Картотека по развитию речи в средней группе
картотека по развитию речи (средняя группа)

Гусева Мария Сергеевна

Картотека по развитию речи в средней группе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_po_razvitiyu_rechi_v_sredney_gruppe.docx778.72 КБ

Предварительный просмотр:

99.png

Картотека по развитию речи в средней группе

hello_html_m68360437.jpg

Воспитание звуковой культуры речи

Формирование произносительной стороны речи (уточнение и закрепление правильного произношения звуков родного языка, четкое артикулирование их в звукосочетаниях и словах, работа над всеми элементами звуковой культуры речи) осуществляется на каждом занятии в сочетании с решением других речевых задач.

В игре «Чей это голос?» дети учатся различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия и звуки, издаваемые взрослым животным и его детенышем. Для этой игры понадобятся игрушки: мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и лягушонок, корова и теленок, кошка и котенок. Если подбор игрушек вызовет затруднения, можно подобрать картинки или вылепить игрушки из пластилина, привлекая детей к: совместной деятельности.

В гости к детям приходят (приезжают на машине, на поезде) звери, они хотят поиграть. Дети должны угадать, чей голос они услышат.

— Мяу-мяу. Кто это мяукает? {Кошка.) А тонким голосом кто мяукает? {Котенок.) У мамы-кошки есть детеныш. Он мяукает как? {Мяу-мяу.)

— Му-у-у. Кто так мычит? {Корова.) А кто у нее детеныш? {Теленок.) Каким голосом он мычит? {Тоненьким.) Теперь еще раз послушайте и угадайте, кто это мычит — корова или теленок.

— Ква-ква. Чей это грубый голос? {Лягушки.) А кто квакает тоненько? {Лягушонок.) Лягушка большая и квакает грубым голосом, а ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки? ,

Аналогично обыгрываются остальные игрушки. Можно предложить детям правильно позвать персонажа—игрушку, тогда с ним можно поиграть («Лягушонок, иди к нам»; «Утенок, поиграй со мной»).

В таких играх дети учатся различать взрослых животных и их детенышей по звукоподражаниям (корова мычит громким голосом, а теленок тихим, тонким; лягушка квакает громко, а лягушонок тоненько).

Подобные игры можно проводить с разными животными. Например, взрослый показывает ребенку картинку. На ней нарисована птичка.

— Это птичка. Она живет в лесу и поет свою песенку: ку-ку, ку-ку. Кто это? Ку... (Взрослый приглашает ребенка произнести слово самостоятельно.)

— А это кто? {Петух.) А ласково мы его называем... {Петушок.) Петя-петушок кричит... {Ку-ка-ре-ку.)

— Послушайте слова кукууушка, петууух, ууутка (голосом выделяется звук.);). В этих словах есть звуку.

Очень важно научить детей использовать интонацию целого предложения, вопроса или ответа. Например, детям читается русская народная песенка «Курочка-рябушечка». Взрослый сначала читает всю песенку, а затем начинается диалог. Можно сделать шапочку курочки и предложить одному ребенку отвечать на вопросы:

— Курочка-рябушечка, куда идешь?

— На речку.

— Курочка-рябушечка, зачем идешь?

— За водой.

— Курочка-рябушечка, зачем тебе вода?

— Цыплят поить. Они пить хотят, На всю улицу пищат: пи-пи-пи!

Детям предлагаются также чистоговорки, фразы из стихотворений, они произносят их с разной силой голоса ( тихо — громко — шепотом) или в разном темпе (быстро — медленно). Параллельно можно менять интонации (спросить, ответить, передать радость, грусть, удивление).

 «ГРОМКО - ШЕПОТОМ»

Цель: учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.

Воспитатель говорит, что в гости к котенку прилетела оса. Сначала можно произнести фразу вместе: «Са-са-са — прилетела к нам оса». Затем эта рифмовка повторяется громко — тихо — шепотом (вместе со взрослым и индивидуально).

— Су-су-су — кот прогнал осу. (Текст проговаривается быстро и медленно.)

Можно предложить детям закончить фразу самостоятельно: «Са-са-са — (там летит оса), су-су-су (как прогнать осу?), (я боюсь осу) и т. п.

Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи, детей учат в инсценировках говорить разными голосами и с разной интонацией (повествовательной, вопросительной, восклицательной). Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произнесения как отдельных слов, так и фраз широко используется специальный материал (чистоговорки, потешки, считалки, небольшие стихотворения), который произносится детьми с разной силой голоса и в различном темпе. При отгадывании загадок дети могут определить, есть ли заданный звук в отгадке.

«КАК ГОВОРИТ ТАНЯ?»

Цель: различать разные интонации и пользоваться ими в соответствии с содержанием высказывания.

Взрослый берет куклу и начинает рассказывать: «Это Таня. Идет она с прогулки домой и слышит: кто-то жалобно мяукает, вот так: мяу-мяу... (жалобная интонация). Как мяукал котенок?

(Ребенок повторяет.) Взяла Таня котенка на руки, принесла домой, налила ему в блюдце молока. Котенок радостно замяукал, вот так: мяу-мяу! (радостная интонация). Тут прибежала собачка и стала громко лаять на котенка. Рассердился котенок и стал мяукать сердито, вот так: мяу-мяу (сердитая интонация). Но Таня быстро их помирила. Котенок и щенок стали весело мяукать и лаять».

Формирование грамматического строя речи

В средней группе проводится большая работа по обучению разным способам словообразования разных частей речи. Детей учат соотносить названия животных и их детенышей, употреблять эти названия в единственном и множественном числе и в родительном падеже множественного числа (утенок -— утята — не стало утят; зайчонок — зайчата — много зайчат; лисенок — лисята — нет лисят). Дети, упражняясь в образовании наименований предметов посуды, осознают, что не все слова образуются одинаковым способом (сахарница, салфетница, но масленка, солонка).

Кроме того, детей надо знакомить с происхождением и образованием некоторых слов («Почему грибы называют... подберезовиком, подосиновиком, лисичкой, мухомором?... шапку — ушанкой..., цветок — подснежником?»).

Особенное внимание уделяется образованию разных форм глаголов, умению правильно спрягать глаголы по лицам и числам. Так, следя за действием игрушки, дети обучаются правильному образованию глаголов (лезла — залезла — вылезла; прыгнула — подпрыгнула — перепрыгнула; несла — принесла — унесла). Продолжается работа по образованию звукоподражательных глаголов (ворона карр-карр — каркает, петух кукареку — кукарекает, поросенок хрю-хрю — хрюкает). Широко используется обучение способам отыменного образования глаголов (мыло — мылит, звонок — звенит, краска — красит, аакже учитель — учит, строитель — строит, но врач — лечит, портной — шьет).

Работа с глагольной лексикой находит прямой выход в синтаксис. Составляя с глаголами словосочетания, предложения, дети подводятся к построению связного высказывания. Для этого проводятся специальные игры и упражнения («Закончи предложение», «Зачем тебе нужны...?»).

В развитие синтаксической стороны можно вводить «ситуацию письменной речи» (взрослый записывает то, что ребенок диктует) — это активизирует употребление сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций и, наряду с формированием синтаксической стороны речи, является важным условием развития связной речи.

В средней группе усложняются объекты, предлагаемые для описания и повествования. Педагог добивается при составлении описания ребенком четкой структуры. Особую роль при этом играет правильное построение разных типов предложений, согласование имен существительных и имен прилагательных в роде, числе, падеже, употребление глаголов:

1. Название предмета. (Что это? Кто это? Как называется?) От начального предложения, его построения во многом зависит дальнейшее изложение описания.

2. Раскрытие микротем: признаков, свойств, качеств, характеристик предмета, его действий. (Какой? Какая? Какое? Какие? Что у него есть? Чем отличается от других предметов? Чем интересен? Что может делать? Что с ним можно делать?)

3. Отношение к предмету или его оценка. (Понравился? Чем?)

«КТО У КОГО»

Цель: соотносить цазвания животных и их детенышей, подбирать действия к названию животных.

Ребенок рассматривает рисунки животных с детенышами: курица и цыпленок клюют зернышки (или пьют воду), кошка и котенок лакают молоко (вариант — играют клубочком), собака и щенок грызут кость (вариант — лают), корова и теленок щиплют траву (вариант — мычат), лошадь и> жеребенок жуют сено (вариант — скачут), утка и утенок плавают (крякают).

— Назовите животных и их детенышей.

— Подберите определения к названиям детенышей животных. Скажите, какая курица (кошка, собака, корова, утка, лошадь), какой цыпленок (котенок, щенок, теленок, жеребенок, утенок).

Дети средней группы подводятся к образованию однокорен-ных слов и учатся разным способам глагольного словообразования. В ситуации рассматривания картинок или просто введения в воображаемую картину дети учатся подбирать одно-коренные слова, согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде, числе, падеже. Воспитатель говорит:

— Дети, посмотрите на картинку. Что вы на ней видите? (Лес.) Кто следит за порядком в лесу, охраняет его? (Это лесник.) Дом его стоит в лесу. Это какой дом? (Лесной.) К дому лесника ведет тропинка. Это какая тропинка? (Лесная.) Лесная тропинка узкая, а дорога... (широкая). Деревья в лесу высокие, а кусты... (низкие). Вот речка глубокая, а ручеек... (мелкий).

— Это тропинка. В лесу много... (тропинок).

— Отгадайте мою загадку. «Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается». Дети отгадывают, что это белка.

— Шубка у белки...; на ушах...; хвостик у нее...; она умеет...; и очень любит...

Белка (воспитатель) говорит, что она любит прыгать с ветки на ветку. Взрослый ставит ветку, белка прыгает, а дети называют действие: прыгает, спрыгивает, перепрыгивает, запрыгивает, выпрыгивает.

«КТО ЭТО ПОЛЗЕТ»

Цель: подбирать слова, обозначающие признаки и действия, согласовывая их в роде, числе, падеже, составлять описание.

— Отгадайте загадку: «Кто это ползет, на себе свой дом везет?» Дети отгадывают загадку (улитка), рассматривают улитку, обращают внимание на домик, на рожки. И вторая загадка: «Глаза на рогах, а домок на спине».

— В каком доме живет улитка? Какие дома вы еще знаете? Кто там живет? Послушайте стихотворение Т. Волжиной «Где чей дом»:

Воробей живет под крышей, В теплой норке — домик мыши, У лягушки дом в пруду, Домик пеночки в саду.

— Эй, цыпленок, где твой дом?

— Он у мамы под крылом.

— Кто из вас запомнил, где живет воробей? Мышь? Лягушка?

Улитка стала загадывать детям лесные загадки: «Колючая, маленькая — это ежик или елочка?», «Пушистый, маленький — это зайчик или белочка?»


«КТО ЗАБЛУДИЛСЯ»

Цель: образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам, составлять сложные предложения.

— Кто скачет по лесной тропинке? (Заяц.) Как назвать его ласково? (Зайчонок, зайчик, заинька.) Остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал. Почему? (Потерялся, заблудился, лапку уколол.) Скажите, какой сейчас зайчик? (Грустный, печальный, огорченный.)

— Закончите предложения: Если зайчик потерялся, мы (поможем ему найти свой дом). Если зайчик уколол лапку, мы... (перевяжем ее, полечим, успокоим, утешим).

Словарная работа

Необходимо развивать у детей желание узнавать, что означает новое слово, учить замечать незнакомые слова в чужой речи, составлять из слов и словосочетаний предложения (игры «Какое что бывает?», «Что умеет делать ветер, вьюга, солнце?»). Одновременно можно развивать понимание многозначности слова, ориентировку в сочетаемости разных слов («идет» можно сказать про человека, автобус, поезд, часы, мультфильм).

Дети учатся различать и подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы), например: дети, ребята, мальчики и девочки; сладкий — горький; старый — новый.

При знакомстве с многозначными словами (лапка, ручка) необходимо использовать наглядность (рисунки, иллюстрации), находить на картинке предметы, которые называются одним словом игла ( швейная, медицинская, игла у ежа, елки, сосны).

Для закрепления ориентировки в разных значениях многозначного слова можно предлагать доступные детям слова разных частей речи (лежит, льет, бьет; ножка, нос, молния; сильный, слабый, острый).

Дети учатся не только соотносить слова по смыслу, но и объяснять их, давать слова и словосочетания в играх («Кто (что) может быть легким, тяжелым, добрым, веселым...?», «Как сказать по-другому?», «Почему меня так называют?», «Продолжи цепочку слов»).

От объяснения отдельных слов дети переходят к составлению словосочетаний, затем предложений, и наконец они могут выполнить задание на составление рассказов с многозначными словами, т. е. переносить усвоенные лексические навыки в связное высказывание.

«КТО БОЛЬШЕ СЛОВ СКАЖЕТ»

Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.

Воспитатель показывает детям картинку (белочка) и предлагает поиграть: сказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру. Тем самым он дает детям простор для подбора слов разных частей речи и называния не только внешних черт персонажа: белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки; запасает шишки, чтобы на зиму были орехи.

Аналогично дается задание и про других зверят: зайчик маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха; мышонок с длинным хвостом, любопытный.

«КТО ЗАБЛУДИЛСЯ»

Цель: образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам.

— Кто скачет по лесной тропинке? (Заяц.) Как назвать его ласково? (Зайчонок, зайчик, заинька.) Остановился зайчик, огляделся по сторонам и испугался. Почему? (Потерялся, заблудился.) Скажите, какой сейчас зайчик? (Грустный, печальный, огорченный.) Что может его развеселить? (Птичка песенку споет, ежик веселую сказочку расскажет.)

«КАКИЕ БЫВАЮТ ИГОЛКИ»

Цель: дать детям представление о многозначном слове игла, упражнять в подборе однокоренных слов, согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде, числе, падеже.

Отгадай, какое слово есть у каждого портного?

Вместо шубы это слово ежик носит на спине.

Это слово вместе с елкой в Новый год придет ко мне. (Игла.)

— Какие иглы вы знаете? (Швейные, сосновые, еловые, медицинские.)

— Чем похожи все иголки? (Они острые, тонкие, колючие.)

— Какой иглой мы шьем и вышиваем? (Швейной.) Что шьют швейной иглой? (Одежду.) Что делают медицинской иглой? (Укол.)

Есть у ежика и елки очень колкие иголки,

В остальном на елку еж совершенно не похож.

— Где живет еж? Для чего ему нужны иголки? (Защищаться.) От кого еж защищается? Вспомните стихотворение Б. Захо-дера про ежа:

— Что ж ты, еж, такой колючий?

— Это я на всякий случай. Знаешь, кто мои соседи? Волки, лисы и медведи.

— Дети, можно ли ежа погладить рукой? Почему нельзя вдеть нитку в ежиную иголку?

— Закончите предложения: Ты ежа не трогай лучше, потому -что он... (колючий). Лиса потрогала ежа и... (укололась).

— У папы-ежа иголки длинные и толстые, а у ежат... (короткие и тонкие).

— Иглы на елке еловые, а на сосне... (сосновые). Отвечай поскорей, какие из них длинней?

— Придумайте рассказ про девочку, которая пошла в лес за грибами и встретила ежика.

«КОГО МОЖНО ГЛАДИТЬ»

Цель: познакомить детей с многозначным глаголом гладить.

— Помните, мы с вами говорили, что ежа нельзя погладить? А кого можно погладить? (Зайчика, котенка, ребенка.) А что можно погладить? (Брюки, платье, юбку.) Как одним словом все это назвать? (Одежда.)

Глажу платье утюгом, а кота и кошку, Что гуляют под окном, глажу я ладошкой.

— Что делает котенок, когда его гладят? (Мурлычет, выгибает спинку.) У каких предметов есть спина, а у каких спинка? У собачки..., у дивана...

«РУЧКА-НОЖКА»

Цель: познакомить детей с разными значениями слов ручка, ножка.

— Отгадайте загадку: «Одной ручкой всех встречает, другой провожает. Всем, кто придет, ручку подает». (Дверная ручка)

— У каких предметов есть ручка? Что можно делать ручкой?

— Нарисуйте предметы, у которых есть ручка.

— Закончите предложения: Ручка нужна, чтобы... За ручку можно.,. %

— А какие предметы мы называем словом ножка!

— Нарисуйте предметы, у которых есть ножка.

«КАК СКАЗАТЬ ПО-ДРУГОМУ»

Цель: учить детей заменять многозначные слова в словосочетаниях.

— Скажите по-другому! Часы идут (ходят...). Мальчик идет (шагает...). Снег идет (падает...). Поезд идет (едет, мчится). Весна идет (наступает...). Пароход идет (плывет...).

— Закончите предложения: Мальчик пошел... Девочка ушла... Люди вышли... Я пришел... Саша идет медленно, а Вова идет... Можно сказать, что он не идет, а...

— Отгадайте загадку, нарисуйте отгадку.

Стучат, стучат, не велят скучать. Идут-идут, а все тут да тут. (Часы.)

Развитие связной речи

В средней группе продолжается обучение разным типам высказывания — описанию, повествованию и некоторым компонентам рассуждения (выявление причинной связи: Мне нравится зима, потому что...). Чаще всего дети составляют контаминированные (смешанные) тексты, когда в повествовании встречаются элементы описания или рассуждения.

Такому типу высказывания, как описание, в средней группе уделяется особое внимание. Дети учатся сравнивать, сопоставлять, описывать предметы, картинки, игрушки по следующей схеме, состоящей из нескольких частей: 1) указание на предмет, называние его; 2) описание признаков, качеств, действий предмета (или с предметом); 3) оценка предмета или отношение говорящего к нему.

Объекты, предлагаемые для описания и повествования, усложняются. Педагог добивается при составлении описания ребенком четкой структуры:

1. Название предмета (что это? кто это? как называется?).

2. Раскрытие микротем: признаков, свойств, качеств, характеристик предмета, его действий (какой? какая? какое? какие? что у него есть? чем отличается от других предметов? чем интересен? что может делать? что с ним можно делать?).

3. Отношение к предмету или его оценка (понравился? чем?). Такое обучение описательной речи развивает у детей умения и навыки, обеспечивающие общую структурную оформленность текста (начальное определение предмета высказывания, описание его свойств и качеств, конечную оценку и отношение к предмету).

Например, ребенок описывает лису (можно взять в руки игрушку-лису или составлять описание по предметной картинке): «Это лиса. Она рыжая, пушистая. Лиса очень хитрая, она любит ловить мышей. Она очень красивая».

Описание можно проводить и при обращении к предмету (игрушке). Сначала детям загадывают загадку: «Рыжая; пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается». Дети отгадывают, что это белка. Затем белка (воспитатель) говорит детям: «Опишите меня, чтобы было видно, какая я и что умею делать».

При затруднении воспитатель помогает связками: «Ты — красивый зверек... (белочка); шубка у тебя... (рыжая, пушистая, гладкая, мягкая, блестящая); на ушках... (висят кисточки, маленькие, пушистые); хвостик у тебя... (длинный, пушистый, рыжий, красивый); ты умеешь... (грибы собирать и сушить их на зиму) и очень любишь... (орешки грызть, прыгать, скакать, веселиться, играть)».

У детей продолжают формировать навыки повествовательной речи, для этого им даются схемы составления совместного рассказа. Тем самым дети глубже осознают структуру, т. е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец). Сначала закрепляется представление о том, что рассказ можно начинать по-разному (однажды, как-то раз, дело было летом и т. п.). Взрослый, давая зачин рассказу, предлагает ребенку наполнить его содержанием, развить сюжет: «Как-то раз... (собрались звери на полянке). Стали они... Вдруг... Взяли звери... И тогда...» Заполнение схемы помогает ребенку закрепить представления о средствах связи между предложениями и между частями высказывания. Необходимо учить детей включать в повествование элементы описания, диалоги действующих лиц, разнообразить действия персонажей, соблюдать временную последовательность событий.

Параллельно с этим развивается и интонационный синтаксис — умение строить и произносить разные типы предложений (повествовательные, вопросительные, восклицательные).

Для составления историй-повествований можно использовать набор игрушек, представляющий элементарный сюжет: девочка, елочка, корзинка, еж.

Для закрепления представлений о структуре рассказа взрослый использует схему, которую дети заполняют своим содержанием: «Мама купила Алеше... Она была... Алеше захотелось... Тут пришел... Они стали...»

«Решил щенок... Тут пришел... И спрашивает... Щенок отвечает... А его друг говорит... И стали они...»

При составлении сказки «Приключения Маши в лесу» воспитатель спрашивает: «Зачем Маша пошла в лес? Зачем вообще ходят в лес? (За грибами, ягодами, цветами, погулять.) Что с ней могло случиться? (Заблудилась, встретила кого-то)». Этот прием предотвращает появление одинаковых сюжетов и показывает детям возможные варианты их развития.

Широко используется в средней группе коллективное составление связного высказывания, когда каждый ребенок может продолжить предложение, начатое взрослым или другим ребенком.

«КТО ЗАБЛУДИЛСЯ»

Цель: учить образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам, включать подобранные слова в связное высказывание.

— Кто скачет по лесной тропинке? (Заяц.) Как назвать его ласково? {Зайчонок, зайчик, заинька.) Помните, мы с вами рассказывали про зайчика, который заблудился? остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал. Почему? (Потерялся, заблудился, лапку уколол.) Скажите, какой сейчас зайчик? (Грустный, печальный, огорченный.)

— Закончите предложения: «Если зайчик потерялся, мы... (поможем ему найти свой дом). Если зайчик уколол лапку, мы... (перевяжем ее, полечим). Если он будет грустить, мы его... (развеселим, утешим)».

— Давайте составим рассказ про зайчика о том, как он потерялся и как его нашли и утешили друзья.

«ШИШКА»

Цель: познакомить с разными значениями многозначного слова шишка.

— Что растет на елке?

— Шишки да иголки.

Если мы растем на ели,

Мы на месте, мы при деле.

А на лбах у ребятишек

Никому не нужно шишек.

— Про какие шишки говорится в первом случае и про какие— во втором?

— Подберите к слову шишка складные слова (малышка, мышка, мишка...). Вспомните стихотворение про мишку.

Мишка косолапый по лесу идет,

Шишки собирает, песенки поет.

— Про кого эта загадка: «Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается»? (Про белку.)

Белка-шалунья сидела на елке,

Бросила шишку прямо на волка.

Ох, какая она шалунишка!

У волка на лбу сразу выросла... (шишка).

— Давайте составим рассказ про белочку, которая встретила волка. Сначала скажите, какая была белочка? (Смелая, веселая, шустрая, находчивая.) А волк какой? (Злой, сердитый, недобрый.) Я начну рассказывать, а вы заканчивайте. Как-то раз белочка побежала погулять... (и шишек набрать). Она залезла... (на высокую сосну). А на сосне шишек... (много, видимо-невидимо). Только сорвала первую шишку... (увидела волка). Но белочка... (не испугалась). Она бросила... (шишку прямо на волка). На лбу у него... (выросла шишка).

Давайте нарисуем белочку, сосну, волка и шишку.

Развитие образной речи

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ЗАГАДКАМИ И КОЛЫБЕЛЬНЫМИ ПЕСНЯМИ

Цель: учить детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении; формировать представления о жанре загадки; познакомить со скороговорками, их назначением, учить четко произносить их, придумывать небольшие истории по их сюжету; объяснить назначение и особенности колыбельной; помочь заучить текст колыбельной.

Сначала проводится игра «Чудесный мешочек»; игрушки — белочка, лиса, мышка, мишка, зайчик, куклы.

Воспитатель заинтересовывает детей, показывая чудесный мешочек с игрушками, предлагает отгадать, что лежит внутри.

— Как можно узнать об этом? (Угадать, пощупать, достать из мешочка.)

Воспитатель дополняет ответы детей: «Еще можно загадать загадку о том, что в мешочке, то есть спросить о чем-то, рассказать, какой это предмет, но не называть его».

— Отгадайте загадку:

Маленький рост,

Длинный хвост,

Серенькая шубка,

Остренькие зубки.

— Что есть у мышки, о чем говорилось в загадке?

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

— Как вы поняли, что это белка?

Что это за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы,

Уши больше головы.

— Что есть у зайчика, о чем вы услышали в загадке? Рассмотрев вместе с детьми игрушки, воспитатель обобщает: загадка — это такой короткий рассказ, когда сам предмет не называется, а описывается, говорится, какой он.

Воспитатель предлагает детям послушать, правильно ли они произносят слова шишка, сушка. Когда дети произносят слова, воспитатель обсуждает с ними, как научиться правильно произносить все звуки, подводит к пониманию, что чистоговорки и скороговорки помогают научиться четко и правильно выговаривать звуки и слова, объясняет значение слов чистоговорка, скороговорка.

Дети проговаривают скороговорку «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» сначала медленно, затем немного быстрее.

— Скороговорки помогают научиться правильно говорить. А чему помогают колыбельные? Что такое колыбельная? Пели ли вам колыбельную?

Воспитатель поет колыбельную:

Ночь пришла, темноту привела.

Задремал петушок, запел сверчок

Уже поздно, сынок, ложись на бочок.

Баю-бай, засыпай.

— Громкие или тихие колыбельные песни? Быстрые или медленные? Почему?

В заключение можно прочитать детям колыбельную К. Кулиева:

Дремлет конь в соседстве с мячиком.

В медном кране спит вода.

Кот, свернувшийся калачиком,

Спит у печки, как всегда.

За стеною ходит маятник,

Смотрит месяц к нам в окно.

Засыпай-ка, мальчик маленький,

Детям спать пора давно!

ЧТЕНИЕ РАССКАЗА Е. ЧАРУШИНА «ПРО ЗАЙЧАТ»

Цель: дать представление детям о жанре рассказа; учить понимать тему и содержание рассказа; упражнять в использовании сравнений, подборе определений, синонимов к заданному слову; развивать интерес к информации, которую несет текст.

Лучше использовать для такого чтения книгу с иллюстрациями.

Воспитатель начинает занятие с обсуждения проблемной ситуации: что делать, если вдруг нашли маленького, только что родившегося котенка, зайчонка или птенчика? Можно ли его брать? Выживет ли он? Обобщая ответы детей, педагог утверждает, что прежде чем брать крошку, нужно выяснить, что ему нужно для жизни.

Воспитатель сообщает детям, что прочтет йм не сказку, а настоящую историю, которая случилась на самом деле, рассказ о двух мальчиках.

После чтения рассказа воспитатель беседует с детьми, используя иллюстрации.

— О ком говорится в рассказе? Как можно назвать зайчат по-другому?

— Каких зайчат нашли дети? Какими словами можно сказать о них? (Маленькие, малюсенькие, крошечные, хорошенькие, пушистые, легонькие, мягонькие.)

— Они были такие крошечные и круглые, как... На что похожи? Как... (комочки, шарики, пушинки).

— Глазки у зайчишек как... (пуговички, блестящие точечки, смородинкц, угольки).

— Расскажите, как дети спасли зайчат. Кто помог им в этом?

— Я вижу, вам понравился рассказ Евгения Чарушина. Придумайте название этому рассказу.

— Вы, наверное, захотите рассказать его вечером своим мамам. Давайте придумаем загадку о зайчиках. Когда мамы отгадают, тогда расскажите им нашу историю.

Воспитатель совместно с детьми составляет загадку о зайчике, построенную на сравнении и отрицании:

Он маленький, как но не ...

Он пушистый, как но не ...

Он быстрый, как но не ...

Он серьезный, как но не ...

Кто это?

Интересно проходит чтение веселых стихотворений. Детей учат понимать содержание стихотворений, юмористический смысл и несоответствия; помогают осмыслить значение образных выражений; упражняют в осознанном использовании средств интонационной выразительности (например, «Муха-чистюха» Я. Бжехвы). После чтения надо поинтересоваться, понравились ли детям веселые стихи, и предложить услышанную на занятии историю рассказать родителям.

Воспитатель помогает детям составить связный текст, передающий основное содержание стихотворения. После можно предложить детям нарисовать по их рассказу рисунки.

Приведем пример занятия, на котором читались и заучивались стихотворения.

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ О ВЕСЕННИХ ДЕРЕВЬЯХ

Цель: учить детей эмоционально воспринимать образное содержание поэтического текста, понимать средства выразительности; развивать образность речи детей.

На занятие можно принести цветущие или зеленые веточки деревьев.

Это занятие лучше цровести в солнечный день в парке, скверике или на участке детского сада. Воспитатель приглашает детей принять участие в общем разговоре, поделиться своими впечатлениями.

— День сегодня такой... — Деревья стоят... — Небо такое...

Воспитатель обращает внимание детей на цветущие веточки, предлагает назвать деревья и послушать о них стихотворения.

БЕРЕЗКА

У красы-березки

Платье серебрится.

У красы-березки

Зелены косицы...

(П. Воронько)

ОСИНКА

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару...

(И. Токмакова)

ЧЕРЕМУХА

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

(С. Есенин)

Воспитатель анализирует образные языковые средства в стихотворных текстах:

— Веточки у березки, как... (косицы). Как сказать по-другому?

— Всегда листочки у осинки дрожат, даже поговорка такая есть: «Дрожит как осиновый лист».

— Черемуха какая? (Душистая, цветущая, белая, кудрявая.)

— Все в природе нарядилось, как будто к празднику. Послушайте стихотворение Елены Благининой:

Черемуха, черемуха,

Ты что стоишь бела?

—- Для праздника весеннего,

Для мая расцвета.

А ты, трава-муравушка,

Что стелешься, мягка?

— Для праздника весеннего,

Для майского денька.

А вы, березы тонкие,

Что нынче зелены?

— Для праздника, для праздника,

Для мая, для весны.

— Почему все в природе нарядилось?

— Как черемуха, трава, березы встречают праздник?

— Стихотворение радостное, праздничное, и рассказывать его надо радостно.

Воспитатель повторно читает стихотворение.

Далее проводится упражнение на использование вопросительной и утвердительной интонации.

Воспитатель предлагает желающим повторить стихотворение, а после проводит игру «Узнай дерево по описанию». Дети и воспитатель поочередно называют признаки деревьев.

Закончить занятие можно чтением стихотворения.

ОЗОРНИКИ

Закружился надо мной

Дождь из листьев озорной.

До чего же он хорош!

Где такой еще найдешь,

Без конца и без начала?

Танцевать под ним я стала.

Мы плясали, как друзья,

Дождь из листиков и я.

(Л. Разводова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по развитию речи для средней группы

Дидактические игры по развитию речи.Дидактическая игра «Найди ошибку»Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.Ход игры: Воспитател...

Картотеки дидактических игр по развитию речи в средней группе

Картотеки дидактических игр по развитию речи в средней группе...

Картотека по развитию речи в средней группе (чистоговорки)

Картотека по развитию речи в средней группе (чистоговорки)...

Картотека по развитию речи для средней группы

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе. «Кто как разговаривает?» ... Цель: закрепление в речи детей названии детёныш...

Картотека по развитию речи в средней группе.

дидактические игры по развитию речи....