«Роль дидактической игры в формировании и развития фонематического слуха и зрительного восприятия у детей с общим недоразвитие речи ».
классный час (подготовительная группа) на тему

Кибакова Татьяна Николаевна

Цель: знакомство родителей с дидактическими играми, направленными на  формирование и развитие фонематического слуха и зрительного восприятия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie_logoped.docx568.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  Республики Мордовия

 «Старошайговский детский сад № 2 комбинированного вида»

       

 

«Роль дидактической игры в формировании и развития фонематического слуха и зрительного восприятия у детей с общим недоразвитие речи ».

  Родительское собрание в форме игрового практикума в подготовительной к школе группе (логопедической - общее недоразвитие речи).

               

Учитель-логопед: Кибакова Т. Н.

 

Цель: знакомство родителей с дидактическими играми, направленными на  формирование и развитие фонематического слуха и зрительного восприятия.

Задачи: 

 1).Помочь понять родителям, что дидактические игры развивают фонематический слух и предупреждают появление дисграфических ошибок при обучении грамоте, способствуют интенсивному развитию навыка чтения  целыми словами.

 2). Показать на практике, как в игровой форме можно закрепить знания детей по развитию фонематического слуха. Участники родительского собрания: учитель-логопед, воспитатели, дети, родители.

Структура родительского собрания.

1). Выступление учителя-логопеда.

 2). Игровой практикум.

 3). Проект решения. 

 

Ход родительского собрания.

Выступление учителя-логопеда: «Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будет его взаимоотношения с детьми и взрослыми. Обучение должно быть занимательным, развивающим, обогащать ребенка знаниями. Формировать познавательные интересы и способности. Известно, что несформированность фонематического слуха, зрительного  восприятия у детей с общим недоразвитием речи отрицательно сказывается на развитии  всей речемыслительной деятельности, ограничивает коммуникативные потребности и познавательные возможности. Препятствуют овладению знаниями. Этому нужно обучать специально в занимательной игровой форме. Дидактическая игра как раз и является способом обучения и развития всей речевой функции ребенка и в частности развитием фонематического слуха и зрительного восприятия. Что же такое дидактическая игра, развивающая фонематический слух ребенка с ОНР?  Дидактическая игра имеет две цели: обучающая, которую преследует взрослый и игровая, ради которой действует ребенок. Это разновидность игр с правилами, созданными взрослыми. Дидактическая игра имеет определенную структуру: дидактическая задача, решая, которую в занимательной форме, дети достигают положительного результата, игровое действие-основа игры, является рисунком сюжета игры, правило,  которое помогает управлять воспитательно-образовательным процессом. В игре детей увлекает игровое действие, оно стимулирует детскую активность, вызывает чувство удовлетворения.  Незаметно для себя, играя, ребенок выполняет дидактическую задачу.  Дидактическая игра имеет результат, который является финалом игры, где подчеркиваются достижения каждого ребенка. Специально подобранные и созданные учителем-логопедом  Кибаковой Т. Н.   дидактические игры по развитию фонематического слуха и зрительного восприятия для детей с общим недоразвитием речи обеспечивают развитие фонематического слуха, что предупреждает появление дисграфических ошибок при обучении грамоте и способствует интенсивному развитию навыка чтения. Развивает внимание, мышление, память, речь, закрепляет представления о звуко - буквенной стороне слова. Формирует умение  принять учебную задачу и разрешить ее самостоятельно. Формирует навык самоконтроля и самооценки. В процессе таких игр  у детей улучшается звукопроизношение, расширяется активный словарь. Очень важно то, что, осваивая с детьми игры со звуками, мы воспитываем в будущих школьниках внимание, память, воображение, мышление, отличный фонематический слух.

 Игровой практикум.

 Логопед: «Дорогие дети! Уважаемые родители! Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по стране знаний. Чтобы попасть в страну знаний , нужно открыть несколько дверей. От каждой двери есть ключ, но, чтобы получить ключ, нужно разгадать задание. Самая загадочная дверь- последняя. Кто ее откроет, того  ждет сюрприз! В увлекательное  путешествие есть два пути. По одному пойдут дети, по другому- родители. У кого больше ключей, тот и победит.»

Итак в путь!

  1. Дидактическая игра «Тайное слово».

 Цель: упражнять детей в выделении звука в слове: в начале, в середине, в конце; закрепить знания о геометрических фигурах, воспитывать внимание.

Ход игры: командам выдается линейка с изображением прорезных, цветных геометрических фигур, куда будет записываться «тайное слово».

Задание команде родителей.

В слове улитка выделить первый звук и вставить букву в зеленый треугольник.

 В слове мак выделить звук, который стоит в середине слова и вставить букву в синий треугольник .

В слове комар выделите звук в конце слова и вставить букву в синий квадрат. В слове дом выделите первый звук и вставить букву в красный круг.

 В слове пожар выделите согласный звук, который находиться в середине слова и вставить букву в желтый овал.

В слове бант выделить первый звук и вставить букву в красный прямоугольник.

«Тайное» слово для команды детей.

 В слове рак выделите первый звук и вставить букву в зеленый треугольник.

 В слове ком выделите звук в конце слова и вставить букву в красный круг.

В слове тир выделите звук в середине слова и вставить букву  в синий прямоугольник. У команды родителей получилось слово «дружба» , а у команды детей-«мир» 

K:\Собрание\SAM_1701.JPG   K:\Собрание\SAM_1699.JPG

Цель: развивать слуховое восприятие, внимание, умение находить ошибку в тексте. Ход игры:  на столах у обеих команд лежат разрезные буквы алфавита. Ведущий читает текст , играющие находят ошибку и поднимают букву, которая должна быть в тексте(которая заблудилась) Итак! Внимание!

Неизвестно как случилось,

 Только буква заблудилась,

 Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нем!

 Но едва туда вошла Буква –озорница,

 Очень странные дела Начали твориться…

Задание родителям.

 Пять баранов скушал Толька

 И сказал : «Еще бы столько» (бананов).

Задание для детей.

На пожелтевшую  траву

Роняет лев свою листву  (лес)

 Задание родителям.

 Забодал меня котел

 На него я очень зол (козел)

 Задание для детей.

Мы собирали васильки

На головах у нас щенки (венки).

K:\Собрание\SAM_1703.JPG     K:\Собрание\SAM_1707.JPG

 Перед вами третья дверь!

Дидактическая игра «Расшифруй слово».

Цель: развивать фонематический слух, зрительное восприятие.

Ход игры: назовите картинки, выделите первый звук в данных картинках,и расшифруйте слово.

 Дидактическая игра «Что лишнее?».

Цель:  развивать умение детей классифицировать  буквы по группам , развивать способность к логическому мышлению воспитывать внимание, сосредоточенность.

Ход игры: командам выставляется карточки с изображением букв.  Предлагается выделить лишнюю букву, объяснить почему.

     5. Итак, мы у пятой двери!

Подвижная игра «Путешествие по телу».

Цель: создать детям бодрое, веселое настроение, развивать легкость движений, развивать внимание, сосредоточенность.

Ход игры: дети говорят и показывают движения, родители за ними повторяют.

 Есть на пальцах наших ногти,

На руках запястья, локти.

 Есть и плечи, есть и грудь.

И живот не позабудь,

Бёдра, пятки, двое стоп

Голень и голеностоп

Есть колени и спина,

Но она всего одна.

Есть у нас на голове

Уха два и щечки две,

Брови, скулы и виски,

И  глаза, что так близки.

Подбородок под губой,

Вот, что знаем мы с тобой.

K:\Собрание\SAM_1708.JPG

  6. У шестой двери  нас поджидает загадочное задание.

Дидактическая игра «Думай, играй, отгадывай»

Цель: активизировать словарь детей, закрепить составлять описательный рассказ по схеме, воспитывать внимание.

Ход игры:  командам выставляется общая схема: цвет, форма,  размер, вкус, где растет, что и как можно приготовить. Каждая команда описывает предмет для команды соперников, по которой они должны отгадать задуманный предмет (овощ или фрукт).

K:\Собрание\SAM_1714.JPG

Чтобы открыть седьмую дверь , вам нужно отгадать «ребусы»

Цель: закрепить  название букв, умение составлять из букв слова , воспитывать внимание сосредоточенность , смекалку.

 Ход игры: на карточке написаны буквы и приклеена картинка

 Итак ,вы добрались до последней двери , за которой вас ожидает сюрприз!!!

Дидактическая игра «Чудесная лесенка».

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове, умении составлять слово из букв, воспитывать внимание, сосредоточенность.

K:\Собрание\SAM_1715.JPG

Ход игры: выставляется схема словесной лесенки. Предлагаем подняться по лесенке вверх  по первым звукам . Получилось слово – шоколад .K:\Собрание\SAM_1718.JPG

Команда открывает ключом сундук , достают шоколадки .K:\Собрание\SAM_1722.JPG

Учитель- логопед: «Уважаемые родители!!! Вы сегодня плодотворно поиграли со своими детьми, убедились, как в игре можно развивать фонематический слух , зри тельное восприятие, что очень важно в дальнейшем для обучения в школе русскому языку и литературе. Такие игры вы можете изготовить дома и поиграть со своим ребенком».

Проект решения родительского собрания:  

1 Поручить (Ф.И.О. родителя )распечатать памятки по изготовлению и применению дидактических игр по формированию и развитию фонематического слуха и зрительного восприятия .

2 Рекомендовать родителям по памяткам изготовить дидактические игры дома и в игровой форме закрепить знания по формированию фонематического слуха у детей.

Ответственные : творческая группа родителей , руководитель группы (Ф.И.О. родителя).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Роль дидактической игры в формировании фонематического слуху и зрительного восприятия у детей с общим недоразвитием речи"

Данное мероприятие знакомит родителей  дидактическими играми, направленными на формирование фонематического слуха и зрительного восприятия...

Формирование и развитие зрительного восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи

Зрительное восприятие – это одна из основополагающих психических функций в силу того, что зрение – ведущий канал получения информации о внешнем мире. Искажение картины мира на уровне воспр...

Игры для детей с ДЦП на развитие фонематического слуха и зрительного восприятия для детей 5–6 лет

Перечень игр и игровых упражнений, способствующих развитию фонематического слуха у детей с ДЦП...

«Роль дидактической игры в формировании и развития фонематического недоразвития речи»

laquo;Роль дидактической игры в формировании и развития фонематического недоразвития речи» Цель: познакомить родителей с дидактическими играми, направленными на формирование и развитие фон...