Открытое занятие по развитию речи, мнемотаблицы, " Зимушка- зима"
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа)

Наталья Алексеевна Гензбург

Открытое занятие по Образовательной области " Развитие речи" с использованием мнемотаблиц, " Зимушка-зима".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия  по развитию речи в старшей группе

     «Зимушка - зима» с использованием мнемотаблиц.

  Цель: Закрепление знаний о времени года зима.

Задачи: Учить составлять рассказ, способствовать более глубокому осмыслению темы «зима» с помощью  мнемотаблицы схемы.

Образовательные: учить детей подбирать слова с противоположным значением, активизировать словарный запас, учить подбирать прилагательные к существительным; составлять предложения с заданным словом; обогащать лексику родственными словами, формировать звуковую культуру речи.

Развивающие: Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх, упражнять в делении слова на слоги, упражнять в образовании существительных с уменьшительно- ласкательным значением; активизировать словарь по теме «Зима»; развивать связную речь, общую и мелкую моторику, слуховую память, зрительное внимание.

Воспитывающие: Воспитывать доброжелательное отношение друг   к другу, инициативность, воспитывать познавательный интерес к явлениям природы,  выполнять поставленную задачу, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением.

Приоритетная область: речевое развитие.

В интеграции: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.

Материалы и оборудование: Карточки с заданиями, картинки животных

( лиса, заяц, ежик, белка ), карточки символы.

Ход занятия:

  1. Организационный момент. Приветствие гостей.(В кругу. )

Воспитатель: -Я хочу вас пригласить в очень интересное путешествие, увлекательное и познавательное. Но к каждому нужно подготовиться и настроиться.

Запоминает наша голова,

 важные поступки, умные слова . ( дети гладят себя по голове),

Слушаем внимательно,                   (подносят руки к ушам)

 смотрим обязательно ,                  ( подносят руки к глазам)

друг друга  не перебиваем,    для ответа руку поднимаем.

Знаний много получаем!

Воспитатель: -Скажите, какое сейчас время года?

 Дети:-Зима

Воспитатель: - Значит путешествие наше будет зимнее .

Ребята, начать наше путешествие я хотела с рассказа о зиме по картинкам символам ,  но они куда-то исчезли , но появилось вот такое дерево , снежинки на нём весят и ещё вот такое вот письмо. Написано детский сад№1 «НОМИНА» гр. №9 «НАРАН». Прочитаем его , чтобы понять что это за письмо:

«Ребята, доброе утро. Меня зовут  Красавица-Зима. Зима скоро закончиться и я хочу с вами поиграть. Снежинки не простые Это замороженные картинки- символы, чтобы их разморозить необходимо выполнить мои задания. Подпись       Красавица-Зима.»

Воспитатель:

Все задания выполним?     Снежинки разморозим ?

Рассказ составим о Зиме ? (садимся на стульчики , посмотрим какую снежинку нам первую разморозить ?)

Воспитатель:

Первая снежинка !   Нужно разморозить предложение:

1. « Вся земля покрыта снегом»

(для этого нужно назвать зимние месяцы)

Дети: Декабрь Январь Февраль,

 (стихи про зиму)

(Размораживаем картинку, вешаем  на доску)

Воспитатель:

Вторая снежинка! Размораживаем следующее предложение :

2.«Солнышко реже выглядывает из-за туч !

(Нужно к словам подобрать признак предмета )

Признак предмета отвечает на вопросы : какой, какая ,какие

- зима какая ( снежная, красивая , морозная, затяжная, долгая, блестящая, холодная, волшебная, сказочная, сверкающая…)

-снег какой? (пушистый, мягкий, холодный, белый, серебряный, рыхлый, липкий, серебристый, чистый, тяжелый, искристый, легкий, рассыпчатый, скрипучий, хрустящий, мокрый )

-лед какой ? (хрупкий , гладкий , твердый, скользкий, блестящий, прозрачный, тонкий, толстый, голубой )

-снежинки какие ? (красивые, падающие, хрупкие, блестящие, ажурные, серебристые, нежные, холодные , кружевные, легкие, белые…)\

- метель какая ? (снежная ,суровая, вьюжная,  сильная..)

Воспитатель: Размораживаем ?  Давайте, посмотрим, разморозилась наша картинка? Мы справились и с этим заданием и разморозили еще один фрагмент картинки. Давайте тоже повесим на  доску.

Третья снежинка :Размораживаем следующее предложение

3«Реки и озёра скованы  льдом»

Чтобы играть в игру «Скажи наоборот» давайте встанем в кружок .

( в кругу воспитатель кидает мяч , говорит слово, а дети наоборот   )

Зимний- летний,                         широкий- узкий

 холодный- жаркий,                    черный-белый

твёрдый- мягкий,                           день-ночь

 злой- добрый,                             северный- южный ,

Легкий- тяжелый ,                      сильный- слабый,

 сухой- мокрый,                            чистый- грязный

Снежинка разморозилась, вешает на доску

Четвертая снежинка   :Размораживаем следующее предложение

4.Здесь заморожено предложение «Дует холодный ветер»

Разморозилась снежинка ?

Предложение : «дует  холодный ветер»

Нужно собрать  зимние картинки из пазлов.

Пятая снежинка:

5.Размораживаем следующее предложение  «Деревья стоят без листьев»

Если мы мы с вами отправляемся в лес где растут берёзы , значит это какой лес ? (берёзовый)

Сосны? Клёны ? дубы? Рябины ? Каштаны ? Липы ?

Разморозилась наша снежинка  «деревья стоят без листьев»

А мы с вами коль гуляем в лесу, предлагаю слепить снеговика .

 Физминутка:

Давай дружок , смелей дружок.

Кати по снегу свой кружок.

Он превратится в снежный ком

И станет ком снеговиком .

Его улыбка так светла ,

Два глаза, нос, метла.

Но солнце припечёт слегка ,

Увы , и нет снеговика.  

  Молодцы, в лесу погуляли , снеговика слепили ,присядем и продолжим дальше .

Шестая снежинка: Берём следующую снежинку . Здесь заморожено предложение.

6.«Перелётные птицы улетели на юг»

Нужно слова поделить на слоги : Ворона, голубь, воробей, сорока, синица, грач, сова, снегирь , клёст, галка.

Молодцы с этим заданием вы тоже справились.  «Перелетные птицы улетели на юг»

Седьмая снежинка: Следующая снежинка

7. « Животные спрятались от холода» 

Здесь зимушка- зима нам предлагает поговорить о животных и  сравнить их , про лису и про зайчика , белочку и ёжика .

Молодцы про животных рассказали , снежинка разморозилась . «Животные спрятались от холода»

 Восьмая снежинка: Следующая снежинка

8.«Люди надели тёплую одежду»

Становимся в кружок , передаем мяч друг другу и называем теплые вещи .

Молодцы , тепло оделись ? «Люди надели тёплые вещи»

Девятая снежинка:И следующая снежинка

9.«Дети катаются на санках, лыжах и коньках»

Задание - доскажи словечко .

ВоспитательА сейчас мы поиграем в игру «Доскажи словечко».

Зимой все покрыто белым пушистым снегом, давайте поиграем с этим словом.

Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова,

 связанные со словом «Снег».

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю... (снег)

               С неба все скользят пушинки -

Серебристые... (снежинки)

               На поселке, на лужок

Все снижается... (снежок).

               Вот веселье для ребят -

Все сильнее... (снегопад)

               Все бегут в перегонки,

Все хотят играть в... (снежки)

               Словно в белый пуховик

Нарядился... (снеговик)

               Рядом снежная фигурка –

                Это девочка... (снегурка)

На снегу - то, посмотри? -

С красной грудкой... (снегири)

               Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил... (снег)

Воспитатель: На какое слово похожи все эти слова?

Дети:  (снег)

  Размораживает снежинку «Дети катаются на лыжах, санках и коньках»

Все снежинки разморозили и мы сейчас с вами попробуем рассказать о зиме

 Вся земля покрыта снегом.

 Солнышко реже  выглядывает  из-за туч.

 Реки и озера скованы льдом .

Дует холодный ветер.

Деревья  стоят без листьев.

Перелетные птицы  улетели на юг.

Животные спрятались от холода.

 Люди надели теплую  одежду.

Дети катаются на санках, лыжах и коньках.

Что было интересного в путешествии ? Мне тоже понравилось, как вы выполнили задания? Молодцы!

Самомассаж:

Воспитатель: Ох и заморозила я вас, давайте погреемся!

Пришла зима, (трем ладошки друг о друга)

Принесла мороз (пальцами массажируем плечи, предплечья)

Пришла зима, (трем ладошки друг о друга)

Замерзает нос (ладошкой массажируем кончик носа)

Снег, (плавные движения ладонями)

Сугробы, (кулаки стучат по коленям попеременно)

Гололед (ладони шоркают по коленям разнонаправлено)

Все на улицу — вперед! (руки вытягивают вперед)

Теплые штаны наденем, (ладонями проводим по ногам)

Шапку, шубу, валенки (ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами)

Руки в варежках согреем (круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони)

И завяжем шарфики (ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи)

Воспитатель: Ну вот мы согрелись, теперь можно и дальше поиграть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи по теме: «Зимующие птицы» в подготовительной группе

Образовательные цели. Закрепление знания признаков зимы, представлений о зимующих птицах, обобщающего понятия "зимующие птицы". Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствов...

открытое занятие по развитию речи на тему " Зима"

развитие речи детей, закрепление грамматических навков...

Конспект занятия по развитию речи «Здравствуй, зимушка-зима!»

Уточнить знания детей о зимних природных явлениях, взаимосвязи их с жизнью человека....

Открытое занятие по развитию речи по теме "Зима" в старшей группе

Итоговое занятие по развитию речи по теме "Зима" в старшей группе...

Конспект занятия по развитию речи «Здравствуй, зимушка-зима!»

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Здравствуй, зимушка-зима!»Развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, связную речь, творческое воображение.Воспитывать у...

Познавательное занятие по развитию речи "Здравствуй Зимушка - Зима" в старшей группе

Познавательное занятие по развитию речи "Здравствуй Зимушка - Зима" в старшей группе...