Система дидактических игр и лексических упражнений по формированию грамматического строя речи
учебно-методический материал по развитию речи

Постнова Елена Викторовна

Система дидактических игр и лексических упражнений по формированию грамматического строя речи

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grammatika.docx46.41 КБ

Предварительный просмотр:

Морфология

Возрастная

группа

Название

игры, упражнения

Цель игры

Игровые правила , игровые действия

Младшая-

старшая

1.

 «Угадай, чего (кого) не стало?»

   Упражнять в усвоение формы родительного падежа множественного числа существительных.

 

Правила игры:  правильно назвать изменения, произошедшие с предметами

Игровое действие: отгадать и назвать игрушку

Материал:

Младшая

      Пары предметов матрешка с вкладышами, большая  и маленькая пирамидки, ленточки разного цвета и разного размера, длинная и короткая , лошадки (или утята , цыплята), кубики.

     Взрослый предлагает детям рассмотреть  и назвать игрушки. Что это? (матрешка). Что у матрешки внутри? (еще матрешка). Затем предлагает запомнить их, а потом сказать каких игрушек не стало ( утят,  матрешек, пирамидок). Дети закрывают глаза, воспитатель прячет игрушки. Затем задает вопрос: « Чего не стало?». Дети называют игрушки: «Не стало лошадок,…

Варианты:

Средняя группа производятся не единичные, а множественные изменения (убирают не одну игрушку, а две; меняют местоположение не одной игрушки, а нескольких).

Старшая группа

 Проводится на более трудном словесном материале: туфли – туфель, сапоги –сапог, тапочки – тапочек, валенки – валенок, сандалии – сандалий.

Игру можно использовать для усвоения категории винительного падежа.

- На столе что? – Чашки, ложки, тарелки (множественное число, именит. падеж, неодушевл.существит.).

- На столе кто? – Утки, собачки, кролики (множ.число, именит.падеж, одушевл.существ.).

- Кого вы видите? – Уток, собачек, кроликов (множ.число, винит.падеж).

- Что вы видите? – Чашки, ложки, тарелки (множ.число, винит.падеж).

- Кого не стало? – Уток, собачек, кроликов (множ.число, родит.падеж).

- Чего не стало? – Чашек, ложек, тарелок (множ.число, родит.падеж).

Младшая- старшая

2. «Кто у кого?»

Упражнять в образовании единственного и множественного числа имен существительных, обозначающих животных

      Младшая

        Воспитатель показывает детям картинки с изображением животных и их детенышей и прелагает разложить картинки попарно (родитель – ребенок), сопровождая действия словами: «Это корова, у нее – теленок».

Варианты:

«Если один, то котенок. Если много, то –котята»

(Кошка-котенок-котята , гусь, гусенок гусята) 

Средняя группа  :  собака- щенок-щенята.

Старшая группа : дикие животные и их детеныши.

«Если один, то слоненок. Если много, то слонята».

Младшая- старшая

3. «Поручение»

Упражнять в образовании форм повелительного наклонения

Младшая

       В гости к детям на машине приезжают игрушки мышка, мишка. Воспитатель спрашивает хочешь, чтобы мишка спел? Надо попросить его: «Мишка, спой»., 

Можно давать мышке и мишке разные задания  потанцевать, покружиться, помахать лапкой, попрыгать, поскакать, побегать, поиграть и т.п.

Варианты:

Ребенок должен попросить водящего выполнить конкретное поручение. Например, хлопнуть в ладоши, сесть на стул и др. Водящий выполняет просьбу только тогда, если она правильно высказана.

Младшая – старшая

4.

«Волшебный мешочек»

Упражнять в употреблении в речи формы среднего рода существительных.

Младшая

       Подбираются игрушки: ведро, яйцо, яблоко, колесо,. В ходе игры дети достают игрушки по одной и отвечают на вопросы: что это? Какое яблоко? (красное, круглое, сладкое) и т.д.

Варианты

Старший возраст

Цель:  упражнение в согласовании существительных и прилагательных в роде.

    Дети достают из мешочка предмет, игрушку, называют ее и отвечают на вопрос какой (какая? какой? какое)? Например: зайчик белый, пушистый, длинноухий; яблоко круглое, красное, сладкое; кукла маленькая, резиновая, красивая.

Средняя

5.

Упражнение «Что вы хотите делать?».

Упражнять в использовании разноспрягаемого глагола хотеть.

Средняя

На вопрос воспитателя «Что вы хотите делать?», дети отвечают: «Мы хотим петь, играть, плясать». На вопрос «Что ты хочешь делать?», ребенок отвечает «Я хочу рисовать».                 

Варианты:

Для употребления этого глагола создаются специальные ситуации на занятиях («Вы хотите послушать сказку? Вы хотите посмотреть как мишка делает гимнастику?», в бытовой деятельности («Вы хотите помочь мне разложить карандаши? Вы хотите помочь мне покормить рыбок?»), в повседневном общении («Таня, не хочешь ли ты показать свой рисунок маме? Сережа, как ты думаешь, Оля хочет с тобой играть?»).

Старшая

6.

Один и много

      Закрепить представление о множественном числе существительных., Упражнять в правильном употреблении слов в родительном падеже.

       Воспитатель говорит: «Я называю один предмет, а ты много таких предметов:

Это..стол, а это столы. Здесь много… столов»

Телевизор – телевизорыТелефон - телефоны

Дверь – двери Сумка – сумки … Шкаф – шкафыШар – Мост – мостыДом – дома,Стул – стулья Перо – перья Дерево  - деревья, Платье – платья. 

Усложнение:

 Учить подбирать к словам определения и действия.

Какие столы? Деревянные, письменные, обеденные.

Синтаксис

Возрастная

группа

Название

Игры, упражнения

Программное содержание

Краткое описание

Младшая

1.«Кто что делает?»

Формировать умение строить простое нераспространенное предложением,  отвечая на вопрос воспитателя.

           Сначала детей учат отвечать на вопросы  взрослого  одним словом:

- Что делает мама? (Читает).

- Что делает собака? (Лает).

- Что делают дети? (Поют).

Усложнение:

     Формировать умение  строить простые предложения путем полных ответов на вопросы. Для этого можно использовать картинки из альбома О.И.Соловьевой.

- Что девочка делает? – Девочка рисует.

- Что делают ребята? – Ребята слушают радио.

Работа над грамматическим оформлением предложения и его распространением проводится параллельно.

Младшая

2.

«Дополни предложение»

Упражнять в распространении предложения  с помощью воспитателя, используя картинки

    Рассматривая картинку или игрушку, дети распространяют предложение с помощью воспитателя.

- Это кто? – Кошка.

- Какая кошка? Кошка, - говорит воспитатель, понижая голос, …

- …серая, пушистая - договаривают дети.

- Что делает серая пушистая кошка?

- Серая пушистая кошка …лежит на коврике.

Младшая

3. «Скажи правильно»

    Формировать умение распространять предложения за счет  существительных

однородных членов.

    Перед детьми наборы картинок: овощи (морковь, лук, огурцы, картошка); фрукты (яблоки, апельсины, лимоны); животные (кошка, собака, корова, теленок); мебели (столы, стулья, шкафчики). Сначала воспитатель уточняет, что нарисовано на картинках, выкладывает их, затем начинает предложение, а дети продолжают.

- Мама купила в магазине … морковь, лук …

- У бабушки в деревне живут … кошка, собака, корова и теленок.

Затем предлагает сказать предложение полностью.

Младшая

4.«Продолжи предложение

Упражнять  в употреблении обобщающих слов перед однородными членами предложения.

Называются обобщающие слова («Как можно одним словом назвать столы, стулья, шкафчики?» - «Мебель»)  Воспитатель начинает:

- В детский сад привезли новую мебель … столы, стулья, шкафчики.

- В магазине продают вкусные фрукты … яблоки, апельсины, лимоны.

Дети продолжают предложение, а потом  за воспитателем повторяют его.

Младшая

5.«Скажи правильно»

    Формировать умение распространять предложения за счет прилагательных.

У меня в руках книга. Какая книга… красивая, большая, цветная…

У меня в руках мяч….Какой мяч…

Младшая

6. «Кто назовет больше

действий»

    Формировать умение распространять предложения за счет  глаголов.

    Воспитатель спрашивает с самых разных предметах и явлениях, а дети называют действия.

    Что можно делать с цветами? ( Сажать поливать, смотреть, любоваться, дарить, нюхать, ставить в вазу)

   Что можно делать с книгой? Книгу можно читать, рассматривать.

   Что делает дворник? (подметает, убирает, поливает цветы, чисти дорожки от снега, посыпает их песком)

    Что делает самолет? ( летит, гудит, поднимается, взлетает, садится

    Что можно делать с куклой? (играть, гулять, кормить, лечить, купать, наряжать)

Младшая

7 «День куклы».

Упражнять  детей в построении предложений, используя игры-драматизации

Воспитатель задает вопрос:

 «День куклы». (Что делает кукла? Кукла рисует. Кукла поет. Кукла танцует).

  «Мишкина гимнастика». (Что делает Мишка? Мишка бегает. Мишка приседает).

Младшая

8.«Где что можно делать»

Упражнять в построении предложений, за счет активизации глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.

Что можно делать в лесу?( гулять, собирать грибы, ягоды, слушать птиц, отдыхать).

Что можно делать на реке? ( купаться,  нырять загорать ловить рыбу кататься на лодке)

     После этого предлагается сюжет собрались в лес- отдыхали – собирали грибы, ягоды, пошли на речку- купались-загорали- весело отдохнули.

Младшая

9.«Закончи предложение»

Формировать умение  отвечать на вопросы  простым предложением, состоящим их подлежащего, сказуемого, обстоятельства, определения или дополнения.

     Для составления предложений целесообразно использовать и сюжетные картинки. Рассматривая их с детьми, воспитатель задает вопросы, а дети отвечают на них простым предложение, состоящим их подлежащего, сказуемого, обстоятельства, определения или дополнения.

- Что делают дети? – Дети идут в лес.

- Что будут делать в лесу дети? – Они будут собирать ягоды, грибы.

- Куда дети будут собирать ягоды и грибы? – они будут собирать ягоды и грибы в корзину.

Средняя

4.

«Кто? Что делает?»

Продолжать работу над грамматическим оформлением предложения и его распространением.

            Детям предлагают несколько картинок: 1) девочка моет пол шваброй;

2) мальчик делает девочке лодочку; 3) девочка рисует клоуна.

Отвечая на вопросы (кто? что делает?), дети сначала строят предложения из двух слов, затем с помощью вспомогательных вопросов распространяют их.

1) Мальчик делает лодочку. - Кто это? – Это мальчик.

- Что делает мальчик? – Мальчик делает лодочку?

- Кому мальчик делает лодочку? – Мальчик делает лодочку девочке.

2) Девочка рисует клоуна.

 - Кто это? – Это девочка.

- Что делает девочка? – Девочка рисует.

- Кого рисует девочка? – Девочка рисует клоуна.

- Какого клоуна рисует девочка? – Девочка рисует весёлого клоуна.

- Чем рисует девочка весёлого клоуна? – Девочка рисует весёлого клоуна карандашами.

- Какими карандашами рисует девочка весёлого клоуна? – Девочка рисует весёлого клоуна цветными карандашами.

Средняя- старшая

5.

Закончи предложение

       Упражнять в правильном построении предложений, пользуясь глагольной лексикой.

Средняя  - Маша взяла утюг, она будет … (гладить бельё).

- Дима взял пилу, он будет … (пилить бревно).

- Юра взял топор, он будет … (рубить дрова).

- Алёше купили велосипед, он будет … (кататься на велосипеде).

 Упражнения, в которых ребенок должен отвечать на вопросы полным предложением. - Кого ведут в детский сад?- Что рисует художник?

Старшая

6.

«Закончи предложение».

Активизировать в речи детей употребление сочинительных союзов (а, но, и, то-то)  и подчинительных союзов (что, чтобы, потому что, если, когда, так как), Отвечать на вопросы целым предложением или заканчивать предложение.

развивают у ребенка умение устанавливать причинно-следственные, временные, целевые связи и отношения.

Старшая

Отвечать на вопросы целым предложением или заканчивать предожение.

«Закончи предложение».

Тане подарили куклу, потому что …

Мы пошли гулять на улицу, когда …

Дети пошли в школу, чтобы …

Надя не послушалась маму, поэтому …

Пошёл дождь, но мы …

«Ответь на вопросы».

Почему птицы осенью улетают на юг?

Когда можно переходить улицу?

Для чего нужен пылесос?

Зачем Миша пошёл в библиотеку?

Вопросы «зачем?», «почему?», «когда?», «для чего?»

Старшая

7.

«Составь предложение по картинке»

   Овладевать навыками конструирования сложных предложений

Старшая

   Составление сложносочиненных предложений по двум картинкам.

Дети рассматривают близкие по сюжету картинки и по образцу воспитателя самостоятельно составляют предложение.

- Белка сидит на ёлке. Заяц сидит под ёлкой.

- Девочка разбирает постель. Девочка спит.

- Дети пошли в лес. Девочка сидит на скамейке.

- Девочка подметает пол. Мальчик убирает посуду.

Самостоятельное придумывание ребёнком предложений:

- с трудными в морфологическом отношении словами: пальто, метро, радио; надеть, раздеть, снять, одеть;

- со словосочетаниями: мяукающая кошка, лающая собака, летящий самолет, журчащий ручей; желтый, пушистый цыпленок;

- с несколькими словами: девочка, мальчик, мяч; мальчик, собака, санки;

- с союзами: если, так как, поэтому.

Старшая

8.

«Ответь на вопрос»

Упражнять в подборе однородных определений для согласования существительного с прилагательным в роде и числе.

- Какая сегодня погода? (Хорошая).

- Почему хорошая? (Светит солнце, тепло, нет ветра, нет дождя).

- Какой бывает день, когда тепло? (Теплый).

- Какой бывает день, когда светит солнце? (Солнечный).

- А когда нет ветра? (Безветренный). И т.д.

Прослушивание предложений и составление ответов на вопросы с правильным употреблением предлогов

Вопросы.

Откуда пришли дети? (Из …)

Откуда сбрасывали снег? (С ..)

Откуда слетел воробей? (С …)

От чего отходят пароходы? (От …)

            Откуда убрали посуду? (Со …)

            Откуда вышел мальчик? (Из-за)  

          Откуда вылезла кошка? (Из-под …)

          Откуда вынырнул пловец? (

          Откуда вышел человек? (Из-за …)                   

Подгото-

вительная

9.«Снежный ком»

Закрепить умеие  составлять предложение по картинке из слов, распространять предложение.

       Воспитатель показывает детям картинку, на которой нарисована рисующая девочка и говорит, что они будут играть в игру «Снежный ком». Правила игры – воспитатель составляет предложение по картинке из двух слов: «Девочка рисует», а каждый следующий ребенок должен добавить  к этому предложению еще одно слово:

 «Девочка рисует солнышко»,

«Девочка рисует солнышко карандашом»,

«Девочка рисует солнышко желтым карандашом». И т.д.

Подгото-

вительная

Упражнять в состав-лении предложения с конкретным набором предметов, распределять их по группам.

 Воспитатель предлагает детям рассмотреть предметные картинки и разложить их по группам: транспорт, школьные принадлежности, посуда и т.п., а затем составить предложение с конкретным набором предметов.

Например, «Ученику для школы купили школьные принадлежности: пенал, ручки, карандаши, точилку, ластик».

Словообразование

Возрастная

группа

Название

игры, упражнения

Цель игры

Игровые правила , игровые действия

Младшая - средняя

  1. « А у тебя кто?»

Упражнять в  образовании  названия детенышей животных с помощью суффиксов

Младшая

   Воспитатель и дети рассматривают  парные картинки,–онок, -ёнок: у кошки – котенок, у мышки – мышонок, у утки – утёнок, у лисы – лисёнок.

Можно поиграть с картинками. Воспитатель показывает картинку и говорит: «У меня котёнок. А у тебя кто?» Ребенок отвечает: «А у меня котята».

                                      Средняя

   Формировать умение соотносить названия животных и их детёнышей, употреблять эти названия в единственном и множественном числе, в родительном падеже множественного числа.

      Вводить наименования животных, у которых детеныш называется по-другому: у лошади жеребёнок, у коровы – телёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок.

Детям объясняют, что не у всех детёнышей животных есть имя, их так и называют: детёныш жирафа, детёныш обезьяны.

Старшая - подготовительная

    1.Цель:  формировать умение образовывать существительные, обозначающие самок животных, дифференцировать суффиксы.

Материал: у зайчонка - зайчиха, волчица, крольчиха, корова, ежиха, утка, медведица,львица, тигрица, свинья, гусыня.

Младшая - средняя

2.  «Кто  как  кричит?»

Образование глаголов от звукоподражательных слов.

                                           Младшая

 Используются карточки с изображением животных:

- Кря-кря-кря! Кто это? (Уточка). Что она делает? (Крякает).

- Ква-ква-ква! Кто это? (Лягушка). Что она делает? (Квакает).

-Хрю-хрю-хрю! Кто это? (Свинка). Что она делает?(Хрюкает)                                

Средняя

   Речевой материал: (ворона каркает, кошка мяукает, петух кукарекает, воробей чирикает)

Младшая - старшая

3.Игровая ситуация

«Чаепитие»

Упражнять в

образовании названий посуды при помощи суффиксов

Младшая

 Целесообразно использовать игровую ситуацию: куклы пришли в гости, сели пить чай, на столе чайная посуда, сухари – в сухарнице, сахар – в сахарнице, хлеб – в хлебнице и т.д.( конфеты – конфетница, салфетки- салфетница)                            

Варианты

   Средняя группа

 Детям показывают, что одинаковые значения бывают выражены разными морфологическими средствами: есть слова с суффиксом –ниц (сухарница, хлебница), но есть и другие, которые тоже обозначают посуду, но звучат не так –солонка, масленка (суффиксы –онк, -ёнк), чайник, кофейник (с суффиксом –ник).

Старшая группа: «Назови посуду».  Объяснить для чего  нужен тот или иной предмет и почему он так называется.

Младшая  –старшая

4.Упражнение

«Добавь слово»

Упражнять в образовании глаголов с помощь приставок

    Взрослый начинает фразу и предлагает ребенку добавить слово, обозначающее действие (по картикам).:

                   Мальчик           

в дом… (входит);

Из дома…(выходит);

К дому…(подходит);

От дома…(отходит);

Вокруг дома…(обходит);

Через дорогу…(переходит)..

Старшая

5. «Назови профессию человека» -

Упражнять в образовании существительных от глагола

Часы чинит – часовщик;  дома строит – строитель;

сапоги шьет – сапожник; билеты проверяет – билетёр;

в библиотеке работает – библиотекарь (скрипач, пианист, тракторист, певец, танцор,спортсмены:футболист, бегун, прыгун, пловчиха, бегуья.

Старшая

6.« Я тоже»

Упражнять в    образовании

существительных женского рода с помощью суффиксов.

Он летчик – я тоже летчица;он плясун – я тоже плясунья;

он умник – я тоже умница и т.д.

или Он певец- она певица Он танцор- она….Он актер - она…

Старшая

7. «Придумай новое слово»

Упражнять в образо-вании  однокоренных слов слова («слова-родственники) с разными смысловыми оттенками, с помощью приставок, окончаний, суффиксов.

Береза,  березовый, подберезовик.

Дом-домик- домовой- домашний.

Лист, лиственный, листопад.

Снег-снежинка снежный- снеговик- подснежник.

Весна-весенний-веснушки

 

Старшая

8.Упражнение «Назови,  чей хвост»

,

Упражнять в образовании притяжательных прилагательных

Рассматривая картинки с животными,  воспитатель задайте ребенку вопрос: «А чей хвост у зайца?» - «зайкин» (в лучшем случае) – «а может быть, волчий? Или кошачий?» (использовать  слова только той же группы с одинаковыми суффиксами, а не то по аналогии с «лошадиный» малыш образует слово «зайкиный»)

 у лисы хвост – лисий, у зайца – заячий, у собаки – собачий

-беличий, волчий, кошачий, лягушачий, поросячий, сорочий, бычий;

 -львиный, обезьяний, тигриный

Варианты

«Кому это принадлежит»,«Чей, чья, чьё.» «Назови, чье перо»

«Назови  листья»

       По картинкам ребенок должен  подобрать лист ветку, шишку к каждому дереву и правильно назвать их лист клена- кленовый, лист березы- березовый, лист рябины- рябиновый, шишка

Подгото-

вительная

9.Упражнение «Сложи одно слово»

Упражнять в образовании слов способом слияния двух основ.

    Дается задание найти одно слово вместо двух, названных педагогом с красными щеками – краснощекий.

     Дети вспоминают слова, где первая часть электро-, объясняют какие два слова слышатся в словах: овощехранилище, трудолюбивый, быстороходный.

Речевой материал:

- самолет, паровоз, теплоход, мясорубка, хлеборезка;

- нежно-розовый, темно-синий, ярко- красный;

- быстроногий, длинноухий, синеглазый, тёмноволосый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР.

Картотека дидактических игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи выполнена по пособию Р.И. Лалаевой, Н.В.Серебряковой "Коррекция общего недоразвития речи у д...

Дидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНР

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию игру, которая поможет детям с нарушением речи легко усвоить предложно-падежные конструкции, закрепить употребление предлогов: в, на, под, над, за, около; р...

Система использования игр и упражнений по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста

Описывается система использования игр и упражнений по формированию грамматического строя речи...

"Система работы по обогащению словаря и формированию грамматического строя речи у детей 3-4 лет"

В статье представлена система работы, которая включает разнообразные игры и игровые упражнения по обогащению словаря и формированию грамматического строя речи у детей 3-4 лет....

Презентация "Дидактические игры и упражнения для формирования грамматического строя речи дошкольников".

Большое значение в речевом развитии детей имеют дидактические игры и упражнения, которые являются эффективным средством формирования грамматического с...