Триз
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Костылева Наталья Анатольевна

Основными целями ТРИЗ-образования для дошкольников являются: формирование связной речи на основе активизации творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности; развитие творческих способностей; формирование качеств творческой личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: подготовка детей к составлению  творческого   рассказа  по картине.

Ход занятия:

- Сегодня я хочу вам показать очень необычную, даже волшебную картину. Почему она необычная? А потому, что она умеет говорить. Не верите? Сейчас я вам покажу. Но рассказывать она будет только очень внимательным, не упускающим ни одной мелочи детям. 

- Давайте мы теперь эту картину внимательно рассмотрим издалека, а для этого у меня есть «волшебная подзорная труба». Каждый из вас, через трубу увидит, только один предмет или одно живое существо. Посмотрите в волшебную подзорную трубу и скажите: кого или что вы там видите?
Игра «Подзорная труба»
Детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы.
( навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его:  девочка, снеговик, дом, солнце, земля, небо, ёлки-3, верба, лес, снег и т.д.)

Игра «Фотографирование» 

-- Молодцы, сколько разных объектов увидели, а давайте, чтобы ничего не пропустить и не забыть,  эти  предметы, как будто сфотографируем.

-Назовите предметы, которые вы увидели? Где они расположены на картине?

(Дети называют как можно большее число объектов, изображённых на картине.).
- Ребята, давайте внимательно посмотрим, все ли объекты мы назвали . Проверьте своей подзорной трубой.

-Да, молодцы, ничего не пропустили! Были внимательны.

– Ребята, что мы сейчас делали? (называли объекты на картине). Правильно, запомните правило: «

- Ребята, все объекты на картине связаны между собой, давайте подумаем и скажем: Чем или как они  связаны? Кто  кому друг? Кто кому недруг? (девочка-снеговик,  солнце – снеговик, потому что оно пригревает снеговика, он тает; солнце превращает снег в сосульки; солнце пригревает крышу; солнце греет ёлки; верба зацветает от солнечного тепла; девочка живёт в доме;……).

-Молодцы! Все справились с заданием.

-А, что мы сейчас делали?( ответы детей). Правильно, мы говорили о том, как объекты на картине, связаны между собой.

Игра «Вхождение в картину»

-Вам нравится эта картина? А вы хотели бы войти в эту картину? (ответы детей). Тогда, закроем глаза и  представим себе, что мы перенеслись в картину.

-Откройте глаза,  ребята, вот мы и в картине, как  ласково светит весеннее солнышко, давайте погреемся под его лучами.

ФИЗМИНУТКА
Солнечный мой лучик     руки вверх

Прыгни на ладошку        ладони вверх

Солнечный мой лучик     кружатся

Маленький, как крошка

Прыг на носик, на плечо   Руки на нос, на плечи,

Ой, как стало горячо!        Прыжки

Прыг на лобик и опять      Руки на лоб, на плечи,

На плече давай скакать      прыжки

Вот закрыли мы глаза,       закрыли глаза

А солнышко играет

Щечки теплым лучиком      гладят щечки

Нежно согревает.

-Молодцы, как хорошо погрелись под лучами весеннего солнца, почувствовали его тепло.

-Ребята, мы с вами находимся в картине, а какие звуки вы слышите? (я слышу звуки капели, как с крыши падают сосульки, птички щебечут в лесу, ручеёк журчит, девочка вздыхает ей жалко снеговика,…).

-Какие запахи ощущаете? (пахнет ёлочкой,  чувствую запах вербы ….).

-Молодцы, вот сколько звуков мы услышали и какие запахи почувствовали.

Игра «Превращение в объект на картине» 

-Ребята, а теперь подумайте и расскажите нам каждый о себе: Кто ты или что ты? Что делаешь на картине? Какое у тебя настроение? С кем ты дружишь на картине? (Каждый ребёнок выбирает себе объект, изображённый на картине (одушевлённый или неодушевлённый) и рассказывает о себе в рамках выбранного образа).

-Молодцы вы так интересно о себе рассказывали. Запомним правило игры: «Я превращаюсь в героя, изображенного на картине, и у меня…..».

«Вокруг себя мы покружились и в ребят мы  превратились».

-Молодцы! Вы все сегодня порадовали меня, придумывали, фантазировали, интересно рассказывали об объектах.  А всему этому нас научила «волшебная» картина. А вы хотите, чтобы она ещё погостила у нас? (ответы детей). Картине тоже очень понравилось с вами играть, и она решила ещё погостить у нас. А в следующий раз для нашей картины, мы постараемся составить большой интересный рассказ.

                                                         

                                                                                   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ. Использование приемов ТРИЗа в работе с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром

В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом применяются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. ТРИЗ для детей эт...

Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях развития речи с детьми старшего дошкольного возраста

     Презентация на тему:              «Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях...

Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника

Актуальность : жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Педагоги хорошо знают, что любой реб...