Методическая разработка Тема: «Устное народное творчество в речевом развитии детей»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Громова Наталья Викторовна

Данная методическая разработка, может значительно облегчить подготовку к занятиям по развитию речи педагогам, работающим с дошкольниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

ДЕТСКИЙ САД №60 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА «ГНЕЗДЫШКО»

*: 192241 , С-Пб, пр. Славы, д. 46, кор 2; (: (812) 360-85-30 , факс: (812) 361-04-14

Методическая разработка

Тема: «Устное народное творчество в речевом развитии детей»

Составила воспитатель: Громова Наталья Викторовна

г. Санкт-Петербург

2021 год

 

Цель: Формировать интерес детей к произведениям устного народного творчества, по средствам фольклора развивать устную речь ребёнка, развивать его духовно, эстетически и эмоционально, знакомить с разновидностями устного творчества (потешки, загадки, чистоговорки, скороговорки, заклички, сказки).

Исследованиями установлено, что правильное произношение звуков очень важно для формирования полноценной личности. Ребёнок с хорошей, внятной речью легче вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, может понятно выразить свои мысли, желания. Дефекты в звукопроизношении затрудняют контакт. Часто у детей с проблемами в звукопроизношении наблюдается задержка в психическом развитии.

Развитие правильного звукопроизношения очень важно и при поступлении ребёнка в школу. Одной из причин неуспеваемости по русскому языку в начальной школе является недостаточно чёткое произношение звуков. Таким детям трудно определить количество звуков в слове, их последовательность, подобрать слово с заданным звуком. Дети с плохо или недостаточно развитым фонематическим слухом затрудняются в овладении навыками письма в школе.

Исследования учёных показывают, что 20% детей, поступающих в школу, имеют дефекты в звукопроизношении, что доказывает необходимости работы по обучению детей правильному звукопроизношению. В этом хорошо помогают различные тренировочные упражнения, такие как:

- Артикуляционные гимнастики и   упражнения.

- Чистоговорки.

- Скороговорки.

-Пальчиковые игры

Данная методическая разработка, может значительно облегчить подготовку к занятиям по развитию речи педагогам, работающим с дошкольниками.


сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

Паль

чико

вая

гим

нас-

тика

Комплекс упражнений №1

1."Ножницы". Указательный и средний пальцы правой руки имитируют стрижку ножницами.                                  2."Колокол". Скрестив указательный и безымянный пальцы обеих рук, тыльные стороны, обратив вверх, опустить средние пальцы правой и левой руки и свободно вращать ими.                          3."Дом". Соединить наклонно кончики пальцев правой и левой руки.                                    4."Бочонок с водой". Слегка согнуть пальцы левой руки в кулачок, оставив сверху отверстие.

Комплекс упражнений №2

1. Ладони на столе (на счет “раз-два” пальцы врозь-вместе.)
2. Ладошка – кулачок – ребро (на счет “раз, два, три”).
3. Пальчики здороваются (на счет “раз-два-три-четыре-пять” соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)
4. Человечек (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу).
5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).

Комплекс упражнений №3

1. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки).
2. Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).
3. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).
4. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить).
5. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).

Комплекс упражнений №4

1. Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).
2. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).
3. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать).
4. Цветок (то же, но пальцы разъединены).
5. Корни растения (прижать корни-руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).

Потеш

ки

"Прятки"                                  Сжимание и разжимание пальцев рук в ритм стихотворения:

В прятки пальчики играли
И головки убирали,
Вот так, вот так –
И головки убирали

   

« Этот пальчик»

Этот пальчик хочет спать,            Поднять левую руку ладонью к себе.  

Этот пальчик – прыг в кровать!   Загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки,

Этот пальчик прикорнул,              начиная с мизинца.
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми,
            Обратиться к большому пальцу, разогнуть все пальчики.
Братиков не разбуди …
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора.

                                                  «Идут 4 братца»                       Идут четыре братца на встречу большаку (попеременно пальцы)                                                  Здорово большак(потрясти пальцами ладонь открыта)                                                                   ( Большой здоровается попеременно с каждым)                                                          Здравствуй  Васька Указка,                                                                                                                  Мишка Серёдка,                                                                                                                                    Гришка сиротка                                                                                                                                          И ты крошка Тимошка

“Пальчик-мальчик”
Пальчик-мальчик, где ты был?   Показать большой палец правой руки, обращаясь к нему.

С этим братцем в лес ходил.       Прикасаться кончиком большого пальца к кончикам всех
С этим братцем щи варил.           пальцев от указательного до мизинца.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.

                                                            « Боровики»                                                          В тёмном лесу                           Скрестить ладони над головой Стоят дубки                                  «Лотос» из ладоней                               Там растут                                     Сложить ладони вертикально  Боровики                                            Ладонь-ножку ладонью-шляпкой накрыть                                                Раз,два, три, четыре, пять              Хлопки                                                    Мы идём их собирать             Собрать ладони «блюдечком».         

“Белка                                                Левой рукой загибать по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.
Сидит белка на тележке,      

Продает она орешки,            
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.

Кому в роток, кому в зобок,

А кому в лапочку.

                                                                          «Тучи»                                         Туча тучу повстречала,                  Туча туче проворчала:   Свободные движения руками в воздухе                                               «Что гуляешь на пути?      Погрозить пальцем                              Прочь с дороги, дай пройти      Отмахивать руками от себя  Туча тучу лбом, лбом                       Хлопки                                                         А по небу гром, гром                                 Топ-топ    

“Этот пальчик “
Этот пальчик – дедушка,          
Согнуть пальцы левой руки в кулачок,
Этот пальчик – бабушка,
       

  По очереди разгибать пальцы, начиная с большого.
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.

«Четыре цапли»                  Четыре длинных цапли                  Шагать руками в воздухе   Выходят на охоту                                    Руки «клювиками»                                  А дождик по болоту                             Стаккато в воздухе                               Кап-кап-кап                                   Пальцами по ладони                        Идут четыре цапли                         Шагать руками в воздухе                   И стряхивают капли,         «Стряхивать» с себя                    А клювы звонко щёлкают Раскрывать и закрывать «клювики»                             Цап,цап,цап                                        Щелчки

Чисто

говор ки

Са-са-са на трубе сидит оса.                           Су-су-су: ой боимся мы осу.
Сы-сы-сы:  ох и жало у осы.
Се-се-се: мы кисель дадим. осе

 

 Бы-бы-бы – на дворе стоят столбы. Бо-бо-бо –  у нас большой забор.                          Ба-ба-ба – из окна торчит труба.         Бе-бе-бе – мы играем на трубе.



Жи-жи-жи – здесь живут ежи.                                                  Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.                                                        Жу-жу-жу -молоко дадим ежу. Же-же-же – дождь пошёл уже.

Ца – ца - ца – белая овца.
Цо – цо - цо – умывает лицо.
Цы – цы - цы – ели огурцы.
Цо – цо - цо – на руке кольцо.

Скоро

говор ки

 Коси, коса, пока роса.                                                

У зайки Бубы заболели зубы.                  Белые бараны били в барабаны.

У ежа ежата у ужа ужата.

 

Цыплята и курица пили чай на улице.        

Январь

Февраль

Март

Апрель

Паль

чико

вая

гим

нас-

тика

Комплекс упражнений №5

1. Замок (на счет “раз” – ладони вместе, а насчет “два” – пальцы соединяются в “замок”).
2. Лиса и заяц (лиса “крадется” – все пальцы медленно шагают по столу вперед; заяц “убегает” – перебирая пальцами, быстро движутся назад).
3. Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу).
4. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе).

Комплекс упражнений №6

1. Двое разговаривают (согнуть обе руки в кулак, большие пальцы вытянуть вверх, приблизить их друг к другу).
2. Стол (правую руку согнуть в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку).
3. Кресло (правую руку согнуть в кулак, а левую прислонить к ней вертикально).
4. Ворота (соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх или согнуть внутрь).

Комплекс упражнений №7

1. Ромашка (соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны).
2. Тюльпан (полусогнутые пальцы обеих рук соединить, образуя чашечку цветка).
3. Сжимание и разжимание кистей рук на счет: 1-2.
4. Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).

Комплекс упражнений №8                                                  1. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).                             2. 2.Птички клюют (большой палец поочередно соединять с остальными пальцами).
3. Гнездо (пальцы обеих рук округлить и соединить в форме чаши).
4. Птички летят (пальцами обеих рук производить движения вверх, вниз).
                                           

Потеш

ки

«Птички»                                                              Две синички прилетели,                                 Машем кистями рук, изображая крылья.                                                     На ладошки дружно сели,                      Показываем ладошки.                                       Стали семечки клевать.                                            И тихонько напевать.                                    Стучим указательным пальцем по ладошкам.                                                             Мы погладим нежно птичек                Гладим ручки с обеих сторон.                                       И отпустим невеличек.                          Встряхиваем кистями рук и машем ими как крылышками.            

«Зима»                                                                        У зимы в лесу  изба                  Построить «домик» из ладоней
Во все стороны   резьба   
Волнообразные движения руками
Водяные окна скрыты                                        
колечки из пальцев
1-2, 1-3, 1-4, 1-5
Ледяными ставнями.                                    Закрыть ладонями лицо
Два столба хрустальных врыты,                                             
Согнуть руки в локтях вертикально
Сторожить поставлены                  
«шагать» локтями
На столбе ледяном                                     
Пальцами правой руки ходить по левой
Ходит ворон ходуном                                   и наоборот                                       
«Вьюги»  (в парах, в движении)

Вьюги, вьюги, вьюги, вью                                                  Круговые движения рук
Колотушки колочу,                                          
Хлопки друг с другом
Приколачиваю,                            
Удары кулачками
Заколачиваю.                               
Притопы

                          

“По грибы“
1,2,3,4,5,                                                
Дети попеременно сгибают пальцы, начиная с мизинца.
Мы грибы идем искать.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот – в миску все кидал,
Этот пальчик все-все съел,

Оттого и потолстел!

«В гости к большому пальцу»                В гости к пальчику большому приходили прямо к дому (раскрыта ладонь)                                        (Большой здоровается попеременно с каждым)                                                                Указательный и средний,                                                                                                      Безымянный и последний.                                                                                                                          Сам мизинчик малышок постучался о порог (постучать мизинцем о большой палец)                                         Вместе  пальчики друзья (сжать кулачок)                                                                                               Друг без друга им нельзя   (погрозить указательным пальцем)                                                

«Ладошки»                                          Ладушки, ладошки                              Играть в ладошки                                            К бабушке в окошко                         «окошко» из 1-2 пальцев обеих рук                                               Постучали тук да тук                      Кулачком о ладошку                                 Это внучка, это внук!                          Поднять по очереди каждую руку                                             Заходите на порог                               Развести руками в стороны                Будем печь пирожок!       «стряпают»

“Алые цветы “
Наши алые цветки                          
Ладони соединены в форме тюльпана.

Распускают лепестки.                      Пальцы медленно раскрываются.

Ветерок чуть дышит,      Производятся плавные покачивания кистями рук.

Лепестки колышет.

Наши алые цветки                             Пальцы медленно закрываются, приобретая форму цветка.

Закрывают лепестки.    

Тихо засыпают,                Производятся покачивания головой цветка.

Головой качают.

«Помощник»                                     1,2,3,4,5 (сжимаем кулачки)                                                                                                               Мы посуду перемыли (потираем ладошки)                                                                                        Чайник, чашку, ложку, ковшик и большую поварешку (загибаем с мизинца на обеих руках)                                       Мы посуду перемыли (потираем ладошки),                                                                                Только чашку мы разбили (загибаем с мизинца),                                                                     Ковшик тоже развалился,                                                                                                                       Нос у чайника отвалился,                                                                                                                            Ложку мы чуть-чуть сломали                                                                                                              Так мы маме помогали (сжимаем кулачки)

«Капуста»

Мы капусту режем режем.

Мы капусту трём трём,

Мы капусту мнём мнём

Мы капусту солим солим.

И мешаем и мешаем

Пробуем

“Апельсин“
Мы делили апельсин,      
Начиная с мизинца, загибать попеременно все пальцы.

Много нас, а он один.

Эта долька - для ежа,

Эта долька - для чижа,

Эта долька - для утят,

Эта долька - для котят,

Эта долька - для бобра,

А для волка – кожура.         Показать  пустую ладошку. 

Он сердит на нас, беда!

Разбегайтесь кто куда.       Спрятать руки за спину.

«Пчёлки»                                Домик маленький на ёлке (ладонь открыта, пальцы растопырены, на второй руке кулачок полуоткрыт присоединён к ёлке)                                                                                          Где же, где же эти пчёлки (раскрываем ладони),                                                                                  Стали пчёлки вылетать 1,2,3,4.5. (работаем пальцами).

«Солнышко»                     Солнышко, солнышко.  Протянуть руки вверх      Погуляй у речки Волнообразные движения в воздухе                Солнышко, солнышко  Протянуть руки вверх      Разбросай колечки       Колечки 1-2, 1-3, 1-4, 1-5 пальцами                                Мы колечки соберём,  Складывать в правую руку Золочённые возьмём, Складывать в левую руку       Покатаем,                      «Покатать» в ладонях                  Поиграем,                     Пошлепать по коленям                               И тебе назад вернём Протянуть руки вверх.

Чисто

говор

ки

Та-та-та – у нас дома чистота.                 Тё-тё-тё – отложили мы шитьё.                  То-то-то – сели мы играть в лото.                        Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.

 

- Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.

- То-то-то – сели мы играть в лото.

 

- Ти-ти-ти – съели кашу всю почти.

- Тё-тё-тё – отложили мы шитьё.

- Ать-ать-ать – мы идём гулять.

Ли-ли-ли: в синем море корабли.
Ля-ля-ля: мачта корабля.
Ле-ле-ле: гнезда на скале.
Лю-лю-лю: мамочку люблю.

Га-га-га – заболела нога.
Ге-ге-ге – плохо ноге.
Ги-ги-ги – мама жарит пироги!
Ге-ге-ге – позабыл о ноге.
Гу-гу-гу – на кухню бегу.
Ги-ги-ги – хороши пироги!
Га-га-га – не болит нога!

я-я-я  - поймали воробья,                                    ю-ю-ю - я песенку пою,                               ё-ё-ё  - у меня ружьё,                             е-е-е - ёж ползёт к змее.

Скоро

говор

ки

От топота копыт пыль по полю летит.

Еле-еле Лена ела, есть от лени не хотела.                  

На дворе галка, на берегу галька.

У ёлки иголки колки.    

май

Потешки

Чистоговорки

Паль

чико

вая

гим

нас-

тика

Комплекс упражнений №9

1. Сгибание-разгибание пальцев (поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца; выполнить то же упражнение, только сгибать пальцы, начиная с мизинца;  выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки)                                           2. Миска (пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к друг)                         3.Крыша (соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук)                                   4. Магазин (руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед крышей)

«Замок»

На дверях весит замок

Пальцы в замочек слегка покачивать.

Кто его открыть бы смог?

Замочком вперёд назад.

Мы замочком повертели,

Повертеть замочком.

Мы замочком покрутили,

Пальцы остаются сомкнуты,

а  ладошки трутся друг о друга.

Мы замочком постучали,

Пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о друга.

Постучали и открыли.

Показать ладошки.

                                           «Паучок»
Паучок ползёт, ползёт            
Шагать всеми пальцами в воздухе
Паутинку он плетет.               
Круговые движения вторыми пальцами
Паутинка хоть тонка          
Сцепить первые пальцы
Крепко держит мотылька  
Помахать остальными пальцами

 

 «На полянке»                                    На полянке у лесочка, Медленно качаем кистями рук, ладонями вверх.                                   Где резвится мошкара, Хлопаем в ладоши.                                               Выросли весной цветочки,               Ах какая красота!                       Ладони прижимаем друг к другу, разводим пальцы, слегка согнув их.                                            Все в лесу цветочки любят, Поднимаем руки вверх и поворачиваем ладони внутрь и наружу.                                       Утром солнышко их будит Хлопаем в ладоши.                                      И лучами пригревает,                   Дождик в меру поливает. Поднимаем руки вверх и медленно опускаем их вниз.       Тех, кто очень уж промок, Соединяем кисти рук, разворачиваем ладони вверх. Днём обсушит ветерок.                   Дуем на ладони.

ха-ха-ха - мы поймали петуха.
хе-хе-хе - рыба плавает в ухе.
ох-ох-ох -  мы засеяли горох.
эх-эх-эх -  в гости мы позвали
 всех.

Скороговорки

Хохлатые хохотушки хохотали, хохотали.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

http://festival.1september.ru/articles/595153/

http://www.kindergenii.ru/HTMLs/skorogovorki/bpgkskor.htm

http://luntiki.ru/blog/skorogovorki/105.html

http://allforchildren.ru/kidfun/fastspeak-l.php

http://mamavteme.ru/?p=378


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста

Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необход...

Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.

СОДЕРЖАНИЕ:1. Актуальность проблемы2. Русское народное творчество как средство народной педагогики....

"Роль устного народного творчества в речевом развитии детей дошкольного творчества".

Актуальность проекта·        Одним из действенных средств воспитания человека и его полноценного развития является устное народное творчество. Возможность испо...

"Роль устного народного творчество в речевом развитие детей дошкольного возраста"

Выступление на педагогическом совете на тему "Роль устного народного творчество в речевом развитие детей дошкольного возраста"....

Роль произведений устного народного творчества в речевом развитии детей

Статья "Роль произведений устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста...

Роль устного народного творчества в речевом развитии детей.

    Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с взрослыми. Важнейшее средство человеческого общения - это язык. Поэтому одним из основных направлени...