Главные вкладки

    Конспект Непрерывной образовательной деятельности «Составление описательного рассказа по картине И.И Левитана «Март»» Старшая группа общеразвивающей направленности
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

    Мохрякова Ольга Сергеевна

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nod_sostavlenie_rasskaza_po_kartine.docx25.95 КБ

    Предварительный просмотр:

     

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №126 комбинированного вида Выборгского района

    Санкт-Петербурга

    Конспект

    Непрерывной образовательной деятельности

    «Составление описательного рассказа по картине И.И Левитана «Март»»

    Старшая группа общеразвивающей направленности

     

                                                     Воспитатель:

    Мохрякова Ольга Сергеевна

     Санкт-Петербург

    2019 год

    Цель: Формировать умение у детей составлять описательный рассказ с помощью

    рассматривания картины.

    Задачи.

    Образовательные:

    -Совершенствовать умения детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине

    -Учить детей произносить предложения с различной интонацией, передавать голосом радость и огорчение

    -Формировать образную речь детей

    -Учить устанавливать связи: место, время года, погода

    -Совершенствовать монологическую речь

    - Учить подбирать подходящие по смыслу определения и глаголы

    Развивающие:

    -Развивать связную диалогическую и монологическую речь детей

    -Развивать внимание и память детей

    -Развивать у детей наблюдательность, умение чувствовать и передавать в рассказе настроение, заключенное в пейзаже

    -Развивать умение видеть и понимать выразительные средства, которые использовал художник.

    Воспитательные:        

    -Воспитывать бережное отношение к природе

    -Воспитывать эстетические чувства детей, эмоциональную отзывчивость по отношению к весенней природе

    -Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к произведениям искусства        

    Используемые технологии:        

    -здоровьесберегающая технология

    - игровая технология

    -технология сотрудничества

    -технология музыкального воздействия

    Предварительная работа: Чтение стихов и рассказов о весне, рассматривание иллюстраций, наблюдения на прогулке, слушание музыки П. И. Чайковского «Времена года».

     

    Оборудование:

    -Репродукции картины И.И. Левитана «Март»;

    -Музыкальная запись произведения П. И. Чайковский цикл «Времена года. Март».

    -Предметная картинка: портрет И. Левитана.

    Ход деятельности:

    На доске выставляется репродукция картины. И портрет художника. Дети заходят в группу. Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года. Март». Дети присаживаются напротив картины И. Левитана «Март» полукругом на стульчики.

    Воспитатель читает стихотворение:

    То мороз,
    То лужи голубые,
    То метель,
    То солнечные дни.
    На пригорках
    Пятна снеговые
    Прячутся от солнышка
    В тени.
    Над землёй-
    Гусиная цепочка,
    На земле —
    Проснулся ручеёк,
    И зиме показывает
    Почка
    Озорной, зелёный
    Язычок. (В. Орлов «Март»)

    Воспитатель: Здравствуйте ребята. Вам понравилась музыка, которая звучала, когда вы зашли?

    Дети: Да понравилась.

    Воспитатель: А кто помнит, как она называется?

    Дети: Времена года

    Воспитатель: Совершенно верно, а о каком именно времени года звучала музыка?

    Дети: Весна

    Воспитатель: Правильно. Это произведение П.И. Чайковского «Март». Март –это первый месяц весны. Вы любите весну?

    Дети: Да

    Воспитатель: Я тоже очень люблю весну. Потому, что в это время года вся природа словно просыпается от зимнего сна. Снова оживает. И как в чудесной сказке все преображается и меняется каждый день. Дни становятся длиннее. Солнце светит ярче. Тает снег. На деревьях появляются почки, а потом листочки. Давайте попробуем описать весну и поиграем в игру «Скажи кая».

    Дети вместе с воспитателем играют в дидактическую игру «Скажи какая» (Весна какая… ответы детей)

    Воспитатель: Молодцы ребята. Сегодня мы с вами будем составлять рассказ по картине художника Исаака Ильича Левитана «Март». (воспитатель обращает внимание детей на протрет художника, а затем на картину).  Внимательно рассмотрите картину. Какие краски и тона преобладают? Что происходит в природе и почему? Подумайте, о чем хотел нам рассказать художник?

    Воспитатель дает детям время посмотреть на картину. Вновь звучит музыка.

    Воспитатель: Скажите ребята какое время года нарисовал художник?

    Дети: Весну!

    Воспитатель: Почему вы так решили?  По каким признакам можно определить, что здесь изображена весна?

    Дети: Голубое, светлое небо; тает снег, появились проталины, светит солнце.

    Воспитатель: Почему вы решили, что светит солнце? Ведь художник не нарисовал солнца?

    Дети: Желтые лучи солнца освещают всю картину. Лучи солнца пригрели дом, его стены, крышу, крыльцо; снег, лошадку, дорогу, деревья. Небо такое голубое, ясное, светлое бывает, когда светит солнце. От деревьев падают тени.

    Воспитатель: А какое время суток изображено на картине?

    Дети: День.

    Воспитатель: Какой день: пасмурный или ясный? Ещё какой?

    Дети: Ясный, весенний, солнечный, теплый.

    Воспитатель: Как изображен снег?

    Дети: Он блестит, сверкает, искриться. Местами снег тает. Он осел, стал тяжелым. На дороге снег потемнел, стал рыхлым. Из-под снега где-то показалась земля – проталины. На крыше снег подтаял.

    Воспитатель: Взгляните на небо. Что вы можете сказать о нем?

    Дети: Голубое, чистое, ясное, высокое, безоблачное, прозрачное, как будто сияет, радуется.
    Воспитатель: А теперь, ребята, попробуйте описать деревья, изображенные на картине.

    Дети: Художник изобразил березы, сосны и ели. Березы освещены солнцем, а сосны остаются в тени, словно не желают наступления весны.
    Воспитатель: Ребята, обратите внимание на картине нет человека, но мы чувствуем его присутствие.

    Как мы можем догадаться, что он рядом?

    Дети: Распахнута дверь; снята с окна ставня; лошадь ждет человека; на дереве - скворечник.

    Воспитатель: Скажите, каких красок больше на картине - ярких, светлых или темных?
    Дети: Светлых и ярких, только в лесу краски темные.

    Воспитатель: Какое настроение, какие чувства вызывает картина, когда смотрите на неё?

    Дети: Радость, восторг, восхищение.

    Воспитатель: Художник специально подобрал для картины такие краски, чтобы через цвет выразить свое весеннее настроение. Он тоже испытывал радость, восхищался красотой ранней весны и хотел нам об этом рассказать.

    Воспитатель: Молодцы ребята, вы отлично справились с описанием картины. А теперь давайте встанем и немножко подвигаемся.

    Проводится физкультурная минутка «Пришла весна

    «Пришла весна»

    Улыбаются все люди-веснавеснавесна!

    (дети поднимают руки над головой и ритмично хлопают)

    Она везде, она повсюду - красна, красна, красна.

    (делают ритмичные повороты туловища)

    По лугу лесу и полянке - идет, идет, идет.

    (ритмично шагают на месте)

    На солнышке скорей погреться - зовет, зовет, зовет.

    (взмахивают обеими руками к себе)

    И в ручейке лесном задорно - звенит, звенит, звенит.

    (ритмично щелкают пальцами рук)

    По камушкам в реке широкой журчит, журчит, журчит.

    (потирают ладони)

    Разносит запахи повсюду цветов, цветов, цветов.

    (делают из пальцев бутон)

    И все живое сразу слышит весенний этот зов!

    (ритмично сжимают и разжимают пальцы)

    Воспитатель: А сейчас мы составим свои рассказа по картине.  Составлять рассказы мы будем по определенному плану:

    1. Название картины, автор.
    2. Время года, часть суток.
    3. Снег, небо, солнце.
    4. Деревья.
    5. Настроение.

    Детям дается немного времени продумать рассказ.

    Воспитатель: Послушайте мой рассказ: На картине “Март” Исаак Левитан изобразил раннюю весну, время пробуждения природы. Стоит солнечный, теплый день. Небо голубое, ясное, высокое. Воздух чист и прохладен. Весеннее солнце светит ярко. Яркими лучами солнца освещена стена дома, крыша крыльца, березы перед домом. Каждой веткой березки тянутся к теплу и свету. Снег ещё лежит везде: перед домом, на крыше крыльца, в лесу. На дороге снег уже тает и нам кажется, что вот-вот зажурчат ручьи. Местами из-под снега появились проталины.

    Лишь в хвойном лесу холодно. Лежит глубокий снег. Сосны и ели стоят мрачные и хмурые.

    Картина мне очень понравилась. Она вызывает чувства радости, восторга. Теперь вы.

    Дети составляют по желанию рассказ (2-3 детей).

    Заслушиваются рассказы детей.

    Воспитатель: Молодцы ребята. У вас получились очень красивые рассказы. Вам понравилось наше занятие?

    Дети: Да

    Воспитатель :По какой картине мы сегодня составляли рассказ? Кто написал эту картину?  А чей рассказ вам понравился больше всего? Почему? Оценка.  

    Ответы детей

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План конспект непосредственно образовательной деятельности СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ «Лошадь с жеребёнком»

    Задачи:-познакомить со словами обозначающими цвет, величину, используя антонимы для сравнения лошади с жеребёнком («Познание»)- расширять представления о домашних животных и их детёнышах (лошадь с жер...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности - "Составление описательного рассказа "Моя любимая игрушка".

    Занятие по развитию речис детьми среднего дошкольного возраста"Составление описательного рассказа "Моя любимая игрушка". Автор: Куликова Ольга Леонидовна, воспитатель ГБДОУ №28, г....

    Конспект непосредственной образовательной деятельности "Составление описательного рассказа по игрушке в средней группе"

    Цель: Учить детей составлять небольшой описательный рассказ (3-4 предложения) об игрушке, опираясь на образец и вопросы воспитателя....

    Конспект непосредственной образовательной деятельности "Составление описательного рассказа о предметах посуды в старшей группе"

    Цель: учить составлять короткий описательный рассказ о предметах посуды, используя алгоритм (модель)...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной работе с детьми 4-5 лет в группе общеразвивающей направленности по теме: «Невидимка-воздух»

    Задачи:Образовательные:-Дать детям представление о том, что воздух есть повсюду и внутри нас;-Подвести к пониманию того, что он занимает все пустое пространство, принимая форму предмета и обладает сво...

    Составление описательного рассказа по картине «Лошади и жеребята» в старшей группе

    Данный материал предназначен для работников дошкольных учреждений...