Игры и упражнения для отработки падежных окончаний существительных единственного числа для детей с общим недоразвитием речи
план-конспект занятия по развитию речи

Муравьева Надежда Васильевна
 
Игры и упражнения для отработки падежных окончаний существительных единственного числа для детей с общим недоразвитием речи
 
 
 
Одним из наиболее сложных разделов обучения для детей с ОНР является раздел умения изменять слова по падежам. Так как этот раздел программы по развитию речи требует длительной работы и большого количества практики.
 
В развитии детской речи наступает момент, когда они начинают связывать ранее усвоенные слова друг с другом - образовывать словесные комбинации. Для детей с ОНР характерно использование хаотичных сочетаний слов только в какой-либо одной форме, не зависимо от требуемого падежа, числа, лица, времени. На этом этапе развития ребенок не способен изменять слова (мама-маму-маме). Это явление может проявляться на протяжении нескольких лет.
 
Нормально развивающийся ребенок, усвоив однажды грамматическое обозначение одной языковой ситуации, практикует его в дальнейшем на другие аналогичные слова (беру чашку, ложку, шапку), а ребенок с нарушенным речевым развитием
 
 
либо этого сходства не выделяет и обозначает однотипные речевые ситуации по-разному
 
либо обратное явление - распространение одного какого-либо способа изменения слова на все слова независимо от их типов (дай банку, дай молоку). 
 
 
 
Дети с ОНР не улавливают синтаксического значения падежа ( «ест каша, сидит на стульчику»).  
Не правильно используют грамматические элементы для обозначения множественности предметов:
- при употреблении наречия «много» (много грибы, много карандаши); 
-при употреблении числительных (два грибы, три машинка) или (много грибах, три куклах).
При чем,  чем больше вариантов в наборе падежных флексий, тем медленнее они усваиваются ребенком. Например, существительные  Тв. п. ед.ч. имеют в своем наборе несколько вариантов окончаний (-ом, -ем, -ей, -ью), усваивается значительно медленнее, чем Вин.п. или Пр.п..
Смешение флексий в классе слов-названий предметов распространено значительно более чем в классе слов-действий.
 
Особое внимание должно уделяться изучению имен существительных, не изменяемых по падежам. В устной речи детей с глубокой речевой патологией часто встречаются грамматичные высказывания типа «нет палъта», «приехал на метре» и т.д. Смыкаясь с просторечием, эти ошибки носят патологический характер и не поддаются коррекции в ходе текущих исправлений, что требует организации специальной целенаправленной работы, которая далеко не ограничивается одним занятием. На протяжении целого ряда занятий необходимо просто заучивать эти слова и давать детям тексты и слова, в которых они должны узнавать и употреблять эти существительные в различных падежах.
 
Для отработки падежных окончаний имён существительных единственного числа, можно  использовать следующие  дидактические игры и упражнения:
Падеж
Название игры
Наглядный материал
Именительный  падеж
единственного  числа.
1.«Что едет по дороге?»
 
2.«Кто где живет?»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekstovyy_dokument_opendocument_1.odt2.44 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для отработки падежных окончаний существительных у детей с ОНР.

В сатье говориться о  наиболее часто встечающихся ошибках  у детей с ОНР, в процессе усвоения падежных конструкций. А так же предлагается ряд игр на отработку падежных окончаний имён существ...

Игры и упражнения для отработки падежных окончаний существительных у детей с общим недоразвитием речи

Изменение по падежам является  одним из наиболее важных дефектов у детей с общим недоразвитием речи, в  устранении которого могут помочь следующие игры и упражнения...

Игры и упражнения для отработки падежных окончаний существительных

Игры и упражнения для отработки падежных окончаний существительных...

Лексические задания, игры и упражнения по развитию понимания предложно - падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи.

Картотека игр, упражнений, заданий по пониманию и развитию предложно - падежных конструкций у детй с общим недоразвитием речи....

«Роль дидактической игры в формировании и развития фонематического слуха и зрительного восприятия у детей с общим недоразвитие речи ».

Цель: знакомство родителей с дидактическими играми, направленными на  формирование и развитие фонематического слуха и зрительного восприятия....

Игры и упражнения для отработки падежных окончаний существительных единственного числа у детей с общим недоразвитием речи.

Игры и упражнения для отработки падежных окончаний существительных единственного числа у детей с общим недоразвитием речи....