Игры и упражнения по развитию речи на тему "Дом и всё что в нём" для детей старшей группы ДОУ
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Игры и упражнения по развитию речи на тему "Дом и всё что в нём" для детей старшей группы ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2l.t.-dom_i_vsyochto_v_nem.-st.gr_.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема "Дом и всё, что в нем" (старшая группа)

Утренний сбор детей

(игры)

Динамическая пауза

(развитие общей моторики)

«Я превращаюсь»

Придумать свое окончание или свое начало к предложению: «Я превращаюсь в…». например: «Я превращаюсь в облачко и лечу по небу», «Я превращаюсь в снежок и таю на солнышке» и т.п.

«Наш дом»

Если на улице дождик идет,

(взмахи руками перед собой)

Если метелица злая метет,

(взмахи руками из стороны в сторону)

В доме под крышей укроемся мы,

(«крыша» над головой)

Дождик и снег нам тогда не страшны!

(на месте топают ногами)

Пальчиковая гимнастика

(развитие мелкой моторики)

Дыхательная гимнастика

«ПОМОЩНИКИ»

Раз, два, три, четыре,

(Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

Мы посуду перемыли:

(Одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик,

(Загибают пальчики по одному, начиная с ложку большого)

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

(Опять трут ладошкой ладошку.)

Только чашку мы разбили.

(Загибают пальчики.)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали.

(Сжимают и разжимают кулачки.)

«Часики»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз.

Артикуляционная гимнастика

(развитие артикуляционной моторики)

Мимическая разминка

(развитие мимических мышц)

«Домик открывается»

Ротик широко открыт,

Язычок спокойно спит.

Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

Описание: Слегка улыбнуться,  медленно открыть рот (как для пропеваниязвука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.

«Мимический кубик»

Ребенок с помощью мимики изображает эмоциональное состояние, схематически представленное на выпавшей грани кубика.

Речевая зарядка

Скороговорки

Стул взглянул на табурет:

«Ну, буквально, мой портрет!

Мы, как половинки,

Только он без спинки»

Веник пол подметал,

Веник очень устал,

Он чихнул, он зевнул,

И тихонько лег под стул

Чистоговорки

Стихотворения

МА – МА – МА - деревянные дома

ОМ – ОМ – ОМ - мы построим дом

ОМУ – ОМУ – ОМУ - мы подходим к дому

НА – НА – НА – покрашена стена

Что за шум на кухне этой?

Будем жарить мы котлеты

Мясорубку мы возьмем,

Быстро мясо провернем.

Миксером набиваем дружно

Все, что нам для крема нужно.

Чтобы торт скорей испечь,

Включим мы электропечь.

Электроприборы — это чудо!

Жить без них нам было б худо. (Е. Игнатьева)

Считалка

Строим- строим дом- дом, будет много в нём, в нём

Высоченных этажей, и окошек, и дверей;

1,2,3,4,5- кирпичи кладём опять!

Ты к нам в гости заходи, сам кирпичики клади! (а потом в кругу води!)

Загадки

Зрительная гимнастика

Только я, только я

Я на кухне главная.  

Без меня как не трудитесь

Без обеда насидитесь.  

           (Электроплита)

Посмотри на бочок

Во мне вертится волчок.

Ни кого он не бьёт,

Зато всё собьёт.

                   (Миксер)

На столе в колпаке

Да в стеклянном пузырьке

Поселился дружок –

Развеселый огонек.

(Настольная лампа)

«Заборчик»

Поднимать глаза вверх и опускать вниз.

Рече-двигательные упражнения

Массаж (лица, ушей и т.д.)

«Часы»

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт.

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка.

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью,

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга.

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой.

А часы идут, идут,

Иногда вдруг отстают.

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят!

Если их не заведут,

То они совсем встают.

Наклоны влево-вправо.

(Дети садятся в глубокий присед.

Приседания.

Вращение туловищем вправо.

Вращение туловищем влево.

Ходьба на месте.

Замедление темпа ходьбы.

Бег на месте.

Дети останавливаются)

Массаж рук «Мыло»(по китайской методике)

Каждый день я мыло мою

(Раздвинув пальцы, хлопают в ладошитак, чтобы пальцы обеих руксоприкасались)

Под горячею водою.

И в ладонях поутру

Сильно, сильно мыло тру.  (Неплотно сжимают в кулак пальцыодной руки и  ударяют тыльнойстороной ладони о середину другойладошки.)

Мойся, мыло! Не ленись!

Не высказывай! Не злись!(Сжав руку ладонью другой руки,массируют ее, проводя пальцами отлоктя до запястья и обратно.)

Игры (на развитие

фонетико-фонематического восприятия)

Игры (на развитие

лексико-грамматического строя речи)

«Узнай по голосу»

Дети, держась за руки, идут по кругу, водящий с завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок, к которому прикоснётся водящий должен назвать имя водящего или спросить: «Кто я?», а водящий должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становится водящим.

«Два, пять»

Цель игры: Согласование числительных ОДИН, ПЯТЬ с существительными.

Ход игры: Скажи верно:

Было Два дома – стало ПЯТЬ… (домов)  

Психоэмоциональные и

релаксационные упражнения

Чтение художественной литературы

(развитие связной речи)

«Часики»

Цель: снять психоэмоциональное напряжение через дыхательные техники, создание положительного эмоционального фона.

Процедура проведения. Ведущий: «Ребята, а вы видели часики?

У кого они есть? А хотите, мы сегодня с вами будем показывать часики? Встаньте прямо, ножки слегка расставьте так, чтобы машина между ними могла проехать, руки опустите. Мама часики завела, и они стали тикать: «Тик-так!».  Размахивайте прямыми руками вперед и назад. Устали часики, остановились, отдыхают... Мама снова завела часики, и они снова стали тикать». Дети и ведущий размахивают руками, говорят: «Тик-так».

Хочу обратить Ваше внимание на то, что монотонные движения руками затормаживают отрицательные эмоции!

В. Маяковский «Кем быть?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского» для детей старшей группы

Предлагаю Вашему вниманию конспект НОД по развитию речи " Путешествие по сказкам К. И. Чуковского " для детей старшей группы....

Конспект ООД по речевому развитию на тему "Развитие речи через театрализованную деятельность в поликультурной среде" для детей старшей группы.

Конспект ООД по развитию речи детей старшей группы при ознакомлении с культурой и традициями народов России и ближнего зарубежья посредством театрализованной деятельности....

Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Игры и упражнения по Развитию речи для детей старшей - подготовительной к школе групп Лексическая тема: Весна " ( 13.04- 17.04)

Цель :•Обобщить представление о весне, о типичных явлениях в природе весной. Расширять, уточнять и актуализировать словарь по теме «Весна». Совершенствовать навык анализа и синтеза сл...

Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Игры и упражнения по Развитию речи для детей старшей - подготовительной к школе групп Лексическая тема: Весна "

Цель :•Обобщить представление о весне, о типичных явлениях в природе весной. Расширять, уточнять и актуализировать словарь по теме «Весна». Совершенствовать навык анализа и синтеза сл...

Игры и упражнения для закрепления лексической темы: "Весна. Приметы весны. Перелетные птицы" для детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.

Представленный материал для закрепления лексической темы "Весна. Приметы весны. Перелетные птицы". Для совместной работы детей и родителей. Длительность проекта две недели. Первая неделя: &q...

Игры и упражнения по развитию речи на тему "Подводный мир" для детей старшей группы ДОУ

Игры и упражнения по развитию речи на тему "Подводный мир" для детей старшей группы ДОУ...

Игры и упражнения по развитию речи для детей 6 - 7 лет ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 - 7 ЛЕТ)

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого...