консультация для родителей
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Кулькова Златина Михайловна

говорим правильно консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл govorim_pravilno.docx21.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение № 16 « Ромашка»

Консультация

« Учимся  говорить правильно – серия игр по развитию речи»

.

Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребѐнка. Благодаря речи ребенок  познаѐт окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. При помощи речи человек выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания, делится впечатлениями о своѐм отношении к предметам и явлениям окружающей его действительности. В процессе развития речи ребѐнок овладевает языком.– В дошкольный период происходит становление речи и еѐ формирование. В эти годы ребѐнок усваивает звуки родного языка, учится отчѐтливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас. Усвоение речи в дошкольном возрасте необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе. Ребѐнок овладевает речью, подражая речи взрослых при непосредственном общении с ними. Поэтому, чтобы научиться говорить, он должен, прежде всего слышать речь родителей. Формирование и развитие речи происходит постепенно. Это довольно длительный и сложный процесс. И если родители часто общаются с малышом, играют с ним, читают ему книги, учат с ним стихи, то обычно речь ребѐнка развивается своевременно и правильно. Некоторые родители считают, что неправильное произношение звуков, торопливая или недостаточно отчѐтливая речь дошкольника не могут служить поводом для тревоги, что несовершенство детской речи – возрастное явление, проходящее со временем. Недопустимо, когда ребѐнок в 5, 6 и даже в 7 лет не может поддерживать разговор на знакомую для него тему, связно и понятно для слушателей пересказать сказку, рассказ, когда он неточно пользуется лексическими средствами, допускает грамматические ошибки, неправильно произносит звуки. От умения точно и правильно выразить свою мысль в решающей степени зависит свободное и непринуждѐнное общения ребѐнка с окружающими. Недостатки речи сказываются нередко и на формировании характера ребѐнка, отражаются на его умственном развитии, а в дальнейшем затрудняют и овладение грамотой. Чтобы у ребѐнка речь была грамотной и чѐткой, родители и педагоги, при занятии с детьми должны использовать скороговорки – чистоговорки. Скороговорки – это, как правило, небольшой по объѐму речевой материал, специально построенный на сочетании звуков, трудных для произношения. Например: Ба – ба – ба – у Вовы есть труба, Бу – бу – бу – сидит ворон на дубу,

Бы – бы – бы – собираем мы грибы… Они с большим успехом могут быть использованы не только для преодоления вялости и малоподвижности артикуляционного аппарата. Для закрепления правильного произношения звуков во фразе и их дифференциации, для выработки отчѐтливой и внятной речи, но и в качестве упражнений для тренировки и совершенствования работы голосового аппарата, для выработки умения пользоваться различным темпом речи, для работы над интонационной выразительностью речи. Для воспитания звуковой культуры речи кроме скороговорок надо использовать различные речевые игры и упражнения. Например: Игра: «Скажи ласково» Птица – (птичка, огурец – (огурчик, тетрадь – (тетрадочка). Упражнение: правильно назвать один овощ и много овощей. Огурец - … (огурцы, тыква - … (тыквы… Должны использовать считалки: «Мы шли, шли, шли. Пирожок нашли. Сели, поели и опять пошли». - Пословицы и поговорки на различную тематику: Глаза боятся, а руки делают. Скромность всякому к лицу. Что припасѐшь, то и на стол понесѐшь… - Загадки: В поле родился, На заводе варился, В стакане растворился. (сахар). В нашей кухне круглый год, Дед Мороз в шкафу живѐт. (холодильник). С детьми заучивать и просто читать стихи на различную тематику: И. Суриков «Снежинки». Первый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. В. Степанов «Пилот». В небо синее пилот Поднимает самолѐт И летит за облаками Над горами и лесами. Очень хорошо у детей развивается речь при сочинении сказок, рассказов по картине, по сюжетным картинкам. Все эти игры и упражнения не только способствуют развитию речи, но и многие из них одновременно расширяют знания ребѐнка об окружающих предметах, развивают мышление, память, восприятие, воображения. Также нельзя забывать, что большую роль в обогащении духовного мира ребѐнка играет литература. Книга является кладовой для развития речи, мышления, воображения, чувств. Ребѐнка необходимо привлекать к обсуждению прочитанного, анализировать поступки героев, просить пересказать, так как именно во время пересказа идѐт прямой контакт с ребѐнком. Чтение, рассказывание сказок, стихов должны стать семейной традицией. Речь ребѐнка быстрее развивается, если его жизнь наполнена разнообразными и интересными делами, событиями, мероприятиями. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, чѐтко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов, не сюсюкать.

Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребѐнка многие слова долетают искажѐнно («смори» вместо «смотри», «ваще» вместо «вообще»). Речь взрослого  должна быть образцом для детей. Необходимо постоянно повышать свой культурный уровень. Какой бы ни был ребѐнок, он нуждается в признании своей индивидуальности и поддержке любящих родителей и внимательных педагогов.  

ПАМЯТКА: «Факторы успешного развития ребёнка»

1. Эмоциональное общение с ребѐнком..

2. Создавать условия для общения с другими детьми.

3. Речь взрослого – пример для подражания.

4. Развивать мелкую моторику руки, это ведѐт к развитию речи ребѐнка.

5. Совместные игры взрослого и ребѐнка.

6. Чтение художественной литературы, разучивание стихов.

7. Удовлетворение любознательности ребѐнка. Ответы на все его «почему».

8. Совместные выезды на природу, экскурсии, посещение театров, музеев.

9. Своевременное устранение недостатков речи ребѐнка.

10. Не ускорять ход естественного речевого развития ребѐнка.

11. Не перегружать ребѐнка речевыми занятиями. 1

2. Игры, упражнения, речевой материал подбирать в соответствии с возрастом ребѐнка.

Игры на формирование грамматического строя речи

Игра "Кто кого обгонит?"

Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в винительном падеже.

Для этой игры понадобятся картинки с изображением животных,

транспорта, людей или насекомых. Всё зависит от Вашей фантазии.

Показываем ребёнку две картинки и задаём вопрос: "Кто кого обгонит?"

Заяц и черепаха… (Заяц обгонит черепаху).

Гусеница и змея… (Змея обгонит гусеницу).

Поезд и самолёт… (Самолёт обгонит поезд).

Мотоцикл и велосипед… (Мотоцикл обгонит велосипед).

Человек и машина… (Машина обгонит человека).

Игра "Мама потерялась"

Цель:  формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в родительном падеже,

Развитие  словаря, закрепление  обобщающих понятий "Дикие животные" и "Домашние животные".

В этой игре нам понадобятся картинки с изображением диких и домашних

животных и их детёнышей. Детёныши потерялись, а мамы их ищут и никак

не могут найти. Надо обязательно помочь мамам найти своих малышей.

Пример: Корова ищет (телёнка). Вот телёнок.

Лошадь ищет (жеребёнка).

Свинья ищет (поросёнка).

Собака ищет (щенка).

Кошка ищет (котёнка).

Коза ищет (козлёнка).

Овца ищет (ягнёнка).

Лисица ищет (лисёнка).

Зайчиха ищет (зайчонка).

Волчица ищет (волчонка).

Ежиха ищет (ежонка).

Медведица ищет (медвежонка).

Белка ищет (бельчонка).

Игра "День рождения Мишутки"

Цель: развитие умения правильно согласовывать существительные в дательном падеже.

Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением рыбы, моркови, грибов, зерна, травы, белки, лисы, зайца, ежа, курицы, коровы и медведя.

Мишутка пригласил к себе на день рождения друзей. Гости ещё не

пришли, но для них уже готово угощение. Попробуем угадать, кого же Мишутка ждёт в гости.

Пример:

Орехи - белке. Мишутка ждёт белку.

Рыба … - Мишутка ждёт…

Морковь … - Мишутка ждёт…

Грибы … - Мишутка ждёт…

Зерно … - Мишутка ждёт…

Трава … - Мишутка ждёт…

Игры для развития связной речи

Игра «Где начало рассказа?»

Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.

Материал: серия сюжетных картинок.

Ход игры

Ребенку предлагается составить рассказ. Опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.

Игра «Какая картинка не нужна?»

Цель: учить находить лишние для данного рассказа детали.

Ход игры

Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок  должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.

        Игры на пополнение словарного запаса

Игра «Наоборот»

Цель: – упражнение в подборе антонимов (слов – неприятелей).

Ход:

Нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь … («низко»).

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь … («близко»).

Скажу я слово «потолок», а ты ответишь («пол»).

Скажу я слово «потерял», а скажешь ты («нашёл»)!

Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … («храбрец»).

Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай, … («конец»).

Игры на развитие навыков звукобуквенного анализа, формирование

фонематического слуха

Игра «Цепочка слов»

Задача: научить детей выделять начальный и конечный звуки в словах, расширить их словарный запас, развить слуховое внимание, сообразительность.

Описание. Можно играть вдвоем или с группой детей и взрослых. Один из играющих называет любое слово - существительное в единственном числе и именительном падеже, второй - придумывает слово на его последний звук, третий - на последний звук этого слова и т. д., как бы выстраивая цепочку из слов. Например: сова – абрикос – сок – кот – тропа – апельсин - нора

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...