Составление описательного рассказа по сюжетной картине "Подарок маме на 8 марта"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Формирование умений согставлять рассказы по сюжетной картине по заданной теме 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_marta.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Подарок маме на 8 марта»
Цель: формирование  умений составлять рассказы по сюжетной картине по заданной теме.
Задачи:
Обучающая: уточнять и активизировать словарь по теме «Весна», «Мамин день»; продолжать учить составлять описательный рассказ по картине, придумывать начало и конец рассказа; употреблять и подбирать к существительным прилагательные; составлять распространенные предложения, подбирать слова на определенный звук.
Развивающая: развивать связную речь (диалогическую и монологическую), ассоциативное мышление.
Воспитывающая: формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, воспитывать любовь к маме.
Словарь:
международный женский, проталины, подснежники, грачи, скворцы,
капель, почки
Предшествующая работа:
Чтение рассказа «Мама» В. Берестова, беседы, чтение стихов о маме.
Материал:
Картина, цветок: лепестки разного цвета, мяч, предметы или картинки к игре, альбомные листы, карандаши.
Методические приемы:

Цель:
Формирование  умений  рассказывать ( составлять описательный рассказ) по содержанию сюжетной картины.
Задачи:
. Формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя), рассуждать над её содержанием.
Упражнять в умении выделять конкретные объекты и давать им соответствующие названия, находить взаимосвязь между объектами, изображенными на картине.
Совершенствовать умения согласовывать слова в предложениях: прилагательные с существительными. Совершенствовать диалогическую форму речи.
Развивать монологическую форму речи; умения поддерживать беседу.
Расширять и активизировать словарь детей по теме «Семья». Активизировать восприятие, развивать внимание, память, воображение, аналитические умения. Развивать умение "вхождения" в изображенное на картине и описывать воспринимаемое через различные органы чувств.
Воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его, оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор.
Методы и приемы
1.Игра «На что это похоже?»
2.Д/и «Подзорная труба».
Цель: : Учить детей выделять объекты, изображенные на картине. подготовить словарный запас, составить тематический словарь.
3. Д/и: «Ищу друзей» или «Ищу недругов».
Цель: установление взаимосвязи между объектами на картине, группировка по заданному признаку (объекты относящиеся к живой природе и рукотворному миру) Обобщение перечисленных объектов
4.Моделирование объектов: Схематичное изображение объектов относительно друг друга.
5.Прием «Вхождение в картину»
Цель: Учить детей представлять возможные ощущения от предполагаемого соприкосновения с различными объектами и передавать их в речи.

Материал и оборудование:
1.Сюжетная картина «Подарок маме на 8 марта», к ней экран с прорезями

2.Изображения волшебников с эмблемами:
«Определение состава картины»
«Установление взаимосвязей между объектами на картине»
«Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств»
3.Силуэтное изображение цифры восемь,
4. На каждого ребенка: листы бумаги, карандаши красного, синего цвета, поощрения призы,
5. План - схема рассказа.
6. Волшебная палочка

Ход ОД:
1.Организационный момент.
«Здравствуйте, здравствуйте…»

2.Игра “Угадай на что похоже”.
(Воспитатель показывает детям белый лист бумаги по контуру напоминающий цифру8)
Как вы думаете, на что это похоже? (На бантик, на цифру 8)
Давайте посмотрим, что же это? (цифра8)
Что она вам напоминает. Эта цифра потерялась. Давайте поищем в группе место, откуда она попала к нам.
Ищут, находят картину.
3.Игра «Заколдованная картина»
В: Какая интересная картина. Кто то её заколдовал. Ничего не видно. Только маленькие окошки открыты. Как вы думаете, что на ней нарисовано? (ответы) Почему вы так решили? (видим торт, цветы, календарь). Как же нам посмотреть, что же все таки на ней нарисовано, правильно ли мы догадались. Раз это волшебная картина, то расколдовать нам её поможет… (ответы) Вот посмотрите, здесь рядом лежит необычная палочка. Давайте попробуем, вдруг она волшебная. Я возьму волшебную палочку, дотронусь до картины. (снимаю экран) Действительно, здесь нарисован праздник. Какой?
4.Игра «Подзорная труба»Но волшебства продолжаются. И в гостях у нас Волшебник «Дели – Давай - кА». Как вы думаете, почему волшебника так зовут? «Дели – Давай – кА» умеет все на свете делить на части. Он нам поможет поделить нашу картину на множество частей. Он приготовил для каждого из вас волшебную подзорную трубу. (Детям предлагается альбомный лист для имитации подзорной трубы) Возьмите эти листочки и сделайте подзорную трубу. Давайте мы теперь эту картину внимательно рассмотрим издалека, через «волшебную подзорную трубу». Каждый из вас, через трубу увидит, только один предмет или одно живое существо. Посмотрите в волшебную подзорную трубу и скажите: кого или что вы там видите? Смотрим так, чтобы увидеть только один предмет, и помним правило: не называть тот объект, который уже увидели и назвали (Дети называют объекты: девочка, мама, бабушка . дедушка, папа, сынок, чашка, блюдце и т.д)
5.Игра «Фотографирование»
Молодцы, сколько разных объектов увидели, а давайте, чтобы ничего не пропустить и не забыть, схематично зарисуем все предметы, как будто сфотографируем их, я на доске, а вы у себя на листах. (дети садятся за столы) Давайте еще раз назовем предметы, которые мы увидели. Где они расположены на картине? Я начну, а вы мне поможете. В центре картины нарисован стол. Я изображу его вот таким овалом. Кто сидит за столом? (мама) Нарисуем кружок. Кто еще сидит? (бабушка) Нарисуем кружок побольше. Где его нарисуем справ или слева. Почему побольше? (старше) Кто стоит рядом с мамой? (папа) Нарисуем прямоугольник. Кто еще стоит рядом с мамой? Сынок. Как мы его назовем? Нарисуем прямоугольник поменьше. Почему? Кто стоит рядом с бабушкой? (дедушка) Нарисуем прямоугольник самый большой. Почему? (старше папы) Кто сидит рядом с бабушкой? Внучка. Придумайте ей имя. Как мы ее изобразим. Маленьким кружочком. Почему? Какие еще предметы не назвали. Аналогично рисуем: торт, конфету, картинку, цветы, чашки, печенье.
(Дети называют как можно большее число объектов, изображённых на картине, а я схематично фиксирую  их на доске, дети у себя на листах повторяют схему за мной).В: Ребята, давайте внимательно посмотрим, все ли объекты мы обозначили, на том ли месте мы их изобразили? Проверьте своей подзорной трубой
В: Да, молодцы, ничего не пропустили! Были внимательны (быстро перечислить все названное, начиная с главного)
6.Игра «Наведем порядок»
В: Ребята, что мы сейчас делали? (называли объекты на картине). Правильно, мы назвали и даже нарисовали разные отдельные объекты на картине. Но ведь не дело, что мы картину разобрали на части, а обратно собрать забыли. Пришла пора наводить порядок – соединить, объединить части в целое .А поможет нам в этом Волшебник объединения. Волшебник этот молчаливый и мы должны ему помочь – объяснить связи между объектами. Что с чем связано и почему?
Кого мы можем объединить? Папа связан с мамой он дарит ей торт. Папа связан с тортиком, он держит его в руках.
Сынок связан с мамой, он дарит ей подарок. Мальчик связан с картинкой, он держит её в руках. И тд.
6.1 Объединение названных объектов стрелками: по мере называния связей между объектами, воспитатель чертит линии – соединения.
6.2 Обобщение наиболее существенных связей, подводящих к осмыслению содержания картины: Можно ли объединить всех людей между собой? (да, это семья, они все заняты общим делом – отмечают праздник 8 марта)
7. Физкультминутка «Дружная семья»
А давайте поиграем и расскажем какая дружная семья получилась
На опушке дом стоит
На столбе фонарь висит
В доме том живет семья,
Очень-очень дружная.
Папа гвозди забивает,
Сынок папе помогает,
Мама гладит и стирает,
Дочка куколку качает
Чинит дедушка сапог
Вяжет бабушка носок
Вот у нас семья какая
Дружная, большая!
8 Игра «Слушай-ка - Чувствуй-ка»
Вам нравится эта картина? А вы хотели бы войти в эту картину? (ответы детей). Тогда, самое время пригласить Волшебника «Слушай-ка - Чувствуй-ка», он поможет нам попасть в картину. Произносим волшебное заклинание «Вокруг себя повернись и в картине очутись». Вот мы и в картине. Закройте глаза на минуточку.
Прислушайтесь внимательно, что происходит рядом с вами?
Что вы слышите?
А теперь откройте глаза и скажите: Что вы слышали?(выслушиваются ответы детей)
А сейчас походим тихонько по нашей картине.
Что вы почувствовали? (выслушиваются ответы детей)
Притроньтесь и проведите рукой по всему, что встретилось вам на пути.
Что вы почувствовали теперь?
Что теперь можно сказать об объектах?(выслушиваются ответы детей)
А теперь вдохните запах, того что вас окружает.
Какие запахи вы почувствовали?
Попробуйте, что- то пожевать, если это не вредно.
Какие вкусовые ощущения добавились?
Ребята , скажите, а мы можем определить, какое время года на нашей картине? Почему?
А какое время дня, какая часть суток в картине? (выслушиваются ответы детей)
Воспитатель: Действительно, трудно определить какое время года на картине, потому что герои находятся в комнате. Но мы можем угадать время года, пользуясь подсказками: календарь, праздник.
А теперь закроем глаза, и волшебник поможет нам выйти из картины.
9. Составление рассказов
Ребята, мы так много говорили и знаем о картине, что я думаю, сможем быстро составить рассказы по этой картине. Присаживайтесь на стульчики. Для того, чтобы рассказ получился интересным, последовательным нужно кое что составить, ребята вы знаете что?
Дети: да, нужно составить план.
Воспитатель: Правильно! Рассказ состоит из трех частей. Начало. Середина. Конец. Послушайте ребята план, который придумала я.
1.Где находятся?
2.Кто изображен?
3.Что делают?
4. Какая семья?
Воспитатель: Дети, послушайте: какой рассказ придумала я. Слушайте внимательно, потом будете рассказывать вы.
Субботним утром дружная семья собралась в большом, уютном зале, что бы поздравить своих любимых женщин с 8 марта. Сын дарит маме поздравительную открытку, потому что он её очень любит, дочка хочет угостить бабушку конфетой ведь бабушка так любит сладкое. А дедушка дарит бабушке букет её любимых цветов, а папа приготовил торт, чтобы порадовать своих любимых женщин. Мама с бабушка и дочкой очень рады, и приятно удивлены, как постарались для них их мужчины.
Кто желает рассказать?
Ребенок: Ранним утром вся дружная семья собралась в уютной комнате, чтобы поздравить любимых женщин с 8 марта. Папа испек торт, сыном приготовил для мамы открытку, а дедушка приготовил букет цветов. Маме и бабушке было очень приятно.
Воспитатель: Умница. Ты последовательно рассказала. У тебя получился очень интересный рассказ. Молодец! Кто еще желает?
Ребёнок: В выходной день большая и дружная семья решила поздравить любимых женщин с праздником. Они находятся в большой, чистой и уютной комнате. Папа приготовил торт. Дочка угощает бабушку конфетой а дедушка бабушке дарит букет цветов. Эта семья, как и наша очень трудолюбивая и заботливая.
Воспитатель: Рома, молодец! Ты даже сравнил эту семью со своей. Твой рассказ был подробным. Ты умело использовал план. Кто еще хочет попробовать?
Ребенок: однажды, одна большая и дружная семья решила собраться вместе, чтобы поздравить своих женщин с 8 марта. Для этого они выбрали большой зал. Папа приготовил торт. Дочкой даёт бабушке конфету. Бабушка сидит за столом и принимает поздравления от дедушки, который дарит ей букет цветов. Это замечательная семья: большая, дружная и любящая!
Воспитатель: Молодец! Ты справился со своим заданием. Ты рассказал подробно о каждом. Твой рассказ получился интересным, последовательным.
10. Итог. Рефлексия.
В: Ребята, нашим волшебникам очень понравились ваши рассказы, Они уверены, что не зря играли с вами в разные игры, вы научились говорить правильно и красиво. Волшебники приготовили для вас подарки. Только

подарить вы будете их друг другу сами,. Волшебники хотят , чтобы все дети получили подарки, поэтому просят вас не забыть ни одного ребенка. Вот я например хочу подарить этот подарок… , потому что … так интересно составил рассказ по картине. Теперь следующий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Составление описательного рассказа по сюжетной картинке "Снеговик"

Образовательная область : Коммуникация.  Интеграция областей : Коммуникация, Музыка, Здоровье, Художественное творчество....

Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Золотая осень».

Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Золотая осень»....

Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Кто как зимует»

Использование современных образовательных технологий: использование ТСО (мультимедийное оборудование, кинокамеру)Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, м...

Составление описательного рассказа по сюжетной картине "На границе" в старшей группе.

Конспект открытого занятия по речевому развитию для старшей группы....

Конспект по развитию речи "Составление описательного рассказа по сюжетным картинам "Домашние животные"

Конспект по развитию речи "Составление описательного рассказа по сюжетным картинам "Домашние животные"...