Дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности "Затейники"
рабочая программа по развитию речи (младшая группа)

Авдонина Дарья Александровна

Дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности

"Затейники"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prgramma_kruzhka_gotova.docx36.82 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка……………………………………………………...…………3

Цель программы……………………………………………………………..…………4

Задачи программы……………………………………………………….……………..4

Глава 1.Основные направления работы с воспитанниками…………..……………6

1.1Формы работы с детьми………………..……………………………..……………7

ГЛАВА 2.Перспективное планирование…………………………….……………….8

Пояснительная записка

“При любом двигательном тренинге упражняются не мышцы, а мозг”

Н.А.Бернштейн

Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости.

Кружок «Затейники» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у воспитанников 3-4 лет. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности.

Разнообразные пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому. Что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

В программе представлены специальные игры и упражнения, массаж на развитие тактильного восприятия, на нанизывание, с пластилином, с краской, с бумагой, на выкладывание, которые помогут укрепить руки малышей, развивать движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Цель программы: создание условий для развития и укрепления мелкой моторики и координации движений пальцев рук; развитие познавательных способностей дошкольников. 

Задачи программы:

Обучающие:

  • Формировать умения у воспитанников владеть графическими навыками: штриховка в разных направлениях, по образцу, обводить контуры предмета по точкам, дорисовывать предметы.
  • Обогащать тактильный опыт воспитанников: формировать умения узнавать на ощупь предметы иматериалы.
  • Формирование произвольных координированных движений пальцев рук.
  • Обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.
  • Ознакомление с пальчиковыми играми.
  • Формирование умения действовать по словесным инструкциям.

Развивающие:

  • Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.
  • Развивать способности координированной работы рук со зрительнымвосприятием.
  • Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий.
  • Развитие познавательных психических процессов.
  • Развитие речи воспитанников.
  • Развитие интереса к художественному творчеству.
  • Развитие способности к личному самоопределению и самореализации в дальнейшей жизни.

Воспитывающие:

  • Воспитывать в ребятах аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе, целенаправленность.
  • Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
  • Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.
  • Воспитание коммуникативных способностей у воспитанников.

Форма обучения: очная

Срок освоения программы: 1 год.

Режим занятий:2 младшая группа (3-4 года) – количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия.

Длительность занятия:15 минут.

Форма занятий: совместная деятельность педагога и воспитанника.

Ожидаемые результаты

  1. Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук соответствующего данному возрасту.
  2. Овладение разными видами ручной умелости.
  3. Овладение нормами этики поведения и общения.
  4. Воспитанники познакомятся с различными материалами и их свойствами.
  5. Развитие нравственно - коммуникативных и волевых качеств личности.
  6. Развитие познавательных процессов и обогащение речи.
  7. Развитие двигательных навыков и умений.
  8. Развивая чувство ритма.
  9. Совершенствование слухового, зрительно и тактильного восприятия.

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ

Пальчиковая гимнастика – воспитанники знакомятся с различными пальчиковыми играми, которые сочетают в себе музыкальное сопровождение, сопровождение художественным словом. В ходе пальчиковых игр воспитанники, повторяя движение взрослого, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Массаж кистей рук - содействует снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, коррекции гиперреактивности. Совершенствование психических функций.

Физкультминутки – кратковременноепрерывание в занятии для проведения комплекса физических упражнений, направленных на предупреждение утомления.

Рисование пластилином, аппликация, рисование по трафаретам – развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение.

Развитие графических навыков, штриховка, дорисовка, обведение контуров предметных изображений, раскрашивание – воспитанники улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого формируется умение правильно держать карандаш.

Игры и действия с мелкими предметами, работа с разным материалом - у воспитанников совершенствуются двигательные навыки, развивается моторная координация и пространственные представления, используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.

Работа с крупой- воспитанники знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять напряжение. Повторение этих упражнений способствует развитию внимания, мышления, тактильной памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.

Нанизывание бус, пуговиц на нитку, шнуровка, составление предметных разрезных картинок – направлена на развитие мелкой моторики рук, совершенствование знаний, умений, навыков детей, развитие психических познавательных процессов, таких как воображение, восприятие, память, внимание, развитие цветовых ощущений, развитие личностных качеств – усидчивости, терпения, умения доводить начатое дело до конца.

Выкладывание фигур из семян, геометрических фигур, счетных палочек–формирование тонких движений рук, развития мускульной и тактильной памяти, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений, развивает внимание, память, пространственное мышление

1.1. ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

  • Чтение
  • Игры словесные, настольные и подвижные
  • Импровизация
  • Беседы
  • Просмотр тематических мультфильмов
  • Разучивание произведений устного народного творчества
  • Наблюдения
  • Рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок
  • Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация)
  • Экспериментирование
  • Совместные действия

ГЛАВА 2. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Месяц

Тема

Программное содержание

Октябрь

«Дружные ребята»

Познакомить с пальчиковыми играми, формировать интерес к пальчиковым играм.

«Игрушки»

Знакомить с пальчиками, формировать умение соединять пальцы на обеих руках, формировать умение работать с бумагой – разглаживание смятой в комочек бумаги.

«Овощи»

Продолжать соединять пальцы обеих рук поочередно, формировать умение узнавать и называть зелёный цвет, закреплять красный, синий, жёлтый цвета; закреплять знание круглой формы.

«Фрукты»

Развивать умение координировать речь с движениями, формировать умения перекладывать фасоль из одной емкости в другу.

Ноябрь

«Домашние животные»

Формировать умение изображать простейшие предметы с помощью ладони и пальцев, формировать умение мелко рвать бумагу.

«Дикие животные»

Формировать умение изображать простейшие предметы с помощью ладони и пальцев, отрабатывать навык аккуратно переливать воду из одной емкости в другую.

«Посуда»

Развивать тактильные ощущения, речь ребенка, обучать воспитанников ритмичному нанесению точек и штриховки.

«Осень»

Развивать координацию движений пальцев рук, вырабатывать у воспитанников умение располагать фигуры на плоскости по заданным признакам (форма, цвет – блоки Дьенеша).

Декабрь

«Здравствуй, Зима!»

Постукивание соответствующими пальцами друг о друга от большого к мизинцу, развивать умение сматывать нитки на палочку.

«Деревья»

Развивать общую и мелкую моторику, сформировать умение у воспитанников завязывать узелки.

«Мой дом»

Постукивание соответствующими пальцами друг о друга от большого к мизинцу, уточнить представления о материал из чего сделаны предметы (дерево, стекло, ткань).

«Новый год»

Обучать поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе, формировать умение воспитанников работать с пластилином способом размазывания на листе шариков.

Январь

«Снег идет»

Формировать умение координировать речь с движениями, продолжать формировать умения делать точки, рисовать круги.

«Одежда»

Формировать умение на каждое слово загибать по одному пальцу на обеих руках, начиная с большого, стимулирование тактильных ощущений (мешочки с крупой), развивать умение шнуровать.

«Зимние забавы»

Развивать умение поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе, закреплять умение составлять целое из частей, развивать координацию кистей рук.

Февраль

«Виды транспорта»

Формировать умение на каждое слово загибать по одному пальцу на обеих руках, начиная с большого, сформировать умение выкладывать изображение с помощью счетных палочек.

«Профессии»

Развивать координацию движений пальцев рук, тренировать навык ритмично наносить штрихи, развивать умение изготовление комки из бумаги путем ее сжатия и скатывания между ладонями.

«Защитники Отечества»

Развивать гибкость пальцев, продолжать формировать умения воспитанников работать с бумагой техникой обрывания.

«Конец зимы»

Развивать мелкую моторику рук, глазомер, тактильные ощущения, упражнять воспитанников проводить прямые вертикальные и горизонтальные линии, развивать умение рисовать круги разного размера цветными мелками.

Март

«Весна»

Развивать творческую фантазию, чувство формы и цвета, обучать создавать несложную композицию с помощью прищепок.

«Мамин день»

Развивать гибкость пальцев, тренировать умение создавать узор по образцу, обучать нанизывать бусины (крупные макароны) на ленту.

«Цветы»

Развивать точность, переключаемость общих и мелких движений, закреплять представления о формах, учить подбирать фигуры по образцу.

«Семья»

Разгибать пальчики из кулачка, начиная с мизинца, продолжать развивать тактильные ощущения, умение выбирать предметы одной формы.

Апрель

«Птицы»

Развивать гибкость пальцев, закреплять у детей умение работать с бумагой - отрывать кусочки бумаги и сминать из в комочки.

«Космос»

Развивать точность, переключаемость общих и мелких движений, упражнять в умении рисовать на манке, познакомить с нетрадиционным методом рисования – тычок.

«Мебель»

Разгибать пальчики из кулачка, начиная с мизинца, развивать умение воспитанников строить из кубиков, развивать интерес к деятельности.

«Весенняя капель»

Развивать мелкую моторику, связную речь, познакомить воспитанников с пипеткой, показать, как ею пользоваться.

Май

«Насекомые»

Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук, упражнять в умении шнуровать, продевать шнурок в отверстие.

«Дождик и солнце»

Формировать умение поочерёдно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с большого, ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук, формировать умение рисовать круги, линии, аккуратно закрашивать.

«Лето»

Сформировать умение поочерёдно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с большого, ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук, развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением, развивать умение аккуратно наклеивать детали, создавать красивую композицию.

Июнь

«Веселая мышка»

Разгибать пальчики из кулачка, начиная с мизинца, применить обе руки. Пересыпание крупы ложечкой из одной посуды в другую.

«Рыбки»

Продолжать воспитывать умение составлять композицию из готовых фигур на листе бумаги, развивать воображение, мелкую моторику, аккуратно пользоваться клеем.

«Путешествие в зоопарк»

Совершенствовать координацию движений, развивать мелкую моторику, согласованность движений пальцев рук.

«Цветные мячики»

Совершенствовать мелкую моторику рук. Продолжать учить изображать предметы и явления с использованием прямых, округлых, наклонных длинных и коротких линий.  Рисуем на манке большие и маленькие круги.

Июль

«Солнышко лучистое»

Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением, стимулировать тактильные ощущения, продолжать формировать умение завязывать узелки и бантики на ленточках.

«Звонкий дождик»

Развивать мелкую моторику рук, развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением, закрепить умение детей пользоваться пипеткой, воспитывать самостоятельность.

«Дерево»

Развивать мелкую моторику рук, изображать простейшие предметы при помощи геометрических фигур, формировать умение координировать речь и движения.

«Машины на дороге»

Развивать умение координировать речь с движениями, договаривать слова и словосочетания, обучать детей рисовать круги, проводить прямые горизонтальные линии, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть вместе.

Август

«Милые питомцы»

Развивать мелкую моторики рук, обучать детей ритмичному нанесению штрихов, формировать у детей мышечное чувство напряжения и расслабления работающих групп мелких мышц, воспитывать любовь к животным, фантазию.

«Наша одежда»

Продолжать учить координацию движения с речью, стимулировать тактильные ощущения, закреплять у детей умение работать с бумагой - разглаживание смятой в комочек бумаги.

«Лукошко ягод»

Развивать мелкую моторику пальцев, тренировать в раскрашивании картинки, не выходя за контур, воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

«Вот и мы подросли»

Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением, создавать узор из кругов, штрихов, стимулирование тактильных ощущений, развивать творческую фантазию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности «Волшебная ручка» для детей от 6 до 7 лет.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Грамотейки"

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Грамотейки".  В основе программы  использована методика  Т. Р. Кисловой «По дороге к Азбуке» и методика...

Рабочая программа по модулю «Где не жить - Родине служить.» дополнительной общеразвивающей программы социально –педагогической направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Л

 Проведение занятий по модулю «Где не жить -  Родине служить»в старшей группе является неотъемлемой частью всей работы по патриотическому воспитанию и развитию дошкольников.Патриотизм...

Рабочая программа по модулю «Дорога к храму» дополнительной общеразвивающей программы социально – педагогической направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Лебе

Данный модуль направлен на духовно-нравственное воспитание, формирование и углубление понятия о православной вере и культуре, определение роли православия в нашей стране и родном городе, способст...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»

Пояснительная запискаВ отличие от других программ коррекционного развития детей, Программа «Волшебный язычок» направлена на синтез слова, музыки и движения. Развитие движений в сочетании с...