Конспект образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Удальцова Раиса Николаевна

Знакомство со стихотворением А. Плещеева «Осень» с использованием мнемосхемы.

Цель: познакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Осень» посредством составления мнемотаблиц.

Задачи:

Образовательные:

- расширять представления о признаках осени, её характерных особенностях.

- расширить и активизировать словарь по теме «Осень».

 - совершенствовать грамматический строй речи.

-закрепить навык детей подбирать соответствующие картинки и символы к словам и фразам.

Развивающие:

- способствовать развитию интонационной выразительности речи, слухового внимания и памяти в процессе разучивания стихотворения.

- развивать познавательную активность, наглядно-образное мышление, воображение.

- развивать координацию речи с движением посредством игры с мячом.

Воспитательные:

-воспитание навыка  сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

в старшей группе по развитию речи

Знакомство со стихотворением А. Плещеева «Осень» с использованием мнемосхемы.

Цель: познакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Осень» посредством составления мнемотаблиц.

Задачи:

Образовательные:

- расширять представления о признаках осени, её характерных особенностях.

- расширить и активизировать словарь по теме «Осень».

 - совершенствовать грамматический строй речи.

-закрепить навык детей подбирать соответствующие картинки и символы к словам и фразам.

Развивающие:

- способствовать развитию интонационной выразительности речи, слухового внимания и памяти в процессе разучивания стихотворения.

- развивать познавательную активность, наглядно-образное мышление, воображение.

- развивать координацию речи с движением посредством игры с мячом.

Воспитательные:

-воспитание навыка  сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

Предварительная работа.

  1. Экскурсия по экологической тропе в разные погодные условия, наблюдение за осенними изменениями в природе.
  2. Обучение работе по мнемотаблицами.
  3. Рассматривание картин на занятиях по изобразительной деятельности, по ознакомлению с окружающим миром.
  4. Словарная работа — дать определение осени (золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая).

Демонстрационный материал: портрет А. Плещеева; картинки к стихотворению; письмо.

Организационный  момент.

-Собрались все дети в круг.

Ты мой друг и я твой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Ход НОД

I.Вводная часть.

Мотивация:

Воспитатель: Ребята, сегодня утром я пришла в нашу группу самая первая и обнаружила вот этот конверт. Только не успела его прочитать. Вам интересно, что в нем написано?

Дети: Да

II.Основная часть:

Воспитатель:

-Здравствуйте, ребята. Пишут вам дети из детского сада « Золотая рыбка». Мы не понимаем, почему произошли изменения в природе.

-Ну что, давайте поделимся своими знаниями с детьми.

На экране интерактивной панели появляется картина с изображением осени.

Предлагаю вам сесть поудобнее и послушать сказку:

  1. Чтение «Осенней сказки».

Жила – была на свете весёлая птичка. C утра до вечера она пела своим деткам звонкую песенку. Проснулась однажды птичка и видит, что дерево, на котором она свила гнёздышко, стало как будто другое: листики стали золотые. Полетела птичка к своим подружкам и спрашивает: «Вы не знаете, кто мне подменил дерево, на котором я живу?» Но никто ей ничего не мог ответить.

На другой день и её подружки увидели, что у них тоже листики на деревьях стали жёлтые. Кого только не спрашивали птички, но нигде не могли найти ответ на свой вопрос.

И решили они обратиться к старой Сове, она ведь ночами не спит.

Прилетели, поздоровались и спрашивают «Бабушка Сова, ты не знаешь, кто листики на деревьях красит?» Посмотрела на них Сова и ответила: «Знаю, знаю. Когда вы спите, лесом ходит волшебница и раскрашивает в красно-жёлтые краски деревья, кусты, траву. А имя этой волшебницы….»

Дети — Осень!

Воспитатель: -Как вы догадались?

-Дети: только осенью листья на деревьях становятся разноцветными (красными, жёлтыми, коричневыми).

2. Игра с мячом ( словарная работа)

-Я предлагаю вам поиграть с осенними словами.

-Встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним слова «осенний, осенняя, осеннее»:

месяц -осенний месяц,

погода - осенняя погода,

настроение - осеннее настроение,

цветы - осенние цветы,

листва - осенняя листва,

дерево - осеннее дерево

день - осенний день.

дождь- осенний дождь

небо-осеннее небо

лужа- осенняя лужа

Воспитатель: -Молодцы ребята, вы отлично справились с этой игрой.

-А теперь посмотрите на портрет одного замечательного поэта. Это Алексей Плещеев. Он очень здорово и интересно описывает красоту осенней природы в своих стихотворениях. Одно их них вы сейчас услышите. И называется оно «Осень»

3.Зачитывание стихотворения.

Чтение стихотворения сопровождается тихой спокойной музыкой («Осенний ноктюрн Ф.Шопена.

 Воспитатель: -Скажите ребята, встретились  ли вам незнакомые слова? (озимь)

-Да ребята, и я услышала незнакомое для меня слово «Озимь». Как вы думаете, что оно означает.

( замершие растения, зимнее растение)

-Правильно, это всходы посевов поздней осени.

Давайте скажем его все вместе.

-Как вы думаете, что может быть озимым? (трава, рожь, пшеница, овес)

-А теперь давайте покажем ребятам, как мы умеем подбирать картинки к словам и фразам.

Осень наступила…..

(-Андрей, найди подходящую картинку)

Высохли цветы,

И глядят уныло голые кусты.

 Вянет и желтеет травка на лугах

 Только зеленеет озимь на полях

(Дети по очереди находят картинки к каждой фразе)

Рефлексия

-Ребята, что мы можем рассказать про красоту осенней природы детям из другого сада? ( опрос детей)

-Но как мы можем поделиться, если они в другом саду?

Предполагаемые ответы детей ( сфотографировать, снять на видео, записать голосовое сообщение, отправить по электронной почте).

Воспитатель: На следующем занятии вы расскажете стихотворение по картинкам, а я запишу на видео и отправлю ребятам в другой сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи на тему: «Чтение произведения Н.Н. Носова «На горке»

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи на тему: «Чтение произведения Н.Н. Носова «На горке»Цель:          Позн...

Конспект Образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи «Чтение стихов о весне. Дидактическая игра «Угадай слово»».

КонспектОбразовательной деятельности в старшей группе по развитию речи«Чтение стихов о весне. Дидактическая игра «Угадай слово»»....

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи « Составление рассказа по картине «Ежи» Старший воспитатель: Эльдарова Б.М.

Программное содержание;- Формировать умение рассматривать картину и рассуждать над ее содержанием, озаглавить картину.- Учить составлять рассказ по картине, придерживаясь плана- Закреплять умение при ...

Конспект образовательной деятельности детей старшей группы по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий на тему: «В осеннем лесу»

Конспект образовательной деятельности детей старшей группы по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий на тему: «В осеннем лесу»...

"Педагогическая находка". Методическая разработка образовательной деятельности с детьми. Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи на тему "Цветик - разноцветик".

quot;Педагогическая находка". Методическая разработка образовательной деятельности с детьми. Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи на тему &qu...