ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Воспитание нравственных качеств у детей старшей  группы посредством русских народных сказок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК.

Актуальность.

В настоящее время я все чаще наблюдала примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: доброте, милосердии, справедливости.     По наблюдениям за деятельностью воспитанников своей группы, заметила, что не все дети  умеют общаться друг с другом, замкнуты, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. Для решения данной проблемы я выбрала русские народные сказки, которые прочно вошли в  детский быт ребенка, они близки его мышлению и представлениям.

 Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста и может оставаться с ним на всю жизнь.

 Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей сути образы, выразительный язык, динамика событий особые причинно-следственные связи и явления – все это делает сказку особенной интересной и волнующей для детей.

Цель.

Целью моей  работы является воспитание нравственных качеств у детей старшей  группы посредством русских народных сказок.

 Задачи.

  1.  Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей, через поступки героев русских народных сказок.

  1. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, умение  давать оценку поведению своему и других.

  1.  Воспитывать бережное отношение к книге и  доброе и уважительное отношение к сверстникам и взрослым людям.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

1.Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды, способствующей воспитанию нравственных качеств у детей средней  группы посредством русских народных сказок. ( Уголок книжный) Перед началом работы, была поставлена задача: создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды.

     Я создала  естественную  комфортабельную, многофункциональную, доступную, безопасную,  рационально организованную обстановку, с  разнообразными книгами, играми, дидактическими материалами.

   В группе есть уголок книги, в котором  разместила разные  книги со сказками .

   В группу приобрели настольные игры, направленные на активизацию опыта детей по сказке: “Узнай сказку”, “Сказки на кубиках”, “Лото”, “Сказочное домино”;     а также игры направленные  на развитие связной речи: “Мои любимые сказки”, “Что сначала, что потом”, “Расскажи сказку”.

 2. Разработка и организация системы работы по воспитанию нравственных качеств у детей старшей  группы посредством русских народных сказок.

 Сказки помогут показать:

 • как дружба помогает победить зло (Зимовье зверей)

 • как добрые и миролюбивые побеждают злых (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

Сказки учат :

-быть дружными, трудолюбивыми; Царевна лягушка

-  слушаться родителей, старших Гуси –лебеди.

·         Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и тд. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).             Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных.

Сказки помогут показать:

 • как дружба помогает победить зло («Зимовье»);

 • как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);

        Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей»,

 «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

 3. Привлечение родителей к сотрудничеству в создании в детском саду уютной домашней обстановки и богатой развивающей предметно - пространственной образовательной  среды.

Родители изготовляли атрибуты для театрализации сказок.

   

  Этапы работы по воспитанию нравственных качеств у детей средней  группы посредством русских народных сказок:

1 этап – Знакомство детей со сказкой: сообщить знания о поведении героев и  сформулировать конкретные представления о нравственных качествах.

Основные методы: чтение, рассказывание, беседы по содержанию,

рассматривание иллюстраций и т.д.

2 этап– Эмоциональное восприятие сказки детьми. Дети не только осознают, но и делают попытки объяснить своё поведение. Основные методы: пересказ сказки, вопросы, дидактические и подвижные игры со сказками

3 этап– театрализация сказок.  Разыгрывание сюжетов из сказок, упражнения в поступках, в поведении героев

             

На первом и втором  в комплекс занятий я включила следующие методы: чтение, рассказывание сказок, театрализованные представления разных видов, и беседы по сказкам.

 На занятии, при рассказывании русской народной сказки «Теремок» применяла настольный театр. Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Теремок». Учить различать персонажей сказки и называть их. Совершенствовать умение детей понимать вопросы воспитателя, отвечать на них. Вести простейший диалог со сверстниками. Обогащать и активизировать словарь, развивать инициативную речь и память. Развивать внимание, логическое мышление. Воспитывать любовь и интерес к народному творчеству, воспитывать доброжелательное отношение.

 При рассказывании сказки дети активно принимали участие, называли героев сказки, подражали, сопереживали им, заинтересованно отвечали на мои вопросы, были увлечены происходящим.

Формирование дружеских взаимоотношений возможно через все виды русских народных сказок, ибо нравственность и дружелюбность изначально заложена в их сюжетах.

  Когда дети освоили сказки, пересказывали их, мы перешли к их театрализации – к третьему этапу. Дети любят брать на себя роль и выполнять действия героев. На первом и втором этапе мы формировали представления о нравственных качествах и формировали чувства, а опыт поведения дети больше приобретали на заключительном этапе-театрализации.

       Я предлагала детям разыграть отдельно маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, сказка «Колобок» и «Курочка ряба».

        Дети почувствовали себя артистами. Мы вместе инсценировали прочитанные сказки, особенно детям нравиться сказка «Заюшкина избушка». Не все дети могли участвовать в спектаклях. Остальные были  зрителями, а потом  и артистами. Использовали мы не только драматизацию, но и  театр.  

              В повседневной жизни используются те же методы и игры по воспитанию нравственных качеств у детей средствами сказки. Большое внимание уделяется повседневному общению с детьми. Дети любят самостоятельно разыгрывать сценки. Через интересные игры ребёнок учиться общаться, появляется доброжелательность друг к другу, чувство симпатии к сверстникам, доверительное отношение к взрослым, то есть развивается сам ребёнок.

Эффективность работы

   

              Анализируя    проведенную работу по проблеме  воспитания нравственных качеств у детей средней  группы посредством русских народных сказок были сделаны следующие выводы

 Ø  У детей сформировалось представление о добре и зле, красоте  добрых поступков и их необходимости в жизни людей.

 Ø  Дети научились сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, с помощью взрослого оценивать свое поведение и поведение своих товарищей.

 Ø  В группе созданы условия для знакомства с народными сказками.

 Ø  Родители понимают ценность сказки в нравственном воспитании детей.

 Ø  Дети бережно относятся к книгам.

 Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций, и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.

    Выводы

  • Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.
  • Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети.
  • Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительская гостиная «Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок».

:  расширять представления родителей о роли сказки в развитии личности ребенка;стимулировать самообразование родителей;прививать навыки читательской культуры...

Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок

В данной статье представлена информация о нравственном воспитании дошкольников, методах и этапах ознакомления со сказкой....

«Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок»

laquo;Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок»...

План по самообразованию Тема: «Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок»

Паспорт планаНазвание: Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказокВид Информационно-познавательный, игровой.Образовательные области  Социально-коммуникативное, позна...