Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди» (старшая группа)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Задиран Ирина Владимировна

Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий.

Интеграция образовательных областей: Чтение художественной литературы, познание, коммуникация, здоровье.

Задачи:

Обучающие: Учить детей понимать образное содержание сказки.

Совершенствовать умения отвечать на вопросы, используя навыки объяснительной речи. Закрепить знания детей о русской народной сказке «Гуси – лебеди», используя иллюстрации к этой сказке. Формировать умение правильно употреблять в речи слова, близкие по значению (синонимы) (румяные, да наливные яблоки - это красные, сочные, сладкие, спелые яблоки) и слова с противоположным значением (антонимы) (красивая - страшная, молодая – старая, добрая – злая). Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности.

 Развивающие: Развивать связанную речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения. Активизировать употребление в речи прилагательных, образованных от существительных (яблочный, капустный, рыбный, грибной). Упражнять в употреблении в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (печенька, яблонька, реченька). Развиватькоммуникативные навыки общения

Воспитательные: Воспитывать у детей любовь к прекрасному, окружающему миру, природе. Воспитывать умение слушать друг - друга, помогать оказывать помощь сказочным персонажам, быть терпимым, уважать мнение товарища, чувствовать ответственность за знания других. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

ОборудованиеНоутбук, мультимедийный проектор, корзинка с муляжами яблок, аудиозапись песни ,,Приходите в гости к нам”, костюмы Иванушки и Машеньки.

Предварительная работа: чтение сказки «Гуси – лебеди», беседа по сказке «Гуси - лебеди», рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси – лебеди» (яблоньку, печку, речку, избушку на курьих ножках, драматизация сказки «Гуси – лебеди», игры с загадками: «Узнай по описанию»«Сказочный сундучок».

Активизация словаря: печенька, яблонька, реченька; румяные, да наливные яблоки; молочная река – кисельные берега –это в реке вместо воды течет молоко, а берега сделаны из киселя; в дремучем лесу деревья очень высокие и растут так близко друг другу, что даже в солнечный день в нем темно. Это страшный лес.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gosudarstvennoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_nod_dlya_sayta.docx401.39 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад № 31

Василеостровского района

Санкт-Петербурга

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»

(старшая группа)





Воспитатель: Задиран Ирина Владимировна






Санкт-Петербург 2019 год

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»

hello_html_m52f94c25.jpg

Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий.

Интеграция образовательных областей: Чтение художественной литературы, познание, коммуникация, здоровье.

Задачи:

Обучающие: Учить детей понимать образное содержание сказки.

Совершенствовать умения отвечать на вопросы, используя навыки объяснительной речи. Закрепить знания детей о русской народной сказке «Гуси – лебеди», используя иллюстрации к этой сказке. Формировать умение правильно употреблять в речи слова, близкие по значению (синонимы) (румяные, да наливные яблоки - это красные, сочные, сладкие, спелые яблоки) и слова с противоположным значением (антонимы) (красивая - страшная, молодая – старая, добрая – злая). Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности.

 Развивающие: Развивать связанную речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения. Активизировать употребление в речи прилагательных, образованных от существительных (яблочный, капустный, рыбный, грибной). Упражнять в употреблении в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (печенька, яблонька, реченька). Развиватькоммуникативные навыки общения

Воспитательные: Воспитывать у детей любовь к прекрасному, окружающему миру, природе. Воспитывать умение слушать друг - друга, помогать оказывать помощь сказочным персонажам, быть терпимым, уважать мнение товарища, чувствовать ответственность за знания других. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

ОборудованиеНоутбук, мультимедийный проектор, корзинка с муляжами яблок, аудиозапись песни ,,Приходите в гости к нам”, костюмы Иванушки и Машеньки.

Предварительная работа: чтение сказки «Гуси – лебеди», беседа по сказке «Гуси - лебеди», рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси – лебеди» (яблоньку, печку, речку, избушку на курьих ножках, драматизация сказки «Гуси – лебеди», игры с загадками: «Узнай по описанию»«Сказочный сундучок».

Активизация словаря: печенька, яблонька, реченька; румяные, да наливные яблоки; молочная река – кисельные берега –это в реке вместо воды течет молоко, а берега сделаны из киселя; в дремучем лесу деревья очень высокие и растут так близко друг другу, что даже в солнечный день в нем темно. Это страшный лес.

Ход образовательной деятельности

Орг.момент.

(Дети встают в круг.)

Воспитатель предлагает детям поздороваемся друг с другом.

«Здравствуй правая рука, здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг (поворот головой)

Здравствуй весь наш общий круг»

Воспитатель: А теперь, посмотрите сколько присутствуют у нас сегодня гостей. Давайте с ними тоже поздороваемся.

Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в сказку. Если хотите узнать в какую, отгадайте загадки:

1.Длинные шеи, красные лапки, щиплют за пятки – беги без оглядки. (Гуси) 

2.Круглое румяное с дерева достану я. (Яблоко );

3. Бабушка седа-бела, зимой каждому мила. Из трубы летят колечки – это дым из нашей (печки);

4.Течет-течет – не вытечет, бежит-бежит – не выбежит. (Река);

5. Между сосен, между елок ходят, бродят сто иголок. (Еж);

6.Живет в дремучем лесу в избушке недобрая старушка. (Баба Яга).

Воспитатель: Из какой это сказки эти герои? (Дети отгадывают загадки и называют русскую народную сказку «Гуси-лебеди»).Слайд 1.

Основная часть

Воспитатель: Ребята, а теперь я хочу узнать, хорошо ли вы знаете сказку «Гуси-лебеди»?

Воспитатель предлагает детям слушать внимательно фразы из сказки и найти ошибки, если они будут. Если что-то будет неправильно, дети должны говорить хором«Нет, нет, нет». Если ошибок нет, то говорят хором«Да, да, да».

• Отец с матерью уехали в город, а Маша с Ванюшкой остались дома. (Да, да, да).

Налетели гуси – лебеди, подхватили Машеньку, посадили на крылья и унесли. (Нет, нет, нет). Почему нет? (Объяснения детей: Гуси – лебеди посадили на крылья и унесли Ванюшу).

• Маша печке помогла – пирожок съела. (Да, да, да).

• Маша яблоньке помогла – яблочек на нее навесила. (Нет, нет, нет)(Машенька съела яблоко и яблонька ей помогла).

• Маша речке помогла – камень сдвинула. (Да, да, да).

• Ежик привел Машу в дремучий лес к избушке на курьих ножках. (Да, да, да).

• Видит, Маша в поле печка течет, а рядом речка печет. (Нет, нет, нет) (Печка - печёт, а речка –течёт).

• Маше с Ванюшкой помогли спрятаться от гусей-лебедей печка, яблонька, речка и Баба Яга.(Нет, нет, нет) (Помогли печка, яблонька и речка).

• Прибежала Маша домой: Ванюшку умыла, причесала, на лавочку посадила, сама рядом присела. (Да, да, да).

Из-за ширмы появляется девочка в костюме Машеньки и горько плачет.

Воспитатель: Смотрите ,ведь это Машенька .Давайте спросим у неё, почему она плачет.

Дети: Машенька ,почему ты плачешь, что с тобой произошло?

Маша: Здравствуйте .дети! (Тяжело вздыхает).Должна вам признаться ,не уследила я за братцем Ванечкой. Гуси-лебеди его унесли.

Воспитатель:(обращается к Машеньке) Не печалься ,мы, чем сможем, тебе, Машенька поможем. Ребята ,поможем?

Дети: Поможем!

Воспитатель: Машенька, пойдём с нами!

(Дети идут по кругу вместе с воспитателем под музыку)

Встреча с яблоней. Слайд 2.

hello_html_m12ba52c4.jpg

(Воспитатель подводит детей к мультимедийному экрану с изображением яблони).

Воспитатель :Ребята, поздоровайтесь с яблонькой!

Дети:  Здравствуй, яблонька!

Ребёнок 1: Яблонька, матушка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Яблоня:(голос в микрофоне).

Здравствуйте, дети! Сосчитайте пожалуйста мои яблоки в корзинке!(дети считают яблоки)

Воспитатель: Вот здесь в корзинке лежат яблоки, возьмите их. В сказке яблочки называют румяными ,да наливными, как вы понимаете это выражение? (Это яблоки красные, сочные, сладкие, спелые)

Воспитатель: Яблонька благодарит нас за помощь и указывает, куда улетели гуси-лебеди.

Дети :Прощай, яблонька! Нам пора идти дальше.

(Дети идут по кругу вместе с воспитателем под музыку)

Встреча с печкой. Слайд 3.

hello_html_737c3482.jpg

(Воспитатель подводит детей к мультимедийному экрану с изображением печки).

Воспитатель: А это что, дети?

Дети: Это печка!

Печка(говорит голос в микрофоне)

Мимо, путник, не пройди-

Пирожок мой прихвати!

Ребёнок 2: Печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Печка: Конечно! Только покажите, как пекут пирожки.

Пальчиковая гимнастика ,,Печём пирожки”

Тесто мнём, мнём, мнём!

(Давят кулаками вображаемое тесто)

Тесто жмём, жмём, жмём!

(Резко сжимают-разжимают кулаки-сначала одновременно ,потом поочерёдно)

Пирожки мы испечём!

(Лепят воображаемый пирог ,перекладывая его из одной ладони в другую)

Воспитатель: Давайте пофантазируем, с чем могут быть пирожки? (Пирожки могут быть с капустой, с грибами, яблоками и с рыбой).

Воспитатель: Ребята, в печке можно испечь не только пирожки, но и пироги. Пирожки по размеру маленькие, а пироги – большие. Если пирог с вишней, его называют вишневым пирогом. А как будет называться пирог с грибами, яблоками,

Воспитатель: Печка благодарит нас и указывает, куда полетели гуси-лебеди.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что мы ещё увидим?

Дети: Молочную речку с кисельными берегами.

(Дети идут по кругу вместе с воспитателем под музыку)

Встреча с речкой. Слайд 4.

hello_html_m43a13cc4.jpg

(Воспитатель подводит детей к мультимедийному экрану с изображением речки).

Воспитатель: Почему речку назвали молочной? (Она из молока).Что значит кисельные берега?(Берега из киселя).Встаньте в круг и поочерёдно произнесите слова ,,кисель” и ,,молоко”. Будьте внимательны и запоминайте, кому какое слово достанется. Потом вам это пригодится.(По окончании считалки дети делятся на две команды.)

Воспитатель: Одна команда будет готовить блюда из молочных продуктов, а другая варить кисель из ягод.(Воспитатель подводит детей к двум столам: на одном разложенные картинки с изображением ягод и фруктов .Дети одной команды выбирают картинки с изображением молочных продуктов, дети другой команды-картинки с изображением ягод. Затем показывают картинки и рассказывают, что приготовили из молока и из чего сварили кисель. Воспитатель задаёт вопросы: ,,Как называются продукты из молока? Как можно сказать по-другому ,,кисель из черники”, ,,кисель из клюквы”?

Воспитатель: Я услышала, как речка прошептала, что гуси-лебеди полетели над ней в сторону болота. Я знаю, что за болотом стоит избушка на курьих ножках. Там и живёт баба-яга. Подойдём поближе может, что-нибудь услышим о братце Маши.

Дорога к Бабе-Яге.

Воспитатель: Дорога к избушке не простая-то узкая, то широкая. то каменистая. Густой туман стелется под ногами. Но я вам помогу, буду указывать путь при помощи знаков-картинок.(Воспитатель поочерёдно показывает картинки с изображением узкой, широкой и каменистой дорожек. Дети идут по кругу, имитируя ходьбу по соответствующим дорожкам.)

У избушки на курьих ножках.

Слайд 5.

hello_html_32fad35d.jpg

(Воспитатель подводит детей к мультимедийному экрану с изображением дома Бабы-яги).

Воспитатель :Ну-ка послушаем, что тут творится!

Баба-Яга:(голос в микрофоне).Улетаю по делам! Оставляю стражниками гусей-лебедей. Ты, Ванюша, не вздумай уходить. Сиди тут и смотри в окошко.

Воспитатель: Ребята, Баба-Яга в сказке добрая? (Нет ,Баба-Яга в сказке злая)

Воспитатель :Она молодая? (Нет, старая)

Воспитатель: Она красивая? (Нет, она страшная: у нее нос – крючком, волосы – торчком и нога костяная).

(На экране появляется Ваня)

Слайд 6.

hello_html_6fabafbc.jpg

Дети: Ваня! Ванюша!

Воспитатель :Ванечка, мы тебя спасём .Бежим отсюда !Дети, кто нам снова поможет от гусей-лебедей спрятаться?(молочная речка-кисельные берега).Изобразим речку с помощью рук.(Дети руками изображают волны).

Воспитатель :Кто ещё поможет?(Печка)Изобразим печку с помощью рук.(Дети рисуют в воздухе печку).

Воспитатель: А вот и яблонька, она укроет нас своими ветками.(Дети изображают качающиеся ветки яблони.)

Возвращение Вани.

Выходит мальчик в костюме Иванушки.

Маша :Спасибо вам большое! (протягивает детям корзинку с печеньем.)Вот моё угощение. А нам с братцем пора-скоро матушка с батюшкой с ярмарки вернутся .До свидания! Слайд 7.

hello_html_71b3e756.jpg

Дети: До свидания!

Воспитатель: Дети, вам понравилось путешествие в сказку? Что запомнилось больше всего? (Ответы детей).Теперь нам пора в группу возвращаться.

Звучит аудиозапись песни ,,Приходите в гости к нам”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»

Формировать навыки сотрудничества, доброжелательн .Развивать связанную речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди» . В период самоизоляции с 25 по 29 мая.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе  «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе  «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»

Комплексное развитие познавательно-речевой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий....