конспект ООД "Чтение сказки "Лиса и заяц" март 2021 год
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Канеева Альбина Бахтияровна

Данный материал предназначен для детей младшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lisa_i_zayats.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад  № 6

 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

                                                     Конспект

                     организованной образовательной деятельности

          Образовательная область: Речевое развитие          

          Раздел: Развитие речи

          Тема: «Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц»

          Возрастная группа: младшая

 

                                                                       Выполнил: Канеева А.Б., воспитатель                                                                                                                        

                                                                       Квалификационная категория: высшая

                                                                                 Стаж работы в данной должности: 20 лет

 

Туймазы, 2021

Тема: Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц»

Цель: познакомить детей со сказкой «Лиса и заяц» (обработка В. Даля).

Задачи:

Образовательные:

1.Пробщение к словесному искусству, знакомство с детской литературой.

2.Помочь понять смысл произведения (мал удалец, да храбрец)

3.Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков.

Развивающие:

1.Развивать умение рассматривать иллюстрации.

2.Развивать художественное восприятие.

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей умение слушать новые сказки, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.

2. Воспитывать желание рассматривать иллюстрации к сказке.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Средства реализации:

Демонстрационный материал: магнитная доска, цветные рисунки к сказке, сборник сказок для детей 3-4 лет.

Методы и приемы: 

Методы: наглядные, словесные.

Приемы: чтение сказки, показ способа действия героев сказки на магнитной доске, мотивация, введение в тему занятия, физкультминутка «Петушок»

Планируемый результат: сформировать у воспитанников умение внимательно слушать сказку и правильно воспринимать ее содержание.

Предварительная работа: чтение и рассматривание иллюстраций к сказке «Кот, петух и лиса»

Словарная работа: изба, заморозки,  лубочный, городить,хижина, торкнулся, полати.

Ход организованной образовательной деятельности:

I часть.  Вводная

Дети стоят в кругу .

1.Игра –имитация «Приглашение в сказку»

Воспитатель: «В мире много сказок

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Сказка в двери к нам стучится

Скажем сказке –заходи»

Дети: Сказка, сказка заходи!

Воспитатель: Давайте дети  тихонечко сядем и встретим сказку. Сядем рядком, поговорим ладком.

Воспитатель: «Дети, скажите как называется сказка, герои которой изображены на мольберте? Что можете сказать про петушка? Какой петушок?

Дети: (Петух – робкий,трусливый и слабый.)

Воспитатель: Кто помог победить лису?

Дети: (Кот)

Воспитатель: А вот в другой русской народной сказке –она называется «Лиса и заяц»-петушок не робкий и слабый, а сильный и храбрый. Хотите послушать сказку о том, как петух сам , без чьей либо помощи  лису победил?

Дети : (Да)

Воспитатель: В сказке вам встретятся незнакомые слова:

Изба-деревянный дом,

Заморозки-легкий мороз,

Городить-строить,

Хижина- дом,

Торкнулся-стукнул,

Полати-лежанка в избе, на которой можно отдыхать, спать.

Воспитатель: Дети, а сейчас мы с вами тихонечко сядем и встретим сказку.

«Сядем рядком, поговорим ладком»

II часть. Основная

1.Воспитатель читает сказку.

Жил-был на поле серенький Зайчик, да жила Лисичка- сестричка. Вот как пошли заморозки, стал Зайка линять, а как пришла зима студёная, со вьюгой да со снежными сугробами, Зайка с холоду и вовсе побелел, и надумал он себе избу строить: натаскал лубочков и давай городить хижину. Увидала это Лиска и говорит:

— Ты, косенький, что это делаешь?

— Видишь, от холода избу строю.

«Вишь ты, какой догадливый, — подумала Лиса, — давай-ка и я построю избу — только уж не лубочный домик, а палаты, хрустальный дворец!»

Вот и принялась она лёд таскать да избу класть.

Обе избы поспели разом, и зажили наши звери своими домами.

Глядит Лиска в ледяное окошечко да над Зайчиком посмеивается: «Вишь, чернолапотник, какую лачугу смастерил! То ли дело моя: и чиста, и светла — ни дать ни взять хрустальный дворец!»

Лисе зимою всё было хорошо, а как пришла весна да стала снег сгонять и землю пригревать, тут Лискин дворец и растаял да водою под гору и сбежал. Как Лиске без дому быть?

Вот подкараулила она, когда Зайка вышел из своей избы погулять, подснежной травки, заячьей капустки пощипать, прокралась в Зайки- ну избу и влезла на полати.

Пришёл Зайчик, торкнулся в дверь — заперта. Подождал маленько и стал опять стучаться.

— Кто там? — закричала Лиса толстым голосом.

— Это я, хозяин, серый Зайчик, пусти меня, Лисонька.

— Убирайся, не пущу, — отвечала Лиса.

Пообождал Зайка да и говорит:

— Полно, Лисонька, шутить, пусти, мне уж спать хочется.

А Лиса в ответ:

— Постой, косой, вот как я выскочу да выпрыгну, пойду тебя трясти, только клочья по ветру полетят!

Заплакал Зайчик и пошёл куда глаза глядят. Повстречался ему серый Волк.

— Здорово, Зайка, о чём плачешь, о чём горюешь?

— А как же мне не тужить, не горевать: была у меня изба лубяная, а у Лисы ледяная. Лисья изба растаяла, водой ушла, она мою захватила, да и не пускает меня, хозяина!

— А вот постой, — сказал Волк, — мы её выгоним!

— Навряд ли, Волченька, выгоним, она крепко засела!

— Я не я, коли не выгоню Лису! — зарычал Волк.

Вот зайчик обрадовался и пошёл с Волком гнать Лису. Пришли.

— Эй, Лиса Патрикеевна, выбирайся из чужой избы! — закричал Волк.

А Лиса ему из избы в ответ:

— Постой, вот как слезу с печи, да выскочу, да выпрыгну, да пойду тебя трепать, так только клочья по ветру полетят!

— Ой-ой, какая сердитая! — заворчал Волк, поджал хвост и убежал в лес, а Зайка остался плакать в поле.

Идёт Бык.

— Здорово, Зайка, о чём тужишь, о чём плачешь?

— А как же мне не тужить, не горевать: была у меня изба лубяная, у Лисы ледяная. Лисья изба растаяла, она мою захватила, да вот и не пускает меня, хозяина, домой!

— А вот постой, — сказал Бык, — мы её выгоним.

— Нет, Быченька, навряд выгнать её, крепко засела, уж её и Волк гнал — не выгнал, и тебе, Быку, не выгнать!

— Я не я, коли не выгоню, — замычал Бык.

Зайчик обрадовался и пошёл с Быком выживать Лису. Пришли.

— Эй, Лиса Патрикеевна, ступай вон из чужой избы! — промычал Бык.

А Лиса ему в ответ:

— Постой, вот как слезу я с печи, да пойду тебя, Быка, трепать, так только клочья по ветру полетят!

— Оё-ой, какая сердитая! — замычал Бык, закинул голову и давай улепётывать.

Зайчик сел подле кочки и заплакал.

Вот идёт Мишка Медведь и говорит:

— Здорово, косой, о чём тужишь, о чём плачешь?

— А как же мне не тужить, не горевать: была у меня изба лубяная, у Лисы ледяная. Лисья изба растаяла, она мою захватила, да вот и не пускает меня, хозяина, домой!

— А вот постой, — сказал Медведь, — мы её выгоним!

— Нет, Михайла Потапыч, навряд её выгнать, крепко засела. Волк гнал — не выгнал, Бык гнал — не выгнал, и тебе не выгнать!

— Я не я, — заревел Медведь, — коли не выживу Лису!

Вот зайчик обрадовался и пошёл, подпрыгивая, с Медведем гнать Лису. Пришли.

— Эй, Лиса Патрикеевна, — заревел Мишка, — убирайся вон из чужой избы!

А Лиса ему в ответ:

— Постой, Михайла Потапыч, вот как слезу с печи, да выскочу, да выпрыгну, да пойду тебя, косолапого трепать, так только клочья по ветру полетят!

— У-у-у, какая лютая! — заревел Медведь да и пустился впритруску бежать.

Как быть Зайцу? Стал он Лису упрашивать, а Лиса и ухом не ведёт. Вот заплакал Зайчик и пошёл куда глаза глядят и повстречал кочета, красного Петуха, с саблей на плече.

— Здорово, Зайка, каково поживаешь, о чём тужишь, о чём плачешь?

— А как же мне не тужить, как не горевать, коли с родного пепелища сгоняют? Была у меня избёнка лубяная, а у Лисы ледяная. Лисья изба растаяла, она мою заняла, да и не пускает меня, хозяина, домой!

— А вот постой, — сказал Петух, — мы её выгоним! Как пришли они к избушке, то Петух запел:

Идёт кочет на пятах,

Несёт саблю на плечах,

Хочет Лиску зарубить,

Себе шапку сшить.

Выходи, Лиса, пожалей себя!

Как заслышала Лиса Петухову угрозу, испугалась да и говорит:

— Подожди, Петушок, золотой гребешок, шёлкова бородка! А Петух кричит:

— Кукареку, всю изрублю!

Вот Лиса просит тонюсеньким, масленым голоском:

— Петенька, Петушок, пожалей старые косточки, дай шубёнку накинуть!

А Петух, стоя у двери, знай себе кричит:

Идёт кочет на пятах,

Несёт саблю на плечах,

Хочет Лиску зарубить,

Себе шапку сшить.

Выходи, Лиса, пожалей себя!

Нечего делать, некуда деваться Лисе: приотворила дверь да и выскочила. А Петух поселился с Зайчиком в его избушке, и стали они жить да быть, да добро копить.

2.Физкультминутка: 

Петушок, петушок

(дети стоят руки в стороны назад)

Золотой гребешок

(руки домиком вверх)

Масляна головушка

(руками обводят голову)

Шелкова бородушка

(показывают рукой бороду)

Что ты рано встаешь?

(Руки в стороны ,пожимают плечами)

Голоситсто поешь

Деткам спать не даешь(грозят пальчиком)

Петушок встрепенулся, раз нагнулся, два нагнулся

Крыльями похлопал(взмахи руками в стороны)

Ножками потопал(топают ногами)

Шею вытянул , согнул и по улице шагнул

(маршируют на месте)

3.Воспитатель: Кто главные герои сказки?

Дети: (Лиса и заяц)

Воспитатель: Как вы думаете волк, медведь, бык сильнее лисы?

Дети (сильнее)

Воспитатель: Почему эти большие и сильные животные не помогли зайцу?

Дети: (Они сильные, но трусливые)

Воспитатель: Что можно сказать про петуха, который меньше и слабее лисы?

Дети:(Маленький петушок не испугался лисы)

Воспитатель (Оказался храбрецом, поэтому про петушка можно сказать «мал удалец да храбрец» ,петух храбрый)

Ш. Заключительная   часть

Воспитатель: (зачитывает необычную концовку сказки: «Стали они жить да быть, да добро копить») Затем повторяет ее,а дети договаривают выделенные слова.

Рефлексия:

Воспитатель: Какую сказку мы сегодня прочитали?

Дети: «Лиса и заяц»

Воспитатель: Вам понравилась сказка?

Дети: (Да.)

Воспитатель: Чем она вам понравилась?

Дети: (Как маленький петушок не испугался лисы.)

Воспитатель: Петух оказался храбрым, поэтому про него можно сказать: мал удалец, да храбрец.

Воспитатель: Чему нас учит эта сказка?

Дети: (Доброте, дружбе.)

Жил-был на поле серенький Зайчик, да жила Лисичка- сестричка. Вот как пошли заморозки, надумал Зайка себе избу строить: натаскал лубочков и давай городить хижину. Увидала это Лиска и говорит:

— Ты, косенький, что это делаешь?

— Видишь, от холода избу строю.

«Вишь ты, какой догадливый, — подумала Лиса, — давай-ка и я построю избу — только уж не лубочный домик, а палаты, хрустальный дворец!»

Вот и принялась она лёд таскать да избу класть.

Обе избы поспели разом, и зажили наши звери своими домами.

Лисе зимою всё было хорошо, а как пришла весна , тут Лискин дворец и растаял да водою под гору и сбежал. Как Лиске без дому быть?

Вот подкараулила она, когда Зайка вышел из своей избы погулять, прокралась в Зайкину избу и влезла на полати.

Пришёл Зайчик, торкнулся в дверь — заперта. Подождал маленько и стал опять стучаться.

— Кто там? — закричала Лиса толстым голосом.

— Это я, серый Зайчик, пусти меня, Лисонька.

— Убирайся, не пущу, — отвечала Лиса.

Пообождал Зайка да и говорит:

— Полно, Лисонька, шутить, пусти, мне уж спать хочется.

А Лиса в ответ:

— Постой, косой, вот как я выскочу да выпрыгну, пойду тебя трясти, только клочья по ветру полетят!

Заплакал Зайчик и пошёл куда глаза глядят. Повстречался ему серый Волк.

— Здорово, Зайка, о чём плачешь, о чём горюешь?

— А как же мне не тужить, не горевать: была у меня изба лубяная, а у Лисы ледяная. Лисья изба растаяла, водой ушла, она мою захватила, да и не пускает меня, хозяина!

— А вот постой, — сказал Волк, — мы её выгоним!

— Навряд ли, Волченька, выгоним, она крепко засела!

Вот зайчик  пошёл с Волком гнать Лису.

— Эй, Лиса Патрикеевна, выбирайся из чужой избы! — закричал Волк.

А Лиса ему из избы в ответ:

— Постой, вот как слезу с печи, да выскочу, да выпрыгну, да пойду тебя трепать, так только клочья по ветру полетят!

— Ой-ой, какая сердитая! — заворчал Волк, поджал хвост и убежал в лес, а Зайка остался плакать в поле.

Идёт Бык.

— Здорово, Зайка, о чём тужишь, о чём плачешь?

— А как же мне не тужить, не горевать: была у меня изба лубяная, у Лисы ледяная. Лисья изба растаяла, она мою захватила, да вот и не пускает меня, хозяина, домой!

— А вот постой, — сказал Бык, — мы её выгоним.

— Нет, Быченька, навряд выгнать её, крепко засела, уж её и Волк гнал — не выгнал, и тебе, Быку, не выгнать!

Зайчик  пошёл с Быком выживать Лису.

— Эй, Лиса Патрикеевна, ступай вон из чужой избы! — промычал Бык.

А Лиса ему в ответ:

— Постой, вот как слезу я с печи, да пойду тебя, Быка, трепать, так только клочья по ветру полетят!

— Оё-ой, какая сердитая! — замычал Бык, закинул голову и давай убегать.

Зайчик сел подле кочки и заплакал.

Вот идёт Мишка Медведь и говорит:

— Здорово, косой, о чём тужишь, о чём плачешь?

— А как же мне не тужить, не горевать: была у меня изба лубяная, у Лисы ледяная. Лисья изба растаяла, она мою захватила, да вот и не пускает меня, хозяина, домой!

— А вот постой, — сказал Медведь, — мы её выгоним!

— Нет, Михайла Потапыч, навряд её выгнать, крепко засела. Волк гнал — не выгнал, Бык гнал — не выгнал, и тебе не выгнать!

Вот зайчик  и пошёл, подпрыгивая, с Медведем гнать Лису.

— Эй, Лиса Патрикеевна, — заревел Мишка, — убирайся вон из чужой избы!

А Лиса ему в ответ:

— Постой, Михайла Потапыч, вот как слезу с печи, да выскочу, да выпрыгну, да пойду тебя, косолапого трепать, так только клочья по ветру полетят!

— У-у-у, какая лютая! — заревел Медведь да и пустился впритруску бежать.

Как быть Зайцу? Стал он Лису упрашивать, а Лиса и ухом не ведёт. Вот заплакал Зайчик и пошёл куда глаза глядят и повстречал кочета, красного Петуха, с саблей на плече.

— Здорово, Зайка, каково поживаешь, о чём тужишь, о чём плачешь?

— А как же мне не тужить, как не горевать, коли с родного пепелища сгоняют? Была у меня избёнка лубяная, а у Лисы ледяная. Лисья изба растаяла, она мою заняла, да и не пускает меня, хозяина, домой!

— А вот постой, — сказал Петух, — мы её выгоним! Как пришли они к избушке, то Петух запел:

Идёт кочет на пятах,

Несёт саблю на плечах,

Хочет Лиску зарубить,

Себе шапку сшить.

Выходи, Лиса, пожалей себя!

Как заслышала Лиса Петухову угрозу, испугалась да и говорит:

— Подожди, Петушок, золотой гребешок, шёлкова бородка! А Петух кричит:

— Кукареку, всю изрублю!

Вот Лиса просит тонюсеньким, масленым голоском:-Петенька, Петушок, пожалей старые косточки, дай шубёнку накинуть!

А Петух, стоя у двери, знай себе кричит:

Идёт кочет на пятах,

Несёт саблю на плечах,

Хочет Лиску зарубить,

Себе шапку сшить.

Выходи, Лиса, пожалей себя!

Нечего делать, некуда деваться Лисе: приотворила дверь да и выскочила. А Петух поселился с Зайчиком в его избушке, и стали они жить да быть, да добро копить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию "Флажки" 2.02.2021. Лепка "Хоровод" конспект занятия. 4.02.2021. Окружающий мир народное творчество 8.02.2021.

1.Рисование. Учимся рисовать флажки разной формы:треугольной и прямоугольной.2.Лепка:Развитие мелкой моторики.3.Комплексное занятие по окружающему миру: "Народное творчество. Народная игрушка&quo...

1. Конспект занятия по рисованию (11.05.2021) 2. Конспект занятия по лепке (13.05.2021)

1. Тема по рисованию : Рисуем празднично украшенные дома. 2. Тема лепки : Птичка, клюющая зёрна...

КОНСПЕКТ познавательной беседы 06.11.2021

познавательная беседа про телефон доверия...

Конспект НОД "День рождения Ежика" - 2021

Конспект НОД  «Музыка»«День рождения Ежика» младшая группа...

Конспект занятия по развитию речи.2021-2022 учебный год

Образовательная область: Речевое развитие. Обучение грамоте. Цель: Формирование звуковой культуры речи, обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи. ...

Педагогические инициативы -2021 Педагогические инициативы -2021 Номинация: «Цифровая образовательная среда: виртуальная мастерская в детском саду-2021»

Педагогические инициативы -2021   Номинация:  «Цифровая образовательная среда:  виртуальная мастерская в детском саду-2021» https://izilanova00.wixsite.com/uspeh...

Конспект открытого занятия_ _ Свойства воздуха_ 2021 г.

Конспект открытого занятия_ _ Свойства воздуха_ 2021 г....