НОД по развитию речи с применением ТРИЗ технологий
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Болтушкина Оксана Александровна

Конспект НОД по развитию речи

 

с элементами ТРИЗ в подготовительной к школе группе

 

«Составление рассказа по картине «Весна в лесу».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_19_nod_s_elementami_triz.docx26.97 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«детский сад № 207»

Конспект НОД по развитию речи с элементами ТРИЗ

в подготовительной к школе

 группе «Составление рассказа по картине «Весна в лесу».

Подготовила: воспитатель

Болтушкина О.А.

                                                г. Хабаровск, 2019 год

Конспект НОД по развитию речи

с элементами ТРИЗ в подготовительной к школе группе

«Составление рассказа по картине «Весна в лесу».

Цель: усвоение детьми обобщенных способов умственной деятельности при создании собственного речевого продукта по сюжетной картине, посредством использования технологии ТРИЗ.

Задачи:

Обучающие:

  • Учить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка).
  • Учить детей «входить» в пространство картины и описывать воспринимаемое через различные органы чувств.
  • Учить детей представлять выбранный на картине объект с точки зрения его прошлого или будущего и придумывать рассказ, используя в нем словесные обороты, характеризующие временные отрезки.

Развивающие:

  • Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
  • Активизировать словарь в соответствии с сюжетом картины.
  • Развивать речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей.
  • Развивать умение отвечать полным предложением.
  • Упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов изображенных на картине.

Воспитывающие:

  • Воспитывать умение слушать других, не перебивая их.
  • Воспитывать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами.

Методы и приемы:

- игровой (игры «Подзорная труба», «Сыщики»)

- словесный (беседы, объяснения, вопросы к детям),

- наглядный: модели этапов рассматривания картины

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Планируемый результат:

Дети проявляют умения строить связную грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.

Проявляют речевое творчество в составлении рассказа по картине методами ТРИЗ и рассказа по теме.

Дети правильно объясняют взаимосвязи объектов на картине, проявляют субъектную позицию в речевом общении.

Дети проявляют умения слушать других, не перебивая их.

Дети активизируют словарь, отвечают полными предложениями.

У детей развито речевое творчество в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями детей.

Материалы и оборудование: Картина, подзорные трубы, доска, цветные маркеры, уменьшенные копии картины по количеству детей.

Ход занятия:

- Здраствуйте ребята! - Сегодня мы с вами будем работать над составлением рассказа по картине.

 - Посмотрите на картину.

 - Кто изображен на картинке?

(Такой вопрос дает толчок к поиску наиболее активного персонажа — человека.)

-Мальчик, девочка

-Что они делают?

-Фотографируют.

-Какой-то рассказ у нас с вами получается короткий,

-А, что нужно сделать, чтобы рассказ получился подробный, красивый?

Варианты ответов детей рассмотреть.

– Я вам предлагаю не просто рассмотреть картину! Попробуем поделить картину на части. - Как мы это будем делать?

Варианты ответов детей. (Разрезать)

-Если мы разрежем картину, то сможем мы ее подробно рассмотреть.

-Нет.        

- «Дели» умеет все на свете делить.

-Я вам предлагаю поделить картину на части, а научит нас делить картину на части волшебник, которого зовут «Дели».

Он все делит на части. Смотрит он на человека и сразу видит все части тела.

- Давайте посмотрим на картину с помощью подзорной трубы, которая поможет нам с вами поделить картину на части и увидеть все подробности на картине.

- Наводим глазок "подзорной трубы" на картинку так, чтобы в ней был виден только один объект.

— Итак, что вы увидели в глазок подзорной трубы, называйте мне, и мы вместе с вами будем зарисовывать.

Теперь картина проясняется: подзорная труба четко помогла нам выделить каждую деталь и дети называют, кто что обнаружил. Каждую находку мы схематически фиксируем на доске, обводя кружочками: мальчик, девочка, цветок, ежик, белочки, дерево и т.д.

(Дети стараются не просто ответить, а выискать что-то такое, чего другие еще не заметили. Идет охота за подробностями.)

2. Связи и взаимодействия между объектами - Как же нам помог волшебник «Дели» подробно рассмотреть картину.

Ответы детей.

Физкультминутка.

Чтобы ровной была спинка, очень нам нужна разминка,

Ну-ка, встань, не зевай и за нами повторяй!"

Утром солнышко встает, теплый лучик детям шлет (дети встают, разводят руками)

Здравствуй, солнышко, привет, без тебя нам жизни нет (кружатся вокруг себя, руками показывают лучи)

Землю солнышко пригрело, (разводят вокруг себя руками)

Птичка радостно запела (руками изображают взмах крыльями)

Зажурчали ручейки (ладошки сложить вместе, волнообразными движениями изобразить ручеек)

Зацвели вокруг цветы небывалой красоты (приседают и снова встают, руки поднимают вверх)

- Молодцы, садимся по местам, продолжим занятие

Мы картинку разобрали на части, а обратно собрать забыли. Пора наводить порядок, соединить части в единое целое, а нам поможет другой волшебник его зовут «Дели - Давай» он может не только делить, но и все на свети объединять искать друзей между частям.

Для этого нам понадобится позаимствовать у волшебника Дели-Давая умение объединять. Вот, например, ежика  можно объединить с деревом, и у нас с вами получится – Ёжик живет под деревом.

- Мальчик и девочка: Мальчик дружит с девочкой. - птичка и гнездо: птичка сидит в гнезде.

- пчелка и цветок: пчелка летит к цветку.

- дети, фотоаппарат и белочка: дети фотографируют белочку и т.д.

-(Бывает, ребенок кружочки соединил, но объяснить свою мысль не может. Спросим тогда, что делает один объект с другим.)

-Ребята какие мы молодцы, посмотрите, как мы с волшебником «Дели Давай» смогли объединить все части картины

3. Характеристики объектов и действий

Схема готова (Основу для рассказа мы подготовили, но чего-то не хватает в нем образов, пленяющих воображение.

- Давайте, ее оживим?

-Чем можно ее оживить?

Ответы детей (звуками, красками).

-Давайте войдем в картину и послушаем звуки картины.

-Закройте на минутку глаза и представьте, что вы попали прямо в картинку. Прислушайтесь, что происходит рядом с вами? Что вы слышите?

— Я слышу, как поют птички.

— Я слышу, как шуршит ежик.

— Я слышу, как разговаривают дети.

— Я слышу, как шумят от ветра деревья.

-Картина ожила, в ней много звуков. Картину можно не только увидеть, услышать, но и мысленно потрогать. Что можно потрогать в картине?

-белочку, ежика, цветы, и др.

      - Ребята, давайте снова попробуем закрыть глаза и принюхаться, чем пахнет в нашем лесу?

           - Я чувствую запах подснежников.

            - Я чувствую запах прошлогодней травы.

           - Я чувствую запах тающего снега и др.

Выводы совместно с детьми:

Мы с вами проделали большую работу:

-подробно рассмотрели картину;

-составили схему;

-оживили (послушали, потрогали, понюхали).

Ребята, вы большие молодцы! Когда вы вернетесь в группу, то можете составить рассказ от имени одного из персонажей, а в составлении рассказа вам поможет схема.

-А сейчас СЮРПРИЗ!

(каждому ребенку подарить уменьшенную копию картины (размер с открытку)

- Это вам на память подарок  от Волшебников! Обязательно покажите своим мамам и папам, расскажите свой рассказ и попробуйте попросить у них составить свой рассказ. А завтра поделитесь здесь со своими друзьями рассказами родителей.

- Всего доброго, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ-технологии в первой младшей группе

Тема: «В гостях у сказки «Репка»Программное содержание: развивать внимание, формировать у детей желание рассказывать вместе с воспитателей, побуждать детей договаривать и повторять вслед за воспитател...

Конспект НОД по развитию речи с элементами ТРИЗ - технологии "Путешествие в мир головных уборов"

Занятие заинтересует творческих педагогов, которые используют в своей работе исследовательские, поисковые методы работы с детьми. Использование игровых ТРИЗ-технологий делают занятие интересным и вовл...

Игры по развитию речи с использованием ТРИЗ технологии.

Игры по развитию речи с детьми дошкольного возраста с использованием ТРИЗ технологии....

Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ- технологий в старшей группе «Спаси заколдованную принцессу»

Цель:  Формировать умение проявлять чудеса находчивости, сообразительности, нестандартного мышления, основанные на Теории Решения Изобретательских Задач....

Конспект по развитию речи с применением ТРИЗ-технологий в подготовительной группе

Аннотация:Данный досуг направлен на развитие творческого мышления и воображения и служит для закрепления приемов работы по системе ТРИЗ ( хорошо-плохо, метод  маленьких человечков, морфологически...

Конспект занятия с по развитию речи с применением ТРИЗ- технологии с детьми раннего возраста "Варежки для Вареньки"

В помощь педагогам раннего возраста, применяющим ТРИЗ-технологию, конспект занятия по развитию речи с детьми 3 г.ж....