Программа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста по средствам игровой деятельности.
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)

Программа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста по средствам игровой деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста по средствам  игровой деятельности.

Воспитатель: Шарафидинова О.В.

Требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования выделяют коммуникативную направленность воспитательного процесса как ведущую. Поскольку овладение коммуникативными навыками позволит ребенку решать коммуникативные задачи, выстраивать межличностное общение и более успешно адаптироваться в современном социокультурном пространстве. Поскольку основная коммуникативная функция языка и речи реализуется в связной речи, ее развитие становится необходимым и неотъемлемым условием овладения коммуникативными компетенциями.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Связная речь представляет собой развёрнутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

Изучением процесса формирования коммуникативных компетенций занимались такие современные отечественные и зарубежные ученые как:

М. И. Лисина, В. А Кан-Калик Н. Д Никандров, А. Б Добрович, Т. А. Репина, Е. О Смирнова,. и др.

Год от года растет число старших дошкольников имеющих дефекты произношения звуков речи и других ее качеств: темпа, силы голоса, речевого общения, слабо развитую связную речь. Далеко не каждый ребенок может построить развернутый рассказ, придумать собственную сказку. Не каждый даже может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного текста, и тем более задать вопрос.

Наблюдения за современными детьми старшего дошкольного возраста показывают, что дети не всегда адекватно могут выразить свои чувства, мысли и ощущения, что становится барьером в их взаимодействии с ровесниками и взрослыми. В то время как в данном возрасте они очень чувствительны к языковым явлениям и проявляют большой интерес к решению коммуникативных задач и осмыслению своего речевого опыта (Е.О. Смирнова, А. Шахнорович, К. Менг, Е. И. Негневицкая, З. Н. Никитенко, Е. А. Ленская, В. И. Верещагина и др.).

Таким образом, наиболее сензитивным периодом для развития связной речи становится старший дошкольный возраст. Потребность в овладении коммуникативными компетенциями, способами межличностного общения усиливается в данном возрасте в силу психологических особенностей развития детей 6 года жизни.

Существующая проблема применения подходов и механизмов развития связной речи как условия формирования коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста, недостаточная разработанность и изученность данного вопроса определяет актуальность и выбор темы исследования.

Сегодня процесс формирования коммуникативных компетенций полагается на возможности запоминания ребенком изучаемого материала, когда основной задачей данного процесса является научить ребенка самостоятельно размышлять и адекватно и связно высказывать свои мысли и чувства.

Это противоречие ставит перед современным воспитателем задачу совершенствовать традиционные и находить новые технологические подходы к организации воспитательного образовательного процесса так, чтобы помочь ребенку овладеть основами коммуникативной компетентности, способствующей его успешной социализации, развитию связной речи и культуры общения.

Цель: формирование связной  речи детей-дошкольников, через использование игровой деятельности. 

Задачи:

Обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами,  декорациями, способствующей развитию связной речи дошкольников.

Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.

Развивать речь детей как средство общения. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

В основу программы положены следующие принципы:

Систематичности и последовательности – материал к занятиям подобран в определенном порядке, системе.

Доступности – характер и объем знаний соответствует уровню развития и подготовленности детей.

Наглядности – большинство заданий предполагает опору на чувственный опыт ребенка, его непосредственные наблюдения

Комплексности работы – игровая деятельность включена в общую систему воспитательно-образовательного процесса.

Обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей.

Уважение к личности каждого ребенка.

На занятиях  педагог своей главной задачей должен ставить не обучение  актерскому ремеслу, а развитие у ребенка его творческих способностей (творческого  мышления). Необходимо  рассматривать каждого учащегося  как   личность неповторимую и особенную с учетом его психофизических и возрастных возможностей.

Создание ситуаций успеха на занятиях по программе является одним из основных методов эмоционального стимулирования учащегося и представляет собой специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых ребёнок добивается хороших результатов, что ведёт к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и «лёгкости» процесса обучения.

Особенности возрастной психологии состоят в том, что ребенок 6-7 лет легче фантазирует не на бытовые темы, а на более абстрактные и далекие от реалий темы. Поэтому для пробуждения первых навыков фантазирования необходимо давать темы, далекие от бытовых условностей: «африканский» язык, первобытные танцы, инопланетные цветы и существа. То, что пробуждают перво-чувства,  перво-ощущения, перво-эмоцию,  перво-взгляд.

Педагогу не стоит «жонглировать» теоретическими выкладками и изысками, анализировать  с учащимися сам процесс игры и игровых технологий. Учащегося необходимо вовлечь в процесс поиска новых «форм жизни», элементарного способа существования и общения.

Путь открытий интереснее утилитарной необходимости самих результатов поиска. Они скажутся значительно позже. Сам процесс игры должен доставлять радость. И в то же время ребенок должен осознавать важность и значимость творческого процесса, не превращая его в баловство или «длинную переменку».

После реализации программы необходимо повторно провести диагностику связной речи детей для того чтобы оценить эффективность предложенной программы.

 Тематический план

№ п/п

Тема

Программные задачи

Рекомендуемые игры

Вводный урок: Театр – игра!  Добро пожаловать в  игру  «Сказка  странствий»!

Ознакомление детей с правилами поведения на занятиях.

Разыграть стихотворение А.Барто  «В театре»; Игра «Снежный ком».

1

Игра 1 «Азбука тела»

Знакомство с возможностями своего тела через игры.

Игры «Я – буква», «Я – цифра».

2

Игра 2 «Беби-степ»

Знакомство с такими понятиями выразительности как «жест», «мимика», «слово».

Игра «Угадай», Игра  «Приветствие», Игра «Театральная разминка», Игра «Походка».

3

Игра 3 «Внимание, внимание, дорога  - на внимание!»

Развитие сценического внимания (произвольное, непроизвольное внимание, слуховое, зрительное внимание).

Развитие быстроты реакции, памяти, образного мышления.

Игра «Эстафета», Игра «Что ты слышишь?», Игра «Что поменялось?», Игра «Руки – ноги», Игра «Есть или нет?», Игра «Дружные зверята», Игра «След в след», Игра «Весёлые обезьянки», Игра «Внимательные звери», Игра  «Да и нет не говорить», Игра «Эй, узнай по голосу…»

4

Игра 4 «Вообразилия»

Развивать творческое воображение. Обогащение игрового опыта, формирование ролевых высказываний.

Формировать доброжелательные отношения между детьми

Обучение элементам развития сюжета.

«Перво-звук, перво-взгляд, перво-чувство», Игра «Клякса», Игра  «Точка-точка, запятая». Этюды на развитие творческого воображения. Игра «Кругосветное путешествие».

5

Игра 5  «Герой»

Расширять знания детей о сюжете. Помогать детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты) Формировать доброжелательные отношения между детьми. Обогащение игрового опыта, формирование ролевых высказываний.

 Путешествие в сюжет сказки.  

6

Игра 6 «Домашний театрик»

Учить строить план игры, определять способы осуществления плана, организовывать сценическое пространство. Формирование трудовых умений, развитие творческого воображения детей. Формирование представлений дошкольников о том, что такое «театр на столе».

Понятие – «театр на столе». Организация сценического  пространства или воображаемое пространство и предметы.

Подготовительная работа должна пройти по следующим этапам: сочинение – рисунок - сказка.

7

Игра 7 «Жизнь сказки»

Знакомство с Хэнд-артом. Учить детей развивать и обогащать сюжет игры, подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов; учить выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом; учить подбирать  атрибуты для игры самостоятельно; с помощью подручных средств,  предметов   и  при помощи рук; развивать умение детей взаимодействовать и ладить друг с другом в совместной игре.

Сочиняем микро-сказки с помощью подручных средств,  предметов   и  при помощи рук. Это настоящий Хэнд-арт.

8

Игра 8 «Загадки превращений»

развитие творческого воображения детей. Обогащение игрового опыта, формирование ролевых высказываний. Развитие чувства веры и правды, смелости, сообразительности,

Игра «Превращение предмета». Игра «Превращение комнаты». Игра «Превращение детей».

9

Игра 9 «Заключительная»

Подготовка к итоговому показу.

Репетиции.  

10

Игра  10 «Итоговый показ»

Научить детей исполнять роли Формировать навыки связной речи детей.

Театр на столе.     Выступление перед родителями.

Методика «Наблюдение за проявлениями коммуникативных качеств детей дошкольного возраста в межличностном общении» (О. Е. Смирнова, В. М. Холмогорова)

Метод: наблюдение.

Цель: определение в естественных условиях для ребенка его психологических особенностей и состояний в межличностном взаимодействии.

Инструкция к проведению методики: педагогом-психологом осуществляется наблюдение за проявлениями коммуникативных качеств и особенностями межличностного взаимодействия группы детей. Результаты отмечаются в специальном бланке, представленном в Таблице 1.

Важные показатели, на которые необходимо обратить внимание при наблюдении за деятельностью детей:

1. Инициативность – важный показатель, который передает желание ребенка привлечь к себе внимание сверстника и побудить к любой совместной деятельности.

2. Чувствительность к воздействиям сверстника – показатель, отражающий готовность и желание ребенка воспринимать и откликаться на предложения и действия другого ребенка. Может проявляться: в ответных действиях и реакциях на обращения сверстника, в согласованности этих действий, в умении замечать и подстраиваться под изменения пожеланий и настроений.

3. Преобладающий эмоциональный фон – эмоциональное окрашивание взаимодействия ребенка с другими детьми, может быть позитивной, нейтрально-деловой, ситуативной или негативной.

 Чтобы интерпретировать результаты по данной методике, необходимо вычислить сумму баллов за описанные выше показатели, которая будет соответствовать одному из трех уровней развития коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста:

1. Низкий уровень (от 0 до 4 баллов): дети характеризуются отсутствием или слабой выраженностью инициативности, недостаточно развитой чувствительности к воздействиям сверстника и преобладанием негативного эмоционального фона. Все это может говорить об отсутствии у таких детей потребности в общении со сверстниками, неумении налаживания контакта, неспособности понять другого (своеобразная «коммуникативная глухота») и наличии негативных поведенческих реакций, таких как: крик, слезы, драки, оскорбления и раздражения. В этом случае, следует обратить особое внимание на них педагогам и психологам.

2. Средний уровень (от 5 до 7 баллов): показатели развития коммуникативных качеств у детей говорят о нормальном уровне потребности в общении, но, несмотря на это, возможно наличие некоторых комплексов, страхов или стеснения вступать в контакт со сверстниками. Здесь специалистам стоит обратить внимание на эмоциональную и личностную сферу детей.

3. Высокий уровень (от 8 до 9 баллов): дети, имеющие этот уровень, испытывают высокую потребность в общении со сверстниками, их коммуникативные качества хорошо развиты, эмоциональный фон – положительный, редко ситуативный. Легко вступают в контакт и умеют поддерживать любую деятельность на достаточно высоком уровне.

Таблица 1

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПАРАМЕТРОВ

ВЫРАЖЕННОСТЬ В БАЛЛАХ

Инициативность:

 - отсутствует: ребенок не проявляет никакой активности, играет в одиночестве или пассивно следует за другими;

 - слабая: ребенок крайне редко проявляет активность и предпочитает следовать за другими детьми;

- средняя: ребенок проявляет инициативу, однако он не бывает настойчивым;

- высокая: ребенок активно привлекает окружающих детей к своим действиям и предлагает различные варианты взаимодействия

0

1

2

3

Чувствительность к воздействиям сверстника:

- отсутствует: ребенок вообще не отвечает на предложения сверстников;

- слабая: ребенок лишь в редких случаях реагирует на инициативу сверстников, предпочитая индивидуальную игру;

- средняя: ребенок не всегда отвечает на предложения сверстников;

 - высокая: ребенок с удовольствием откликается на инициативу сверстников, активно подхватывает их идеи и действия.

0

1

2

3

Преобладающий эмоциональный фон:

- негативный;

- нейтрально – деловой;

- ситуативный;

- позитивный.

0

1

2

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста.Учебно-методическое пособие.

Будущий первоклассник должен уметь связно, логично, грамматически правильно излагать свои мысли, передавать последовательно содержание небольших литературных текстов. Связная речь – это не просто пос...

Коррекционная работа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Аннотация: В настоящее время уже накоплен определенный опыт работы по организации коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с задержкой психического развития в условиях специального детско...

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста, с общим речевым недоразвитием

Проблемой нашего исследования является обучение описательной речи детей старше дошкольного возраста. Этой проблемой занимались Филичева Т.Б.,    Чиркина    Г.В.,...

СТАТЬЯ - "ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СХЕМ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОН Р"

В даной статье освещены актуальность данной темы, в каких разделах работы  коррекциии речи я использую данные схемы, какие формы связной речи равиваю на каждом этапе коррекционной работы. Также в...

Роль сказки в формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Здесь я представила материал для педагогов о формировании связной речи по средством сказки....

Основные направления коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

       Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии - изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имее...

Программа по самообразованию на тему " Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии"

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром....