Пути и условия развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОНР) посредством детского семейного театра.
статья (старшая группа)

Маргарита Павловна Медведь

В статью входят разделы:

1.) Особенности, условия и этапы организации детского семейного театра в ДОУ.

2.) Общие методические принципы организации занятий по театральной деятельности для детей с ТНР (ОНР).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_iz_diploma.docx22.85 КБ

Предварительный просмотр:

Пути и условия развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОНР) посредством детского семейного театра.

Особенности, условия и этапы организации

детского семейного театра в ДОУ

          Сегодня в научно-педагогической литературе можно найти много разнообразных и развёрнутых рекомендаций по использованию театральной деятельности в ДОУ. В ней можно найти и приёмы работы по постановке звуков, для детей с ОНР, предлагают и всевозможные формы работы с семьёй. А как объединить всё это в одно дело? Самое лучшее, на наш взгляд, это организация детского семейного театра на базе ДОУ.

   Начав работу с детьми, имеющими проблемы с речью, необходимо вначале пополнить свои знания в области логопедии. Затем познакомиться с особенностями речи каждого воспитанника в отдельности; понять принципы работы «логопед – ребёнок», «логопед – родитель», «логопед – воспитатель».

«Логопед – ребёнок» - это диагностика, индивидуальные занятия по постановке звуков, исправление дефектов речи, всего 2 раза по 15 минут в неделю; + 2 раза в неделю подгрупповые занятия по 25 – 30 минут в старшем дошкольном возрасте, где проводятся игры, беседы и т. п.; + «домашнее задание» по просьбе родителей, для закрепления материала.

«Логопед – родитель» - это общие и индивидуальные беседы, рекомендации, объяснения по поводу выполнения «домашнего задания», если есть вопросы или затруднения.

«Логопед – воспитатель» - это рекомендации, индивидуальные задания, для выполнения с детьми; помощь в подборе стихов для разучивания и распределении ролей в сценках к праздникам.

        Идея о создании детского семейного театра, может стать интересной формой работы ДОУ, которая поможет решить ряд задач по формированию правильной речи у детей (одной из главных задач д/с), поможет в установлении партнёрских отношений с семьями каждого воспитанника, привлечении и объединении всех специалистов и сотрудников ДОУ, вызовет у всех интерес к театральной деятельности.

         У детей, посещающих детский сад компенсирующего вида (логопедического), очень плотный насыщенный режим пребывания, необходима такая программа по театральной деятельности, чтобы не перегрузить их. Вызвать интерес родителей к совместной театральной деятельности, подстроится под их возможности участия в ней.

        План работы с родителями заключался в том, чтобы на родительском собрании познакомить их с возможностями театральной деятельности в развитии детей, в том числе в формировании правильной речи. Затем провести анкетирование, для выявления: как часто они посещают театры с детьми; какие предпочтения в видах театра; хотят ли сами участвовать в качестве «артистов» в детских спектаклях; кто может взять на себя работу, например, осветителя, звукорежиссёра, костюмера, оформителя и т. п.

          Анкетирование показало, что в среднем дети посещают театр от 2 до 6 раз в год. Предварительно родители не готовят детей к просмотру спектакля, большая часть предпочитают ходить в цирк и на кукольные представления. На вопросы личного участия, отнеслись с долей удивления, так как привыкли приходить и наблюдать за выступлениями, роли же осветителя, звукорежиссёра и т. п. для них оказались ещё более странными.

Подготовительный начальный этап, создании театра, заключался в том, что к имеющему оборудованию музыкального зала (пианино, музыкальный центр, мультимедийная установка), сшили и повесили занавес, кулисы, задник.

          В наш детский сад, направляются дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), иногда не говорящие, «пограничные» с ЗПР – это дети, которым не окончательно поставлен диагноз «задержка психического развития» и дети с общим недоразвитие речи (ОНР). Такие дети сложнее идут на общение, у них рассеянное внимание, большие сложности в запоминании, часто повышенная возбудимость, они очень шумные, т. к. очень громко общаются между собой. Что бы их привлечь к любой деятельности, необходимо выстроить так работу, чтобы переход от одной деятельности к другой проходил быстро, делая небольшую паузу, акцентируя внимание на педагоге. Например, чтобы перейти от одной игры к другой, педагогу необходимо переключить внимания на себя, затем объяснить, что надо делать дальше, и дети выполняют. В конце совместной деятельности, обычно задается вопрос, о том, чем занимались, понравилось ли, и в завершении надо подарить улыбки друг другу. Это ещё одна особенность в организации.

         Наблюдая за такими детьми пытались подобрать сюжеты для драматизации. Вначале, используя настольный, плоскостной театр, театр игрушек разыгрывали перед ними знакомые сюжеты сказок: «Колобок», «Три медведя», «Красная Шапочка», «Кот, Петух и Лиса», «Жихарка», «Волк и семеро козлят» и т. п. Затем, используя кукольный театр «би-ба-бо», привлекая к показу сотрудников и родителей.

          Театр в силу своей зрелищности, необычности, особой эмоциональности вызывает большую радость. Детям это нравится, вызывает большой интерес, особенно если видят своих родителей в качестве «артистов». Положительные эмоции стимулируют активное внимание, развивают творческие способности, обогащают детей впечатлениями; воспитывают интерес и любовь к литературе, родному слову.          

         Параллельно с этой работой предлагаем и самим попробовать рассказать и показать сказку, используя любой вид театра. Здесь детям приходится определиться и с видом, и с сюжетом, и с тем, что один он будет рассказывать или ещё кого-нибудь позовёт в помощь, договориться о разделении ролей. На этом этапе обычно у детей развивается интерес к драматизации, желание перечитывать сказки, брать на себя роль, развивается память, речь, коммуникативные качества. Затем, предлагаем показать своей семье дома, используя театр ложек, пальчиковый, театр игрушек, настольный и т. п.

         Самые творческие люди на свете – дети. И порой взрослые этого не замечают, потому что собственные заботы и проблемы кажутся им важнее.

Дети могут спеть песенку, прочесть стихи, нарядившись во всё мамино, и выступать перед домашними, перед гостями, чтобы все смеялись и хлопали. Держа в руках игрушку или, надев маскарадный костюм, дети смелее читают стихи, поют, танцуют. Это не какое-то баловство, а начало «Домашнего театра». Здесь дети выступают в качестве актёра, режиссёра и костюмера, возможно и художника-оформителя, т. к. могут нарисовать декорации, афишу, пригласительные билеты и т. п. Не смотря, на проблемы с речью, ребёнку в домашних условиях, перед близкими легче почувствовать себя актёром. Это делает его более уверенным, развивается потребность в речи. Ребёнок хочет быть услышанным и понятым, поэтому старается говорить правильно.

         Надо помочь этот театр организовать, это будет не просто забава, а интересное полезное дело. И здесь большая роль отводится родителям. Главное не оттолкнуть, а поддержать ребёнка, включиться в процесс или его самим организовать. Для родителей готовим рекомендации, как изготовить театр в домашних условиях, возможные сценарии. Также в рекомендациях предлагаем посещения разных театров, спектаклей для детей, посещения экскурсий по «закулисью». Это поможет пополнить знания о театре, обогатить новыми впечатлениями.

         Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театр – это, одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус ребенка. Театр воздействует на маленького человека целым комплексом художественных средств: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой. Воспитательные возможности театральной деятельности огромны: ее тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Разностороннее влияние театральной деятельности на речь ребенка, позволяет использовать ее как одно из эффективных средств в логопедической работе.

          Тематика работы в детском саду подчинена сезонным изменениям и общественным праздникам. Поэтому составляя программу, надо учитывать и это. Следующий этап – это подготовка праздников, вечеров развлечений.

Праздники и вечера досугов.

          Готовя детей к очередному празднику, мы принимаем участие в написании сценариев, подбираем, распределяем и разучиваем с детьми стихи, роли, стараясь проговаривать, по возможности все звуки. Репетируем сценки, помогаем музыкальному работнику ставить танцы. Привлекаем родителей для выступлений, проводим с ними репетиции.

          Воспитателю следует помнить, что праздничный утренник – это, прежде всего радость для детей. Это источник впечатлений, которые ребенок может сохранить надолго. Это сильное средство формирования нравственно-эстетических чувств. Поэтому хорошая подготовка, продуманный сценарий, четкая организация – все это определяет поведение и настроение каждого ребенка на празднике, эффективность воздействия различных видов искусства. Дети должны быть радостными, веселыми, держаться свободно и непринужденно.

          Для того чтобы праздник был эффективной формой организации театрализованной деятельности детей, необходимо вести с ними повседневную систематическую работу, развивая их способности, вкус, творческую активность. Разные формы театральной деятельности воспитателем используются и в режимных моментах, на занятиях, на прогулках, на экскурсиях, в наблюдениях и т. п. Самым эффективной формой организации театральной деятельности является дополнительные занятия.

Общие методические принципы организации занятий

по театральной деятельности для детей с ТНР (ОНР)

          Театральные занятия проводятся в музыкальном зале со всеми детьми старшего дошкольного возраста (4 - 7 лет) без какого-либо отбора. Исходя из опыта работы, оптимальное количество детей на занятии не более 8 – 10 человек, т. к. дети имеют проблемы с речью. Срок реализации 1 год. На занятии приглашаются родители, кто свободен и может его посетить. Форма одежды у всех облегчённая, обязательно мягкая обувь (чешки).

         Занятия для детей старшего дошкольного возраста проводятся 2 раза в неделю в вечернее время продолжительностью 30 минут. Процесс представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей, на развитие речи. Театральные игры рассчитаны на активное участие ребёнка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые занятия преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослых совместных активных поисков. Ход занятий характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. Оно проводится в занимательной, интересной детям форме, по возможности основываясь на сюжетном построении. Занятия могут быть построены по самым разным сценариям в зависимости от таких факторов, как время проведения, погодные условия, психическое и физическое состояние и настроение детей.

          На этих занятиях и родители являются активной её составляющей. Они на практике видят, как педагог работает с их детьми, как старается через разные формы театральной деятельности, через игры, сформировать правильную речь у детей. Здесь родители могут попробовать себя в разных ролях, как актёры в разных видах театра, помочь в организации игр. У них появляется интерес, желание, по возможности, как можно больше принимать участие в жизни театра. Неоценима их помощь в подготовке спектаклей. Это помощь в разучивании с детьми ролей, подготовка костюмов, реквизита, декораций, иногда помогают и в подборе музыкального сопровождения, делятся своими идеями, участвуют в качестве актёров, кинооператоров, монтажёров. Только такой заинтересованный человек сможет и у себя дома организовать домашний семейный театр, объединив вокруг себя членов семьи, заинтересовав и друзей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников. Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников2.1  Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством пальчиковой гимнастики»

ВведениеДошкольный возраст  считается удивительным периодом развития человека. Он обладает своеобразной этапностью и спецификой.  Ведущий вид  деятельности – игра. Онасоздает наиб...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВАМ ПРИОБЩЕНИЯ К ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Статья о важности равитии речи у детей старшего дошкольного возраста при помощи художественной литературы....

Условия развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Речь — это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего вн...

Условия развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста — задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать и родители, и педагоги.Для того чтобы процесс речевого развития д...

«Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений в условиях ФГОC»

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени &ndash...