Консультация на тему "Методика обучения дошкольников пересказу литературных произведений".
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

Любарец Елена Валериевна

Для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика обучения дошкольников пересказу литературных произведений.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Меня зовут Любарец Елена Валериевна, я воспитатель старшей группы МАОУ ООШ № 3. Хочу представить Вам свой опыт в обучении дошкольников анализу и пересказу литературных произведений. Слайд 1.

Дошкольное детство – это период, когда особое внимание уделяется развитию связной речи ребенка. Правильно организованный пересказ окажет неоценимую помощь в работе над речевыми навыками. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления. Слайд 2.

Дошкольники очень эмоционально воспринимают рассказы и особенно сказки, они легко «входят» в сюжетную ситуацию, могут представить себя на месте героя. Это помогает детям пересказывать сюжетную цепочку, передавать диалог героев. Вместе с тем при пересказе у дошкольников наблюдается ряд трудностей:

- дети хорошо пересказывают сказки, которые им читали много раз, но не всегда могут пересказать ранее незнакомый, только что прочитанный текст;

- дети подробно пересказывают начало текста, но дальше часто пропускают действия или события, сворачивают концовку;

- если в тексте много героев или событий, дети могут перепутать их последовательность;

- дети не всегда могут передать диалог героев с помощью косвенной речи.

Поэтому необходимо соблюдать требования к литературному тексу для пересказа. Слайд 3.

Обучение дошкольников пересказу литературных произведений надо начинать с младшего дошкольного возраста. В зависимости от возрастной группы перед детьми ставятся разные задачи. Так, в младшей группе необходимо первоначально научить детей целостному восприятию текста. Для первого этапа обучения в младшей группе рекомендуется брать хорошо знакомые детям сказки с несложным сюжетом.

В среднем дошкольном возрасте ставится задача научить детей самостоятельно пересказывать сначала хорошо знакомые, а затем и новые произведения художественной литературы.

Детей старшего дошкольного возраста обучают связному, последовательному, выразительному пересказу литературного текста без помощи взрослого. Старшие дошкольники уже могут оценивать чужие рассказы, отмечать их лучшие стороны и недостатки. Старшим дошкольникам доступны для пересказа не только сюжетные сказки («Гуси-лебеди», «Заяц-хваста»), но и рассказы на нравственно-этические темы («Два товарища» Л.Н. Толстого, «Волшебное слово» В.А. Осеевой и др.). Также используются рассказы-описания природы.

Обучение детей пересказу – одна из важнейших задач развития монологической речи. Она решается на специальных речевых занятиях в комплексе с другими речевыми задачами (развитие словаря, формирование грамматического строя речи). Часто в конспектах занятий для детей обучение пересказу обозначено как тема занятия. Это методически неверно, так как тема занятия должна отражать содержание, а не дидактическую задачу или вид детского рассказа.

Таким образом, дети обучаются пересказывать произведения разных жанров, различные по типу и содержанию, что способствует развитию речевой выразительности, навыков связной монологической речи.

Методика обучения детей пересказу художественных произведений основывается на примитивном анализе текста. Структура занятий по пересказу представлена на Слайдах 4,5,6.

Прежде всего, детей знакомят с литературным произведением. Педагог должен рассказывать сказки и рассказы, которые затем дети будут пересказывать, близко к тексту, пользуясь авторскими словами и выражениями.

Основным методом анализа литературного произведения является беседа по содержанию.

Вопросы педагога по содержанию призваны помочь детям понять идею произведения, мотивы поступков героев и подготовиться к пересказу. Хорошо, если вопрос сформулирован таким образом, что отвечая, ребенок будет использовать слова и фразы из текста. Вопросы должны быть разнообразными по форме и содержанию. По форме выделяют следующие типы вопросов:

- подсказывающие вопросы, в которых уже содержится ответ («Посадил дед репку?»);

- наводящие вопросы («Что повторяла небитая лиса, когда ехала на битом волке?»);

- прямые вопросы, ответ на которые дается близко к тексту («Что сказал волк козлятам?»);

- косвенные вопросы, на которые можно дать несколько правильных вариантов ответа («Кого встретил Колобок?»);

- проблемно-поисковые вопросы, направленные на установление причинно-следственных связей, мотивов поступков героев («Почему волк первый пришел к домику бабушки?»);

- вопросы-указания («Скажи, каким голосом говорил медведь-папа Михаил Потапович?»);

- цепочка вопросов («Сначала расскажи, как испекла баба Колобок, потом кого встретил Колобок в лесу, и затем чем закончилась сказка?»).

Для детей младшего возраста чаще используют подсказывающие и наводящие вопросы. В среднем и старшем дошкольном возрасте можно формулировать проблемно-поисковые вопросы, вопросы-указания, цепочку вопросов. Прямые и косвенные вопросы применяются во всех возрастных группах.

Кроме вопросов в беседе используется ряд приемов, помогающих детям запомнить текст, подготовиться к пересказу. Слайд 7.

Элементы драматизации позволяют детям углубить отношение к героям, прочувствовать их настроение. Например, можно предложить детям представить, как волк стучал в домик с козлятами, часть детей изображают козлят, а один ребенок волка. Инсценировка диалога героев развивает выразительность речи детей, умение осознанно менять качества голоса в зависимости от характера персонажей. Разновидностью этого приема является воображаемый диалог с героем. Обращение к литературному персонажу и предполагаемый ответ раскрепощает ребенка, стимулирует его словесное отношение к художественному образу. Оценка поступков героев, адресованная непосредственно самому герою, более эмоциональна, осознанна и мотивированна. Слайд 8.

Для углубления восприятия детьми литературного произведения используются наглядные средства (иллюстрации, игрушки, предметы, модели и схемы). Рассматривание иллюстрации после чтения или рассказывания произведения помогает детям глубже пережить эмоции, связанные с содержанием. На основе иллюстрации можно предложить детям пересказать изображенный эпизод или описать героев. По иллюстрации также задают вопросы, подготавливающие детей к пересказу произведения. Слайд 9.

Спасибо за внимание!

Занятие по пересказу имеет следующую типовую структуру:

  1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.).

Задачи:

  • выяснить знания детей по теме произведения;
  • обеспечить понимание слов и выражений, которые будут в тексте;
  • расширить представления детей о предмете, о котором идет речь в произведении;
  •  обеспечить эмоциональный настрой детей пред слушанием произведения.

2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.

3. Подготовительная беседа (анализ произведения).

Цели ее:

  • уточнение содержания (главным образом идеи и характеристик образов, последовательности событий),
  • привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы),
  • активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах).

Все эти цели решаются в единстве, при последовательном анализе текста по ходу его сюжета.

4. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. При этом  уместна установка на пересказ, например:  «Вслушивайтесь, как я читаю». Вторичное чтение должно быть более медленным по сравнению с первым.

5. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).

6. Пересказ (3—7 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).

7. Анализ пересказов детей (анализируется подробно первый пересказ, остальные – менее  подробно; в подготовительной группе к анализу привлекаются сами дети).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Обучение дошкольников анализу и пересказу литературного произведения» Воспитатель: Любарец Елена Валериевна 2018 год МАОУ ООШ № 3 города Сосновоборска. Дошкольные группы.

Слайд 2

Пересказ – это творческое воспроизведение литературного произведения близко к тексту . Психологической основой обучения детей пересказу является опора на сознательное запоминание дошкольниками текста.

Слайд 3

Т ребования к литературному тексту для пересказа: - доступное , понятное детям содержание; - разнообразие жанров; - четкая композиция; - простой и грамотный язык с использованием разнообразным языковых средств; - небольшой объем.

Слайд 4

Структура занятий по пересказу 1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.). Задачи : выяснить знания детей по теме произведения; обеспечить понимание слов и выражений, которые будут в тексте; расширить представления детей о предмете, о котором идет речь в произведении; обеспечить эмоциональный настрой детей пред слушанием произведения . 2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.

Слайд 5

Структура занятий по пересказу 3 . Подготовительная беседа (анализ произведения ). Цели ее: уточнение содержания (главным образом идеи и характеристик образов, последовательности событий ); привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы ); активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах ); Все эти цели решаются в единстве, при последовательном анализе текста по ходу его сюжета.

Слайд 6

Структура занятий по пересказу 4 . Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. При этом уместна установка на пересказ, например: «Вслушивайтесь, как я читаю». Вторичное чтение должно быть более медленным по сравнению с первым. 5 . Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд). 6 . Пересказ (3—7 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка). 7 . Анализ пересказов детей (анализируется подробно первый пересказ, остальные – менее подробно; в подготовительной группе к анализу привлекаются сами дети).

Слайд 7

Приемы, способствующие эффективности восприятия художественного произведения: рассматривание картин, иллюстраций, предметов, о которых пойдет речь в рассказе; лексико-грамматические упражнения на лексическом и грамматическом материале рассказа; использование загадок, пословиц, потешек , стихов и т.д., способствующих пониманию содержания рассказа; наблюдения в природе и окружающей жизни, обращение к личному опыту детей.

Слайд 8

Приемы, работы над текстом произведения: беседа по произведению (выявляет о чем произведение, главных героев, поступки героев и их оценка, вопросы на анализ языка произведения); выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к рассказу или сказке; выделение из текста фраз к каждой картинке; придумывание дополнительной и недостающей картинки к отдельным фрагментам текста ; частичный пересказ во время беседы (пересказывают особенно трудные части текста, где есть описание, диалоги действующих лиц); составление плана произведения (в качестве вспомогательных средств могут использоваться серии сюжетных картинок или подобранные к каждой части текста предметные картинки, а также символы и пиктограммы).

Слайд 9

Приемы, способствующие совершенствованию детских пересказов Для достижения связности и плавности пересказов наиболее уместен подсказ слова или фразы воспитателем. На начальных ступенях обучения практикуется совместный пересказ педагога и ребенка ( договаривание ребенком начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений), а также отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз). Кстати, и в уверенном пересказе подсказ целесообразен для немедленного исправления грамматической или смысловой ошибки ребенка. В тех случаях, когда произведение делится на логические части и достаточно длинно (сказки «Теремок», «На машине» Н. Павловой и др.), применяется пересказ по частям, причем сменой рассказчиков руководит педагог, останавливая ребенка по окончании части и иногда подчеркивая это обстоятельство. Если в произведении есть диалог, то на помощь педагогу, особенно в деле формирования выразительности детской речи, приходит пересказ по ролям (в лицах). В старших группах возможны приемы передачи текста от первого лица или лица разных его героев, а также построение пересказа по аналогии с прочитанным, с включением другого героя. Хотелось бы подчеркнуть необходимость особенно тактичного, разумного внедрения этих приемов, бережного отношения к авторскому тексту, особенно классическому, не адаптированному. Учебные синтаксические упражнения детей в переделке прямой и косвенной речи более уместны на дидактических, тренировочных текстах. И гровые приемы (н-р: пересказ, сидя у макета телевизора).

Слайд 10

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обучение пересказу литературного произведения в младшем дошкольном возрасте

использование схем и моделей при обучении младших дошкольников пересказу...

Развитие связной речи в процессе обучения пересказу литературных произведений.

Материал для педагогов по работе над связной речью в процессе обучения пересказу литературных произведений...

Методы и приёмы в обучении дошкольников пересказу литературных произведений

Задачи, которые ставятся перед детьми каждой возрастной группы при обучении пересказу. Требования к подбору произведений для обучения пересказу. Основные методы и приёмы в обучении пересказу литератур...

Консультация для родителей "Обучение дошкольников пересказу"

Предлагается родителям для пересказа использовать сказки-пересказки...

Консультация для педагогов «Обучение дошкольников пересказу с использованием опорных схем»

Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов речевой деятельности на занятиях по развитию связной речи. Умение пересказывать художественный текст имеет огромное значен...

Консультация для родителей "Обучение дошкольников пересказу"

В консультации даны рекомендации по формированию связной монологической речи у дошкольников посредством ознакомления с произведениями художественной литературы и последующей работы с текстом....