РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВАМ ПРИОБЩЕНИЯ К ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
статья по развитию речи (старшая группа)

Статья о важности равитии речи у детей старшего дошкольного возраста при помощи художественной литературы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВАМ ПРИОБЩЕНИЯ К ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

                                                                                 

Ознакомление с детской художественной литературой имеет огромное значение во всестороннем развитии дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора, в становлении нравственных качеств и ценностей. Так же  - это могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее влияние на развитие и обогащение речи. Художественная литература обогащает эмоции, воспитывает воображение, даёт ребёнку прекрасные образцы русского литературного языка.

Методика ознакомления с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста

Методика работы с книгой в детском саду исследована и раскрыта в монографиях, методических и учебных пособиях. Ими являются:

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передаёт все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановки слов, замена их, толкование). Рассказывание даёт большие возможности для привлечения внимания детей.

3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественными произведениями.

4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

Выделяют несколько типов занятий:

1. Чтение и рассказывание одного произведения.

2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединять произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.

3. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:

а) чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;

б) чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.

4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:

а) чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Гуси-Лебеди» сопровождается показом игрушек и действий с ними);

б) настольный театр (картонный или фанерный, например, по сказке «Три медведя»);

в) кукольный и теневой театр, фланелеграф;

5. Чтение как часть занятия по развитию речи:

а) оно может быть логически связано с содержанием занятия (в процессе беседы о чтении стихов, загадывание загадок);

б) чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала).

В методике занятий следует выделить такие вопросы, как подготовка к занятию и методические требования к нему, беседа о прочитанном, повторное чтение, использование иллюстраций.

Как привить любовь к чтению

Все родители очень хотят видеть своих детей успешными, умными, счастливыми. Одним из важных условий полноценного гармоничного развития личности является любовь к чтению, которая способствует развитию памяти ребёнка, внимания, мышления. Начинать читать рёбенку лучше как можно раньше, почти с рождения. И покупать детские книжки, соответствующие возрасту. Во время чтения рассматривать вместе картинки и объяснять, рассказывать, что на них изображено. С развитием речи у ребёнка можно начинать задавать вопросы по картинкам или прочитанному тексту, что будет способствовать активному его участию в процессе чтения и повышению интереса.

При подборе для ребёнка 5 – 7 лет книги лучше всего отдать предпочтение классикам. Произведения должны быть познавательными, содержательными и добрыми. Малышу нужно знакомиться с культурой других стран, извлекать из прочитанного уроки, учиться думать и увеличивать словарный запас. На этом можно выделить несколько тематических направлений.

  • Для начала стоит назвать сказки в стихах. Каждому из нас нравилось читать про «Дядю Степу» Сергея Михалкова и «Айболита» Корнея Чуковского. В этом ряду также стоят изумительные сказки Гауфа, Киплинга, Родари, Перро и Андерсена. Не стоит забывать про «Черную курицу» Анатолия Погорельского и «Аленький Цветочек» Сергея Аксакова.
  • Прекрасные истории Виктора Драгунского о мальчике Денисе, повести Николая Носова рассказывают детям о жизни их ровесников. Любой персонаж может быть похож на ребёнка, который ходит вместе с вашим малышом в детский сад или на сына соседей. У каждого героя есть своя история и имеются свои проблемы, которые беспокоят нынешних детей.
  • Возможно, вашему ребёнку понравится и детская фантастика.
  • Помимо вышеперечисленных произведений можно читать литературу о животных и о природе. Она даёт возможность малышам почувствовать себя сопричастными к внешнему миру. Много интересного подскажут изумительные наблюдения природы Михаила Пришвина и Виталия Бианки. Вниманию и доброте научат «Лесные сказки» Николая Сладкова. Перечень произведений может быть бесконечным.

Основные требования к шрифту  и тематике книг

Шрифт должен быть крупным, легко читаемым, чтобы ребёнок мог прочесть содержание книги. Важным аспектом при выборе книги остается её тематика, подходящая для данной возрастной группы. Дети 5-7 лет охотно читают рассказы о животных, сказки, сюжетные истории. Скучные книги могут привести к потере интереса к чтению, поэтому необходимо учитывать пожелания ребёнка, помогать ему в выборе книги.

Роль иллюстраций

Для ребёнка в возрасте 5 – 7 лет предпочтительны книги с картинками, причём достаточно крупными и интересными. Хорошо, когда иллюстрация содержит много мелких деталей и её можно долго рассматривать. Иллюстрации должны быть продолжением истории, ребёнку интересно увидеть то, о чем он читает. Полезными и интересными будут детские энциклопедии с картинками, атласы растений и животных с кратким и простым описанием.

В этом возрасте ребёнка можно записать в библиотеку, где расширится круг его друзей, и интерес к чтению станет ещё больше. Книги, подаренные в возрасте 5 – 7 лет, часто становятся самыми любимыми, а литературный вкус будет формироваться в зависимости от выбора произведений.

Домашнее чтение детям старшего дошкольного возраста

      Возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами, родители имеют большие возможности для того, чтобы подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной сказке или истории. Тогда чтение становится желанным, ожидаемым. Кроме того, в режиме дня необходимо выделить определённое время, чтобы к этому часу ребёнок настраивался на восприятие книги: в течение дня это счастливое время всегда найдётся 15-20 минут, чтобы спокойно почитать ребёнку. Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка, и окружающие относятся к его занятиям «уважительно».
     Детям 5 – 6 лет читают не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается - как бы ни понравилась книжка ребёнку, надо давать ему отдых. Зато как радостна будет новая встреча с той же книжкой,  как сосредоточенно он будет слушать её и рассматривать!

Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным:

 1. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению.

 2. Демонстрируйте ребёнку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга – это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно переворачивать страницы. После рассматривания уберите книгу на место.

 3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком. Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.

 4. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха.

 В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить, просто молча «слушать себя».

 5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо - в зависимости от содержания текста. Читая детям, стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.

 6. Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание.

 7. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него – нет.

 8. Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребёнок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке.

 9. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребёнку самому выбирать книги.

 10. С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин, в библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем.

Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимопотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы русского литературного языка. Огромное её воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребёнка об окружающем мире, она воздействует на личность ребёнка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект старшей группы «Василёк» на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы з...

Пути и условия развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОНР) посредством детского семейного театра.

В статью входят разделы:1.) Особенности, условия и этапы организации детского семейного театра в ДОУ.2.) Общие методические принципы организации занятий по театральной деятельности для детей с ТНР (ОН...

Самообразование: «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Повысить свою профессиональную компетентность в вопросах развития мелкой моторики рук как средство развитие речи у детей старшего дошкольного возраста....

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на развитие дошкольного образования в РФ.  В  то  же  время,  он  работает  на...

Перспективный план самообразованию по теме "Дидактическая игра как средство развития представлений о природе и развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Перспективный план самообразованию по теме "Дидактическая игра как средство развития представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи IIIуровня"...

«Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе приобщения к детской художественной литературе».

Речевое развитие по ФГОС ДО – это одна из важнейших образовательных областей. Согласно ФГОС ДО речевое развитие направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с...