Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Грибы"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Грибы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ОД по развитию речи в средней  компенсирующей группе

Тема «Лес. Грибы. Ягоды»

Рассматривание картины «Ранняя осень»

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение представлений детей о грибах и лесных ягодах, месте их произрастания, отличительных особенностях. Расширение и уточнение словаря по теме (искать, грибы, ягоды, белый гриб, мухомор, лисич-ка, ножка, шляпка, малина, корзина, искать, ядовитый, около, рядом). Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа имен существительных).

Коррекционно-развивающие цели. Активизация речевой деятельности детей. Развитие диалогической речи, общих речевых навыков (ясной шепотной речи), зрительного внимания, общей, гонкой и артикуляционной моторики, силы голоса.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование. Муляжи грибов, предметные и разрезные картинки с изображениями грибов[1], карточки с изображениями одного, двух, трех и четырех мухоморов, сюжетная картина «Ранняя осень», мяч среднего размера.

Предварительная работа. Разучивание пальчиковой гимнастики «Раз, два, три, четыре, пять» и упражнения «За малиной», предварительное рассматривание картины «Ранняя осень» в уголке природы.

Ход

 

Рассматривание картины «Ранняя осень» и предметных картинок по теме. Беседа.

Воспитатель помещает на мольберт картину «Ранняя осень», позволяет детям рассмотреть ее и организует беседу.

Воспитатель: Кого вы видите на картинке?

Дети. Детей.

Воспитатель: Что они делают в лесу?(Ответы детей)

- Гуляют.

- Собирают листья.

- Собирают грибы.

Воспитатель: Правильно. Дети гуляют в лесу и собирают листья, рябину, грибы. Какие грибы вы видите около пенька, рядом с пеньком?

- Подосиновики.

Воспитатель: Верно. Какие шляпки у подосиновиков?

-Красные.

Воспитатель помещает на мольберт предметную картинку с изображением подосиновика.

Воспитатель: У подосиновиков красные шляпки и прямые серые ножки. А какой гриб вы видите под березой?

- Подберезовик.

Воспитатель помещает на мольберт предметную картинку с изображением подберезовика .

Воспитатель: Какая шляпка у подберезовика?

        -Темная.

Воспитатель: Правильно. Она почти черная. А ножка у него серая, но потоньше, чем у подосиновика. А какие грибы лежат в корзинке?

- Подосиновики.

Воспитатель: Верно. В корзинке лежат подосиновики. А какие грибы вы знаете еще?

Воспитатель  помещает на мольберт несколько предметных картинок .       - Лисички.

- Сыроежки.

- Белый гриб.

Воспитатель: Молодцы! Вот как много названий грибов вы вспомнили. Давайте расскажем о них. Какие ножка и шляпка у лисички?

- Желтые.

Воспитатель: А ножка толстая или тонкая?

- Тонкая.

Далее аналогично можно провести работу по описанию сыроежки и белого гриба. Затем воспитатель убирает все наглядные пособия.

Подвижная игра «За малиной»

Воспитатель  приглашает детей на ковер, делает вместе с ними упражнение, давая образец интонирования речи.

За малиной в лес пойдем,

в лес пойдем.

Идут в хороводе, взявшись за руки.

Спелых ягод наберем, наберем.

Идут по кругу, наклоняясь, как бы собирая ягоды.

Солнышко высоко,

Встают лицом в круг, тянутся руками вверх.

А в лесу тропинка.

Наклоняются и пытаются достать пол.

Сладкая ты моя,

Ягодка-малинка.

Идут по кругу, взявшись за руки.

Игра с мячом «Один много»

Воспитатель  предлагает детям остаться на ковре и поиграть в мяч, объяснив, что он будет бросать мяч и называть один гриб, а дети кидать мяч обратно и называть несколько таких же грибов.

Воспитатель: Подосиновик.

- Подосиновики.

Воспитатель: Подберезовик.

- Подберезовики. 

Воспитатель: Лисичка.

-Лисички.

Воспитатель: Сыроежка.

-Сыроежки.

Разрезные картинки.

Дети проходят к столу, на котором лежат конверты с предметными и разрезными картинками по теме «Грибы». Картинки разрезаны на 3—4 части (горизонтальный и вертикальный разрезы).

Воспитатель: Достаньте из конвертов картинки, рассмотрите их н назовите грибы.

- Подосиновик.

- Подберезовик.

- Мухомор.

- Белый гриб.

Воспитатель: Верно. А теперь достаньте разрезные картинки и сложите их.

Пальчиковая гимнастика «За ягодами».

Раз, два, три, четыре, пять,

Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших.

В лес пойдем мы погулять.

Обе руки «идут» пальчиками по столу.

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

Загибают пальчики, начиная с больших.

Окончание занятия. Воспитатель  предлагает детям тихо сесть на стульчики.

Воспитатель: (шепотом). Куклы уснули, чтобы их не разбудить, будем говорить очень тихо, шепотом. Расскажите, о чем мы говорили на занятии, в какие игры играли. Говорите тихо, как говорю я.

Дети называют игры и задания. Воспитатель оценивает деятельность каждого ребенка.


[1] см.: НищеваН.В. Грибы. Книжка-раскраска. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Осень"

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Посуда"

Конспект образовательной деятельности по лексической теме "Посуда"...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Перелетные птицы"

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Перелетные птицы"...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Зима"

Закрепление представлений о смене времен года. Уточнение и расширение словаря по теме «Зима». Обучение составлению рассказа по серии картинок. Формирование целостного впечатления об ...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Мебель"

Уточнение и расширение словаря по теме «Мебель». Обучение отгадыванию загадок со зрительной опорой. Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление предложно-падеж...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Мамин праздник.Профессии наших мам"

Уточнение и активизация словаря по теме «Профессии». Расширение представлений о важности труда взрослых. Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существит...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Насекомые"

В процессе образовательной деятельности дети закрепят представления о насекомых, их внешнем виде и образе жизни....