Конспект НОД по развитию речи с элементами ТРИЗ - технологии "Путешествие в мир головных уборов"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Уколова Елена Александровна

Занятие заинтересует творческих педагогов, которые используют в своей работе исследовательские, поисковые методы работы с детьми. Использование игровых ТРИЗ-технологий делают занятие интересным и вовлекают детей в совместное обучение и исследование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_mir_golovnyh_uborov.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №39»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по развитию речи

с элементами игровых ТРИЗ - технологий

для детей старшего возраста

в группе компенсирующей направленности.

Тема:

«Путешествие в мир головных уборов»

                                   Составила:

воспитатель 1-й квалификационной категории

группы компенсирующей направленности

Уколова Е.А.

г. Арзамас 2014г.

Цель: развитие системного мышления и  умения прогнозировать  в процессе расширения знаний о головных уборах.

Задачи:

-совершенствовать умение различать и называть существенные детали

 головных уборов, группировать их по функциональному признаку.

- учить выделять главные и второстепенные функции предметов.

- активизировать и обобщать словарь: шапка, шляпа, панама, каска,    фуражка, кепка, бейсболка, пилотка, бескозырка, папаха.

- учить распознавать головные уборы сказочных героев.

- создать образы головных уборов, сделанных из материалов: дерева, металла, хрусталя, бумаги, используя метод фокальных объектов.

-закреплять навыки плавного высказывания на этапе ответов короткой фразой.

Методические приёмы:

-вхождение в воображаемую ситуацию: обсуждение пословицы «По Сеньке и шапка»;

- метод проблемного изложения: «что означает слово шапка»;

-метод совместного обучения: проблемно-поисковая беседа «для чего нужны шапки», игра «Белая шапочка»;

-проблемный метод: исследование «Шапка и шляпа: сходства и различия;

-здоровье сберегающие технологии: физкультминутка «Не урони шапку»;

-поисковый метод: игры «Угадай, чей колпачок», «Хорошо-плохо», «Угадай-ка».

Материалы и оборудование: головные уборы разного назначения (картинки), две шапки (мятая, старая и аккуратная, красивая), шапка- ушанка и шляпа, белая шапочка-колпачок, картинки головных уборов сказочных героев, хрустальная ваза, деревянный кубик, металлическая миска, бумага, рисунки головных уборов с недостающими частями на каждого ребёнка.

Ход занятия.

Вхождение в воображаемую ситуацию: обсуждение пословицы «По Сеньке и шапка»

Воспитатель. Представим себе, что где-нибудь в селе жили два Сеньки. Один был ленивый, неряшливый, все делал кое-как, и дом у него плохой, крыша дырявая, и шапка была на нем  мятая, неказистая (показываю старую шапку). Про него и говорили с усмешкой: «По Сеньке и шапка!»А другой Сенька был ловкий, дом у него исправный, забор всегда починен, одевался он опрятно, и шапка у него была аккуратная, красивая (показываю новую шапку). Протакого люди говорили с уважением, как - бы любуясь им: «По Сеньке и шапка! »

Воспитатель. А, что означает слово «шапка»? Слово «шапка»-нерусское. Оно произошло от французского «шапо» или «шап»- что значит – покрышка.

Совместное обучение. «Для чего нужны шапки?»

Воспитатель. Для чего нужны шапки - покрышки?

Дети. Чтобы голове было тепло; от солнца голову закрывать, чтобы не пекло; от дождя, чтобы голова не намокла

Воспитатель. Какие головные уборы покрывают голову летом?

Дети. Косынки, панамы, бейсболки, пилотки.

Воспитатель. Какая главная работа у этих головных уборов? Какими они должны быть?

Дети. Защищать голову от солнца. Они должны быть легкими.

Воспитатель. Назовите осенние головные уборы.

Дети. Капюшон, вязаные шапки.

Воспитатель. Какими должны быть головные уборы зимой?

Дети. Зимние шапки должны быть теплыми, меховыми или пуховыми. А если шапка вязаная, не очень теплая, можно еще платок надеть вниз, чтобы теплее было.

Исследование. «Шляпа и шапка»

Воспитатель. Предлагаю вам рассмотреть шапку и шляпу. Чем они похожи и чем отличаются.

Дети. У шапки и у шляпы есть дно, шапку и шляпу одевают на голову – этим они похожи. Отличия: у шапки есть уши, ау шляпы - поля; шапку можно завязывать, а шляпу – нет; шапку надевают в холодную погоду, а шляпу в тёплую погоду.

Физкультминутка: «Не урони шапку»

Воспитатель. Представьте, что у каждого из вас на голове шляпа. Я буду подавать вам команды, а вы выполняйте только те из них, при которых шляпа не упадет с головы. «Надели» все шляпы, начали:

+ Приседайте.

- Наклонитесь вперед.

+ Руки вперед, вверх,  в стороны, на пояс.

+ Повороты вправо, влево; наклоны вправо, влево.

+ Бег на месте.

- Прыжки.

- Вращение головой.

Молодцы. Вы очень внимательны. «Снимите» свои шляпы. 

Воспитатель.

А сейчас поиграем в игру«Угадай, чей колпачок».У меня на столе картинки, которые лежат изображением вниз. На них изображены головные уборы сказочных героев (колпачок Буратино, шляпа Гулливера, красная шапочка, бабушкин чепец, шляпка старухи Шапокляк, шлем древних воинов-витязей, чалма для волшебника, шапка-невидимка). Водящий будет крутить волчок, брать картинку, на которую указывает стрелка и отгадывать сказку.

Совместное обучение. Игра «Белая шапочка»

Воспитатель(вносит белую шапочку, надевает на ребенка) Как вы думаете, кем работает Оля, если она надела эту шапочку?

Дети. Медсестрой, врачом.

Воспитатель. Кто еще носит белую шапочку?

Дети. Продавец, повар.

Воспитатель. Для чего надевают колпаки повар и продавец?

Дети. Чтобы волосы не мешали работе: не падали на глаза и не попадали на продукты.

Воспитатель. Значит, все люди надевают белые шапочки на работе?

Дети. Нет, не все.

Воспитатель. Может, расскажете мне, какие головные уборы, на какой работе надевают?

Дети. На стройке – каски; милиционеры, офицеры – фуражки; солдаты-

пилотки; мотоциклисты – шлемы; водолазы – скафандры и т. п.

Экспериментирование. ИГРА «ХОРОШО - ПЛОХО»

Воспитатель. А сейчас я приглашаю вас в «фантастическую» мастерскую и предлагаю поэкспериментировать с необычными головными уборами. У меня в сундучке есть разные предметы. Представим, что это - шляпы (хрустальная ваза, деревянный кубик, металлическая миска, бумага).

Шляпа «Хрустальная ваза»:

Воспитатель. Что хорошего в такой шляпе? Что плохого?

Дети. Она красивая, прозрачная, сверкающая, оригинальная,  но шляпа может разбиться, холодная, тяжелая.

Воспитатель. Кто может носить такую шляпу?

Дети. Стеклянный человек, Снежная Королева.

Шляпа «Деревянный кубик»:

Воспитатель. Что хорошо - что плохо?

Дети. Прочная, не промокает, экологически чистая, надежная, но тяжелая, твердая, неудобная.

Воспитатель. Кто может такую шляпу носить?

Дети. Буратино, он же деревянный.

Шляпа «Бумага»

Воспитатель. Что хорошо - что плохо?

Дети. Её не надо покупать, можно сделать самому пилотку от солнца, она легкая, но может намокнуть, легко порваться.

Воспитатель. Кто может носить?

Дети. Бумажные куклы, Петрушка, мы сами.

Шляпа «Железная миска»

Воспитатель. Что хорошо - что плохо?

Дети. Непромокаемая, не поломается, не разобьется, но тяжелая, на солнце перегревается, зимой – холодно.

Воспитатель. Кто может носить?

Дети. Железный дровосек, робот.

Воспитатель. А в заключение я предлагаю вам игру «Угадай-ка». На столах  лежат листы бумаги с «зашифрованными» головными уборами.

Посмотрите внимательно на рисунок и дорисуйте  то, чего не хватает в головном уборе. (у шляпы нет полей, у кепки - козырька, у вязаной шапки  - помпона, у шапки-ушанки – завязок)

Список использованной литературы.

1. Гин С.И. «Занятия по ТРИЗ в детском саду» 3 – е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 112с.

2. Прохорова Л.Н. «Путешествие по Фанталии» СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«В музее головных уборов» Конспект занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ в средней группе.

Цель занятия: 1. Закрепить представления детей о головных уборах, которые носят люди разных профессий....

Конспект НОД по развитию речи с элементами ТРИЗ "Сравнение курицы и цыпленка" во второй младшей группе

Программное содержание:1.Содействовать формированию представлений о временных признаках (потом, вчера, сегодня, завтра)2.Создать условия для проявления мышления, смекалки, установления сходства и разл...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме: «Одежда. Головные уборы. Обувь»

Программное содержание:Формировать обобщающее понятие «одежда», «головные уборы», «обувь» Познакомить с назначением одежды закрепить представления о профессиях, свя...