ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
статья по развитию речи (старшая группа)
Развивать речь - одна главных целей в дошкольном образовании. Что бы научить дошкольника правильно и точно излагать свои мысли, обязательно нужно работать и над слуховым восприятием. Работая в тесной взаимосвязи с логопедом нашего образовательного учреждения мной были отмечены приёмы и методы работы по формированию фонематического слуха, ведь что бы речь ребёнка была более грамотной и внятной нужно что бы дошкольник без искажений слушал и слышал. Именно по тому особую роль в коррекционной работе с детьми отводят развитию слухового восприятия.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Щежина Н.Е.
ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
«Нет на земле гимна торжественнее, чем лепет детских уст.
Виктор Мари Гюго
Развивать речь - одна главных целей в дошкольном образовании. Что бы научить дошкольника правильно и точно излагать свои мысли, обязательно нужно работать и над слуховым восприятием. Работая в тесной взаимосвязи с логопедом нашего образовательного учреждения мной были отмечены приёмы и методы работы по формированию фонематического слуха, ведь что бы речь ребёнка была более грамотной и внятной нужно что бы дошкольник без искажений слушал и слышал. Именно по тому особую роль в коррекционной работе с детьми отводят развитию слухового восприятия.
Педагогу всегда важно заинтересовать любого ребёнка, а когда ребенок с ОВЗ замотивировать его дело особой важности. После проявления интереса дошкольником-логопатом следует начинать работу над развитием слухового восприятия.
Слух в целом, позволяет нам познавать как речевые, так и неречевые звуки, музыкальные. Особую роль играет, конечно, фонематический слух, он нужен для того, чтобы овладеть фонематической системой родного языка.
В основном все дети имеют проблемы с недоразвитием фонематического слуха. Мозг таких логопатов затрудняет свою работу в принятии языка и речи в целом. Если во время не начать работу по устранению речевых дефектов, то искажаться в последующем будет и сама личность ребёнка, порождая комплексы и закрывая таланты.
Целесообразнее проводить работу по развитию фонематического слуха по этапам.
Родители детей с ОВЗ часто спрашивают, когда затрагивается тема развития слухового восприятия: «А как узнать, что у ребёнка всё таки есть нарушение слухового восприятия?»
Мной всегда проводиться консультация по данному вопросу, там я выделяю что, прежде всего ребенок смешивает или заменяет какие то определённые звуки, пропускает гласные или согласные в своей речи. А нередко и добавляют лишние звуки, слоги в слова.
Корректировка слухового восприятия всегда начинается с диагностики логопеда. Логопед проводит тесты и выявляет характер нарушения, а уже потом в процессе работы следит за динамикой. Чем же руководствуется воспитатель детей с ОВЗ? В своей работе с детьми логопатами я провожу игры, направленные на развитие слухового восприятия.
Начинаю всегда с неречевых звуков, хорошо зарекомендовали себя такие игровые упражнения как «Скажи что звучало», «Скажи и покажи», «Что шуршит?», «Что звенит?». В таких играх важно соблюдать одно правило: использование только «натуральных» звуков, не аудиозаписи.
Затем я включаю в деятельность детей игры, направленные на различение высоты, силы, тембра и интонации голоса, например, «Угадай, кто позвал?», «Как произносят звуки разные животные», «Кто кричит, а кто шепчет?»
Когда работа над неречевыми звуками и различением интонаций проведена можно переходить к играм по сложнее, таким как «Исправляй-ка» (педагог неверно произносит слово, а дети исправляют, или обозначают ошибку хлопком). Данная игра хорошо прорабатывает понимание звукового состава слов, знакомит с близкими по звучанию словами.
Не мало важно проработать и дифференцировку слогов, фонем, в данном случае мне очень помогают игры «Хлопни, если услышишь новый слог», «Топай если слышишь…»
Особой популярностью у детей старшего дошкольного возраста, с общим недоразвитием речи пользуется игра «Хлопни столько раз, сколько звуков я произнесла»
Однозначно утверждение, что главной в дошкольном возрасте является игра, именно поэтому вся логопедическая деятельность берёт свою основу как из традиционной, так и из современной игровой методики. Важно учесть, что игровая деятельность «накапливает» знания, умения и навыки при формировании любых предпосылок, в том числе и развитие фонематического восприятия.
Совместно с учителем-логопедом, закрепленным за группой детей с ОВЗ, мы планируем и разрабатываем некую систему нашей деятельности, по данному направлению, анализируя результаты слухового скрининга.
Основой деятельности и «первой ступенькой» выступает формирование слухового внимания. А развиваю я такое внимание посредством таких игр, как: «Запомни и повтори», «Запомни, повтори и нарисуй», «Подними руку на заданный звук»
Руководствуясь опытом отлично зарекомендовали себя такие игры как: «Зеркало», «Сложи слог». Данная игровая деятельность показывает прекрасную динамику.
Затем мной проводится работа, направленная на различение фонемы родного языка. Своё начало данная работа берёт в различении гласных звуков, а уже потом согласных.
Дети очень любят данный процесс, подражают звукам малышей, птиц, длительно произнося гласные. Педагог демонстрирует картинку-дети подражают. («малыш: уа-уа-уа; сова: у-у-у»).
Завершаю данную работу всегда прививая навык элементарного звукового анализа. Сначала дети определяют в игровой форме с количество слогов в слове, а далее отхлопывают более сложные слова.
В своей работе по данному направлению, я всегда придерживаюсь систематичности, постепенно строя «по ступенькам», сначала легкое, потом сложное. Так знания и умения «укладываются по полочкам» в голове у всех детей.
Рекомендую мотивировать детей на любую деятельность так, что бы ребенку было интересно и он старался использовать данные игры в своей повседневной жизни.
Таким образом, подводя итоги ребёнок с ОВЗ обращает внимание на интонацию, лексику при диалоге с кем либо.
Предложенная мной система, основывается на моём опыте лично, формирование фонематического слуха у дошкольников с ОВЗ с помощью игровой деятельности является базой для грамотной речи в будущем, что очень важно при подготовке к школьному обучению.
Список литературы:
- Архипова Е.Ф. Исследование просодической стороны речи.- М.: Кнорус, #1057;.184-185
- Кондратенко И.Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: метод. пособие.- М.: Айрис-пресс, 2005. – С 82-83
- Макарова Т.Г. Сравнительный анализ сформированности операция фонематического анализа.- Научно-методический журнал «Логопед в детском саду», №1(78), С. 3-5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование лексико-грамматических средств языка у детей с общим недоразвитием речи.
Использование разнообразных дидактических и игровых приемов для формирования лексико-грамматических средств языка у детей с тяжелым нарушением речи в дошкольном учреждении...

Система театрально-игровой деятельности с детьми с общим недоразвитием речи.
Актуальность,значение,задачи,формы работы,планирование театрально-игровой деятельности....

Формирование навыков звуко-слогового анализа у детей с общим недоразвитием речи с использованием наглядного моделирования
Эффективным коррекционным средством является метод наглядного моделирования. С помощью схем и моделей ребёнок не только слышит, но и видит элементы речи, какой звук следует за каким, сколько всего зву...
Формирование навыков образования притяжательных прилагательных у детей с общим недоразвитием речи через использование дидактических игр и упражнений при работе над лексическими темами.
Опыт работы по формированию у дошкольников навыков образования притяжательных прилагательных: актуальность и научное обоснование, картотека игр....

Перспективное планирование фронтальных занятий по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи
Перспективное планирование фронтальных занятий по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте детей с об...

Перспективное планирование по формированию готовности к обучению грамоте у детей с общим недоразвитием речи в старшей группе
Перспективное планирование по формированию готовности к обучению грамоте...

Перспективное планирование по формированию готовности к обучению грамоте у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной группе
Перспективное планирование по формированию готовности к обучению грамоте...
