге.  Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка, без чего невозможно успешное  обучение в школе.  Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания в максимально сенситивный период. Чем раньше мы привьем ребенку культуру чтения, тем успешнее будет начато структурное овладение родным языком (фонетическое, лексическое, грамматическое) и тем свободнее ребенок будет пользоваться языком в дальнейшем.

Цель:  развитие речи детей  дошкольного возраста через ознакомление  с художественной литературой.

Для достижения данной цели я выделила следующие задачи:

  • Воспитывать культуру чтения, помочь почувствовать красоту и выразительность языка прозы и поэзии;
  • Развивать творческие способности детей;
  • Сформировать интерес к художественной литературе;
  • Расширить и активизировать словарный запас детей;
  • Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений;
  • Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, рассказывании и в драматизациях; обращать внимание на изобразительно-выразительные средства (образные выражения, эпитеты, сравнения);
  • Использовать интерактивные формы работы с семьей по данному разделу;
  • Отобрать педагогический инструментарий по развитию и формированию грамматического строя речи на основе деятельностного подхода (собственные планы, методические разработки, использование диагностики).

Я,  Карасева Г.Б., воспитатель высшей квалификационной категории вот уже много лет работаю над темой «Развитие речи детей через ознакомление с художественной литературой». Работая многие годы в детсаду, я обратила внимание, на то, что в последние годы все чаще встречаются дети, у которых выявляются проблемы с речью: многие поздно начинают говорить, неправильно произносят звуки родного языка, имеют маленький словарный запас, не могут выстроить даже простого предложения.

    Выстраивая систему работы по развитию речи воспитанников, определила основные направления деятельности: создание речевой развивающей предметно-пространственной среды.

Создавая развивающую предметно-пространственную среду группы, стремилась к тому, чтобы обстановка была  комфортной,  вызывала стремление к самостоятельной деятельности и способствовала  речевому развитию  воспитанников.  РППС дает возможность просматривать чередование непосредственно-образовательной, совместной и самостоятельной деятельности воспитанников, что способствует здоровьесбережению.

 Каждый воспитанник  может найти себе дело и занятие по душе, для этого в группе выделены уголки (центры) организации определенного вида деятельности.

  1.  Театральный уголок, в котором воспитанники самостоятельно или с участием взрослого могут взять на себя роль полюбившегося персонажа.

Театры – разные: приобретенные, сделанные детьми совместно с родителями.

  1. Книжный уголок, где располагается художественная литература, меняющаяся в зависимости  от тематического планирования, времен года и предпочтения воспитанников.
  2. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Библиотека». Воспитанники часто и с удовольствием играют здесь.

Работа с родителями.

 Знакомство воспитанников с художественной литературой и соответственно речевое развитие воспитанников дало хорошие результаты, благодаря тесной взаимосвязи моих усилий и родителей. Работу с родителями провожу по двум направлениям:

информационное (консультации, стенды, выставки, ширмы, папки-передвижки);  

практическое (реализованный проект «Сборник сказок», созданный     детьми вместе с родителями). Совместный проект обогатил жизненный и речевой опыт детей.

Работа с социумом.

Дважды в год посещаю с воспитанниками детскую библиотеку мкр. Юрьевец. Затем дети ходят туда с родителями и становятся юными читателями.

Воспитанники становились победителями многих конкурсов рисунков.

Воспитанники принимают активное участие в ежегодных конкурсах чтецов, что помогает им самоутверждаться.

 Прежде чем помочь ребенку справиться с той или иной проблемой, свою работу начала с обследования речи детей. Совместно с логопедом МБДОУ составила «Речевой паспорт» и, только изучив возможности детей, приступила к групповым и индивидуальным занятиям, при проведении которых мне очень помогает художественная литература. В группе для этого созданы все условия, собрано большое количество демонстрационного материала. Это и большая библиотека, в которой собраны произведения различных авторов, иллюстрации, схемы для рассказывания, различные виды театров: кукольный, пальчиковый, настольный, теневой, масочный, костюмированный и другие, которые изготовлены при непосредственной помощи родителей группы; собрано большое количество предметов-заместителей, их дети используют при пересказе художественных произведений; множество дидактических игр как для работы со звуками, словами (словообразованием, словоизменением), так и для работы над предложением и рассказыванием. Это настольно-печатные игры и игры, приобретенные и изготовленные воспитателями и родителями группы, имеется раздаточный материал по количеству детей: звуковые линейки, которые дети используют при подборе звонких - глухих, твердых - мягких звуков, карточки для работы над слоговой структурой слова. Весь раздаточный материал систематизирован и занесен в картотеку группы.

Используя художественную литературу, художественное слово и имеющийся в группе дидактический материал, я начала свою работу с занятий по воспитанию звуковой культуры речи. Эти занятия старалась сводить к знакомству не только с определенным звуком, а направляла их на выработку четкого произношения звуков. По истечении времени убедилась в том, что подобные умения легче всего формируются в процессе дифференциации звуков, которые чаще всего издают дети.

Эту работу я обычно провожу в утренние и вечерние часы, т.к. запланированной работы над звуком (1-2 раза в месяц) явно недостаточно. Читая сказки, рассматривая с детьми иллюстрации к художественным произведениям, беседуя по содержанию, упражняю детей в произнесении отдельных звуков, применяю существующие упражнения для четкого произнесения звуков в любой позиции (начале, середине, конце слова), использую упражнения такие как: звукоподражания, чистоговорки, скороговорки, пальчиковые игры с текстами; громкое и тихое, быстрое и медленное проговаривание, упражнения с мимикой и жестами, далее «автоматизирую» их с детьми индивидуально.

Подобные игры и упражнения провожу с детьми систематически, т.к. конечной целью моей работы есть желание не только научить ребенка произносить отдельные звуки, но и красиво говорить.

Все методики, известные нам практически со средней группы предлагают обучать ребенка рассказыванию, но этого не случится, если дети не научатся «работать» со словом.  Знакомство с художественной литературой очень помогает мне учить детей правильно использовать в речи слова. Ведь любая сказка, любой рассказ, любое рассматривание иллюстраций предполагает огромный выбор игр со «словом» На занятии по развитию речи я обычно беру 3-4 таких упражнения.

Читая, например, русскую народную сказку «Гуси – лебеди», беседую по содержанию, играю с детьми, подбирая прилагательные, существительные в единственном и множественном числе, родительный падеж существительных.

Например, гуси – лебеди (какие?) злые, коварные, сильные; яблочко (какое) наливное, вкусное, сочное, крупное и т.д.;

 гусь - гуси, яблоко - яблоки, дерево – деревья, избушка – избушки;

 игра «Кого, чего не стало?». Закрываю одну картинку, дети замечают, что не стало Иванушки, яблони, деревьев, избушки и т.д.

Читая рассказ или сказку, персонажами которых являются животные, придумываю вместе с детьми: ласковые слова (существительные с суффиксами):  заяц – зайчик; лиса – лисичка; собака – собачка;

множественное число существительных с суффиксами: у зайца – зайчата, у лисы – лисята, у белки – бельчата;

слова – синонимы: лошадь – бежит, несется, мчится, скачет.

При помощи приставок учу детей образовывать новые слова,  летели – улетели, прилетели, залетели; бежал – убежал, прибежал, забежал.

А подбирая слова – антонимы, воспитанники получают навык составления предложений:

  • зимой холодно, а летом жарко;
  • зимой дни короткие, а летом длинные.

Так постепенно я подвожу  детей к составлению описательных рассказов.

 Проведя перед непосредственным рассказыванием ряд таких игр – упражнений, воспитанники легче с ним справляются. Ведь рассказы, в том числе описательные, «даются» детям сложнее всего. Без специальных игр и упражнений  со «словом», воспитанники,  в лучшем случае, дают  перечень каких-либо действий: «прилетели, схватили, унесли, улетели…» или, например, перечень одежды сестрицы Аленушки: «платок, блузка, сарафан, лапти…».  Работу над непонятными и неизвестными словами я провожу постоянно. Словарный запас детей 4-5 лет еще настолько мал и примитивен, что моей задачей также стало обогащение и пополнение их словаря новыми словами.

 Результаты превзошли мои ожидания: играя, подбирая различные варианты слов, прилагательные, глаголы, изменяя существительные,  воспитанники научились составлять описательные рассказы.

Постепенно от описательных рассказов подвожу детей к пересказу, также используя художественную литературу, иллюстрации и различные виды плакатов. Прочитав или рассказав то или иное произведение, играю  с воспитанниками  в такие игры, как «Составь предложение».

Чтобы дети еще точнее запомнили содержание рассказа, я предлагаю им воспроизвести содержание при помощи мимики и жестов, что дает определенные результаты. Воспитанники средней группы к началу II-полугодия без самостоятельной помощи могут составить рассказы из 4-5 предложений. Большие по объему рассказы даются  пока еще трудно.

Пробуем составлять рассказы поэтапно, т.е. прошу составить рассказ троих детей: 1-ый ребенок начинает рассказывание, 2-ой продолжает, 3-й заканчивает, дети воспринимают это задание как игру и с удовольствием помогают друг другу.

Очень нравится воспитанникам рассказывание при помощи схем – рисованных картинок. Предлагая, воспитанникам подобное рассказывание сказок или знакомых им произведений, провожу игру «Что сначала, что потом?». Воспитанники, вспоминая содержание, раскладывают картинки по порядку, а затем по каждой картинке-схеме составляют предложения, которые сливаются в единый рассказ. Изготовила большое количество схем для рассказывания художественных произведений.

Использую при обучении воспитанников рассказыванию и предметы - заместители. С помощью родителей собрала большое количество пуговиц разного цвета и размера, сделали с детьми «волшебный ларец», оклеив и украсив коробку, поместили в него пуговицы. Воспитанники  еще не знали, с какой целью мы будем их использовать. Каково же было их удивление, когда я предложила рассказать с их помощью знакомую сказку. Вспомнили сказку «Красная шапочка», поиграли в слова:

  • волк (какой?) – злой, сердитый, страшный, большой. Когда я задала вопрос: «А какая пуговица похожа на волка?» - воспитанники  хоть и выбрали разные пуговицы, но все они были большие и темного цвета;
  • Красная шапочка  (какая?) - добрая, маленькая, заботливая, в Красной шапочке, красивая. Ответов было множество.

 Воспитанники были так заинтересованы, что весь вечер играли с пуговицами, вспоминая различные сказки. Прислушиваясь к их игре, я обратила внимание, что в речи они используют элементы диалога. А это значит, что пришло время усложнить игры воспитанников, используя пересказ знакомых произведений частично по ролям.

Сюжетно-ролевые игры, как «Разговор по телефону», «Беседа врача и пациента», «Диалог покупателя и продавца» позволяют воспитанникам научиться говорить друг с другом, делая это из раза в раз все грамотнее.

Сейчас мои воспитанники учатся рассказывать сказки по ролям, используя настольный, пальчиковый, масочный и костюмированный театры.  Показываем родителям сказки. Главное, не давить на детей и предоставить им свободу выбора.

И еще я отметила одну особенность, если раньше воспитанники  были скованы, сейчас они более открыты и отзывчивы. Эмоциональный фон возрос, воспитанники, не стесняясь, выражают свои эмоции, стараются помочь друг другу. Играя и читая, мы постепенно учимся говорить, речь моих  воспитанников  становится четкой и монологически выстроенной.

 Таким образом, можно сделать вывод:

   для обогащения и совершенствования речевого развития дошкольников необходимо создать благоприятную речевую среду и осуществлять целенаправленное формирование конкретных речевых умений, обогащать жизненный литературный опыт детей дошкольного возраста.

Развивающая среда

Согласно программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой развивающая среда нашей группы построена так, чтобы создать благоприятные условия для полноценного и максимально комфортного пребывания ребенка в детском саду.

Заботясь о здоровье и эмоциональном благополучии детей, зоны занятости приведены в соответствие с возрастными особенностями воспитанников и направлены на всестороннее развитие личности каждого ребенка, его интересов и способностей (познавательных, коммуникативных, творческих, регуляторных). Имеющиеся в группе игрушки, игры, пособия способствуют развитию детской любознательности, инициативы, дают возможность для развития самостоятельности и творчества. Креативность (творческая организация) каждого уголка (центра) и вариативность использования игрового и образовательного материала позволяют развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.

При комплектовании игровых зон учтена гендерная принадлежность воспитанников, т.к. для девочек и их психики даже в малом возрасте главным является процесс, а для мальчиков главное – результат. Игровая зона наполнена в равной степени игрушками, пособиями и играми, интересующими и девочек и мальчиков.

Так как главной целью нашей работы является укрепление здоровья  воспитанников, закаливание организма и совершенствование его функций, в группе имеется физкультурный уголок, в котором собрано большое количество инвентаря: мячи, прыгалки, кегли, обручи и дуги для подлезания, велотренажер и пр.

Силами родителей изготовлено нестандартное оборудование: мешочки с песком, коврики с пуговицами для профилактики плоскостопия, массажеры из бросового материала (пробки, «киндер-сюрпризы»), косички и флажки для функциональных занятий.

В группе собрано и изготовлено большое количество дидактического, демонстрационного и раздаточного материала, который систематизирован и занесен в картотеку группы.

Имеются следующие уголки (центры):

  • уголок природы, где собраны комнатные и травянистые растения, согласно возрасту, здесь же имеются лейки для полива детьми цветов, палочки для рыхления почвы, тряпочки для протирания широких листьев. На полочках расположен природный и бросовый материал, есть календарь природы, где дети отмечают смену времени года и погоду;
  • экспериментальный уголок, который включает в себя «огород на окне», дети ухаживают за посадками лука и цветочной рассады, наблюдают за ростом растений, отмечая изменения роста в «паспорте»;
  • уголок дежурств в котором находятся фартучки и колпачки, щетки-сметки, совочки, необходимые для выполнения поручений, «экран дежурств» с фотографиями;
  • уголок труда в котором есть фартучки по количеству детей, губки и тряпочки для уборки;
  • уголок книги – в достаточном количестве имеется литература как советских, так и зарубежных писателей, иллюстрации, репродукции картин, портреты известных писателей;
  • театральный уголок – включает в себя различные виды театров: пальчиковый, би-ба-бо, настольный, костюмированный, масочный, театр тапочек, теневой театр, театр на фланелеграфе, предметы-заместители (пуговицы) для рассказывания сказок, небольшие декорации;
  • музыкальный уголок с подбором шумовых, струнных и клавишных инструментов (погремушки, дудки, металлофоны, бубен и пр.);
  • уголок ИЗО;
  • патриотический уголок;
  • игровой уголок, т.к. основным видом деятельности детей является игра, игровой уголок занимает в группе самое главное место и включает в себя:
  • больницу;
  • аптеку;
  • магазин;
  • парикмахерскую;
  • почту;
  • кукольную комнату;
  • уголок по изучению правил дорожного движения, машины (легковые, грузовые, спецавтотранспорт);
  • строительный уголок;
  • уголок ряжения для мальчиков и девочек (пилотки, фуражки, фартуки, одежда для продавцов, врачей и пр.);

Имеется большое количество дидактических и настольных игр соответственно возрасту. В группе имеется также уголок уединения, где дети могут снять эмоциональное напряжение, расслабиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей при ознакомлении с художественной литературой

Конспект комплексного занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»....

Конспект НОД по развитию связной речи детей через ознакомление с художественной литературой «Рассказывание сказки «Репка» во второй младшей группе

Цель:1. Учить пересказывать русскую народную сказку «Репка» с помощью условных заместителей персонажей; совершенствовать умение ориентироваться на магнитной доске.2. Развиватьдвигательное моделировани...

Развитие связной речи детей через ознакомление с художественной литературой детских писателей.

К сожалению, вечно занятые родители частенько пускают процесс развития речи детей на самотёк. Ребёнок проводит мало времени в обществе взрослых (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими и...

Обобщение опыта на тему: «Развитие речи детей через ознакомление с художественной литературой»

Развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой....

«Развитие связной речи детей через ознакомление с художественной литературой применяя песок.

laquo;Развитие связной речи детей через ознакомление с художественной литературой применяя песок....

Развитие связной речи дошкольников через ознакомление с художественной литературой. Книга аудиосказок.

Сравнительно с недавних пор появился новый способ подачи информации-аудиокнига. Это диктуемая диктором литература, текст. Основная ценность аудиокники при работе с дошкольниками-задействование ау...