Онлайн консультация для родителей
консультация по развитию речи (младшая группа)

Зайнуллина Татьяна Владимировна

"Развитие речи ребёнка к 3 годам"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_rebyonka_k_3_godam.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие речи ребёнка к 3 годам»

На третьем году жизни продолжается быстрое развитие речи ребенка. Словарь его растет с каждым днем. За год он увеличивается в 3—4 раза, достигая 1300— 1500 слов. Ребенок как бы на лету ловит и повторяет не только новые слова, но теперь уже и целые обороты речи, и с легкостью запоминает стихи, песни, сказки, хотя он далеко не все понимает из того, что так быстро схватывает.

В течение дня, почти не умолкая, звенит голосок малыша. Он спрашивает, рассказывает, сообщает, оценивает поступки, рассуждает и т. п. Он разговаривает не только с окружающими, но и сам с собой, обозначая словами свои действия, намерения («Сейчас куколку положу спать», «Дом нарисую»). Говорит он и с игрушками — куклой, мишкой, зайкой. Малыш настолько уже владеет речью, что может понятно для окружающих объяснить, что ему нужно, рассказать о том, что видел или слышал (даже если это делалось или говорилось совсем не для него)..

К концу третьего года ребенок употребляет сложные, распространенные предложения и пользуется уже почти всеми частями речи, хотя согласует их не всегда грамматически правильно, например: «Я пойду с мишком», «У автобуса ножков нет». Иногда он заменяет не очень еще хорошо усвоенные слова родного языка своими собственными, сами придумывают слова для обозначения новых для них понятий: «бобятами» называет меленькие бобы; крышка у него — «закрывалка», мелок — «белок», друг — «подруг», резинка — «стиралка», «собачки не говорят, собачки авают» и т. п.

С возрастом речь ребенка становится все более выразительной, ярко отражающей различные чувства, переживания ребенка. После двух лет произношение у него уже более правильное, чем раньше, но все же оно еще сильно отличается от произношения взрослых. Так, многие звуки произносятся смягченно (Женя — «Зеня»); отдельные звуки в словах то заменяются другими, то переставляются или совсем опускаются, например: ложка — «лофка»; бегу—-«бежу», ведерко—«деверко»; говоришь— «галовишь»; красный — «касный»; платье —«патье»; Маринка— «Маинка».

Многие дети в этом возрасте еще не могут правильно произносить шипящие звуки и звук «р»: «сяпка» — шапка, «либа» — рыба. Это происходит в силу того, что дети еще не очень хорошо воспринимают на слух звуковые различия и не научились еще произносить некоторые звуки. Все это делает речь детей  своеобразной.

Главным средством развития речи ребенка 2—3 лет, как и более младшего, является общение его со взрослыми и речь взрослых. Развивая речь, нужно заботиться не столько о том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слышимые и произносимые слова были наполнены живыми образами, конкретным, действенным содержанием.. Надо, чтобы он то, о чем с ним говорят, видел своими глазами, слышал своими ушами и по возможности при этом действовал своими руками. Надо расширять его личный опыт, наглядно обогащать его знания, обогащать его восприятие внешнего мира через органы чувств (зрение, слух, осязание и др.) и через различные действия с предметами и вещами.                                                                          

Необходимо стремиться к пониманию ребенком того, о чем с ним говорят, и того, что он сам говорит, а не к развитию у ребенка лишь механического воспроизведения слышанного. Понимая то, о чем с ним говорят, ребенок сможет спрашивать и, получая на вопросы, доступные его пониманию, ответы, уточнять, углублять свои представления, понятия .Нельзя оставлять без ответа вопросы детей.

 Дети очень» любят слушать рассказы взрослых. При слушании рассказа у ребенка развивается не только речь, но и внимание, память. Веселый рассказ вызовет смех, радость у ребенка, что очень полезно для малыша. Рассматривание отдельных картинок и рассказывание по ним или по книжке-картинке очень полезно детям.. Рассказ должен быть кратким, простым и понятным. Детям этого возраста нужно рассказывать сказки. Доступны и интересны им такие народные русские сказки, как «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба», «Колобок», «Три медведя» и т. п.
Детям нужно читать стихи. Их радует ритм стиха, стихи обогащают детские переживания, развивают мышление, пробуждают любовь к художественному слову и родному языку.

Малышам нужно читать короткие стихи, несложные ритмически, с понятными ребенку образами. Это в первую очередь русские народные стихи, песни, прибаутки, например про кота, гусей, уточку и т. п. Есть и у русских классиков и у современных поэтов хорошие стихи для малышей.

Дети учатся от взрослых не только словам, но и речевым оборотам, подражают даже их манере говорить. Поэтому нельзя разговаривать с детьми слишком громким голосом, так как иначе они тоже будут всегда кричать. Надо научить их выражать свои просьбы, желания спокойным тоном. Недопустимо употреблять в присутствии ребенка те слова, которые мы не хотели бы слышать из его уст. Иногда отец ради шутки, научит ребенка произносить, например, слово «дурак», а потом начинают бранить его, если он произносит его в игре или при обращении к близким. Некоторым родителям нравится неправильная речь их детей, и они сами стараются говорить с ними ломаным, «детским» языком. Известно, что малыши стремятся подражать тому, что слышат. Поэтому, говоря с ними, надо не только самим правильно, четко произносить звуки в словах, но и поправлять детей, если они говорят неправильно: «Послушай, как надо правильно сказать — «карандаш». Ну-ка повтори: «Карандаш». Ребенок обычно старается правильно повторить слово. Но не надо настаивать, если он иногда отказывается от этого. Если ребенка учат говорить правильно, то к концу третьего года жизни он говорит довольно чисто. Следует помнить, что не все трехлетние дети могут правильно произносить все звуки. Но в то же время необходимо очень серьезно отнестись к тому, если трехлетний ребенок говорит еще невнятно, очень тихо и многие звуки произносит неправильно. В этом случае надо обратиться к специалисту — логопеду


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Онлайн-консультация для родителей: «Как провести с ребенком выходной день»

В детском саду ребенок привыкает к определенному режиму: он ест и пьет в установленное время, днем отдыхает, каждый день гуляет. Воспитатели следят за тем, чтобы время ребенка было заполнено интересны...

Актуальные темы онлайн-консультаций для родителей.

      Все мы сейчас попали в такую ситуацию, в которой полностью пересмотрели свои взгляды на онлайн обучение в целом. Это касается как школьников, так и родителей воспитанников ...

Онлайн-консультация для родителей "Рекомендации по прослушиванию музыки дома".

Онлайн-консультация для родителей "Рекомендации по прослушиванию музыки дома" была проведена 03.04.2020г., музыкальным руководителем Фоминой Светланой Викторовной....

Онлайн-консультация для родителей "Музыкальные игры в семье".

Онлайн-консультацию для родителей "Музыкальные игры в семье" подготовила и провела 10.04.2020г. музыкальный руководитель Фомина Светлана Викторовна....

Онлайн-консультация для родителей "Музыкальные инструменты своими руками".

Онлайн-консультацию для родителей "Музыкальные инструменты своими руками", подготовила и провела 24.04.2020г., музыкальный руководитель Фомина Светлана Викторовна....

Онлайн-консультация для родителей "Театр дома".

Онлайн-консультацию для родителей "Театр дома" провела и подготовила музыкальный руководитель Фомина Светлана Викторовна 05.05.2020г....

Онлайн-консультация для родителей "Для чего нужна ритмика".

Онлайн-консультацию для родителей "Для чего нужна ритмика", подготовила и провела музыкальный руководитель Фомина Светлана Викторовна 22.05.2020г....