Мастер – класс «Нетрадиционное оборудование в речевом центре»
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)

Сабанова Ольга Николаевна

Речь - как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка.От качества речи, и умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога  и ребенка  зависит успешность, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском обществе Именно поэтому речевое развитие занимает важное место в ФГОС дошкольного образования.Сегодня мы расскажем Вам о нетрадиционном оборудовании, которые способствуют развитию речи дошкольников, используются для коррекционно- логопедической работы в группе компенсирующей направленности.Все наглядные пособия представлены в виде презентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 8 «Малышок»
г. Краснокаменск, Забайкальский край

Мастер – класс

«Нетрадиционное оборудование в речевом центре»

                                          Подготовили:

                                                                  воспитатели группы компенсирующей

                                                                    направленности № 11 «Речевички»:

                                                              Михалевская В.А, Сабанова О.Н.

г. Краснокаменск, 2021 год

Речь -  как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка зависит успешность, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском обществе. Именно поэтому речевое развитие занимает важное место в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования.

Сегодня мы расскажем Вам о нетрадиционном оборудовании, которые способствуют развитию речи дошкольников, используются для коррекционно - логопедической работы в группе компенсирующей направленности. Все наглядные пособие будут представлены в виде презентации.

Речевое дыхание – это важная часть речи. Оно учит в создании голосового звучания. Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система – это база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи, которая считается одним из необходимых и значимых условий постановки звука.          

Для развития правильного речевого дыхания мы используем разнообразные пособия и тренажеры. 

 Цель пособий и тренажеров: Учить детей правильно дышать: через нос делать вдох, а через рот плавный выдох. Тренировка дыхательной системы.

  • Султанчики, вертушки
  • Трубочки с дождиком
  • «Веселые зверушки»
  •  «Прожорливые фрукты и овощи»
  • «Задуй свечу»
  • «Бантики»
  • «Футбол»
  • Аэробол: «Веселые птицы», «Парящий шарик», кольца с мячом.

       

Тренажеры для обучения упражнениям артикуляционной гимнастики:    

         «Веселые язычки», «Лягушка», «Клоун», «Мальчик», «Бегемотик».
Цель: Выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Помочь детям в игровой форме освоить и провести артикуляционные упражнения.

Тренажеры позволяют показывать правильное положение языка при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики с помощью языка-варежки, одетой на руку педагога или ребенка. «Язык» надевают на руку, просовывают в вырезанное сзади отверстие через «рот» тренажёра и показывают упражнения с пояснениями о положении языка с помощью соответствующих действий своей руки.

Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.

Пальчиковые игры и упражнения с использованием различных нетрадиционных предметов стимулирует умственную деятельность, приучают руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям, координируют движения пальцев рук. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма

  • Массажные мячики;
  • Массажные колечки «Су-Джок терапия. Волшебный шарик здоровья.

Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су-Джок терапия. Су-Джок это очень эффективная стимуляция познавательной и эмоционально-волевой сфер ребенка, благоприятно влияет на речевые центры. Су-Джок используют и при плохой подвижности пальчиков;

  • Прищепки;
  • Шестигранные карандаши или шариковые ручки;
  • Деревянные палочки (бигуди). Игры с бигудями развивают мелкую моторику пальцев рук, стимулируют речевое развитие, повышают работоспособность головного мозга, оказывают оздоравливающее воздействие на весь организм, способствуют развитию воображения, конструктивных способностей детей. Материал хорошо поддается санитарной обработке.
  • Счетные палочки, спички
  • Фасоль, горох
  • Разнообразные пробки и бутылочки. Игры с цветными крышками научат малышей ориентироваться в цветовой гамме, дадут возможность запомнить величины (большой, средней, маленький, способствуют развитию мелкой моторики рук, научат решать логические задачи, будут развивать творческое мышление.
  • «Сапожки»  на пальчики
  • Камешки «Марблс» и т.д.

Применение камешков «Марблс» – это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камешков разного цвета и различные задания с ними.

Камешки «Марблс» положительно влияют на тонкую мускулатуру пальцев и кистей рук ребенка. Камешки яркие, разнообразные по форме, цвету, фактуре, они отвечают потребностям детей в эстетическом познании мира, способствуют психоэмоциональному благополучию, вызывают у детей чувства радости, счастья, стремление трогать, щупать, перебирать и играть с ними. Радостные эмоции повышают работоспособность, снижают утомляемость, это благотворно сказывается на общем состоянии здоровья детей

Сенсорные дорожки.

Цель: Развитие речи детей дошкольного возраста, мелкой моторики рук, сенсорного восприятия. Учить узнавать и называть цвета, совершенствование движений кисти и пальцев рук.

На первом этапе ребенок просто проводит пальчиками по элементам дорожки.

Затем «шагает» по ним указательным и средним пальцем.

Далее идет усложнение заданий:

- шагаем указательным и безымянным пальчиками

- шагаем указательным пальчиком и мизинцем

- большим и мизинцем

- большим и указательным пальчиками

-большим и средним пальчиками

- большим и безымянным пальчиками

-средним и безымянным пальчиками

- средним и мизинцем

- мизинцем и безымянным

Еще более сложный вариант: шагаем одновременно двумя руками.

• ВАЖНО: Играть нужно не только ведущей рукой, но и другой.

•  Шагать можно тоже разными способами: поочередными шагами, «приставными» шагами

•  Также можно сочетать шаги с короткими стишками для развития координации движения и речи.

Тактильные ладошки (выполняются из разных материалов).

Цель: Развивать тактильную чувствительность кожного покрова ладоней и подушечек пальцев ребенка.

2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, наблюдательность, память, пространственные представления.

3. Развивать умения действовать по образцу и по заданному условию.

Мягкие буквы из фетра.

Цель: Закрепление зрительного образа букв. Развивать тактильные ощущения.  Профилактика дисграфии. Развитие памяти, внимания, мышления.

Игры с платочками, как средство развития ручных умений.

Платочек, самое простое дидактическое пособие, ведь с ним можно проводить много полезных и увлекательных игр. Вот некоторые из них, которые мы используем в своей работе.

  1. Вот платочки в руки взяли

Разложили, разравняли,

Будем с ними мы играть

Чтобы пальчики размять.

  1. Будет сладкоежкам

Сегодня угощенье

Превращаем шоколадку

Во вкусное печенье.

  1. Что нам стоит дом построить

Если есть платочек

Быстро сложим стены, крышу

Всё, живи дружочек!

  1. Платочком ловко мы играем

В волшебную лодочку его превращаем.

  1. Это что за космодром

Получился у ребят

Ба! Платочные ракеты

Все готовятся на старт!

  1. В дочки-матери играть

Любят ребятишки

Заворачивать, качать,

Куколок-малышек.

  1. Не нужны какао, сахар,

Молоко, помадка,

Пополам платочек сложим,

Вот вам шоколадка!

  1. Лакомкам и сладкоежкам

Без конфеты не прожить

Из платочка её сложим

Чтоб обжорок подразнить.

  1. Если уголки платочка

Встретятся по серединке,

То получится конвертик.

Для письма или картинки.

  1. Уголочек к уголку

Наискось сложили

И красивую косынку

Сразу получили.

  1. Если трубочкой платочек

Бережно скрутить

Можно интересную забаву получить.

Для кого-то, дудочка,

Иль, труба подзорная,

Как кому понравится, трубочка прикольная!

  1. У меня живет проглот!

Весь платок он скушал-вот!

Сразу стало у проглота,

Брюхо, как у бегемота!

Таким образом, нетрадиционное использование предметов помогает в обучении детей во время проведения артикуляционной и дыхательной гимнастики, в самостоятельной и совместной деятельности. 

Мы видим, что современные нетрадиционные технологии легко и в то же время очень интересно, ненавязчиво развивают речь, познавательную и социально-коммуникативную активность детей-дошкольников.
        Применение нетрадиционных методов и приёмов способствует эффективному запоминанию, сохранению и воспроизведению информации, и конечно формирует у детей связную монологическую речь.
*стимулирует умственную деятельность;
*повышает у детей мотивацию к обучению;
*способствует хорошему эмоциональному настрою;
*повышает общий тонус;
*снижает психоэмоциональное напряжение;
*координирует движения пальцев рук;
*расширяет словарный запас;
*приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.
*Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.
                        Прекрасна речь, когда она как ручеек,
                        Бежит среди камней, чиста, нетороплива,
                        И ты готов внимать ее поток, и восклицать:
                        «О, как же ты красива!»

Спасибо за внимание! Творческих Вам успехов, уважаемые коллеги!

 

 

                                                       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пособия и тренажеры для развития речевого дыхания Цель: Учить детей правильно дышать: через нос делать вдох, а через рот плавный выдох. Тренировка дыхательной системы. Султанчики, вертушки, трубочки с дождиком, «Веселые зверушки», «Прожорливые фрукты и овощи»

Слайд 2

«Задуй свечу», «Бантики», «Футбол»

Слайд 3

Аэробол «Веселые птицы», «Парящий шарик», кольца с мячом.

Слайд 4

Тренажеры для обучения упражнениям артикуляционной гимнастики: «Веселые язычки», «Лягушка», «Клоун», «Мальчик», «Бегемотик» Цель: В ыработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Помочь детям в игровой форме освоить и провести артикуляционные упражнения .

Слайд 5

Пальчиковые игры и упражнения с использованием различных нетрадиционных предметов: Массажные мячики и колечки «Су- джок », прищепки, шестигранные карандаши или шариковые ручки, деревянные палочки (бигуди, спички), счетные палочки, фасоль, горох, разнообразные пробки и бутылочки, «Сапожки» на пальчики

Слайд 6

Камешки «Марблс» Применение камешков «Марблс» – это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камешков разного цвета и различные задания с ними. Камешки «Марблс» положительно влияют на тонкую мускулатуру пальцев и кистей рук ребенка. Камешки яркие, разнообразные по форме, цвету, фактуре, они отвечают потребностям детей в эстетическом познании мира, способствуют психоэмоциональному благополучию, вызывают у детей чувства радости, счастья, стремление трогать, щупать, перебирать и играть с ними. Радостные эмоции повышают работоспособность, снижают утомляемость, это благотворно сказывается на общем состоянии здоровья детей

Слайд 7

Сенсорные дорожки и тактильные ладошки Цель: Развивать тактильную чувствительность кожного покрова ладоней и подушечек пальцев ребенка. 2 . Развивать мелкую моторику рук, внимание, наблюдательность, память, пространственные представления. 3 . Развивать умения действовать по образцу и по заданному условию. Цель: Развитие речи детей дошкольного возраста, мелкой моторики рук, сенсорного восприятия. Учить узнавать и называть цвета, совершенствование движений кисти и пальцев рук. На первом этапе ребенок просто проводит пальчиками по элементам дорожки. Затем «шагает» по ним указательным и средним пальцем. Далее идет усложнение заданий: - шагаем указательным и безымянным пальчиками - шагаем указательным пальчиком и мизинцем - большим и мизинцем - большим и указательным пальчиками -большим и средним пальчиками - большим и безымянным пальчиками -средним и безымянным пальчиками - средним и мизинцем - мизинцем и безымянным Еще более сложный вариант: шагаем одновременно двумя руками. • ВАЖНО: Играть нужно не только ведущей рукой, но и другой. • Шагать можно тоже разными способами: поочередными шагами, «приставными» шагами • Также можно сочетать шаги с короткими стишками для развития координации движения и речи.

Слайд 8

Мягкие буквы из фетра, кубики с буквами и слогами. Выкладывание букв цветной пряжей. Цель: Закрепление зрительного образа букв. Развивать тактильные ощущения. Профилактика дисграфии. Развитие памяти, внимания, мышления.

Слайд 9

Игры с платочками, как средство развития ручных умений. Платочек, самое простое дидактическое пособие, ведь с ним можно проводить много полезных и увлекательных игр. 1. Вот платочки в руки взяли Разложили, разравняли, Будем с ними мы играть Чтобы пальчики размять. 2. Будет сладкоежкам Сегодня угощенье Превращаем шоколадку Во вкусное печенье. 3. Что нам стоит дом построить Если есть платочек Быстро сложим стены, крышу Всё, живи дружочек! 4. Платочком ловко мы играем В волшебную лодочку его превращаем. 5. Это что за космодром Получился у ребят Ба! Платочные ракеты Все готовятся на старт! 6. В дочки-матери играть Любят ребятишки Заворачивать, качать, Куколок-малышек. 7. Не нужны какао, сахар, Молоко, помадка, Пополам платочек сложим, Вот вам шоколадка! 8. Лакомкам и сладкоежкам Без конфеты не прожить Из платочка её сложим Чтоб обжорок подразнить. 9. Если уголки платочка Встретятся по серединке, То получится конвертик. Для письма или картинки. 10. Уголочек к уголку Наискось сложили И красивую косынку Сразу получили. 11. Если трубочкой платочек Бережно скрутить Можно интересную забаву получить. Для кого-то, дудочка, Иль, труба подзорная, Как кому понравится, трубочка прикольная! 12. У меня живет проглот! Весь платок он скушал-вот! Сразу стало у проглота, Брюхо, как у бегемота!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер-класс: "НЕТРАДИЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ для проведения корригирующей гимнастики с детьми дошкольного возраста"

Мастер класс направлен на сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду (дети, педагоги, родители). Материал будет полезен инструкторам и руководителя...

Мастер - класс "Нетрадиционное оборудование в речевом центре"

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка зависит успешность ре...

Мастер - класс "Нетрадиционное оборудование в речевом центре"

Речь -  как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка зависит успеш...

Мастер класс "Нетрадиционное физкультурное оборудование как средство повышения двигательной активности дошкольников"

Повышение компетентности педагогов по проблеме приобщения дошкольников к двигательной активности посредством нетрадиционного физкультурного оборудования....

Презентация :мастер-класс "нетрадиционное оборудование по физкультуре дома и в детском саду"

Презентация :мастер-класс "нетрадиционное  оборудование по физкультуре дома и в детском саду"...