Главные вкладки

    План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме:
    Конспект непосредственной образовательной деятельности "Составление описательного рассказа о предметах посуды в старшей группе"

    Тараканова Аксана Александровна

    Цель: учить составлять короткий описательный рассказ о предметах посуды, используя алгоритм (модель)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл opisatelnyy_rasskaz_o_predmetah_posudy.docx241.13 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственной образовательной деятельности

    Составление описательного рассказа о предметах посуды

    в старшей группе

    Цель: учить составлять короткий описательный рассказ о предметах посуды, используя алгоритм (модель)

    Задачи:

    - Уточнять, расширять, систематизировать и  активизировать словарь по теме «Посуда».

    - Закреплять знания о назначении посуды.

    - Учить классифицировать посуду по способу употребления в быту.

    - Развивать монологическую речь, память, внимание.

    - Воспитывать интерес к занятию.

    Материал: тарелки (глубокая и мелкая, вилка, ложки (чайная и столовая, деревянная, металлическая, пластмассовая, стаканы, две пластмассовые игрушки, мяч; картинки с изображениями предметов посуды.

    Ход образовательной деятельности:

    Воспитатель читает отрывок из стихотворения С. Капутикян «Маша обедает»:

    Никому отказа нет,

    Подан каждому обед.

    Собачке - в миске,

    В блюдечке – киске,

    Курочке – несушке -

    Пшена в черепушке,

    А Машеньке – в тарелке.

    В глубокой, не в мелкой.

    Воспитатель: Ребята, о чем говорится в этом стихотворении? (ответы детей)

    В чем подают обед собачке? (в миске) а киске? (в блюдечке) а курочке? (в черепушке). А из чего обедает Машенька? (из тарелки). Как можно назвать одним словом миску, блюдце, тарелку? Что это? (посуда).

    (Воспитатель выставляет на стол все предметы, кроме пластмассовых игрушек и пластмассовой ложки.)

    -Ребята, посмотрите и назовите, что вы видите на столе. (дети называют) как одним словом можно назвать эти предметы?

    Дети: посуда.

    Воспитатель: А теперь сравните эти две тарелки (глубокую и мелкую). Чем они похожи?

    Дети: Из них едят, обе тарелки белые с орнаментом.

    Воспитатель: Чем они отличаются друг от друга? (приглашает детей к столу, предлагает взять предметы в руки).

    Дети: одна тарелка глубокая, а другая мелкая.

    Воспитатель: Для чего нужна глубокая тарелка (дети отвечают) А мелкая тарелка для чего нужна (ответы детей). Что бывает мелким и глубоким?

    Как вы понимаете выражения: глубокая река (имеет большую глубину), глубокое чувство (сильное),  мелкая река (имеет небольшую глубину),  мелкий дождь (несильный),  мелкий песок (некрупный).

    Воспитатель: а теперь давайте мы с вами немного отдохнем и вспомним физкультминутку, которая называется «Посуда»:

    Вот большой стеклянный чайник

    («надуть» живот, одна рука на поясе, другая изогнута как носик)

    Очень важный, как начальник,

    Вот фарфоровые чашки

    Очень хрупкие бедняжки

    (приседать, одна рука на поясе)

    Вот фарфоровые блюдца,

    Только стукни разобьются

    (кружиться, рисуя руками круг)

    Вот серебряные ложки,

    (потянуться, руки сомкнуть над головой)

    Вот пластмассовый поднос-

    Он посуду нам принес.

    (сделать большой круг)

    Воспитатель: А когда вы садитесь обедать, какая посуда вам нужна?

    Дети: Тарелки – глубокая и мелкая, вилка, ложка.

    Воспитатель: Теперь давайте сравним вилку и ложку. Из чего они сделаны?

    Дети: Из металла.

    Воспитатель: Значит, как одним словом сказать, какие они?

    Дети: Металлические.

    Воспитатель: (берет в руки металлическую чайную и столовые ложки). Чем похожи эти два предмета? Дети отвечают.

    Воспитатель: Правильно, они сделаны из одного материала, из металла, они металлические. Теперь подумайте и скажите, чем они различаются?

    Дети: Одна – большая, другая – маленькая. Одна – столовая, а другая – чайная.

    Воспитатель: А какие еще стеклянные предметы вы видите на столе?

    Дети: Стаканы.

    Воспитатель: Чем похожи эти стаканы? Чем отличаются? Для чего они нужны (дети отвечают).

    Воспитатель: сейчас я буду показывать вам посуду и говорить какая она, а вы должны подобрать противоположное слово: эта тарелка глубокая, а эта (мелкая). Эта ложка столовая, а эта (чайная). Один стакан высокий, а другой (низкий).

    Воспитатель: Сейчас мы поиграем в магазин посуды. (выставить на доску картинки с изображением посуды). Ребята, посмотрите, какая красивая посуда есть в нашем магазине. Вы можете ее купить, но надо правильно рассказать, что это за посуда, какая она, для чего нужна? Вам подсказка – модель описания посуды

    Послушайте мой рассказ (образец описательного рассказа): Это кастрюля. Она хранится на кухне. Кастрюля зеленого цвета, цилиндрической формы, большого размера, металлическая. У кастрюли есть дно, стенки, края; ручки у нее черные из пластмассы; крышка металлическая. В кастрюле можно приготовить вкусный суп, кашу, сварить макароны, сварить компот.

    Воспитатель приглашает к доске ребенка, чтобы он рассмотрел картинки. В случае затруднения воспитатель подсказывает ребенку начало фразы. Другим детям воспитатель предлагает отгадать, что имел в виду рассказчик, и найти на доске описанный предмет. Описание следующего предмета дает тот, кто правильно отгадал предыдущий.

    Итог занятия:

    Воспитатель: А теперь, ребята, мы с вами поиграем в игру, которая называется «Отвечай быстро». Вы все встаете в круг, а я буду находиться в центре круга и бросать мяч. Например, я брошу мяч Уле и скажу слово стеклянный, а она должна бросить мяч мне обратно и сказать при этом, что может быть стеклянным, что делают из стекла. (в этой игре воспитатель выявляет представления детей о следующих качествах предметов: стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный и т. д).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно – образовательной деятельности по обучению грамоте и декоративному рисованию в старшей группе «В гостях у мастера карандаша».

    В процессе образовательной деятельности дети закрепляют свои знания о звуках и народном искусстве Хохлома, раскрыта интеграция таких образовательных областей как: социально-коммуникативное развитие, р...

    План конспект непосредственно образовательной деятельности СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ «Лошадь с жеребёнком»

    Задачи:-познакомить со словами обозначающими цвет, величину, используя антонимы для сравнения лошади с жеребёнком («Познание»)- расширять представления о домашних животных и их детёнышах (лошадь с жер...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности - "Составление описательного рассказа "Моя любимая игрушка".

    Занятие по развитию речис детьми среднего дошкольного возраста"Составление описательного рассказа "Моя любимая игрушка". Автор: Куликова Ольга Леонидовна, воспитатель ГБДОУ №28, г....

    Конспект непосредственной образовательной деятельности "Составление описательного рассказа по игрушке в средней группе"

    Цель: Учить детей составлять небольшой описательный рассказ (3-4 предложения) об игрушке, опираясь на образец и вопросы воспитателя....

    Конспект открытого занятия непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (ОО "Речевое развитие") в старшей группе детского сада. Пересказ рассказа Е. Чарушина "Лисята"

    В конспекте открытого занятия имеются различные материалы (мнемодорожка, презентация, схема), которые помогут воспитаннику лучше познакомиться с творчеством автора Е. Чарушина и бы...

    План-конспект непосредственно образовательной деятельности «Что мы знаем о родном городе» в старшей группе.

    План-конспект непосредственно образовательной деятельности «Что мы знаем о родном городе» в старшей группе....