Консультации для педагогов
консультация по развитию речи (старшая группа)

Сытина Ольга Ивановна

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.

«Развитие слухового внимания у дошкольников».

В развитии навыка писать и читать большое значение имеет слух. У человека есть 3 вида слуха. Первый – это физический. Благодаря ему мы можем различить шум дождя и листьев, гул самолета в небе и гром и др. Второй вид – музыкальный слух, с помощью которого мы воспринимаем мелодии. Третья разновидность – речевой слух. У человека может хорошо быть развит музыкальный слух и очень плохо – речевой.

Что такое слуховое внимание

Под слуховым вниманием понимают умение сосредоточиться на звуке. Без этого умения нет возможности слышать и понимать то, что произносит человек, смысл интонации, с которой произносятся слова.

Для чего нужно слуховое внимание человеку в жизни

Ребенка необходимо научить слышать и понимать обращенную к нему речь. Если у него есть нарушения речевого слуха, он будет испытывать трудности во время обучения письма и чтения. Это случается потому, что ребенок не знает, какой звук обозначает определенная буква, путает схожие созвучия, а обращенную к нему речь воспринимает искаженно. Очень вредно, когда радио или телевизор работают непрерывно.

Тестирование на слуховое внимание

Мною, было определено, насколько развито слуховое внимание у детей с помощью тестовых заданий. Результаты тестирования показали, что слуховое внимание у детей на начало учебного выше среднего уровня. У большинства детей слуховое внимание на высоком уровне, но есть дети, у которых слуховое внимание на среднем и ниже среднего уровня.

Упражнения для развития слухового внимания

Для того, чтобы развить слуховое внимание, я предлагаю использовать упражнения разного рода и сложности, игры с изображениями. В процессе таких занятий ребенок:

• учится сопоставлять слово, которое произносит, с изображением или предметом;

• верно произносит слова сначала с 1 или 2 слогами, затем 3-х или четырехсложные слова;

• отвечает на вопросы; воспроизводит звуки с разным уровнем громкости.

Разучивание с дошкольником стихов, потешек, поговорок и т. п. развивает внимание, речь и слуховую память. Во время чтения взрослым необходимо обращать внимание на то, как они произносят слова, ведь это – образец речи.

Родители должны показать правильное произношение, а ребенок должен понять свои ошибки, поняв разницу в звучании слов. Полезное влияние на развитие слухового внимания оказывает прослушивание музыкальных композиций, детских радиопередач. Ребенку важно научиться различать звуки.

Для того, чтобы занятия не утомляли и не надоедали малышу, их рекомендуется проводить в игровой форме.

Заниматься можно в любое время: во время прогулки, при выполнении домашних обязанностей и т. д. Когда у ребенка возникнет привыкание к занятиям, и поймет, что это интересно, занятия проводятся систематически. Их длительность при этом не должна превышать 15-20 минут.

Для начала, повторяются известные малышу слова и фразы, а только потом вводятся новые. Когда он научится хорошо произносить отдельные слова и кроткие предложения, можно перейти к рассказу того, что изображено на картинке, читать детские книги.

Предлагаю следующие упражнения для развития слухового внимания и памяти:

1. В банку положить мячик, в коробку из-под спичек – скрепки. Потрясите коробку и банку, разорвите бумагу, стучите карандашом о стакан, и т. п. Затем завяжите ребенку глаза, повторите действия. Он на слух должен определить, что вы делаете.

2. Показать малышу музыкальные инструменты на ваш выбор. Назовите их, ребенок должен повторить их название. Когда он уже запомнил их название, продемонстрируйте звучание предметов. Затем завяжите ребенку глаза, снова продемонстрируйте звучание музыкальных инструментов. Спросите: «Что звучит?». После ответа измените порядок звучания.

3. Подобрать и воспроизводить слова, которые имеют близкое звучание. Ребенок должен научиться их различать и объяснять, что они означают.

4. Произнести слова, а малыш определяет, какой звук есть во всех произнесенных словах.

5. Ребенок называет свое имя. После этого он должен сказать, на какую букву оно начинается. Затем таким же образом он перечисляет всех родственников и друзей. Можно работать с картинками: ребенок называет, что изображено, потом говорит, с какого звука начинается слово. Усложнить задание можно, если попросить малыша назвать последний звук в слове.

Подготовила учитель – логопед О.И.Сытина



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

«Влияние неправильного прикуса на звукопроизношение».

Прикус – это соотношение зубных рядов верхней и нижней челюсти. Все дети рождаются с недоразвитой нижней челюстью (она немного смещена назад, но по мере взросления,  при активном сосании и жевании формируются нормальные взаимоотношения между челюстями.

Естественное вскармливание грудного ребёнка является гарантом гармоничного развития зубочелюстной системы.

Причины нарушения прикуса:

1. Сокращение сроков грудного вскармливания до 1,5-2 мес.

2. Употребление слишком мягкой пищи.

3. Использование неправильных пустышек.

4. Долгое сосание сосок и пустышек.

5.Вредные привычки: сосание пальца, скрежетание зубами во сне, втягивание щек, прикусывание губ.

6. Множественный кариес, слишком ранняя потеря молочных зубов, нарушение сроков прорезывания зубов.

7. Заболевания дыхательной системы (хронические насморки, увеличенные аденоиды, из-за чего ребенок постоянно дышит ртом, и челюсти не смыкаются.

8. Травмы, повреждение зубного ряда;

9. Наследственность.

Признаки правильно сформированного прикуса:

а) ровные зубные дуги;

б) верхняя челюсть расположена кпереди относительно нижней;

в) средняя вертикальная линия, проходящая между центральными зубами, совпадает со средней линией лица;

г) коронки верхних передних зубов на 1/3 перекрывают коронки нижних передних зубов.

Нарушения зубного ряда:

1. Диастема – увеличенный, по сравнению с обычным, промежуток между зубами

2. Полная адентия – отсутствие зубов

3. Частичная адентия – отсутствие некоторых зубов

4. Редко расположенные зубы

5. Скученно расположенные зубы

6. Неправильное расположение зубов

Виды неправильных прикусов и особенности звукопроизношения при них:

1. Прогнатический прикус - верхние передние зубы выдвинуты вперед по отношению к нижним. Отличительная черта такого прикуса - это чрезмерно развитая верхняя челюсть или недоразвитая нижняя челюсть.

Часто присутствует «нижнее» или заднеязычное произношение звуков [ш] и [ж]. Нижняя губа непроизвольно подтягивается под выступающие вперед верхние резцы, благодаря чему вместо звука [с] слышится [ф] - подобный звук.

2. Прогенический прикус - выступает вперед нижняя челюсть. Одним из отличительных признаков мезиального прикуса является выступающий подбородок. Свистящие и шипящие звуки произносятся межзубно. Звуки (т, д) звучат смягчённо.

3. Открытый прикус - передние или боковые зубы не смыкаются, образуя между собой щель. Внешним проявлением открытого прикуса в переднем отделе является постоянно приоткрытый рот. Нарушение только в одном из боковых отделов проявляет себя в ассиметрии черт лица.

Передний открытый прикус:

Боковой открытый прикус

При переднем открытом прикусе свистящие и шипящие звуки произносятся межзубно, так как в образовавшуюся щель просовывается язык.

При боковых открытых прикусах между коренными зубами с одной или с обеих сторон остаётся щель, через которую происходит утечка воздуха. Это придаёт многим звукам (чаще всего свистящим и шипящим) неприятный для слуха боковой или «хлюпающий» оттенок. Этот оттенок приобретают иногда и другие звуки (Р, К, Г, X).

4. Глубокий прикус - резцы верхнего зубного ряда более чем на половину перекрывают резцы нижнего зубного ряда, при этом нижние резцы не опираются на зубные бугорки верхних зубов.

Он может быть глубоким не только в переднем, но и в боковых отделах тоже. Лицо при таком прикусе имеет недостаточную высоту, нижняя губа часто выворачивается наружу, так как ей не хватает места. Однако если человек старается поджимать губу, то губы могут быть очень тонкими.

При такой аномалии прикуса бывает трудно обеспечить хотя бы небольшое расстояние между верхними и нижними резцами для прохода выдыхаемого во время речи воздуха. Это приводит к «зажатости» при произнесении звуков и неотчётливости их звучания.

5. Прямой прикус отличается тем, что верхние зубы не покрывают нижних, а стоят прямо над ними, их режущие края соприкасаются.

6. Перекрестный прикус - при этом варианте нарушено нормальное соотношение зубных дуг, которые смещены вбок по отношению друг к другу. Перекрёстный прикус может наблюдаться, например, при сужении одной из челюстей.

При таком прикусе боковые края языка не прилегают к коренным зубам, воздушная струя проходит не по средней линии языка, а через боковую щель. Поэтому возникает боковое (хлюпающее) произношение шипящих и свистящих звуков. Наличие такого прикуса может приводить к некоторой нечёткости в звучании звуков, к появлению дополнительных призвуков.

Очень важно родителям вовремя заметить неправильный прикус, и обратится за консультацией к врачу-ортодонту, когда ребенку 5-6 лет и у него начинается смена молочных зубов. Врач проведет осмотр и подберет нужное лечение. Лечить аномалии прикуса никогда не поздно, однако необходимо помнить, что чем раньше начать лечение, тем лучше.

Подготовила: учитель – логопед Сытина О.И.



Предварительный просмотр:

Чистоговорки - рифмовки для автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Ш-С

Саша по вагону шел,

Шоколадку он нашел.

Сладость вкусную поднял,

Кушать он ее не стал.

Ж

Жу-жу-жу жужжит пчела,

Я нектар себе нашла.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу

Никому не расскажу.

С-Ш

Рано утром в детский сад

Дети с мамами спешат.

Под ногами золотые

Листья весело шуршат.

Листья весело шуршат-

Это значит листопад.

Ш

Шу-шу-шу, шу-шу-шу

Я листочками шуршу.

Шат-шат-шат, шат-шат-шат-

Это листики шуршат.

С-Ч

Саша в санки стал садиться,

И с горы хотел спуститься,

Зацепился за сучок

И свалился на бочок.

Р-Л

Ты-ква-ква!

Пропели хором на болоте лягушата,

Очень вкусная у вас Ты-ква-ква!

Ква-ква! Ребята!

Л

2. Тучка щечки надувала,

Плакала, пыхтела,

А потом она пропала.

Плакать расхотела.

Осень

 (Ж-С)

Женя шел домой по лужам,

На дворе стояла стужа.

Удержаться он не смог,

Жалко Женю. весь промок!

(Т)

Зима 

 Снег кружится и летает,

И не тает, и не тает,

Потому что в январе,

Стоит стужа на дворе.

Р-РЬ

Зима - холодная пора,

Но мы кричим ей все: « Ура!»

Берём мы санки и коньки,

Играем весело в снежки!

(Р-Л)

Весна 

Кап-кап-кап! Звенит капель,

На дороге лужи.

Проснулся маленький ручей,

Он не боится стужи.

(Л-Р)

Лето 

Лето красное пришло

И тепло нам принесло.

Радуются дети

Больше всех на свете!

Ш

Летом на опушке

Расцвела ромашка,

Колокольчик голубой,

Розовая кашка.

На ромашку сел жучок

Посидел немножко

Сильный дунул ветерок

Улетела крошка.

(Р-Л-С-Ш)

Воробей 

Воробей скакал по лужам,

Корм искал себе на ужин.

Вдруг он кошку повстречал,

Зачирикал, запищал.

А в ответ сказала кошка:

"Подожди-ка ты немножко,

Ты мне очень нужен,

Съем тебя на ужин!

Галка (Р-Л)

Села галка на забор,

Оглядела весь наш двор.

Увидала червячка,

Мошку, блошку и жучка.

Головою повертела,

Песенку пропела:

-Ах! Какая вкуснота!

Вот и нет уж червяка!

Кукушка (Ш)

На высоком на суку

Пела песню: "Ку-ку-ку!"

Так поёт кукушка-

Лесных зверей подружка.

Дятел (Л)

Клювом дятел дуб долбил,

Червяка он в нём добыл.

Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!

Раздается всюду стук!

Считалка (П)

Поползень ползет по ветке,

А за ним ползут все детки.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинай считать опять.

Загадка (Щ)

По тропинке рыщет-рыщет,

Что такое он здесь ищет?

Вправо-влево поглядит

Кто под ёлкой там пищит (волк)

Зимою он в лесу холодном

Сердитый ходит и голодный.

Ходит, бродит, рыщет.

Что бы съесть он ищет?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....