Тема: Обучение дошкольников пересказу.
статья по развитию речи

Чернова Наталья Равильевна

В данной статье рассматриваются методика обучения пересказу в разных возрастных группах  и типичная структура пересказа,  рассмотрен метод мнемотехники при обучении пересказу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_doshkolnikov_pereskazu.docx19.68 КБ

Предварительный просмотр:

                          Обучение детей пересказу.

Как известно, пересказ - самая первая ступень в формировании навыков монологической речи. Пересказ текста имеет важное значение в процессе развития ребенка и часто применяется в НОД в дошкольных учреждениях с целью подготовки детей к школе.

Содержанием для пересказа может быть не всякий литературный материал. Выбирать следует произведения, которые дети способны пересказать сами. При выборе учитываются следующие требования: произведения должны иметь воспитательную ценность, обогащать моральный опыт детей; быть доступными по содержанию – в произведении должны быть знакомые герои, персонажи с ярко выраженными чертами характера, понятными мотивами поступков; иметь четкую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий. Особое значение имеет динамичность сюжета.

При пересказе у дошкольников наблюдается ряд трудностей:

- дети хорошо пересказывают сказки, которые им читали много раз, но не всегда могут пересказать ранее незнакомый, только что прочитанный текст;

- дети подробно пересказывают начало текста, но дальше часто пропускают действия или события, сворачивают концовку;

- если в тексте много героев или событий, дети могут перепутать их последовательность;

- дети не всегда могут передать диалог героев с помощью косвенной речи.

Поэтому обучение дошкольников пересказу литературных произведений надо начинать с младшего дошкольного возраста. В зависимости от возрастной группы перед детьми ставятся разные задачи:

Методика обучения пересказу в разных возрастных группах имеет как общие, так и специфические особенности.

        Дети третьего года жизни рассказывают вместе со взрослым, в ответ на его вопросы, поставленные обычно к последнему слову фразы, вставляют отдельные слова (Посадил дед что? – Репку. – Выросла репка какая?). Сначала на эти вопросы отвечает сам воспитатель, побуждая подключаться к совместному ответу и ребенка. Постепенно становится возможным использование подсказывающих вопросов, на которые дети отвечают сами целым предложением («Жили-были. Кто жили-были? Дед да баба? – Жили-были дед да баба).

   Уже во второй младшей группе педагог побуждает детей следить за развитием действия в сказке, рассказе; называть и сочувствовать героям произведения, отвечать на вопросы по тексту, произносить отдельные слова либо предложения, постепенно подводя к его воспроизведению. Эта работа ведется на занятиях по ознакомлению с художественной литературой. Запоминанию помогает драматизация с помощью игрушек, настольного, теневого, кукольного театров, подвижных картинок (на магнитной основе, на фланелеграфе).

    В средней группе начинаем вести работу над умением пересказывать не только знакомые произведения, но и короткие сказки и рассказы, которые впервые прочитываются на занятии, работаем над выразительностью передачи диалогов персонажей.

Для пересказа можно использовать русские народные сказки «Курочка ряба», «Волк и семеро козлят», «Репка», рассказы К. Д. Ушинского «Гуси», «Уточки», Л. Н. Толстого «Сел дед пить чай», сказку В. Сутеева «Цыпленок и утенок» и др.

Ребенку в возрасте 4-5 лет ещё сложно самостоятельно проследить логическую последовательность сюжета, запомнить и передать языковые средства. Поэтому в беседе по содержанию с помощью вопросов, пояснений, показа иллюстраций выделяются основные части повествования, ставятся вопросы, направленные на осмысление событий и поступков героев. В беседу включают упражнения, развивающие навыки выразительного пересказа (использование различных интонаций в диалогах, передача переживаний действующих лиц). Внимание детей привлекается также и к языку, к характеристикам персонажей, к средствам выразительности

Каждый пересказ детей оценивается: поощряется старание, отмечаются положительные стороны и недостатки, даются конкретные советы.

         В старшей группе, в беседе, помимо вопросов, направленных на осмысление текста и припоминание последовательности развития событий, используются приемы привлечения внимания детей к языку произведения, к характеристике героев, к описанию места и времени действия, к точным определениям, сравнениям. Большое место в беседе занимает подготовка детей к выразительному пересказу: определяются общий тон пересказа, интонационная выразительность. Дети могут поучиться говорить за разных героев отдельные значимые фразы.

В старшей группе дети пересказывают русские народные сказки «Теремок», «Лиса и рак»; рассказы К. Д. Ушинского «Умей обождать», Л. Н. Толстого «Пожарные собаки», «Котенок», В. Осеевой «Синие листья», Н. Калининой «Про снежный колобок» и др.

В старшей группе широко применяется план пересказа. Это могут быть готовый план, предложенный воспитателем, и план, составленный им вместе с детьми.

Если произведения велики по объему, то дети пересказывают их по частям: воспитатель заранее выделяет законченные смысловые части текста и предлагает, чтобы дети рассказывали их по очереди. Дети вместе с воспитателем, а затем самостоятельно договариваются, в каком месте следует останавливаться. Произведения, в которых есть диалог, пересказывают по ролям. В случаях затруднения детей, как и в предыдущей группе, используются вспомогательные вопросы (преимущественно после пересказа, чтобы не нарушать его целостности и плавности), подсказ нужных слов или фраз, исправление ошибок.

      В подготовительной к школе группе значительно усложняется литературный материал для пересказа. Наряду с повествовательными текстами у детей формируется умение воспроизводить и несложные описания. Они пересказывают русские народные сказки «Заяц-хваста», «Лиса и Козел», рассказы К. Д. Ушинского «Четыре желания», Л. Н. Толстого «Косточка», В. Бианки «Купание медвежат», В. Осеевой «Просто старушка».

Особого внимания воспитателя в этой группе требует обучение пересказу поэтических описаний природы. Подготовка детей к пересказу тесно связана с наблюдениями, с активизацией их представлений о природе, знакомых литературных образов.

В этой группе применяются выборочный пересказ (интересные в языковом отношении фрагменты, намеченные воспитателем и выбранные детьми), пересказ от лица разных героев, придумывание продолжения к прочитанным текстам, сочинение рассказов и сказок по аналогии с прочитанными

 К оценке пересказов привлекаются дети. Повышаются требования к пересказам. При анализе дети более точно соотносят пересказы с текстом, обнаруживают пропуски, при оценке пересказов опираются на определенные критерии: самостоятельности, последовательности, полноты, плавности, выразительности.

             Типичная структура пересказа:

 1. Предварительная беседа. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (обращение к личному опыту детей, показ наглядного материала и т.д.).

2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.

3. Подготовительная беседа (анализ произведения). Цели ее: уточнение содержания (главным образом идеи и характеристик образов), привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы), активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах).

4. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. При этом уместна установка на пересказ, например: «Вслушивайтесь, как я читаю». Вторичное чтение должно быть более медленным по сравнению с первым.

5. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).

6. Пересказ (3—7 человек). Активное руководство воспитателя.  

Можно использовать такие виды пересказа как:

 − Пересказ по иллюстрациям;

− Пересказ с использованием фланелеграфа;

− Пересказ по серии сюжетных картин;

 − Пересказ по ролям;

 − Пересказ по частям;

− Пересказ по плану, составленному с детьми или предложенному воспитателем;

 − Пересказ по мнемотаблицам.

7. Анализ пересказов детей (анализируется подробно первый пересказ, остальные – менее подробно)

Нужно помнить, что оценка творческой художественной деятельности, какой является пересказ, должна быть особенно тактичной, допускающей вариативность исполнения.

Данная структур характерна для пересказов несложных, коротких и знакомых произведений. Длинные и сложные произведения (в старших группах) читаются заранее, не менее чем за неделю до пересказа (установлено, что отсроченные во времени пересказы более полны, последовательны и связны). Поэтому на следующем занятии детям сразу сообщают о пересказе, читают уже знакомое им произведение, проводят беседу по его содержанию, при необходимости читают еще раз, далее следуют пересказы детей.

         Более подробно рассмотрим метод мнемотехники и пересказ по мнемотаблицам.

Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Основной «секрет» мнемотехники очень прост. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Н-р, « Каждый охотник …»

Приёмы мнемотехники осваиваются детьми постепенно. Сначала разучиваются простые мнемонические приемы, затем переходят к сложным упражнениям.

- сначала с детьми осваиваются мнемоквадраты, которые представляют собой несложное изображение. Каждое изображение обозначает слово, словосочетание или же несложное короткое изображение;

- затем совместно с детьми осваиваются мнемодорожки в виде коллажей, состоящих из четырех несложных изображений.

- мнемотаблицы — это уже следующий шаг за мнемодорожками.  Суть таблиц такая же, как и у мнемодорожки, только изображений больше, т.к. надо запомнить больший объем информации.

При планировании пересказа детьми младшего возраста с опорой на мнемотаблицу, следует учитывать, что у детей данного возраста в памяти остаются отдельные образы: лиса — рыжая плутовка, цыплята желтого цвета, мышка серая, солнышко желтое и красное и т. д. Поэтому лучше всего детям предлагать цветные мнемотаблицы. А чем старше возраст, тем более схематичным может становиться изображение в мнемотаблице.

Для того, чтобы дети использовали приобретенные умения, необходимо в речевом уголке пополнять материал, стимулирующий самостоятельное рассказывание знакомых сказок, рассказов.

Подводя итоги, можно сделать следующий вывод: многообразие видов и приемов работы над пересказом позволяет осуществлять данную деятельность с детьми в непринужденной, интересной и увлекательной форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение дошкольников пересказу и рассказыванию по картине.

Некоторые вопросы методики развития связной речи у дошкольников. Материал для логопедов и  воспитателей....

«Обучение дошкольников пересказу»

Консультация для родителей...

методическая разработка "рекомендации по обучению дошкольников пересказу (к сказке Е.Р.Железновой «Приключение розовых босоножек»)"

"рекомендации по обучению дошкольников пересказу  (к сказке Е.Р.Железновой «Приключение розовых босоножек»)"...

Обучение дошкольников пересказу. Сказки – пересказки

Огромное значение в жизни ребенка  имеет умение пересказывать художественный текст. От него зависят и успехи обучения в школе, и общение со сверстниками и взрослыми. Хороший рассказчик является д...

Методы и приёмы в обучении дошкольников пересказу литературных произведений

Задачи, которые ставятся перед детьми каждой возрастной группы при обучении пересказу. Требования к подбору произведений для обучения пересказу. Основные методы и приёмы в обучении пересказу литератур...

Рекомендации для родителей старших дошкольников «Обучение дошкольников пересказу»

Рекомендации для родителей старших дошкольников «Обучение дошкольников пересказу»...